Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой). 3 класс.
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.rar | 129.23 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» | |||||||
№ п/п урока | Тема урока | Тип урока | Возможные виды деятельности учащихся | Требования к уровню подготовки учащихся (Планируемые результаты) | Дата | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||
I ТРИМЕСТР | |||||||
Осенние странички – 9 часов | |||||||
1. | «Штурманы книжных морей». Читательская викторина. | Урок празд-ник | Викторина по произведениям, прочитанным летом. | Воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта. Ориентироваться в содержании книги по заголовку, оглавлению, по выделенным в тексте словам. Понимать и грамотно использовать в своей речи термины: пейзаж, эпитет. Подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению | Формировать мотивацию к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интереса к созданию художественных произведений. Формировать интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений. Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности. | Принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи. Выражать свои мысли в устной и письменной речи. Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы. Принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника. Принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих. Определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения. Проявлять интерес | 02.09. – 06.09. |
2. | Знакомство с учебником Элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация). Картины осени в поэзии. А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало». | Урок изуче-ния нового матер-иала | Обобщенное повторение сведений о поэзии и возможностях поэтического слова в изображении природы и чувств человека. Анализ стихотворений. Формирование представлений учащихся об эпитете. Расширение словарного запаса. | ||||
3. | Изображение осени в искусстве. Г.А.Ладонщиков «Верная примета», А.К.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад». | Комб. | |||||
4. | Изображение осени в искусстве. Формирование представления об эпитете. | Комб. | |||||
5. | Анализ стихотворения С.А.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» и Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…». | Комб. | Анализ пейзажной лирики. Выделять языковые средства художественной выразительности (звукопись), эпитеты, сравнения. | ||||
6. | Конкурс чтецов. Передача в выразительном чтении своего внутреннего видения картины изменение эмоционального состояния героя. | Комб. | |||||
7. | Золотая осень в живописи. Работа над картиной И.С.Остроухова «Золотая осень» | Урок систе-матизации знаний | Осознание способов создания живописного ряда. Анализировать изобразительно-выразительные средства при характеристике картины: цветовая гамма, ее воздействие на зрителя, свет, микротемы картины, соотнесение переднего плана и фона и др. Составлять устный рассказ по картине художника. Писать сочинение, используя различные языковые и художественные средства. | к общению и групповой работе. Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи. | 09.09. – 13.09. | ||
8. | Развитие речи. Сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень» | Сочи-нение | |||||
9. | Анализ сочинений. Обобщение по разделу «Осенние странички» | Комб. | |||||
Народные сказки – 21 час | |||||||
10. | Народные сказки. Вхождение в мир русской народной волшебной сказки. А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» | Урок изуче-ния нового матер-иала | Познакомиться с прологом из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и знаменитым «Лукоморьем» художницы Т.А.Мавриной. Анализировать особенности построения сюжета. | Различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ. Пересказывать текст кратко и с его творческой обработкой. Находить в сказках способы создания характера героя. Читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения. Работать со словарями (вне учебника), в т.ч. со словарем иностранных слов. Сопоставлять различные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно-популярные, поучительные и комические. Читать тексты со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного. Воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта. Выразительно читать вслух доступные произведения. Кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы. | Углубление процесса осмысления нравственных представлений о душевных качествах народного героя, о совестливости и великодушии, об отваге и смелости, доброте и терпении, смекалке и находчивости. Осознание главных достоинств русского человека – доброты и трудолюбия. Формировать мотивацию к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интереса к созданию художественных произведений. Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности. Формировать эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм. Формировать интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений. Формировать начальные представления о нравственных понятиях: патриотизм, героизм и защита Родины, отвага и смелость, ответственность человека за свою судьбу, великодушие и совестливость. | Соотносить внешнюю оценку и самооценку. Пересказывать текст по плану. Выделять смысловые части текста и составлять план литературного произведения. Принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника. Принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих. Самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос. Участвовать в коллективных инсценировках, спектаклях. Принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи. Выражать свои мысли в устной и письменной речи. Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | 16.09. – 20.09. |
11. | Волшебные сказки. Знакомство с содержанием сказки «Баба-Яга». | Комб. | Анализировать волшебные сказки. Характеризовать чудо как главный признак волшебной сказки. Анализировать особенности построения сюжета. Способы создания образа героя в волшебной сказке; воплощение в характере положительного героя народных представлений о чести и благородстве, силе и красоте, в сюжете сказки – представлений о неодолимости добра, возмездии за зло. | ||||
12. | Особенности волшебной сказки. Образ главной героини. «Баба-Яга». | Комб. | |||||
13. | Особенности волшебной сказки. Работа по содержанию сказки «Баба Яга». | Комб. | 23.09. – 27.09. | ||||
14. | Выявление особенностей волшебных сказок. «Сивка-Бурка» | Комб. | |||||
15. | Составление характеристики героев сказки «Сивка-Бурка». Деление текста на смысловые части, составление его простого плана. | Комб. | |||||
16. | Анализ волшебных сказок. Наблюдение над художественными средствами сказочной речи. Практическая работа № 1 с разными источниками информации (словарями) на электронных носителях «Толкование устаревших слов». | Комб. | |||||
17. | Сюжет русской народной сказки «Бой на Калиновом мосту». Составление картинного плана. | Комб. | Проанализировать особенности построения сюжета. Способы создания образа героя в волшебной сказке. Составить план сказки. Подготовить пересказ сказки по плану. | 30.09. – 04.10. | |||
18. | Составление сравнительной характеристики главных героев сказки «Бой на Калиновом мосту». | Комб. | |||||
19. | Идеи русской народной сказки «Бой на Калиновом мосту»: патриотизм, чувство долга, товарищество | Комб. | |||||
20. | Жанр сказки. Внеклассное чтение. Самостоятельный выбор книги и определения её содержания по элементам. | Комб. | Обобщить знания о волшебной сказке., самостоятельно доказать, что каждую из прочитанных сказок можно назвать волшебной. | ||||
21. | Обобщение материала о волшебных сказках. Объяснение и оценивание поступков героев сказки, мотивация своей личностной оценки. | Урок систе-матизации знаний | 07.10. – 11.10. | ||||
22. | Изучение бытовых сказок. Русская народная сказка «Дочь-семилетка». | Комб. | Характеризовать особенности и своеобразие бытовых сказок; называть отличительные черты бытовых сказок от волшебных. | ||||
23. | Художественное своеобразие бытовых сказок. Русская народная сказка «Дочь-семилетка». | Комб. | |||||
24. | Характеристика персонажей. Осознание социальной направленности бытовой сказки. Русская народная сказка «Дочь- | Комб. | Характеризовать реальность, обыденность как основу бытовой сказки. «Простой» | ||||
семилетка». | непростой герой. Здравый смысл, смекалка, хитрость – основа его непобедимости; самоирония народа как основа оптимизма и нравственного здоровья. | ||||||
25. | Главная мысль сказки «Дочь-семилетка». Характеристика главной героини. | Комб. | 14.10. – 18.10. | ||||
26. | Сатирическая и воспитательная направленность бытовых сказок. Русская народная сказка «Каша из топора». | Комб. | Утверждение жизненной активности как залога удачи; счастье как награда герою. Победа «простых» и бедных над «умными» и богатыми. | ||||
27. | Театрализованная игра «В мире есть такое чудо». | Урок-игра | Обобщение представлений о русских народных сказках. Творческое задание: сочинение сказки по самостоятельно разработанному плану. | ||||
28. | Сказки других народов. Литовская сказка «Бедняк и богач». | Комб. | Познакомиться с жизнью и творчеством других народов. Попытаться определить типы (волшебная или бытовая) рассмотренных сказок. | ||||
29. | Сравнение сказок других народов. «Кукушка» (ненецкая сказка), «Ах и Ох» (узбекская сказка) | Комб. | |||||
30. | Сказки других народов. Японская сказка «Земляника под снегом». | Комб. | |||||
Преданья старины глубокой – 21 час | |||||||
