Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК Л.В.Занкова, учебник В.В.Лазаревой). 4 класс.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК Л.В.Занкова, учебник В.В.Лазаревой). 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.rar | 150.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа №8 г. Тулы
«Рекомендовано» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. |
| «Утверждено» Директор МБОУСОШ №8 _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
4 класс
Учитель: Позднова Оксана Николаевна
2014- 2015 учебный год
Литературное чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение»» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы по литературному чтению, разработанной В.А.Лазаревой. Программа рассчитана на 136 часов из расчёта 4 часа в неделю.
- Роль и место дисциплины в образовательном процессе.
Предмет « Литературное чтение» для четырёхлетней начальной школы разработан в контексте системы начального обучения Л.В. Занкова, нацеленной на общее развитие обучающихся, развитие «ума, чувств и воли», т.е. развитие познавательных способностей, эмоционально – волевых и нравственных качеств личности ученика. В начальном образовании, с одной стороны, литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и всего человечества, поскольку одна из важнейших функций культуры - сохранение и трансляция эстетических и нравственных образцов, содержащихся в культурных текстах. С другой - литература как вид искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют разум, чувства и воля читателя, иначе говоря, чтение способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Вероятность достижения воспитательных целей при изучении литературы объясняется высочайшим нравственным потенциалом и двойственной природой учебного предмета «Литературное чтение».
- Кому адресована программа.
Программа адресована обучающимся 4-х классов общеобразовательных школ, реализующих систему Л. В. Занкова.
- Соответствие государственному образовательному стандарту.
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
- Цель программы.
Воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.
Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.
Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
- Задачи программы:
В ходе реализации рабочей программы решаются задачи, сформулировпнные в пояснительной записке к курсу «Литературного чтения» В.А.Лазаревой:
- Продолжать развивать навыки осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения обучающихся, совершенствовать качества чтения как основу глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста.
- Ознакомить обучающихся с основами теории литературы, формировать на этой основе навыки анализа художественных произведений разных родов и жанров и опыт самостоятельной читательской и художественно-творческой деятельности.
- Способствовать освоению учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, развитию нравственных чувств личности; воспитанию потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания; пониманию важности чтения для познания окружающего мира.
- Развивать все виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма) обучающихся через формирование правильного литературного языка и умений понимать других и выражать понятно свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности.
- Специфика программы.
Четвертый год обучения является заключительным в начальном образовании детей. Задачи завершения начального периода литературного образования ребенка определяют содержательный аспект курса «Литературное чтение» и монографический принцип его построения: объединение произведений вокруг одной проблемы или подборка нескольких произведений одного автора. Ученики-читатели в этот последний год обучения в начальной школе по уровню своих знаний и читательских умений способны освоить основы комплексного анализа художественного произведения.
Для изучения выбраны сложные произведения достаточно большого объема, например, рассказ «Бедный принц» А.И. Куприна, «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого, «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина, «Путешественники не плачут» В.П. Крапивина и др. Расширяется круг чтения детей через введение в программу произведений зарубежной литературы: стихов, сказок О. Уайльда, Я. Экхольма дети знакомятся с произведениями современной детской литературы, фантастики. Лирика представлена произведениями поэтов-классиков и ведущих современных поэтов, пишущих не только для взрослых, но и для детей.
В 4 классе обобщаются ведущие нравственные понятия всего курса: семья, родные (мать, отец, сын, дочь). Учащиеся также выходят на новый уровень понимания и обобщения благодаря таким понятиям, как Родина, народ, гражданин. Последние главы учебника посвящены отечественным войнам нашего народа и Родине («Россия, Родина моя»). Программа в ее литературоведческом аспекте выстроена так, чтобы нравственные проблемы анализировались глубоко и объемно: подробно и основательно - на уровне возможностей эпического текста, а затем эмоционально-оценочно - с использованием возможностей лирики. Так идет процесс осмысления и эмоционального принятия, а в конечном счете личностного освоения и присвоения нравственных ценностей и таких понятий, как патриотизм, героизм, человечность, самопожертвование, долг и ответственность, самовоспитание человека.
