Конспект урока "Николай Гарин-Михайловский и его произведение "Детство Тёмы"".
план-конспект урока по чтению на тему
Конспект урока. Программа "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikolay_garin-mihaylovskiy.docx | 25.67 КБ |
garin-mihaylovskiy.ppt | 560 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока Методы и приемы | Хроно мет раж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный | 11:00 | -Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Анна Владиславовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. | Приветствовать учителя. | К: соблюдать простейшие нормы речевого этикета (здороваться). |
Постановка учебной задачи и ее решение Практический: ответы на вопросы. | 11:00-11:05 | -Скажите, произведения какого раздела вы сейчас читаете? -А как вы думаете, как же рождается герой? - Сегодня мы с вами познакомимся с героем рассказа и выясним, похож ли герой рассказа на сказочного героя. -Ребята, откройте оглавление учебника и назовите тему нашего сегодняшнего урока. (слайд 1) -А какие цели мы можем поставить перед собой? (слайд 2) | Рассуждать, отвечать на вопросы. | П: планирование учебного сотрудничества с учителем. Р: принимают и сохраняют учебную задачу. Р: определяют тему урока и ставят цели на урок. |
Решение частных задач на основе анализа текста Практический: ответы на вопросы. Практический: слушание учителя. Наглядный: рассматривание портрета. Практический: лексическое толкование слов. Физминутка. Практический: выразительное чтение текста вслух. Практический: ответы на вопросы. Практический: ответы на вопросы. Практический: ответы на вопросы. Практический: ответы на вопросы. | 11:05- 11:15 11:15- 11:20 11:20- 11:21 11:21- 11:30 11:30- 11:35 11:35- 11:37 11:37- 11:40 11:40-11:41 | -Ребята, внимательно посмотрите на экран. (слайд 3) -Вам знаком этот человек? -Это, ребята, Николай Гарин-Михайловский - великий русский писатель. Сегодня мы познакомимся с его биографией. Слушайте внимательно и все запоминайте. - Настоящая его фамилия была Михайловский. Он родился в Петербурге в 1852 году. Родители его были люди богатые. Его отец был боевой офицер. Крестил его царь Николай. Под открытым небом зимою в лесу Гарин-Михайловский выбрал однажды высокую ель и приказал, не срубая её, разукрасить от вершины до нижних ветвей золочёными орешками, флагами, свечками, окружил весёлыми кострами и, созвав из деревни крестьян, всю новогоднюю ночь пировал вместе с ними под этим деревом, на морозе, в снегах. Он учился в Гимназии, закончил Институт путей сообщения в Петербурге, работал инженером-строителем. Участвовал во многих экспедициях. Затем он решил писать. В 1892 году начал издавать журнал «Русское богатство». И стал подписывать свои произведения псевдонимом Н. Гарин, потому что у него был сын, которого звали Гаря. Писатель очень любил детей и много о них писал. Его очень волновала судьба молодого поколения. Писатель считал, что дети должны быть счастливыми, и ничто не должно омрачать их детство. Его повести «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Умер Николай Гарин-Михайловский в 1906 году в своем родном городе Петербурге. Основное произведение писателя - рассказ «Детство Темы», который мы сегодня с вами начнем читать. Но вы будете изучать лишь отрывок рассказа, а у кого есть желание могут прочесть и всю книгу. Вот, как она выглядит. -А сейчас предлагаю вам потренироваться правильно читать трудные слова, которые встречаются в рассказе: 1.Прочтите слово про себя. 2. Определите лексическое значение слова. 3.Теперь давайте прочтем его хором. 4.Прочитаем слово с выделением ударения. 5. А теперь произнесем это слово. (слайд 4) (терраса - открытая площадка, примыкающая к дому, для отдыха; ирод - злодей; сердечная - искренняя, добрая) -Теперь давайте встанем, потянемся и сейчас я проверю, насколько внимательны вы были, когда я рассказывала о Николае Гарине-Михайловском. Я буду говорить вам различные утверждения о писателе. Если я говорю верное утверждение, вы садитесь, а если неверное, то стоите. (Писатель родился в Москве. Закончил Институт путей сообщения. Писатель не любил детей. Его отец был боевой офицер. Настоящая фамилия писателя Гарин-Михайловский. Звали писателя Александр) -Молодцы, ребята, внимательно слушали. -Итак, ребята, теперь мы приступаем к самой интересной части урока, к чтению рассказа «Детство темы». -Откройте учебник на странице 114. Перед чтением задание: разделить отрывок, который мы будем читать, на 3 части. Потом мы проверим ваши предположения. -Я начинаю читать, а вы следите и помогаете мне. (чтение рассказа) - Ребята, о чем же говорится в 1 части? Где она заканчивается? Почему? -А где заканчивается и начинается 2 часть? О чем говорится в ней? -А 3 часть? Что главного вы заметили здесь? -Ребята, как можно озаглавить 1 часть? (слайд 5) -А 2 часть? (слайд 5) -А как можно озаглавить последнюю часть? (слайд 5) -Ребята, запишите этот план на листочках. Он поможет вам при подготовке к пересказу. -Продолжаем нашу работу. Внимательно посмотрите на строки, выделенные цветом, и скажите, как они характеризуют отношение Темы к Жучке? Посмотрите на слайд и скажите, подходят ли эти прилагательные для характеристики героя? Докажите примерами