31. | Былина как жанр устного народного творчества. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | Урок изуче-ния нового мате- риала | Познакомится с жанром былины, сопоставить фольклорные произведения и картины художника на одну и ту же тему. | Воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта. Ориентироваться в содержании книги по заголовку, оглавлению, по выделенным в тексте словам. Сопоставлять различные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно-популярные, поучительные и комические. | Формировать мотивацию к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интереса к созданию художественных произведений. Формировать эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм. | Принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи. Определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения. Проявлять интерес к общению и групповой работе. | 21.10. – 25.10. |
32. | Особенности былинного жанра. «Добрыня Никитич и Змей». | Комб. | |||||
33. | Особенности былинного жанра. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». | Комб. | |||||
34. | Развитие речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри». | Сочи-нение | Написание сочинения по картине. | ||||
35. | Знакомство с мифами. Мифы о богах и титанах Древней Греции. Практическая работа № 2 с разными источниками информации (справочниками) на электронных носителях. «Из истории Древней Греции». | Комб. | Иметь представление о мифе как выражении миропонимания древнего человека. Работать с эпитетами и сравнениями. Познакомиться с содержанием мифов и героями Древней Эллады. | Различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ. Выразительно читать вслух доступные произведения. Кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы. Понимать и грамотно использовать в своей речи термины: басня, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет. Подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению. Соотносить главную мысль и название произведения. Ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание рассуждение. | Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности. Формировать представления о защите Родины как долге гражданина. Формировать интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений. | Принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника. Принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих. Самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос. Участвовать в коллективных инсценировках, спектаклях. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Соотносить внешнюю оценку и самооценку. Пересказывать текст по плану. Выделять смысловые части текста и составлять план литературного произведения. Выражать свои мысли в устной и письменной речи. Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы. | 28.10. – 01.11. |
36. | Изучение древнегреческих мифов. Мифы о героях. Подвиги Геракла. | Комб. | |||||
37. | Мифы и легенды Древней Греции: «Прометей». | Комб. | 11.11. – 15.11. | ||||
38. | Лернейская гидра – чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. | Комб. | |||||
39. | Древнегреческий миф «Дедал и Икар». | Комб. | |||||
40. | Древнегреческий миф «Орфей и Эвридика». | Комб. | |||||
41. | Театрализованная игра «Древнегреческие боги на Олимпе». | Урок-театрализа-ция | Закрепить и расширить знания по древнегреческой мифологии. Выучить любой миф про любимого бога (богиню), приготовить костюм. По желанию подготовить кроссворды, рисунки. | 18.11. – 22.11. | |||
42. | Изучение славянской мифологии. Славянский бог, сотворивший мир – Род. | Комб. | Познакомиться с мифологией предков русского народа, их верованиями и нравственными представлениями. | ||||
43. | Изучение славянской мифологии. «Святогор - древний хранитель мира». | Комб. | |||||
44. | Изучение славянской мифологии. «Перун – сын Сварога». | Комб. | |||||
45. | Изучение славянской мифологии. «Лада – богиня любви и красоты». | Комб. | 25.11. – 30.11. | ||||
46. | Изучение славянской мифологии. «Духи – хозяева». | Комб. | |||||
47. | Славянские мифы и предания. Купала и Кострома. | Комб. | |||||
48. | Отражение в мифах жизни и нравственных представлений древних людей. | Урок-празд-ник | Закрепить и расширить знания по славянской мифологии. | ||||
II ТРИМЕСТР | |||||||
49. | Организационное занятие по работе над проектом «Музей старинных вещей». Итоговый урок по теме: «Преданья старины глубокой». | Комб. | Выбрать любую старинную вещь, предназначение которой уже почти забыто, и подготовить про нее сообщение, рисунок или фото. Можно принести саму вещь, если она сохранилась, для «Музея старинных вещей». | 02.12. – 06.12. | |||
50. | Контрольная работа № 1. («Проверь себя» с. 75-77, 1 часть.). | Контр. урок | Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. | ||||
51. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Комб. | |||||
Зимние странички – 5 часов | |||||||
