Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой). 2 класс.
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.rar | 151.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» | ||||||||||
№ п/п урока | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания (возможные виды деятельности учащихся) | Требования к уровню подготовки учащихся (Планируемый результат) | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Дата | ||
личностные | метапредмет-ные | предметные | ||||||||
I ТРИМЕСТР | ||||||||||
Глава 1. «В начале жизни школу помню я…» - 25 часов | ||||||||||
1. | День знаний. Вводный инструктаж по ОТ. | 1 | Комб. | Беседа | 01.09. | |||||
2. | «Весело текли вы, детские года…». М.В.Шестериков «Детство, детство, заря туманная…» | 1 | Урок изучен-ния нового матери-ала | Рассмотреть изображение в художественном произведении детства как самой счастливой и беззаботной поры в жизни человека. Повторить «секреты» художественного текста, с которыми познакомились в 1-м классе. | Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение». | Умение ориентироваться в принятой системе значков, читать тексты, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные части текста. | Умение читать тексты вслух и про себя, понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию. | Текущ. | 03.09 – 07.09 | |
3. | «Весело текли вы, детские года…». И.З.Суриков «Детство». | 1 | Комб. урок | Формировать основы для эмоционального переживания художествен-ного текста. | Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту. | Умение строить высказывание по образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе. | Текущ. | Лирический герой стихотворе-ния. Поступок героя как средство характе-ристики. | ||
4. | «Весело текли вы, детские года…». С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука». | 1 | Комб. урок | Повторить «секреты» художественного текста, с которыми познакомились в 1-м классе. Объяснять значение книг для становления мировоззрения человека. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты. | Умение различать рассказ автора и рассказ героя о событии. | Текущ, наи-зусть. | ||
5. | «Весело текли вы, детские года…». Т.М.Белозёров «Пельмени». С.В.Михалков «Несбывшиеся мечты». | 1 | Урок система-тизации знаний | Осмыслить позицию автора, рассказывающего о своей детской мечте и вере в счастье. Характеризовать возможность автора различными способами изобразить чувства и настроения героев, в том числе через описание картин природы. Работать над выразительным чтением стихотворения. | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах. | Умение ориентироваться в содержании учебника, осуществлять поиск произведений. Умение участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках. | Умение читать тексты вслух и про себя, понимать их содержание, отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в тексте отрывки по заданию. | Текущ. | Характеристи-ка героя стихотворе-ния: сердечность, забота друг о друге. | |
6. | Смешно о серьёзном. А.Л.Барто «Первый урок». | 1 | Урок система-тизации знаний | Познакомиться с произведениями о школе. Выявить в тексте и осмыслить элементы смешного, комического изображения картин жизни, а также способы их создания. Совершенствовать навыки выразительного чтения. | Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста. | Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. | Умение находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств. | Текущ. | 10.09 – 14.09 | |
7. | Смешно о серьёзном. А.Л.Барто «Почему телефон занят» | 1 | Урок-игра | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. Умение пользоваться словарями учебника, материалами Хрестоматии. | Умение составлять краткое описание природы, предметов. Умение подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению. | Текущ. наи-зусть | |||
8. | Смешно о серьёзном. В.В.Голявкин «Как я под партой сидел» | 1 | Урок-театра-лизация | Наблюдать за способами авторов рассказывать о серьезных школьных проблемах через комическое изображение картин жизни. Формировать представления о юморе, о прозе и поэзии. | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах. | Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи. Умение понимать вопросы к тексту. | Умение соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения. | Текущ. | ||
9. | Смешно о серьёзном. В.В.Голявкин «Крути снежные вертя» | 1 | Урок наблю-дения и накоп-ления знаний, впечат-лений | Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженных в литературных текстах | Умение работать со словарем и с материалами предварительного чтения, воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения. | Умение различать рассказ автора и рассказ героя о событии. | Текущ. | |||
10. | Ф.П.Решетников «Опять двойка». Работа по картине. Соотнесение словесного и зрительного образов. | 1 | Комб. урок | Соотносить словесный и зрительный образы. Формировать умения и навыки рассматривания и описания картины. | Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение». | Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи. Умение воспринимать мнение собеседников. | Умение строить высказывание по образцу и в свободной форме. Умение осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе. | Текущ. | Словесный и зрительный образ. | 17.09. – 21.09. |
11. | Стихи В.Д.Берестова о школе. | 1 | Комб. урок | Выделять особенности поэзии В.Д.Берестова. Соотносить изображенные в произведениях ситуации с личными впечатлениями от школы. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. | Умение читать тексты вслух и про себя, понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию. | Текущ. | Лиризм | |
12. | Нравственный образец взаимоотношений в рассказе А.П. Платонова «Ещё мама» | 1 | Урок изучен-ния нового матери-ала | Формировать представление о нравственном образце взаимоотношений двух близких людей: сына и матери. Познакомиться с диалогом. Учиться читать диалоги. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение ориентироваться в принятой системе значков, читать тексты, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные части текста. | Умение пересказывать текст, формулировать несложные выводы. | Текущ. наи-зусть | Тема и идея произведения Диалог. | |
13. | Трудный путь к знаниям в рассказе А.П. Платонова «Ещё мама» | 1 | Урок наблю-дения и накоп-ления знаний, впечат-лений | Подойти к пониманию главной мысли рассказа: путь к знаниям нелегкий, и человек должен пройти его самостоятельно. Работать над выразительным чтением текста. | Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста. | Умение сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Умение реализовывать потребность в общении со сверстниками. | Умение различать рассказ автора и рассказ героя о событии. | Текущ. | ||
14. | Разговор об учителе. А.П. Платонов «Ещё мама» | 1 | Урок наблю-дения и накоп-ления знаний, впечат-лений | Открыть возможность автора передать в портрете героя главные черты его характера. Продолжить наблюдения над языковыми художественными средствами рассказа. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты. | Умение отвечать на вопросы по содержанию текста. | Текущ. | 24.09. – 28.09. | |
