Интегрированный урок литературное чтение, окружающий мир, музыка "Народная песня"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учителя с учащимися с удовольствием проводят уроки в школьных музеях, созданных с любовью педагогами нашей школы. Основная задача преподавателя заинтересовать ребенка учебным предметом, вовлечь его в активную учебную деятельность. Школьные музеи, как раз и позволяют погрузить ребенка в жизнь,в историю, в практику. На интегрированных уроках в музее «Русь народная» ученик имеет возможность прикоснуться к предметам старины, близко рассмотреть и потрогать те вещи, которые видит на страницах учебника, погрузиться в интерьер русской избы.
Сценарий интегрированного урока
(литературное чтение, окружающий мир, музыка)
в 4 классе
Учитель: Казакова Елена Валерьевна
Тема урока: «Народная песня»
Цель урока: Познакомить учащихся с новым жанром устного народного
творчества песней.
Задачи урока: Выявить жанровые особенности песни.
Учить выражению точки зрения, настроения.
Практическое освоение работы в позиции «чтеца».
Прививать любовь и уважение к историческим корням.
Расширять кругозор учащихся.
Воспитывать бережное отношение к историческому прошлому.
Оборудование: Фильм «Жили - были москвичи»
Пластинка «Фольклор народов России»
СД «Русские народные песни»
Тексты русских народных песен.
Участники урока: Учащиеся 11 класса, учащиеся 4 класса.
Место проведения: Музей «Русь народная»
Ход урока
«Беседа дорогу коротает, а песня – работу».
- Сегодня у нас необычный урок. Мы проводим его в нашем школьном музее «Русь народная».
- Скажите, пожалуйста, а причем здесь урок литературы?
( Мы изучаем русский фольклор.
В музее представлены предметы связанные с народной Русью)
- Посмотрите, пожалуйста, на предметы, которые вас окружают. Каким понятием их можно объединить?
(Предметы труда
Предметы быта)
- Совершенно верно. Жизнь народа была тяжелая, трудовая, все приходилось делать своими руками и кормить себя и одевать и обувать и предметы домашнего обихода изготавливать и жилище свое строить!!!
Давайте рассмотрим некоторые экспонаты поближе.
(Учитель подходит к прялке)
- Что это?
(Прялка)
- Для чего она была нужна?
(Шить
Плести одежду
Вязать)
- Точнее говоря получать нить – прясть. Специально обработанную шерсть или лен, а называется это кудель, клали на гребень, скручивали и вытягивали нить, которую наматывали на… ( показывает веретено)
(Веретено)
- Точно, веретено. А что дальше делали?
(Одежду вязать
Ткань делать)
- Правильно. Полотно ткать. А чем пользовались?
(Иголкой
Спицами)
- Специальным ткацким станком. В музее представлен мини-станок на котором вы можете видеть изготовление тканого пояса.
- Скажите, пожалуйста, а работа эта быстро делалась? Веселая она была? Разнообразная?
(Это было очень трудно.
Скучно, работа однообразная.
Много времени проходило пока одну рубаху сделаешь.)
- А что помогало скрасить эту работу, сделать ее более приятной, быстрой?
(Сказки рассказывали, небылицы.
Может быть играли?
А, наверно песни пели.)
- Конечно. Посмотрите фрагмент фильма «Жили – были москвичи».
( учитель включает фрагмент (5 минут))
- Что же интересного вы увидели?
(Девушки сидели за работой и пели.
А еще они гуляли и пели.)
- Хорошо. Скажите, пожалуйста, а в избе светло было или темно?
(Темно. Там окошечки маленькие.)
- А как же тогда обходились? Ведь электричества в те далекие времена не было.
(Свечи горели
Нет, лучины жгли.)
- Совершенно верно, использовали лучину.
( учитель показывает щепку)
- А как ее приспосабливали? В руках держали?
(В стену вставляли.)
- Посмотрите, пожалуйста – это чугунный светец. Выглядело это так: брали длинную щепку, вставляли под определенным углом в светец, его в палку втыкали (конец острый, как гвоздь), а палку приспосабливали над корытом с водой).
- А зачем?
(Чтобы пожара не было.)
- И вот, представьте себе - горит лучина, мерно поскрипывает колесо прялки, и льется тихая песня.
(выходят учащиеся 11 класса, в русских народных костюмах и исполняют
Народную песню)
- Когда еще можно было услышать песню?
(Когда люди работали.)
- А разве удобно петь и работать?