52. | Изображение зимы в искусстве. А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода…» | Урок изуче-ния нового мате- риала | Отработать навык анализа поэтического текста, провести сопоставительный анализ произведений искусства на одну и ту же тему. | Соотносить главную мысль и название произведения. Соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал. Определять художественные средства в стихотворениях. Декламировать стихотворные произведения. Сравнивать стихи разных поэтов. | Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности. Формировать интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений. | Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы. Использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления. Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи. Самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос. | |
53. | Изображение зимы в искусстве. Т.Г.Авлова «Снег по области пройдет…» | Комб. | 09.12. – 13.12. | ||||
54. | Изображение природы в литературе и на картине художника. С.Я.Маршак «Как поработала зима», картина М.В.Добужинского «Домик в Петербурге». | Комб. | |||||
55. | Изображение зимы в искусстве. А.А.Фет «Печальная береза». | Комб. | |||||
56. | Изображение зимы в искусстве. С.А.Есенин «Береза». | Комб. | |||||
Авторские сказки – 15 часов | |||||||
57. | Изучение авторских сказок. Работа над сказкой Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». | Урок изуче-ния нового мате- риала | Выяснить особенности авторской сказки. Познакомиться с жизнью и творчеством Г.-Х. Андерсена. Идейно-художественный анализ сказки Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | Различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ. Читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения. Находить признаки литературных сказок, определять позицию автора. Сопоставлять различные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно-популярные, поучительные и комические. Составление вопросов к прочитанному. Деление текста на смысловые части, составление простого плана. Роль иллюстрации к произведению. | Формировать мотивацию к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интереса к созданию художественных произведений. Формировать эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм. Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности. | Принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи. Выражать свои мысли в устной и письменной речи. Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы. Принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника. Принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих. Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи. | 16.12. – 20.12. |
58. | Продолжение наблюдений над особенностями авторской сказки по сравнению с народной. Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | Комб. | |||||
59. | Сочетание чудесного и реального в сказке Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». | Комб. | |||||
60. | Позиция автора в литературной сказке. Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | Комб. | |||||
61. | Художественный анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | Комб. | Продолжить работу над авторской сказкой. И сказками А.С.Пушкина. Осмыслить особенности художественной формы сказки и ее языка, усвоить нравственные уроки произведения. | 23.12. – 27.12. | |||
62. | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки. Авторские оценки в сказке. | Комб. | |||||
63. | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа и «присутствие» автора сказки. | Комб. | |||||
64. | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В придуманном мире как в настоящем: любовь и преданность, ненависть и зависть. | Комб. | |||||
65. | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Формирование нравственных представлений у читателя: наказание за чёрствость и эгоизм, награда за сердечность и доброту. | Комб. | 13.01. – 17.01. | ||||
66. | Сравнение сказки Пушкина с немецкой сказкой «Белоснежка». | Комб. | |||||
67. | Нравственные уроки сказки К.Паустовского «Тёплый хлеб». | Комб. | Познакомиться с жизнью и деятельностью К.Г.Паустовского, особенностями его прозы. Осмыслить нравственные коллизии, изображенные в произведении восприятие его нравственных уроков. Работать над художественным и нравственным смыслом изображения пейзажей в тексте. | ||||
68. | Художественный анализ произведения К.Паустовского «Тёплый хлеб». | Комб. | |||||
69. | Значение картин природы в произведении К.Паустовского «Тёплый хлеб» Умение ориентироваться в тексте, находить в нем рассуждение. | Комб. | 20.01. – 24.01. | ||||
70. | Контрольная работа № 2. («Проверь себя» с. 135-137, 1 часть) | Контр.урок | Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. | ||||
71. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Комб. | |||||
Весенние странички – 6 часов | |||||||