15. | Художественные средства создания образов героев. А.П.Платонов «Ещё мама» | 1 | Урок система-тизации знаний | Учиться пересказывать текст по плану. Продолжить наблюдения над языковыми художественными средствами рассказа. | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах. | Умение работать со словарем и с материалами предварительного чтения, воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения. | Умение выделять главную мысль прочитанного произведения, ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации, обложку учебника. | Текущ. | ||
16. | Раскрытие главной мысли рассказа А.П.Платонова «Ещё мама» | 1 | Урок-обоще-ния | Познакомиться с понятием «тема произведения». Подвести итоги работы над рассказом А.П.Платонова «Еще мама». | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи. Умение понимать вопросы к тексту. | Умение соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения | Текущ. | ||
17. | Изображение чувств и настроений авторов в стихотворениях об осени В.Д. Берестов «А дальше, ребята, урок листопада» | 1 | Урок-выстав-ка | Формировать навык анализа лирического текста, представления о преобладании в поэзии чувственного начала над описанием событий. | Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженных в литературных текстах. | Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи. Умение воспринимать мнение собеседников. | Умение читать тексты вслух и про себя, понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию. | Текущ. | Настроение и характер лирического героя. | |
18. | Изображение осенних картин и передача настроения в поэзии. И.А. Бунин «Листопад» (Отрывок) | 1 | Урок наблю-дения и накоп-ления знаний, впечат-лений | Работать над формированием навыка анализа лирического текста. Соотносить словесный и зрительный образы природы. | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах. | Умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. Умение пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии. | Умение находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя. | Текущ. | Звукопись, поэтическое сравнение. | 01.10. – 05.10. |
19. | Сопоставительный анализ стихотворения и прозы. «Осень» (По С.Т. Аксакову) | 1 | Комб. урок | Соотносить изображения картин осени в поэзии и прозе. Закреплять представления о поэзии и прозе, о теме художественного произведения. Продолжить работу по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в «рисующих» словах и выражениях. | Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженных в литературных текстах. | Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты. | Умение выделять главную мысль прочитанного произведения, ориентироваться в структуре учебника, находить главу, иллюстрации, обложку. | Текущ. | Поэзия в прозаическом произведе-нии. | |
20. | Изображение осенних картин и передача настроения в поэзии. Н.А.Некрасов «Перед дождём». | 1 | Комб. урок | Искать в тексте слова и выражения, рисующие разные чувства и настроения. Отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворения с различной интонацией. | Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженных в литературных текстах. | Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи. Умение воспринимать мнение собеседников. | Умение находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя. | Текущ. наи-зусть | ||
21. | Анализ картины И.И Левитана «Золотая осень». Подготовка к сочинению. | 1 | Комб. урок | Формировать навыки словесного описания картин художников. Подготовительная работа к написанию сочинений. | Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженных в литературных текстах. | Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. | Умение составлять рассказ об осени на основе собственных наблюдений и чтения текстов; рассматривать и называть детали картины. | Текущ. | ||
22. | Подготовка к написанию сочинения. В.А.Сухомлинский «Я хочу сказать своё слово». | 1 | Урок изучен-ния нового матери-ала | Соотносить изображения картин осени в поэзии и прозе. Закреплять представления о поэзии и прозе, о теме художественного произведения. Продолжить работу по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в «рисующих» словах и выражениях. Подготовительная работа к написанию сочинений. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение проявлять интерес к общению и групповой работе. | Умение находить в учебнике произведения одной тематики, указанного автора. Умение находить произведения в хрестоматии. | Текущ. | 08.10. – 12.10. | |
23. | Развитие речи. Сочинение об осени. | 1 | Урок развития речи | Формирование навыков словесного описания картин. Беседа о последовательности содержания сочинения. Самостоятельное написание сочинения. | Получить возможность для формирования стремления к успешности учебной деятельности. | Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи. | Умение составлять рассказ об осени на основе собственных наблюдений и чтения текстов. | Текущ. | ||
24. | Контрольная работа № 1 по разделу «В начале жизни школу помню я…» | 1 | Контр. урок | Выполнение заданий по теме: «В начале жизни школу помню я…»: письменная работа, творческие упражнения. Выявление практических и теоретических знаний, умений и навыков по теме. Проверка полученных знаний. | Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение». | Умение ориентироваться в содержании учебника, осуществлять поиск произведений. Умение участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках. | Умение читать тексты вслух и про себя, понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию. | Сам. работа | ||
25. | Анализ контрольных работ. А.А.Ахматова « Мурка, не ходи, там сыч…», Э.Э. Мошковская. «Разговор с учителем во сне». | 1 | Урок-обоще-ния | Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. | Получить возможность для формирования– интереса к чтению как особому способу изображения действительности | Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи. Умение воспринимать мнение собеседников. | Умение строить высказывание по образцу и в свободной форме. Умение осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе. | Текущ. | ||
Глава 2. «Друзья – товарищи» - 12 часов | ||||||||||
26. | Дружба, друзья, друг. С.Я.Маршак «Друзья-товарищи» | 1 | Урок изучен-ния нового матери-ала | Осмыслить проблемы дружбы: кого можно назвать другом? Закрепить представление о способах передачи чувств и настроений автора в стихотворных текстах. Познакомиться с термином «монолог». | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах: верность в дружбе. | Умение ориентироваться в принятой системе значков, читать тексты, понимать их содержание, выделять, сравнивать основные части текста. | Умение составлять краткое описание природы, предметов. Умение подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению. | Текущ. | Монолог в литера-турном произведе-нии. Ритм стихотво-рения. | 15.10. – 19.10. |
27. | Осмысление проблемы дружбы: кого можно считать настоящим другом. И.П.Токмакова «Ну зачем?» | 1 | Комб. урок | Умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. Умение пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии. | Умение отвечать на вопросы по содержанию текста. | Текущ. наи-зусть | Характер и настроение лирического героя. | |||
28. | Настоящая дружба. Какова она? В.А.Осеева «Три товарища». «Олимиада-2014» в Сочи. Беседа «Дружба в спорте» | 1 | Комб. урок | Продолжение осмысления проблемы дружбы. Учиться инсценированию произведений. | Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста. | Умение сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Умение реализовывать потребность в общении со сверстниками. | Умение различать рассказ автора и рассказ героя о событии. | Текущ. | ||