Литературный материал и отобранные для чтения тексты позволяют завершить работу по основным линиям и направлениям начального литературного образования. Так, в этом учебном году закрепляется представление учеников-читателей о произведении как системе образов, учащиеся самостоятельно составляют структурную схему и работают с ней как основой целостного анализа произведения. Прочитав произведение, ученики-читатели могут самостоятельно составить сюжетный план, характеристику героя, увидеть в тексте основные элементы стиха, выявить изобразительно-выразительные средства, определить ведущее настроение и прочитать лирический текст в соответствии с ним и т.д. Программные произведения этого года обучения позволяют заложить основы для формирования представлений детей о фантастике, философской притче, лироэпическом тексте, что явится основой изучения подобной литературы в дальнейшем в средней и старшей школе. В итоге четвертого года обучения учащиеся осваивают следующие литературоведческие понятия: олицетворение, пьеса, ирония, фантастика.
Жанровое богатство, высокая художественность текстов и накопленный багаж знаний и навыков читательской деятельности за четыре года обучения в начальной школе позволяют усложнить и расширить тематику и формы творческих работ учащихся. От работы «по авторской модели» они переходят к сочинению собственных сказок, стихов, рассказов, пишут этюды и эссе, могут поставить в конце года настоящий спектакль по серьезной театральной пьесе. Особенность этого завершающего начальное литературное образование года обучения в том, что, продолжая «Музейные странички», вводится работа с личным читательским дневником. Там учащиеся самостоятельно анализируют новые произведения, пишут аннотации и рецензии. Тексты с вопросами в помощь ученикам-читателям даны в Хрестоматии для 4 класса. Последний вид деятельности, связанный с основной работой на уроках, особенно характерен для завершающего этапа начального литературного образования школьников, поскольку позволяет формировать такое качество чтения, как самостоятельность.
В этом году дети уже осознанно, по собственному выбору, расширяя программу, заучивают наизусть 20 стихотворений и 2-3 прозаических художественных текста (отрывка).
- Программное и учебно – методическое оснащение.
КЛАСС | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты государственной или авторской программы, на основании которой составлена данная рабочая программа | УМК обучающегося | УМК учителя |
IV | 3 | 1. Примерная программа начального общего образования по литературному чтению. М.: Просвещение, 2010 2. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова / Составители Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 | 1. В.А.Лазарева Литературное чтение: учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 2. Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс / Составитель В.А.Лазарева. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 | 1. В.А.Лазарева. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» 4 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010 2. В.А. Лазарева. Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010 |
- Содержание программы.
Учебно-тематический план
Содержание программного материала | Количество часов |
Глава 1. В школе жизни | 22 часа |
День знаний. | 1 час |
Знакомство с новым учебником. В.Д. Берестов «Речка детства моего - Турея…» | 1 час |
Изучение рассказа А.И. Куприна «Бедный принц». Жизнь мальчика дворянской семьи XIX века. Сопоставление образа с литературным портретом. | 6 часов |
Изображение жизни и внутреннего мира бедного мальчика, героя рассказа А.П. Чехова «Ванька». | 3 часа |
Читательский дневник. Внеклассное чтение. Рассказ А.П. Гайдара «Голубая чашка». | 1 час |
Осмысление нравственных ценностей русского народа. Работа над стихотворением Н.А. Некрасова «Школьник». | 1 час |