72. | Изображение весны в искусстве. А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами…» | Урок изуче-ния нового мате- риала | Продолжить отработку навыков анализа лирического текста; освоить способы анализа лирики и художественных средств изображения настроения и чувств человека. | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Связь литературы с другими видами искусства. Анализ лирического текста. Соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал. Узнавать пройденные литературные произведения и их авторов. Находить портрет и пейзаж в литературном произведении. | Формировать интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений. Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности. | Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы. Использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления. Определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения. Проявлять интерес к общению и групповой работе. | |
73. | Изображение весны в искусстве. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…» | Комб. | 27.01. – 31.01. | ||||
74. | Анализ лирического текста и художественных средств изображения настроения и чувств человека. С. Есенин «Черёмуха». | Комб. | |||||
75. | Изображение весны с помощью разных художественных средств. И.С.Микитов «Грачи», А.К.Саврасов «Грачи прилетели». | Комб. | Соотнести пробуждение природы в жизни и в искусстве, в поэзии и прозе, литературе и живописи. | ||||
76. | Продолжение работы над картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». | Комб. | Рассматривать репродукцию картины А.К.Саврасова. Выявлять элементы картины, определяющие, какой период весны изображен. | ||||
77. | Изображение весны в искусстве. А.А.Блок «Ворона». | Комб. | Декламация стихотворных произведений. | ||||
Рассказы – 22 часа | |||||||
78. | Рассказ как литературный жанр. В.К.Железников «Три ветки мимозы». Деление текста на смысловые части, составление его простого плана. | Урок изуче-ния нового мате- риала | Познакомиться с жизнью и творчеством В.К.Железникова. Начать освоение жанра рассказа.. Иметь представление об особенностях этого жанра эпоса, о способах изображения жизни и характера героя, его внутреннего мира. Осмыслить нравственные проблемы, поставленные автором в произведении. | Выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения. Различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ. Воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта. Ориентироваться в содержании книги по заголовку, оглавлению, по выделенным в тексте словам и иллюстрациям. Читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения. Выбирать книги для самостоятельного чтения ,в т.ч. с помощью рекомендаций, данных в учебнике. Работать со словарями (вне учебника), в т.ч. со словарем иностранных слов. Соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал. Выразительно читать вслух доступные произведения. Кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы. | Углубление процесса осмысления ведущих нравственных понятий и проблем: семья как частица общества и основа продолжения рода; роль семейных и национальных традиций; незаметная красота обыденного, истоки героического поступка, а также великодушия и душевной черствости, подлости и предательства, отваги и трусости. Формировать начальные представления о нравственных понятиях: патриотизм, героизм и защита Родины, отвага и смелость, ответственность человека за свою судьбу, великодушие и совестливость. Формировать представление о защите Родины как долга гражданина. Формировать интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений. Формировать мотивацию к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интереса к созданию художественных произведений. | Принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника. Принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих. Выражать свои мысли в устной и письменной речи. Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы. Самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос. Принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи. Соотносить внешнюю оценку и самооценку. Пересказывать текст по плану. Выделять смысловые части текста и составлять план литературного произведения. Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи. Проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе. Определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения. | 03.02. – 07.02. |
79. | Характеристика главного героя и анализ его поступка. В.К.Железников «Три ветки мимозы». | Комб. | |||||
80. | Изображение внутреннего мира героя. Б.С Житков «Как я ловил человечков». | Комб. | Познакомиться с жизнью и творчеством Б.С.Житкова. Продолжить освоение жанра рассказа. Осмыслить нравственные проблемы, поставленные автором в произведении. Иметь представление об особенностях этого жанра эпоса, о способах изображения жизни и характера героя, его внутреннего мира. | ||||
81. | Б.С Житков «Как я ловил человечков». Работа над сюжетом произведения. | Комб. | 10.02. – 14.02. | ||||