29. | Осмысление проблемы дружбы. Я.Л.Аким «Жадина» О.Е.Григорьев «Кто прав». | 1 | Комб. урок | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; воспринимать мнение собеседников. | Умение выразительно читать диалоги, читать по ролям, пользоваться в учебнике словарем. | Текущ. | |||
30. | Сердечность, забота друг о друге, верность как основа дружбы. Я.Л.Аким «Друг». | 1 | Урок наблю-дения и накоп-ления знаний, впечат- лений | Характеристика настоящей дружбы и ее основных качеств. Расширить представления о способах зхудожественного изображения жизненных ситуаций и чувств человека. | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах: верность в дружбе. | Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты. | Умение находить в учебнике произведения одной тематики, указанного автора. Умение находить произведения в Хрестоматии. | Текущ. | 22.10. – 26.10. | |
31. | Несовместимость дружбы и лицемерия. И.М.Пивоварова «Вежливый ослик». | 1 | Урок наблю- дения и накоп-ления знаний, впечат-лений | Осмысление понятия настоящей дружбы. Иметь представления о возможных сложностях в дружеских отношениях, несовместимости дружбы и корысти, лицемерия. Наблюдать за способами художественного изображения картин, а также за решением нравственных задач в художественных текстах. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение проявлять интерес к общению и групповой работе. | Умение строить высказывание по образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе. | Текущ. | ||
32. | Основы настоящей дружбы. Какие они? Ю.Ф.Ярмыш «Добрый клён». | 1 | Урок система-тизации знаний | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. | Умение находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя. | Текущ. | Диалог. | ||
33. | Способы создания характеров героев В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». | 1 | Урок изучен-ния нового матери-ала | Продолжить осмысление проблемы дружбы: возможность дружеских отношений между разными людьми. Углубить знания о жанре рассказа в сравнении со сказками. Наблюдать над способами создания характеров героев, их взаимоотношений, внутреннего мира. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи. Умение воспринимать мнение собеседников. | Умение читать тексты вслух и про себя, понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию. | Текущ. | ||
34. | Смысл названия произведения В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». | 1 | Комб. урок | Получить возможность для формирования – представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам. | Умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. Умение пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии. | Умение выделять главную мысль прочитанного произведения, ориентироваться в структуре учебника. | Текущ. | 29.10. – 02.11. | ||
35. | Интонационное чтение диалогов В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». | 1 | Комб. урок | Получить возможность для формирования – представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам. | Умение объяснять смысл названия произведения; умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи; участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках. | Умение читать и анализировать текст, читать диалоги, используя выразительные средства: интонацию, паузы. | Текущ. | |||
36. | «Чтоб потянулись путники к тебе» В.Д.Берестов «Если хочешь пить» | 1 | Урок-обоще-ния | Обобщить материал данной главы. Наблюдать за способами художественного изображения картин. | Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста. | Умение сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Умение реализовывать потребность в общении со сверстниками. | Умение отвечать на вопросы по содержанию текста. | Текущ. | ||
37. | Контрольная работа №2 по теме «Друзья-товарищи». | 1 | Контр. урок | Выполнение заданий по теме: Друзья – товарищи»: письменная работа, творческие упражнения. Выявление практических и теоретических знаний, умений и навыков по теме. Проверка полученных знаний. | Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение». | Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту. | Умение выразительно читать диалоги, читать по ролям, пользоваться в учебнике словарем. | Сам. работа | ||
Глава 3. «Дети и взрослые» - 28 часов | ||||||||||
38. | Анализ контрольной работы. Образ матери в воспоминаниях писателей Ю.Я.Яковлев «Мама». | 1 | Урок изучен-ния нового матери-ала | Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. Познакомиться с основными нравственными проблемами и вопросами, рассматриваемыми в третьей главе. Характеризовать роль матери в жизни каждого человека, материнской любви. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение ориентироваться в принятой системе значков, читать тексты, понимать их содержание, выделять, сравнивать основные части текста. | Умение строить высказывание по образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе. | Текущ. наи-зусть | ||
39. | Сила материнской любви. Н.М.Артюхова «Большая берёза». | 1 | Урок наблю- дения и накоп-ления знаний, впечат-лений | Анализировать образ матери в художественном произведении. Познакомиться с лирической прозой. Составлять «картинный» и «цитатный» планы произведения. | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах: родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных | Умение проявлять интерес к общению и групповой работе. | Умение составлять краткое описание природы, предметов. Умение подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению. | Текущ. | 12.11. – 16.11. | |
40. | Сопоставление двух прозаических текстов: лирической прозы Ю.Я.Яковлева «Мама» и рассказа Н.М.Артюховой «Большая берёза». | 1 | Урок наблю- дения и накоп-ления знаний, впечат-лений | Умение высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию. | Умение различать рассказ автора и рассказ героя о событии. | Текущ. | ||||
41. | Взаимоотношение в семье детей и взрослых. А.Л. Барто «Перед сном», Э.Н.Успенский «Всё в порядке». | 1 | Комб. урок | Характеризовать взаимоотношения близких людей в семье: родителей и детей. Иметь представление о значении юмора при решении серьезных семейных проблем. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты. | Умение работать с текстом, выделять слова, содержащие юмор, выражать чувства при чтении. | Текущ. | Диалог. Юмористи-ческие произведе-ния. | |
42. | Смешные житейские истории. А.Милн «Непослушная мама». | 1 | Комб. урок | Закрепить представление о юморе и юмористических рассказах. | Получить возможность для формирования – интереса к чтению как особому способу изображения действительности; | Умение самостоятельно работать по заданиям в учебнике; участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках. | Умение строить высказывание по образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе. | Текущ. | ||
43. | Образ отца в художественных произведениях. В.К.Железников «Солдат на посту». | 1 | Комб. урок | Осознание роли отца в семье; взаимоотношения отца и сына. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Знакомство с понятиями родные люди, раскрытие его смысла; способами изображения переживаний человека в эпическом тексте. Беседа по вопросам учебника. Чтение по ролям, инсценирование. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту. | Умение пересказывать текст, формулировать несложные выводы. | Текущ. | Способы изображения в пережива-нииях героев. | 19.11. – 23.11. |