Уроки деятельной доброты. Анализ рассказа В.П. Астафьева «Бабушка с малиной». | 3 часа |
«Учителя» и «ученики» в школе, жизни. Работа над рассказом Ю.М. Нагибина «Зимний дуб». | 3 часа |
Читательский дневник. Внеклассное чтение. Э.Н.Успенский «25 профессий Маши Филипенко». | 1 час |
Работа над «Музейной страничкой». | 1 час |
Контрольная работа № 1. | 1 час |
Глава 2. «Мы в ответе…» | 25 часов |
Что значит «быть Человеком?». | 3 часа |
Легко ли быть Человеком? Анализ рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш». | 2 часа |
Работа с картиной И.Н. Крамского «Мина Моисеев». Характер героя. | 1 час |
Читательский дневник. Внеклассное чтение. Сказка Г.Х.Андерсена «Ромашка». | 1 час |
Урок-диспут: Что есть доброта? Это проявление силы или слабости? | 1 час |
Изучение рассказа «Заячьи лапы». Нравственные ценности русского народа и их утверждение в произведениях К.Г. Паустовского. Особенности композиции рассказа. | 4 часа |
Читательский дневник. Внеклассное чтение. Работа над сказкой К.Г.Паустовского «Растрепанный воробей». | 1 часа |
Сочинение-рассуждение «Мы в ответе за тех, кого приручили». | 1 час |
Изучение «Сказки о царе Салтане... » А.С. Пушкина. | 9 часов |
Читательский дневник. Внеклассное чтение. Сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда». | 1 час |
Контрольная работа № 2. | 1 час |
Глава 3. Сто фантазий | 13 часов |
Фантазия, фантастика, фантастический образ в литературе. | 5 часов |
Разные способы изображения действительности в литературе. | 4 часа |
Фантастическое изображение обычных человеческих проблем. | 3 часа |
Контрольная работа № 3. | 1 час |
Глава 4. «Каждый выбирает для себя…» | 31 час |
Нравственный выбор - нравственный поступок. Изучение рассказа В.П. Крапивина «Путешественники не плачут». | 4 часа |
Читательский дневник. Внеклассное чтение. Рассказ В.Ю. Драгунского «На Садовой большое движение». | 1 час |
Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. | 11 часов |
Уроки истории. Изучение стихотворения Лермонтова «Бородино». | 3 часа |
«Война - страшнее нету слова...». Работа над стихотворениями Б.Ш. Окуджавы, Ю.Д. Левитанского и др. Сопоставление с картиной К.А. Васильева. | 6 часов |
Читательский дневник. Внеклассное чтение. Работа над рассказом В.В. Конецкого «Петька, Джек и мальчишки». | 1 час |
Великий труд человека по самостроению, самовоспитанию. Изучение сказки А.П. Платонова «Неизвестный цветок». | 4 часа |
Контрольная работа № 4. | 1 час |
Глава 5. Россия, Родина моя | 11 часов |
С чего начинается Родина? Стихотворения М.Л. Матусовского, К.Н. Симонова. | 2 часа |
Образ Русской земли и русского народа в русской литературе Х1Х и ХХ вв. «Все мы люди разные, а Родина одна...». | 2 часа |
Изучение стихов Н.А. Некрасова, Е.А. Баратынского, В.А. Жуковского, Д.Б. Кедрина, Н.М. Рубцова и др., рассказов Ю.И. Коваля из книги «Чистый Дор». | 4 часа |
Читательский дневник. Внеклассное чтение. А.П. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». | 1 час |
Контрольная работа № 5. | 1 час |
Проблемно-обобщающее итоговое занятие. | 1 час |
Содержание программы (102 часа)
Круг детского чтения
1. В школе жизни
А.И. Куприн «Бедный принц»; А.П. Чехов «Ванька»; В.Д. Берестов «В двенадцать лет я стал вести дневник»; Н.А. Некрасов «Школьник»; В.П. Астафьев «Бабушка с малиной»; Ю.М. Нагибин «Зимний дуб».
2. «Мы в ответе...»
В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»; О.Е. Григорьев «Витамин роста» (стихотворема); Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»; Д.М. Шагиахметов «В синем лесу»; А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
3. «Сто фантазий»
Ю.П. Мориц «Сто фантазий», «Слониха, слоненок и слон»; К.Россетти «Есть у булавки головка»; Д.С. Самойлов «Сказка», «Белые стихи»; Т.М. Белозеров «Кладовая ветра»; В.Д. Берестов «Честное гусеничное»; Ф.Д. Кривин «Зеленые цистерны», «Солнце», «Жизнь на Земле»; Кир Булычев «Путешествие Алисы» (отрывок).