82. | Способы выражения чувств, переживаний и внутреннего мира героя в рассказе Б.С Житкова «Как я ловил человечков» | Комб. | |||||
83. | Идейная направленность произведения Б.С Житкова «Как я ловил человечков». | Комб. | |||||
84. | Нравственные испытания героя. Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка». | Комб. | Познакомиться с жизнью и творчеством Ю.Я.Яковлева. Осмыслить нравственные проблемы, поставленные автором в произведении. Познакомиться с композицией художественного произведения, ее ролью в раскрытии идеи. Иметь представление об особенностях этого жанра эпоса, о способах изображения жизни и характера героя, его внутреннего мира. | ||||
85. | Композиция рассказа. Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка». Умение ориентироваться в тексте, находить в нем повествование. | Комб. | |||||
86. | Эволюция развития главного героя в рассказе «Полосатая палка». | Комб. | Проследить эволюции. Развития главного героя. Работать над умением находить точное и выразительное слово. Делить текст на смысловые части, озаглавить их и пересказать. | ||||
87. | Художественный анализ произведения. Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка». | Комб. | 17.02. – 21.02. | ||||
88. | Сила благородного поступка. В.К.Железников «Рыцарь». | Комб. | Продолжить освоение жанра рассказа. Иметь представление об особенностях этого жанра эпоса, о способах изображения жизни и характера героя, его внутреннего мира. Осмыслить нравственные проблемы, поставленные автором в произведении. | ||||
89. | В.К.Железников «Рыцарь». Соотнесение главной мысли и названия произведения. | Комб. | 24.02. – 28.02. | ||||
90. | Способы изображения автором внутренних переживаний героя. С.Г.Георгиев «Дедушка». | Комб. | Познакомиться с жизнью и творчеством С.Г.Георгиева. Найти способы изображения автором внутренних переживаний героя. Проанализировать поведение Алеши в рассказе. Придумать продолжение рассказа. | ||||
91. | С.Г.Георгиев «Дедушка». Продолжение анализа художественного текста. | Комб. | |||||
92. | Характеристика главных героев. С.Г.Георгиев «Дедушка». | Комб. | |||||
III ТРИМЕСТР | |||||||
93. | Всепобеждающая сила доброты. К.Паустовский «Кот – ворюга». | Комб. | Познакомиться с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского. Рассмотреть событие как первоэлемент рассказа; сюжет как цепь событий. Находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение); делить текст на смысловые части, озаглавливать их; выделять главную мысль прочитанного произведения. | 03.03. – 07.03. | |||
94. | Идея произведения К.Паустовский «Кот – ворюга». | Комб. | |||||
95. | Влияние доброго поступка. К.Паустовский «Кот –.ворюга». Умение объяснять и оценивать поступки героя произведения. | Комб. | |||||
96. | Подготовка учащихся к выполнению творческой работы – написанию сочинения. | Комб. | Обобщить материал о рассказе как о жанре. Выбрать тему сочинения. Наблюдение над построением рассказа. | ||||
97. | Написание рассказа учащимися. Самостоятельный выбор и определение содержания книги по её элементам. | Сочи-нение | Самостоятельная работа с использованием алгоритма. | 10.03. – 14.03. | |||
98. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | Комб. | Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. | ||||
99. | Представление проекта «Музей старинных вещей». Экскурсия по музею. | Урок обоб-щения | Защитить свою творческую работу (рисунки, сочинение, презентации). | ||||
Басни – 7 часов | |||||||
100 | Знакомство с жанром басни. Поучительные рассказы. Басни Эзопа. Эзоп «Пчёлы и Зевс». Практическая работа № 3 с разными источниками информации (справочниками) на электронных носителях. «Об Эзопе». | Урок изуче-ния нового мате- риала | Освоить особенности жанра басни, познакомиться с произведениями баснописцев разных эпох. | Различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ. Понимать и грамотно использовать в своей речи термины: басня, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет. Подбирать и создавать иллюстрации к | Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности. Формировать эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных | Выражать свои мысли в устной и письменной речи. Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | 17.03. – 21.03. |
101 | Эзоп «Дровосеки и дуб», «Львица и лиса». | Комб. | Проанализировать басни. Освоить содержание и нравственные уроки басен | ||||
102 | Русский баснописец – Иван Крылов. И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Диалогическая природа басни. | Комб. | Проанализировать басню. Сформулировать мораль басни своими словами. | литературному произведению. Читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения. | произведений различных жанров и форм. | Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи. | |
103 | Басня как сценка из жизни, её мораль. И.А. Крылов «Квартет». | Комб. | Проанализировать басню. Сформулировать мораль басни. Разыграть басню как сценку. | ||||