44. | Образы героев произведения. Отрывок из стихотворения Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». | 1 | Комб. урок | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах: родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных. | Умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. Умение пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии. | Умение выразительно читать, передавая основное настроение произведения. | Текущ. | Отношение автора к своему герою. | ||
45. | Составление «словесного картинного» плана Л.Н.Толстой «Прыжок». | 1 | Урок изучен-ния нового матери-ала | Углубление представлений об отцовском воспитании сыновей. Продолжить работу над образами главных героев, над составлением характеристик. Учиться составлять «словесный картинный» план. | Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста. | Умение ориентироваться в принятой системе значков, читать тексты, понимать их содержание, выделять, сравнивать основные части текста. | Умение выделять главную мысль прочитанного произведения, ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации. | Текущ. наи-зусть | ||
46. | Образ отца в художественных произведениях. Л.Н.Толстой «Прыжок». | 1 | Урок наблю- дения и накоп-ления знаний, впечат-лений | Получить возможность для формирования мотивации к самовыражению в выразительном чтении. | Умение высказывать свое мнение, рассуждать; научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; получить возможность корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла. | Умение различать диалогический и монологический характер произведения. | Текущ. | |||
47. | Место отца в жизни сыновей. А.И.Приставкин «Портрет отца». | 1 | Урок система-тизации знаний | Обобщить представления о месте и значении отца в жизни каждого человека. Продолжить работу над темой художественного произведения. Закрепить представления о способах изображения переживаний человека в этическом тексте. | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах. | Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи. Умение воспринимать мнение собеседников. | Умение находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя. | Текущ. | 26.11. – 30.11. | |
48. | «Самые добрые. Самые близкие-бабушки, нянюшки…». В.Д.Берестов «Бабушка Катя». | 1 | Комб. урок | Осмысление роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры, нравственных представлений народа. Расширить представление о способах изображения характера героя в лирике. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. | Умение выразительно читать, передавая основное настроение произведения. | Текущ. | ||
49. | Способы изображения героев лирического произведения А.С.Пушкин «Зимний вечер». | 1 | Комб. урок | Получить возможность для формирования стремления к успешности учебной деятельности | Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты. | Умение составлять краткое описание природы, предметов. Умение подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению. | Текущ. | Сравнение как художественный прием. | ||
II ТРИМЕСТР | ||||||||||
50. | Прием сравнения в стихотворении Р.Сефа. «На свете все…» Самостоятельная работа по пройденным произведениям (10 минут). | 1 | Комб. урок | Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Осмысление цели чтения. Построение высказывания о произведении. | Получить возможность для формирования мотивации к самовыражению в выразительном чтении. | Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в содержании учебника. | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; уметь выразительно читать художественные произведения. | Текущ. наи-зусть | Сравнение как художествен-ный прием. | |
51. | Изображение зимы в разных видах искусства. Работа над стихотворением И.З.Сурикова «Зима» и по картине И.И.Шишкина «Зима». | 1 | Урок наблю- дения и накоп-ления знаний, впечат-лений | Соотносить словесный и зрительный образы, способы их создания. Отрабатывать навыки выразительно чтения стихотворений. | Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях и картинах художников; | Умение сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Умение реализовывать потребность в общении со сверстниками. | Умение отвечать на вопросы по содержанию текста | Текущ. | 03.12. – 07.12. | |
52. | Зимние образы в произведениях русских авторов. К.Г.Паустовский «Прощание с летом». | 1 | Урок изучен-ния нового матери-ала | Получить возможность для формирования мотивации к самовыражению в выразительном чтении. | Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту. | Умение соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения. | Текущ. | Звукопись. | ||
53. | Картина Н.С.Крылова «Зимний пейзаж» и стихотворение И.С.Никитина «Встреча зимы». | 1 | Урок система-тизации знаний | Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях и картинах художников; | Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты. | Умение сопоставлять небольшие по объему тексты: поэтический и прозаический, сказочный и реалистический. | Текущ. | |||
54. | Зимние образы в стихотворениях русских поэтов. А.С Пушкин «Вот ветер тучи нагоняет…». | 1 | Урок система-тизации знаний | Продолжить работу над составлением характеристик героев (образов). Отрабатывать навыки выразительного чтения. | Умение рассуждать, доказывать свою позицию; получить возможность научиться корректировать действия участников коллективной творческой деятельности. | Умение различать жанры художественной литературы; выразительно читать лирические произведения; уметь определять тему произведения, выделять главную мысль прочитанного произведения. | Текущ. | Олицетворе-ние, образные сравнения. | ||
55. | Составление характеристики героя произведения «Мороз Красный нос». | 1 | Комб. урок | Продолжить работу над составлением характеристик героев (образов). Отрабатывать навыки выразительного чтения. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение работать со словарем и с материалами предварительного чтения, воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения. | Умение отвечать на вопросы по содержанию текста | Текущ. | 10.12. – 14.12. | |
56. | Взаимоотношения в семье. А.Гайдар «Чук и Гек». | 1 | Урок изучен-ния нового матери-ала | Учиться умению давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье. Формировать первоначальные представления о портрете героя, составлении характеристики героев. Характеризовать понятия: «проза», «рассказ», «тема». | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах: родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных. | Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. | Умение выделять главную мысль прочитанного произведения, ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации. | Текущ. | Роль портрета в художествен-ном произведении характер героя, его поступки и мотивы. | |
57. | Составление характеристики героев А.Гайдар «Чук и Гек». | 1 | Урок система-тизации знаний | Умение проявлять интерес к общению и групповой работе. | Умение строить высказывание по образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе. | Текущ. | ||||