4. Каждый выбирает для себя
В.П. Крапивин «Путешественники не плачут»; Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (быль); М.Ю. Лермонтов «Бородино»; Ю.Д. Левитанский «Мальчики»; Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики...»; В.Д. Берестов «Мужчина»; А.Д. Дементьев «В мае 1945 года»; А.К. Передреев «Зачем шумит трава глухая...»; А. Платонов «Неизвестный цветок»; Н.Н. Матвеева «Кораблик».
5. «Россия, Родина моя»
М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»; К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берез?..»; Ю.И. Коваль «Чистый Дор»; В.А. Жуковский «Отчизне кубок сей, друзья...»; Е.А. Баратынский «Родина»; Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок); Д.Б. Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?..»; Н.М. Рубцов «Звезда полей»; А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...».
В рубрике «Проверь себя»: А.А. Фет «Кот поет, глаза прищуря...»; А.Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя»; А.К. Передреев «Качались ели.»; Ф.Д. Кривин «Подсолнух»; А.А. Блок «Ты помнишь? В нашей бухте сонной.»; Н.М. Языков «Пловец»; А.Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»; Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»; А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Н.М. Рубцов «Утро».
В рубрике «Музейная страничка»: Д.С. Самойлов «Вечером»; В.Ф. Боков «На Мамаевом кургане».
Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребёнка
Патриотизм | Любовь к Родине, осознание её культурных традиций, защита её духовных ценностей (М. Ю. Лермонтов «Бородино»; Н. М. Рубцов «Звезда полей во мгле заледенелой…»; С. Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берёз?..»; Ю. И. Коваль «Чистый дор»). Участие детей в социальной жизни общества (В. П. Астафьев «Бабушка с малиной; Э. Н. Успенский «25 профессий Маши Филиппенко»). |
Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность, милостливость, добродушие | Самопожертвование в любви, жертвенность (Г. Х. Андерсен «Ромашка»; Вера в победу добра, в великодушие человека (В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»; Ю. М. Нагибин Зимний дуб» ; К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»). |
Героизм, отвага, верность | Отвага, благородство, честь (Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»; Ю. П. Левитанский «Мальчики»). Героизм обыденности (А. П. Платонов «Неизвестный цветок»; В. П. Крапивин «Путешественники не плачут»). |
Долг, ответственность | Долг и ответственность за тех, кто поверил тебе (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; В. Д. Берестов «Мужчина»; Ю. И. Коваль «Чистый дор»). |
Сплочённость, коллективизм | Народ и человечество как единый коллектив, сплочённость людей, стремление к справедливости (М. Ю. Лермонтов «Бородино»; А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»; А. И. Куприн «Бедный принц»; В. П. Астафьев «Бабушка с малиной»; Ю. П. Левитанский «Мальчики»). |
Совесть, совестливость | Нравственная норма как мотив поведения (Ю. М. Нагибин «Зимний дуб», К. Г. Паустовский «Заячьи лапы»; В. П. Крапивин «Путешественники не плачут»; О. Е. Григорьев «Витамин роста»). |
Система освоения учащимися основ теории литературы
Художественный текст; изобразительная природа художественного текста; способы создания художественного образа. | Художественное изображение прошлого и будущего; правда жизни и вымысел автора. |
Виды текстов. Жанры. | Текст художественный и научно-познавательный. Фантастическая литература. |
Выразительное начало художественного текста. | Соответствие и несоответствие настроения содержанию лирического текста. |
Поэзия | Стихи без рифмы. |
Автор | Автор и рассказчик. Описание и рассуждение автора. |
Герой произведения | Автор и герой произведения. Отражение в образе героя времени и ментальности народа. Способы раскрытия внутреннего мира героя. |
Тема | Одна тема — разные произведения. Соотношение темы и идеи произведения. |
Идея | Идея как нравственная основа произведения. Проблематика произведения как проявление мировоззрения автора . |
Сюжет | Сюжет и композиция, основные элементы композиции произведения. |
Юмор | Игра словами как способ изображения смешного: «путаницы», литературные перевёртыши. |
- Планируемые результаты освоения предмета.