(Песня помогает
С песней веселее становится)
- Совершенно верно, ведь первоначально песня еще не была собственно песней: ритмические выкрики помогали объединить усилия людей в труде (ритм трудовых движений).
(демонстрация учителем картины «Бурлаки на Волге»)
( звучит запись фрагмента песни)
– Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая сама пойдет!
Подернем, подернем,
Да ухнем!
Пелась песня для координации(слаженности движений) сил артели (группы работников) в один из самых тяжелых моментов: страгивания расшивы с места после подъема якоря)
(учитель включает пластинку Фольклор России, звучит трудовая песня)
- А какое настроение вы услышали?
(Грустное, печальное, спокойное, бодрое, какое-то подгоняющее)
- Давайте еще рассмотрим экспонаты нашего музея.
(учитель показывает туеса)
- Что это?
(Корзинки, короба, туеса.)
- Да, верно, это туеса. А из чего они сделаны?
(Из коры)
- Да, из бересты -это тонкий слой березовой коры, покрытый растительным воском. А для чего они использовались?
(Люди собирали в них грибы, ягоды.)
- А когда занимались сбором ягод и грибов песни пели?
(Конечно)
- Давайте послушаем песни в исполнении наших старшеклассников
( выходят учащиеся 11 класса и исполняют хороводную песню)
- А какое настроение вы услышали?
(Веселое, нежное, радостное, …)
(учитель ставит запись песни «Коробейники»)
- А когда могла звучать эта песня?
(На праздник, когда люди отдыхали….)
- А какое настроение вы почувствовали?
(Задорное, веселое, радостное….)
- А теперь попробуйте прочитать тексты песен и разобраться какое настроение? Когда могли исполняться эти песни?
( учитель раздает детям тексты песен, парная работа)
- Пожалуйста, давайте послушаем Сашу с Настей.
(девочки читают колыбельную песню)
- А можно понять какое настроение в песне и когда ее исполняют?
(Конечно, эту песню поют маленьким детям перед сном,)
- Пожалуйста, Максим и Илья прочитайте текст песни.
- Можно понять какое настроение в этой песне?
(Сложно, можно нежно петь, а можно весело.)
- Прочитайте текст песни Никита и Сережа.
- Когда могли исполнять эту песню?
(Когда что-то делали…Когда гуляли..)
- А какое настроение?
(А как петь будут? А может быть веселым, а может грустным.)
- А что важнее в песне текст или мелодия?
(Наверное мелодия, мы тогда сможем понять настроение.)
- Совершенно верно: ритм передает настроение.
- Что можно сказать о характере русских народных песен?
(Они разные, настроение разное, песни поются в разных случаях по-разному.)
- На какие группы можно разбить народные песни?
(Хороводные
Трудовые
Колыбельные
Обрядовые)
-Молодцы! Хорошо поработали.
- Песни всегда занимали важное место в жизни каждого народа. Русский литературный критик Николай Александрович Добролюбов писал: «У нас народ сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль. Еще в колыбели дети убаюкиваются песнями; подрастая, они сами выучиваются напевать народные песни. Собирается зимой молодежь крестьянская на посиделки, и здесь раздаются песни; приходит весна, выходят поселяне встречать ее, составляют хороводы, завивают венки и при этом непременно поют песни. Едут крестьяне пахать, жать, косить в знойную пору, и здесь песня звучит между ними, освежая их среди тяжелых трудов. Провожают лето, празднуют уборку, - опять с песнями. Песня сопровождает поселянина во всех его общественных трудах, она же следует за ним и в семейную жизнь его!»
«Песня – душа народа и трудно найти человека, который не любил бы ее».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по УМК "Начальная школа XXI века" во втором классе по теме: Г.Скребицкий "Весна-художник". Травянистые растения. Спасибо ...
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира
урок литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония" учебник «Азбука» Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фомин.Тема урока:«Чтение слов с изученными буквами. В гости к деревьям»Цели ...
Конспект интегрированного урока « Литературное чтение и окружающий мир » во 2 классе
« Литературное чтение и окружающий мир » во 2 классеЦель урока: - создание условий для ознакомления обучающихся с песенным фольклором зарубежных стран.Формы обучения:фронтальная, самостоят...
Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"
Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.
Конспект урока в 4 классе...
Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).
Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....
Интегрированный урок. Литературное чтение - окружающий мир в 1 классе
Тема: С. Михалков «Трезор» . Почему мы любим кошек и собак? Цели: 1. Расширить представления детей о домашних животных, об их повадках, о способах ухода за ними....