58. | Составление плана текста. А.Гайдар «Чук и Гек». | 1 | Урок система-тизации знаний | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение». | Умение работать самостоятельно; работать в парах и группах; получить возможность научиться проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | Умение различать диалогический и монологический характер произведения. | Текущ. | |||
59. | Продолжение работы над отрывком из произведения А.П.Гайдара «Чук и Гек». Самостоятельная работа по произведению (15 минут). | 1 | Комб. урок | Умение сочинять небольшие тексты на заданную тему; воспринимать мнение собеседников; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности. | Умение составлять краткое описание природы, предметов. Умение подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению. | Текущ. | 17.12 – 21.12. | |||
60. | Понятие счастья человека в повести А.Гайдара «Чук и Гек». «Олимпиада -2014» в Сочи. Беседа «Спортивное счастье»
| 1 | Урок обобще-ния | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах: родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных. | Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в содержании учебника. | Умение выразительно читать диалоги, читать по ролям, пользоваться в учебнике словарем. | Текущ. | |||
61. | Забота взрослых…Нужна ли она детям. Притча К.Д.Ушинского «Лес и ручей». | 1 | Урок система-тизации знаний | Обобщить представления о роли взрослых в жизни ребенка. Формировать представление об иносказании. | Умение сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Умение реализовывать потребность в общении со сверстниками. | Умение различать диалогический и монологический характер произведения. | Текущ. | Понятие притча как «иносказа- тельный рассказ с нравоучени-ем». | ||
62. | Обобщение по разделу «Дети и взрослые». | 1 | Урок обобще-ния | Обобщение представлений о роли взрослых в жизни детей. Выполнение заданий по теме: «Дети и взрослые»: письменная работа, творческие упражнения. Выявление практических и теоретических знаний, умений и навыков по теме. Проверка полученных знаний. Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. | Получить возможность для формирования – интереса к чтению как особому способу изображения действительности. | Умение работать самостоятельно; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их; | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов; уметь приводить примеры художественных произведений по изученной теме. | Текущ. | ||
63. | Контрольная работа №3 по разделу «Дети и взрослые. | 1 | Контр. урок | Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение». | Умение осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала данного раздела программы. | Умение читать тексты вслух и про себя, понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию. | Сам. работа | 24.12. – 28.12. | ||
64. | Анализ контрольной работы. Л.Н.Толстой «Правда всего дороже». В.А.Осеева «Печенье». | 1 | Урок обобще-ния | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение рассуждать, доказывать свою позицию; получить возможность научиться корректировать действия участников коллективной творческой деятельности. | Умение сопоставлять небольшие по объему тексты: поэтический и прозаический, сказочный и реалистический. | Текущ. | |||
65. | В.Н.Орлов «Если бы». Л.Д.Каминский «Про бабушку и бегемота Борю». | 1 | Урок обобще-ния | Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. | Умение читать тексты вслух и про себя, понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию. | Текущ. | ||||
Глава 4. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» - 22 часа | ||||||||||
66. | «Сказка-ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок» Русская народная сказка «Хаврошечка». | 1 | Урок изучен-ния нового матери-ала | Характеризовать особенности изображения жизни человека в народной сказке. Знакомиться с традиционными условностями народной сказки и сказочной речи. Продолжать осмысление проблемы семьи, взаимоотношений родных и близких людей. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту. | Умение читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя»; определять тему и главную мысль произведения. | Текущ. | Картинный план. | |
67. | Особенности русских народных сказок. Пересказ отрывка из понравившейся сказки. | 1 | Урок система-тизации знаний | Умение проявлять интерес к общению и групповой работе. | Умение приводить примеры произведений фольклора; иллюстрировать эпизод сказки по выбору учащихся. | Текущ. | Особенности народной волшебной сказки. | |||
68. | Изображение жизни человека в русской народной сказке. «Гуси-лебеди». | 1 | Комб. урок | Анализировать поступки героев, связывать их поведение с мотивами и последствиями. Продолжать осмысление проблемы семьи, взаимоотношений родных и близких людей. | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе); | Умение корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла; выбирать книги для внеклассного чтения. | Умение сопоставлять небольшие по объему тексты: поэтический и прозаический, сказочный и реалистический. | Текущ. | 14.01. – 18.01. | |
69. | Традиционные условности народной сказки «Гуси-лебеди». | 1 | Урок система-тизации знаний | Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. | Умение читать по ролям, передавая основное настроение произведения. | Текущ. | ||||
70. | Сравнительный анализ картины Маковского «Дети бегущие от грозы» и иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди». | 1 | Урок обобще-ния | Соотносить словесный и зрительный образы, способы их создания. | Получить возможность для формирования представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам. | Умение корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла. | Умение рассматривать и называть детали картины. | Текущ. | ||
71. | Сказки разных народов. Татарская народная сказка «Три дочери». | 1 | Комб. урок | Выявить общие для всех народов нравственные ценности: доброта, отзывчивость и трудолюбие. Работать по осмыслению художественных особенностей, общих для всех народных сказок мира. Анализировать сходство и особенности национальных фольклорных традиций. Учиться выявлять нравственные уроки, заложенные в содержании народной сказки. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение работать самостоятельно; работать в парах и группах; получить возможность научиться проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | Умение строить высказывание по образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе. | Текущ. | Законы волшебной сказки. | |
72. | Сказки разных народов. Братья Гримм «Три брата». | 1 | Комб. урок | Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста. | Умение ориентироваться в содержании учебника, осуществлять поиск произведений. Умение участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках. | Умение читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя»; определять тему и главную мысль произведения. | Текущ. | 21.01. – 25.01. | ||
73. | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чтение сказки, сообщение биографических сведений о Пушкине. | 1 | Урок наблю- дения и накоп-ления знаний, впечат-лений | Познакомиться с фольклорными источниками авторской сказки. Сравнивать особенности фольклорной и литературной сказки: их сходство и различие. Узнавать о нравственных устоях русского народа, воплощенных в сказке А.С.Пушкина. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение работать со словарем и с материалом предварительного чтения; самостоятельно работать с учебником; воспринимать мнение собеседников. | Умение воспринимать развитие действия и случайность как одно из средств развития сюжета. | Текущ. | Сравнение литературной сказки и народной сказки. | |
74. | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Составление плана. | 1 | Урок система-тизации знаний | Составление плана, наблюдение за сюжетными повторами, образами моря в сказке А.С.Пушкина. | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах. | Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту. | Умение различать диалогический и монологический характер произведения. | Текущ. | Сюжетные повторы. | 28.01. – 01.02. |
75. | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Определение системы образов в сказке. | 1 | Комб. урок | Определение системы образов в сказке. Чтение сказки по ролям. | Формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности. | Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. | Умение выразительно читать диалоги, читать по ролям, пользоваться словарем в учебнике. | Текущ. | Характер героев, их поступки и мотивы. | |
76. | Образы старика и старухи из сказки А.С.Пушкина. | 1 | Комб. урок | Работа над образами старика, старухи. Анализ образов. | Формировать стремление к успешности учебной деятельности. | Умение составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | Умение читать по ролям, передавая основное настроение произведения. | Текущ. | ||
77. | Идея произведения; сопоставление с идеей народной сказки. | 1 | Комб. урок | Идея произведения, сопоставление с идеей народной сказки. Работа по вопросам учебника. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. Умение пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии. | Умение составлять краткое описание природы, предметов. Умение подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению. | Текущ. | Сопоставле-ние идеи народной и литературной сказки. | |
78. | Особенности пушкинской сказки. | 1 | Комб. урок | Особенности пушкинской сказки. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Формировать мотивацию к самовыражению в выразительном чтении. | Умение высказывать свое мнение, рассуждать; научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; получить возможность корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла. | Умение выделять главную мысль прочитанного произведения, ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации. | Текущ. наи-зусть | 04.02. – 08.02. | |
79. | Художественные особенности и нравственные уроки авторских сказок М.Горький «Воробьишко». | 1 | Урок изучен-ния нового матери-ала | Наблюдение за художественными особенностями авторских сказок. Формировать представления о различных человеческих качествах. Осознанное чтение доступного по объёму и жанру произведения. Правильность чтения: соблюдение норм литературного произношения. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в содержании учебника. | Умение выразительно читать диалоги, читать по ролям. Умение пользоваться в учебнике словарем. | Текущ. | Диалог в эпическом тексте. | |
80. | Образ воробьихи как образ матери. М.Горький «Воробьишко». | 1 | Урок система-тизации знаний | Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста. | Умение проявлять интерес к общению и групповой работе. | Умение отвечать на вопросы по содержанию текста. | Текущ. | |||
81. | Формирование представлений о различных качествах человека. Б.В.Заходер «Серая звёздочка». | 1 | Урок система-тизации знаний | Наблюдение за художественными особенностями авторских сказок. Формировать представления о различных человеческих качествах. Осознанное чтение доступного по объёму и жанру произведения. Правильность чтения: соблюдение норм литературного произношения. | Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение». | Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту. | Умение находить в учебнике произведения одной тематики, указанного автора. Умение находить произведения в Хрестоматии. | Текущ. | ||
82. | Составление характеристики героев Б.В.Заходер «Серая звёздочка». | 1 | Урок система-тизации знаний | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений | Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. | Умение строить высказывание по образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе. | Текущ. | 11.02. – 15.02. | ||
83. | Составление картинного плана по сказке Б.В.Заходер «Серая звёздочка». | 1 | Урок обобще-ния | Формировать стремление к успешности учебной деятельности. | Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты. | Умение читать тексты вслух и «про себя», понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию. | Текущ. | |||
84. | Художественные особенности и нравственные уроки авторской сказки. Н.А.Юсупов «Серый волк и серенькие козлики». | 1 | Урок обобще-ния | Отрабатывать навыки выразительного чтения сказки, готовиться к ее инсценированию. | Формировать мотивацию к самовыражению в выразительном чтении. | Умение высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию. | Умение воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов. | Текущ. | Драма, пьеса. | |
85. | Урок-концерт. Выразительное чтение по ролям. | 1 | Урок обобще-ния | Инсценировка понравившихся произведений. | Формировать стремление к успешности учебной деятельности. | Умение высказывать свое мнение, рассуждать; научиться участвовать в обсуждении плана | Умение отвечать на вопросы по содержанию текста. | Текущ. наи-зусть | ||
выполнения заданий; получить возможность корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла. | ||||||||||
86. | Контрольная работа №4 по разделу «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». | 1 | Контр. урок | Выполнение заданий по теме: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»: письменная работа, творческие упражнения. Выявление практических и теоретических знаний, умений и навыков по теме. Проверка полученных знаний. | Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение». | Умение осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала данного раздела программы. | Умение понимать следующие понятия: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение. | Сам. работа | 18.02. – 22.02. | |
87. | Анализ контрольной работы. В.Ю.Драгунский «Друг детства». | 1 | Урок обобще-ния | Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах. | Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. | Умение сопоставлять небольшие по объему тексты: поэтический и прозаический, сказочный и реалистический. | Текущ. | ||
Глава 5. «Человек и природа» - 41 час | ||||||||||
88. | Ребята и зверята. Саша Чёрный «Что кому нравится». | 1 | Урок изучен-ния нового матери-ала | Обозначить проблему взаимоотношений людей и животных. Выразительно читать стихотворения. | Формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности. | Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в содержании учебника. | Умение выразительно читать художественные произведения; понимать содержание литературного произведения; отвечать на вопросы; | Текущ. | ||
89. | Ребята и зверята. А.Л.Барто «Думают ли звери?» | 1 | Комб. урок | Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста. | Умение ориентироваться в принятой системе значков, читать тексты, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные части текста. | Текущ. | ||||