из текста. (слайд 6) -Объясните поведение Темы, опираясь на подчеркнутые слова. - А хотели бы вы иметь такого друга, как Тема? Почему? -Можно ли назвать Тему храбрым? Почему? -Ребята, вспомните, что такое натюрморт? (слайд 7) Пейзаж? (слайд 8) Найдите в тексте описание, которое можно было бы назвать натюрмортом. А теперь найдите пейзажное описание. Что в них общего? Соответствуют ли они душевному состоянию мальчика? Докажи. -А теперь я предлагаю вам поработать в парах. На экране вы видите пословицы. Вам необходимо подобрать подходящую пословицу к отрывку, который мы прочли. (слайд 9) -Ребята, кто готов? Поделитесь своими предположениями. -Дальнейшее знакомство с рассказом вы продолжите на следующих уроках. | Отвечать на вопросы. Слушать учителя, воспринимать информацию. Выполнять действия. Читать текст. Отвечать на вопросы, рассуждать. Рассуждать, отвечать на вопросы. Рассуждать, отвечать на вопросы. Рассуждать, отвечать на вопросы. | П: строят речевое высказывание. П: осмысленно читают слова. К: контролируют свою деятельность по алгоритму. Р: планируют свои действия в соответствии с задачей. П: осмысленно читают. П: строят речевое высказывание. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы. К: формулируют собственное мнение и позицию. П: строят речевое высказывание. К: работают в парах. |
Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. | 11:41-11:45 | -Ребята, вспомните тему нашего урока. -А какие цели мы перед собой ставили? Достигли ли мы их? -Понравился ли вам рассказ? Почему? -Ребята, кто хочет рассказать о главном герое рассказа по плану? (слайд 10) -А дома вам нужно подготовить краткий пересказ отрывка со страницы 114 до страницы 117 по плану, который мы записали. | Отвечать на вопросы. Отвечать на вопросы, делать выводы. Записывать домашнее задание. | П: строят речевое высказывание, осуществляют синтез. П: строят рассуждение. Р: осуществляют итоговый контроль. |
Тема урока: Николай Гарин-Михайловский и его рассказ «Детство Темы».
Цель деятельности учителя: познакомить с творчеством русского писателя Николая Гарина-Михайловского и с отрывком из его рассказа «Детство Темы».
Планируемые результаты:
предметные: развитие умений осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста; формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою; учить анализировать текст; совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью.
личностные: развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения; содействовать развитию умения общаться между собой.
Тип урока: знакомство с новым материалом
Оборудование: Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 2 частях. 3-е издание-Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.; презентация.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛИ: познакомиться с творчеством русского писателя Николая Гарина-Михайловского; читать и анализировать рассказ Николая Гарина-Михайловского «Детство Темы».
зажж е нную вчер а шнего серд е чная терр а су и род
ПЛАН. 1. 2. 3.
смелый добрый надежный
Натюрморт – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов (посуда, плоды, дичь, букеты цветов и т. д.).
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению природы.
1)Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 2)Друзья познаются в беде. 3)Собака – друг человека. 4)Ученье - свет, а неученье – тьма.
План рассказа о герое 1.Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился( ась)… Мне очень запомнился(ась)) 2.Опиши внешность героя (его лицо , одежду , манеру поведения ) 3.Вспомни , в каких поступках , мыслях , действиях , лучше всего раскрывается характер героя? 4.Перечисли основные черты характера понравившегося героя. 5.Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами. 6.Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось бы походить на этого героя? 7.Вспомни, какая из пословиц, поговорок могла бы лучше всего передать характер этого героя?
Домашнее задание: подготовить краткий пересказ отрывка по плану с.114-117.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Гарин-Михайловский. Тёма и Жучка.
2 класс.Литературное чтение.Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классовГОУ Гимназии №63Тема:Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».Тип урока:урок ознакомления с новым мате...
Тестовая работа по рассказу Н.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"
Данный тест разработан для подготовки детей к аттестации по чтению в 4 классе. Текст произведения прилагается....
Тестовая работа по рассказу Н.Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»
Тестовая работа по рассказу Н.Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»....
Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".
Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...
Н.Г. Гарин-Михайловский "Старый колодезь" ("Детство Тёмы")
Урок по литературному чтению на тему "Н.Г. Гарин-Михайловский "Старый колодезь" ("Детство Тёмы"), 4-й класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс. ПНШ...
Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"
Вашему вниманию представлен подробный конспект урока по литературному чтению с описанием целей деятельности педагога, плани...