104 | Современный поэт и жанр басен. С. В. Михалков «Дальновидная Сорока». | Комб. | Освоить особенности жанра басни, познакомиться с басней С.В.Михалкова. Охарактеризовать главную героиню. Проинсценировать басню. | 01.04. – 04.04. | |||
105 | Контрольная работа № 3. («Проверь себя» с. 71-72, 2 часть) | Контр.урок | Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. | ||||
106 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Комб. | |||||
Поэзия – 13 часов | |||||||
107 | Изучение лирических произведений. Отличие поэзии от прозы. А.С.Пушкин. «Зимнее утро» (отрывок). | Урок изуче-ния нового мате- риала | Углубить представления о лирике как особом литературном роде, главная цель которого – изображение чувств. Определить главную мысль, выраженную автором. Восприятие и понимание нравственных переживаний героев произведений. Наблюдение за способами выражения чувств автора. | Иметь представление о лирике как особом роде, главная цель которого – изображение чувств. Узнавать пройденные литературные произведения и их авторов. Находить портрет и пейзаж в литературном произведении. Соотносить главную мысль и название произведения. Ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение. Соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал. Самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя. Видеть особенности юмористических текстов. | Формировать мотивацию к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интереса к созданию художественных произведений. Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности. | Определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения. Проявлять интерес к общению и групповой работе. Принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника. Выражать свои мысли в устной и письменной речи. Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы. Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи. Проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе. | |
108 | Изучение лирических произведений. Картины пробуждающей природы. И.С.Никитин «Утро». | Комб. | 07.04. – 11.04. 14.04. – 18.04. | ||||
109 | Роль поэтического слова в изображении природы, а также в выражении чувств и состояния души человека. А.А.Фет «Еще светло перед окном…» | Комб. | |||||
110 | Чувство как главное событие лирического текста. А.А.Ахматова «Цветов и неживых вещей…» | Комб. | |||||
111 | Чувство как главное событие лирического текста. Д.С.Самойлов «Осень». Н.М.Рубцов «Хлеб». | Комб. | |||||
112 | Изучение лирических произведений. Размышления над жизнью. Ю.И.Коваль «Вот шагает гражданин». Р.С.Сеф «Слезы». | Комб. | |||||
113 | Изучение юмористических стихотворений. Н.Н.Матвеева «Грустный заяц», Г.Б,Остер «Очень страшная история». | Комб. | Юмор в изучаемых произведениях. Малые фольклорные жанры: потешки. Познакомиться с потешками и потешными стихами. Углубиться в природу комического. Иметь представление о способах создания комического эффекта. | ||||
114 | Изучение юмористических стихотворений устного народного поэтического творчества. | Комб. | |||||
115 | Способы создания потешных стихотворений по К.И.Чуковскому. | Комб. | |||||
116 | Изучение юмористических стихотворений. Э.Лир «Лимерики». | Комб. | 21.04. – 25.04. | ||||
117 | Юмористические стихи современных поэтов. Ю.И Коваль «Сундук», О.Е Григорьева «Полотёр». | Комб. | Чтение стихов современных поэтов. Ответы на вопросы по содержанию произведений. Высказывание оценочных суждений, рассуждений. | ||||
118 | Секреты юмористических стихов. Ю.Д.Владимирова «Ниночкины покупки». | Комб. | |||||
119 | Секреты юмористических стихов. Э.Н.Успенский «Неудачник». | Комб. | |||||
Пьесы – 10 часов | |||||||
120 | Произведения, предназначенные для чтения и для постановки на театральной сцене. Работа над пьесой Е.Л.Шварца «Красная Шапочка». | Урок изуче-ния нового мате- риала | Познакомиться с драмой на примере сказки Е.Л.Шварца. Отрабатывать навык выразительного чтения по ролям, освоить роль как путь вхождения в образ героя и способ анализа драматического произведения. Подготовиться к постановке спектакля. | Иметь представление об особых произведениях, которые предназначены не только для чтения, но и для постановки их на театральной сцене. Сопоставлять различные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно-популярные, поучительные и комические. Читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения. Воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта. Ориентироваться в содержании книги по заголовку, оглавлению, по выделенным в тексте словам. | Формировать интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений. Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности. | Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы. Использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления. Самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос. Участвовать в коллективных инсценировках, спектаклях. Выражать свои мысли в устной и письменной речи. Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы. | 28.04. – 30.04. |