90. | Стихи Б.Заходера о животных. Б. Заходер «Куда спешат головастики», «Про сома». | 1 | Урок наблю- дения и накоп-ления знаний, впечат-лений | Анализировать проблему взаимоотношения людей и животных. Продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения, подготовка к року-концерту. | Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение». | Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту. | Умение составлять краткое описание природы, предметов. Умение подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению. | Текущ. | 25.02. – 28.02. | |
91. | Проблема взаимоотношений людей и животных. Б.Заходер «Кискино горе», «Собачкины огорчения». | 1 | Комб. урок | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений | Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты. | Умение воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов. | Текущ. | |||
92. | Урок-концерт. Выразительное чтение диалогов. | 1 | Урок-концерт | Чтение стихотворений о животных | Формировать мотивацию к самовыражению в выразительном чтении. | Умение высказывать свое мнение, рассуждать; научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; получить возможность корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла. | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; уметь выразительно читать художественные произведения. | Текущ. наи-зусть | ||
III ТРИМЕСТР | ||||||||||
93. | Работа над произведениями современных авторов, пишущих о природе и о «братьях наших меньших». Г.Я.Снегирёв «Михаил». | 1 | Урок изучен-ния нового матери-ала | Иметь представление о способности разных авторов изобразить «внутренний мир» животных – героев рассказа и сказки; о особенностях прозы современных авторов, пишущих о животных Деление текста на смысловые части, составление простого плана. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. Умение пользоваться словарями учебника, материалами Хрестоматии. | Умение осознанно читать вслух и «про себя»; соблюдать нормы литературного произношения | Текущ. | «Внутренний мир» героев. | 01.03. |
94. | Работа над произведениями современных авторов, пишущих о природе и о «братьях наших меньших». С.В.Силин «Крепкий орешек». | 1 | Комб. урок | Чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Представление о юморе как способе добродушного, беззлобного подсмеивания. Отработка чтения диалога, чтение по ролям. | Формировать мотивацию к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности. | Умение иллюстрировать художественное произведение; составлять фантастический рассказ, умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. | Умение строить высказывание по образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе. | Текущ. | 04.03. – 08.03. | |
95. | Соотношение словесных и изобразительных образов. С.В.Силин «Крепкий орешек». | 1 | Комб. урок | Формировать стремление к успешности учебной деятельности. | Умение ориентироваться в содержании учебника, осуществлять поиск произведений. Умение участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках. | Умение пересказывать текст подробно и выборочно; определять тему произведения. | Текущ. | |||
96. | «Обыкновенное чудо» в сказках Цыферова «Как лягушки пили чай». | 1 | Комб. урок | Раскрыть способность автора изобразить в художественном тексте «внутренний мир» героев. Работать над умением соотносить словесные и изобразительные образы. | Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста. | Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в содержании учебника. | Умение выделять главную мысль прочитанного произведения, ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации. | Текущ. | ||
97. | Изображение природы в художественных произведениях М.М Пришвин «О чём шепчутся раки». | 1 | Комб. урок | Наблюдать за способами изображения жизни людей и природы в рассказах писателей. Сопоставлять рассказ со сказкой. | Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение». | Умение ориентироваться в принятой системе значков, читать тексты, понимать их содержание, выделять, сравнивать основные части текста. | Умение отвечать на вопросы по содержанию текста. | Текущ. | 11.03. – 15.03. | |
98. | Разница между жанром сказки и рассказа. Фантастическое изображение реального мира. | 1 | Комб. урок | Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях. | Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты. | Умение соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения. | Текущ. | |||
99. | Отношение человека к природе. М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб». | 1 | Комб. урок | Умение сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Умение реализовывать потребность в общении со сверстниками. | Умение воспринимать развитие действия и случайность как одно из средств развития сюжета. | Текущ. | ||||
100 | Отношение к природе – проба на человечность. Анализ стихотворений Н.М.Рубцова «Ласточка», «Воробей», «Про зайца». | 1 | Комб. урок | Участливо относиться к живой природе, оказывать помощь животным в трудную для них пору. Продолжить работу над выразительностью чтения стихотворений. | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах. | Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту. | Умение осознанно читать вслух и «про себя»; соблюдать нормы литературного произношения. | Текущ. | Отношение автора к герою произведе-ния. | |
101 | Изобразительные средства в изображении пейзажа. И.Левитан «Весна. Большая вода». Работа по картине. | 1 | Урок-выстав-ка | Рассматривание картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода». Беседа по вопросам. Составление плана сочинения по картине. Работа над памяткой. Выделение количества частей, предложений в каждой части. Написание сочинения. | Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в картине художника. | Умение высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи. | Умение составлять рассказ о весне на основе собственных наблюдений и чтения текстов; рассматривать и называть детали картины. | Текущ. | Художествен-ные особенности картины. | 18.03. – 22.03. |
102 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Большая вода». | 1 | Урок развития речи | Получить возможность для формирования стремления к успешности учебной деятельности. | Умение самостоятельно работать, подбирать «рисующие» слова. | Умение составлять рассказ о весне на основе собственных наблюдений и чтения текстов. | Текущ. | |||
103 | Отношение к природе - проба на человечность. Н.А..Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | Урок изучен-ния нового матери-ала | Учиться видеть истинные человеческие чувства по отношению к животным: жалость, сочувствие и потребность в защите «зверья как братьев наших меньших». Отрабатывать навыки выразительно чтения стихотворения со сложной расстановкой пауз. | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение проявлять интерес к общению и групповой работе; умение рассуждать, делиться впечатлениями. | Умение читать тексты вслух и «про себя», понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию. | Текущ. | ||
104 | Составление «картинного плана» к произведению Н.А..Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | Урок наблю- дения и накоп-ления знаний, впечат-лений | Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста. | Умение ориентироваться в принятой системе значков, читать тексты, понимать их содержание, выделять, сравнивать основные части текста. | Умение воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов. | Текущ. | Картинный план. | ||
