Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Конспект урока в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu_v_4_klasse.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе
Тема: «Что за прелесть эти басни!»
Учитель начальных классов Турабова И.В.
Цели:
- совершенствовать известные данные, расширить их;
- совершенствовать умение выразительно и осознанно читать;
- активизировать и расширить словарный запас учащихся;
- обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль, "крылатые" слова; «эзопов язык», аллегория
- содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;
- воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам;
- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
Тип урока - закрепление.
Форма урока - урок-презентация.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- книги с баснями для выставки,
- задание – тест для учащихся (приложение № 2),
- презентация (приложение № 1).
Предварительная подготовка - класс разделен на творческие группы. Каждая группа готовит своё задание.
Индивидуальная работа - написать собственный вариант басни
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги, гости! Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли посмотреть, как мы умеем дружно, хорошо, сообща трудиться на уроке.
II. Определение темы цели урока.
Сегодня мы поговорим об одном из самых древних литературных жанров. Он представляет собой короткий занимательный рассказ в стихах или прозе с обязательным нравоучительным выводом. Кто догадался о чем мы сегодня будем говорить?
(напомнить о необходимости говорить полными предложениями, доказыватьсвою точку зрения)
Да, сегодня у нас обобщающий урок басням.
III. Презентация мини-проекта.
Да, в басне высмеиваются человеческие пороки и басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Басни помогают посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков.
А что же такое басня? (ответы детей)
( Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение).
- Что такое мораль? Для чего баснописцы её включают в басню?
(Мораль – нравоучение, поучение. Басня содержит мораль, чтобы автор мог показать собственное отношение к рассказанному в басне, донести до читателя авторскую идею).
- Когда появилась басня?
(6 век до н.э., в Древней Греции).
А рассказать об этом мы попросим Рудько Ульяну и Ефимову Вику. Девочки защищали свою проектную работу по этой теме
(девочки рассказывают об истории возникновения жанра, объясняют термины иносказание, мораль, "крылатые" слова; «эзопов язык», аллегория):
-Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык». Что означает это выражение?
(Иносказательное выражение мыслей).
- С какой целью поэты пользовались Эзоповым языком?
(Эзопов язык, понятный искушённому читателю, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов).
- При помощи каких приёмов писатели-баснописцы выражали свои мысли?
(Аллегория – иносказание; метафора – употребление слов в переносном значении для определения предмета на основе сходства значения, уподобления; ирония – скрытая насмешка, иносказание).
VI. Повторение изученных басен
-Иван Андреевич Крылов часто в своих баснях использует сюжеты из басен Эзопа.
И сегодня мы послушаем отрывок из басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»
(чтение отрывка наизусть по ролям)
- Какой человеческий порок высмеивает баснописец в данной басне?
(Глупость, неразумность).
Сейчас мы проведём викторину на знание басен Крылова.
Приложение (см. Презентацию)
А кто еще хочет рассказать нам басню И,А, Крылова (послушать 1-2 басни)
А каких баснописцев вы ещё знаете? ( И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, Л.Н. Толстой)
Кто такие баснописцы?
(чтение басни С. Михалкова «Ромашка и Роза»)
V. Рефлексия
В баснях каждый персонаж очень яркий, образный и высмеивает определенные человеческие пороки. Давайте попробуем разобраться в персонажах и их характеристиках, а если сами не справимся , наши гости нам помогут
Презентация
1.Лев храбрость
Заяц трусость
Свинья невежество
Муравей трудолюбие
Стрекоза легкомыслие
Волк злобность
Ягнёнок беззащитность
Лиса хитрость
Осёл упрямство
Ворона ротозейство
VI. Проверка домашнего задания
Молодцы! А теперь проверим домашнее задание. Кто же придумал свою собственную басню? Кто хочет прочитать?
(чтение собственных сочинений)
VI. Итог урока.
- Урок понравился?
- Что делали на уроке?
- Нужно изучать басни?
- Что интересного узнали на уроке
И пусть вы не станете баснописцами, но я надеюсь, что интерес к этому жанру литературы у вас сохранится на всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по УМК "Начальная школа XXI века" во втором классе по теме: Г.Скребицкий "Весна-художник". Травянистые растения. Спасибо ...
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира
урок литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония" учебник «Азбука» Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фомин.Тема урока:«Чтение слов с изученными буквами. В гости к деревьям»Цели ...
Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"
Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...
Открытый интегрированный урок литературного чтения, русского языка и окружающего мира (экологии) в 4-А классе, Сидоренко Ольга Федоровна, учитель МБОУ гимназия №1 города Туапсе МО Туапсинский район Краснодарского края
Тема: Экология в литературе и русском языке.Цель: научить ценить и беречь красоту природы через воспитание чувств, использовать на практике художественного и научного слово, развивать устную и письмен...
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира на тему:О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мираТема: О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»Цель: расширить представления о кош...
Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).
Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира "Образ Родины в произведениях поэтов"
Форма занятия: защита проектовЦель: расширить представления детей о Родине, как стране и ее героическом народеЗадачи урока:учить ребят работать творчески, развивать логическое мышление,...