121 | Особенности пьесы Е.Л.Шварца «Красная Шапочка». Чтение пьесы по ролям. Понятия: «театр», «афиша», «актёр». Поведение в театре. | Комб. | |||||
122 | Чтение пьесы по ролям. Особенности характера героев пьесы. | Комб. | 05.05. – 08.05. | ||||
123 | Чтение пьесы по ролям. Соответствие характера зверей, героев сказки Е.Л.Шварца, народным представлениям о них. | Комб. | |||||
124 | Е.Л.Шварц «Красная Шапочка». Роль как путь вхождения в образ героя и способ анализа драматического произведения. | Комб. | |||||
125 | Распределение ролей пьесы «Красная Шапочка». Выбор актёров. Постановка пьесы. | Комб. | 12.05. – 16.05. | ||||
126 | Спектакль по пьесе «Красная Шапочка». | Урок-кон-церт | |||||
127 | Объяснение и оценка поступков героев Е.Л.Шварц «Красная Шапочка». Сравнение сказки Ш.Перро и пьесы Е.Л.Шварца. | Урок систе-мати-зации знаний | |||||
128 | Контрольная работа № 4. («Проверь себя» с. 135-137, 2 часть). | Контр.урок | Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. | ||||
129 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Комб. | |||||
Летние странички – 7 часов | |||||||
130 | Летние картины природы в поэзии. С.Есенин «С добрым утром». В.В Маяковский «Тучкины штучки» | Урок изуче-ния нового мате- риала | Показать умение самостоятельно анализировать художественный текст и сопоставлять его с произведениями художников. Создать свою иллюстрацию. | Воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта. Самостоятельно анализировать художественные тексты и сопоставлять с картинами художников. Ориентироваться в содержании книги по заголовку, оглавлению, по выделенным в тексте словам. Соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал. Самостоятельно находить книги определенной тематики. | Формировать мотивацию к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интереса к созданию художественных произведений. Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности. | Принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи. Принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих. Соотносить внешнюю оценку и самооценку. Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи. Проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе. | 19.05. – 23.05. |
131 | Соотношение литературного образа с живописным. Р.Г.Гамзатов «С целым миром спорить я готов…», С.П.Щипачёв «Подсолнух». | ||||||
132 | Образ лета в литературе и живописи. И.А Бунин «Детство». | Показать умение самостоятельно анализировать художественный текст и сопоставлять его с произведениями художников. Объяснить, как звуки участвуют в создании картины. | |||||
133 | Красота вечна Ф.И.Тютчев «В небе тают облака». | Коллективный анализ художественных текстов по вопросам учебника. | 26.05. – 30.05. | ||||
134 | С.Я.Маршак «Пожелания друзьям». | ||||||
135 | Повторение и обобщение изученного материала. Читательская викторина «Штурманы книжных морей». | Подвести итого третьего года изучения литературы. Прочитать любимые стихи, показать инсценировки, подготовить рисунки, презентации. | |||||
136 | Урок-праздник. Задание на лето: «Эти книги стоит прочитать». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой). 1 класс.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс УМК Занкова...
Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой). 2 класс.
Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочие программы по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру для 1 класса. УМК "Начальная школа XXI века."
Рабочие программы составлены на основе требований ФГОС начального общего образования и авторских программ в рамках проекта "Начальная школа XXI века."...
Рабочие программы по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру для 3 класса. УМК "Начальная школа XXI века."
Рабочие программы составлены на основе требований ФГОС начального общего образования и авторских программ в рамках проекта "Начальная школа XXI века."...
Рабочая программа по литературному чтению авторы: Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская, 2 класс ПНШ
Рабочая программа по литературному чтению авторы: Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская , 2 класс ПНШ...
Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК Л.В.Занкова, учебник В.В.Лазаревой). 4 класс.
Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК Л.В.Занкова, учебник В.В.Лазаревой). 4 класс....
Тематическое планирование по литературному чтению (система Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой) 2 класс
Уметь анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки, обнаружить поэтический взгляд на мир в прозаическом и поэтическом тексте; сравнивать поэтические образы речи....