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные универсальные учебные действия | |
У четвероклассника будут формироваться: | Четвероклассник получит возможность для формирования: |
– устойчивое положительное отношение к литературному чтению, интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка); – эмоционально-ценностное отношение к содержанию литературных произведений; осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей; – этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения; – осознание себя гражданином России через эмоциональное принятие и осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой народ; – основа для развития чувства прекрасного на основе знакомства с доступными литературными произведениями разных стилей, жанров, форм. | – устойчивого интереса к литературе и другим видам искусства, потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания; – первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов; – внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя) различных по жанру произведений; – осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни; – нравственно-эстетических переживаний литературного произведения; – умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку. |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Четвероклассник научится: | Четвероклассник получит возможность научиться: |
– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации (особенностями художественного текста и т.д.); – произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному; – выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме; – осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности; – оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности. | – осуществлять планирование коллективной деятельности на основе осознаваемых целей; – осознавать этапы организации учебной работы; – самостоятельно планировать решение учебной задачи, ее реализацию и способы выполнения; – строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности; – намечать новые цели собственной и групповой работы; – осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии. |
Познавательные универсальные учебные действия | |
Четвероклассник научится: | Четвероклассник получит возможность научиться: |
– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета; – обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы; – строить сообщения в устной и письменной форме; – понимать смысл художественных и научно-популярных текстов; – устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств; – соотносить учебную информацию с собственным опытом. | – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – отбирать, систематизировать и фиксировать информацию; – проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. при подготовке сообщений. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Четвероклассник научится: | Четвероклассник получит возможность научиться: |
– использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений; – учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства; – принимать участие в коллективных делах и инсценировках; – контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе; – выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге. | – проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе; – воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении; – выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях; – сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать участие в коллективных проектах; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности |
Предметные результаты Виды речевой и читательской деятельности | |
Четвероклассник научится: | Четвероклассник получит возможность научиться: |
– осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения; – читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы; – эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль; – читать художественные, научно-популярные, учебные и справочные тексты, различая на практическом уровне их особенности; – использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое; – передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа; – отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом; – определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности; – выражать свою мысль в небольшом монологическом высказывании, вести диалог о прочитанном и/или услышанном произведении. | – воспринимать художественную литературу как вид искусства, необходимый для образованного и воспитанного человека; – осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать свое мнение о герое произведения и его поступках в монологической и диалогической речи; – вычленять систему образов произведения, основные сюжетные линии, особенности композиции, определять тему и идею произведения; – работать с доступными возрасту видами справочной литературы; – высказывать суждение о прочитанном и подтверждать его примерами из текста; – делать выписки из прочитанных текстов. |
Круг детского чтения | |
Четвероклассник научится: | Четвероклассник получит возможность научиться: |
– использовать на практике представления об элементах книги: характеризовать ее по титульным листам, оглавлению и др.; – отличать сборник произведений от авторской книги; – самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике и по собственному желанию; – составлять краткую аннотацию на литературное произведение по заданному образцу; – отличать сборник произведений от авторской книги; – составлять сборники своих творческих работ, в т.ч. коллективные сборники; – пользоваться самостоятельно алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. | – ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы; – выбирать книги для самостоятельного внеклассного чтения, определяя предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей; – писать отзыв и аннотации о прочитанной книге; вести читательский дневник; – работать с тематическим каталогом; – работать с детской периодикой, в том числе на сайтах детских журналов. |
Литературоведческая пропедевтика | |
Четвероклассник научится: | Четвероклассник получит возможность научиться: |
– понимать специфику прозаических и поэтических текстов; – определять особенности фольклорных форм и авторских произведений; – различать особенности построения народной сказки, пословицы, загадки и других фольклорных форм; – самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя; – видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения. | – пользоваться литературоведческими понятиями при сравнении и сопоставлении различных видов текстов; – различать изобразительно-выразительные средства в различных произведениях литературы (эпитет, сравнение, олицетворение и др.); – делать элементарный анализ различных текстов, составлять систему образов произведения, выводить из нее идею произведения; – создавать собственные небольшие тексты с использованием некоторых средств художественной выразительности по аналогии с изученными произведениями. |
Творческая деятельность | |
Четвероклассник научится: | Четвероклассник получит возможность научиться: |
– осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров; – читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений; – определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразитель_ ном чтении; – создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукции картин и на основе личного опыта. | – пересказывать текст, передавая при этом чувства героя и главную мысль автора произведения; – пересказывать текст от лица героя, автора, дополнять текст; – самостоятельно определять задачу выразительного чтения и находить интонационные средства ее воплощения; – участвовать в инсценировках по произведениям, в создании собственных проектов; – писать изложения и сочинения-рассуждения, уметь описать предмет или картину природы, находя точные образные слова; – писать сочинения по картине, анализируя ее содержание, настроение и способы художественного изображения; – передавать свое впечатление о прочитанном или услышанном в рисуночной и иной творческой деятельности. |
Изучение успешности обучения литературному чтению. Учёт знаний.
Триместры | Кол-во часов по программе | Контрольные работы | Творческие работы, сочинения |
I | 36 | 1 | 1 |
II | 33 | 2 | 1 |
III | 33 | 2 | 2 |
ВСЕГО | 102 | 5 | 4 |
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета направлена на обеспечение качества образования.
Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Назначение контрольных и проверочных работ заключается в том, чтобы отслеживать продвижение детей по отношению к стартовому уровню и фиксировать результаты освоения основных действий с предметным содержанием.
Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты.
Отметкой оцениваются только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
Контрольные работы по литературному чтению проводятся после изучения определенных разделов.
Оценка индивидуальных, образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
11. Педагогические условия и средства реализации стандарта.
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- урок-практикум;
- урок-исследование;
- урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
- урок – беседа
- урок – зачет
- урок – игра
- выполнение учебного проекта.
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое оборудование:
- портреты писателей и поэтов, художников и композиторов;
- репродукции картин художников-пейзажистов, натюрморты, плакаты в соответствии с тематикой литературных произведений и рубрики «Картинная галерея»;
- иллюстрации к литературным произведениям;
- библиотека книг для внеклассного чтения;
- демонстрационные образцы книг представленных авторов;
- стеллаж (демонстрационная полка) для оформления выставок книг;
- стеллаж для хранения книг, портретов, иллюстраций.
Электронно-программное обеспечение:
- записи музыкальных произведений, соответствующих тематике литературных произведений;
- видеофильмы и музыкальные слайд-шоу о природе;
- презентации по литературному чтению.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, DVD-плеер, МР3 плеер;
- компьютер с учебным программным обеспечением;
- интерактивная доска;
- магнитная доска;
- цифровой фотоаппарат;
- сканер, ксерокс, принтер.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии обучения:
1. Технологии развивающего обучения:
- Система развивающего обучения Л.В. Занкова;
2. Традиционные технологии:
- Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)
3.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
- Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);
- Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.
4.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- Игровые технологии
Принципы обучения:
1. Принцип научности обучения
2. Связи теории с практикой
3. Системности
4. Принцип сознательности и активности в обучении
5. Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
6. Принцип наглядности
7. Доступность обучения
8. Принцип прочности усвоения знаний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой). 1 класс.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс УМК Занкова...
Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой). 3 класс.
Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой). 2 класс.
Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочие программы по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру для 1 класса. УМК "Начальная школа XXI века."
Рабочие программы составлены на основе требований ФГОС начального общего образования и авторских программ в рамках проекта "Начальная школа XXI века."...
Рабочие программы по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру для 3 класса. УМК "Начальная школа XXI века."
Рабочие программы составлены на основе требований ФГОС начального общего образования и авторских программ в рамках проекта "Начальная школа XXI века."...
Рабочая программа по литературному чтению авторы: Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская, 2 класс ПНШ
Рабочая программа по литературному чтению авторы: Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская , 2 класс ПНШ...
Тематическое планирование по литературному чтению (система Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой) 2 класс
Уметь анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки, обнаружить поэтический взгляд на мир в прозаическом и поэтическом тексте; сравнивать поэтические образы речи....