105 | Человеческое отношение к животному миру. Л.Н.Толстой «Орёл». | 1 | Комб. урок | Учиться видеть истинные человеческие чувства по отношению к животным: жалость, сочувствие и потребность в защите «зверья как братьев наших меньших». Осознанное чтение произведений Л.Н.Толстого. Анализ произведений. Работа по вопросам. | Формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности. | Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в содержании учебника. | Умение составлять краткое описание природы, предметов. Умение подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению. | Текущ. наи-зусть | Быль. | |
106 | Человеческие качества в образах животных. Л.Н.Толстой «Лев и собачка». | 1 | Комб. урок | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты. | Умение находить в учебнике произведения одной тематики, указанного автора. Умение находить произведения в Хрестоматии. | Текущ. | 01.04. – 05.04. | ||
107 | Дружба между ребятами и зверятами. Я.Л.Аким «Мой верный чиж». | 1 | Урок система-тизации знаний | Видеть необходимость гуманного отношения человека к животному миру. Отрабатывать выразительность речи и чтения. | Формировать мотивацию к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности. | Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи; понимать вопросы к тексту. | Умение соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения. | Текущ. | ||
108 | Дружба между ребятами и зверятами. В.Д.Берестов «Знакомый». И.П.Токмакова «Мне грустно – я лежу больной…». | 1 | Комб. урок | Разговор о дружбе между ребятами и зверятами. Анализ по вопросам учебника. Особенности композиции, идейный смысл, красота и совершенство художественной формы произведений. Выразительное чтение. | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах. | Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. | Умение выделять главную мысль прочитанного произведения, ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации. | Текущ. | ||
109 | Гуманное отношение к животному миру. С.А.Махотин «Жук». | 1 | Комб. урок | Формировать основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного текста | Умение работать со словарем и с материалом предварительного чтения; самостоятельно работать с учебником; воспринимать мнение собеседников. | Умение строить высказывание по образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе. | Текущ. | Образные сравнения, монолог. | 08.04. – 12.04. | |
110 | Отношение человека к животным. В.Осеева «Добрая хозяюшка». | 1 | Комб. урок | Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение». | Умение работать самостоятельно; научиться выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. | Умение составлять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему; определять роль иллюстрации в создании образов героев произведений. | Текущ. | |||
111 | Верность животных. В.А.Сухомлинский «Старый пёс». | 1 | Комб. урок | Творческая работа: написание окончания рассказа. | Формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности. | Уметь участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; получить возможность корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла. | Умение сочинять небольшой рассказ (окончание) на заданную тему. | Текущ. | ||
112 | «Я хожу, учусь у леса жить по человечески..» В.П.Астафьев «Белогрудка» | 1 | Урок изучен-ния нового матери-ала | Осмыслить бездумное, жестокое отношение человека к природе. Продолжить работу над образом автора-рассказчика, перевоплощающегося в героя-животного. | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах. | Умение сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Умение реализовывать потребность в общении со сверстниками. | Умение читать тексты вслух и «про себя», понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию. | Текущ. | Образ автора-рассказчика. | |
113 | Отношение автора к своему герою. В.П.Астафьев «Белогрудка» | 1 | Урок система-тизации знаний | Формировать основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного текста. | Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в содержании учебника. | Умение воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов. | Текущ. | 15.04. – 19.04. | ||
114 | Сочинение «Моё отношение к произведению «Белогрудка». | 1 | Урок развития речи | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи. | Умение составлять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему. | Текущ. | |||
115 | Обсуждение сочинений. Роль названия произведения. | 1 | Урок обобще-ния | Формировать стремление к успешности учебной деятельности. | Умение проявлять интерес к общению и групповой работе. | Умение пересказывать текст, формулировать несложные выводы. | Текущ. | |||
116 | Жить по-человечески. Б.Брехт «Зимний разговор через форточку», А.С.Пушкин «Птичка». | 1 | Комб. урок | Осмыслить значение слов «Что значит жить по-человечески?». Отрабатывать навык анализа лирического текста и выразительного чтения стихотворений. | Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение». | Умение сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Умение реализовывать потребность в общении со сверстниками. | Умение выделять главную мысль прочитанного произведения, ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации. | Текущ. наи-зусть | Отображение народных обычаев в литературных произведе-ниях. | |
117 | Тема бережного отношения к природе в стихотворении М.И.Вейцмана «Лилия». | 1 | Комб. урок | Осмыслить родство человека с природой на материале лирических произведений. Продолжить работу над анализом лирического текста. | Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста. | Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи; понимать вопросы к тексту. | Умение воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов. | Текущ. наи-зусть | Олицетворе-ние. | 22.04. – 26.04. |
118 | Художественные особенности стихотворений О.О.Вациетис «Подснежник» и С.А.Махотина «Ручей». | 1 | Комб. урок | Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях. | Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в содержании учебника. | Умение сопоставлять небольшие по объему тексты: поэтический и прозаический, сказочный и реалистический. | Текущ. наи-зусть | Олицетворе-ние. | ||
119 | «Весна, весна, и всё ей радо…». С.Я.Маршак «Чернеет лес, теплом разбуженный…», Ф.И.Тютчев «Весенние воды». | 1 | Комб. урок | Соотносить весеннюю природу с образами весны, созданными поэтами и художниками. Учиться выполнять сравнительный анализ лирических текстов, а также словесных и изобразительных видов искусства. | Формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности. | Умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. Умение пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии. | Умение сопоставлять иллюстративный материал и содержание литературного произведения. | Текущ. наи-зусть | Олицетворе-ние. | |
120 | Проза Г..А.Скребицкого «На пороге весны» и картина В.Н.Бакшеева «Голубая весна». Сравнение картин весны. | 1 | Урок система-тизации знаний | Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в | Умение высказывать свое мнение, рассуждать; научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; получить | Умение соотносить картины природы, созданные разными поэтами и художниками; сопоставлять | Текущ. наи-зусть | Признаки художествен-ного текста. | ||
121 | Сравнение изображения грозы поэтом и художником. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» и И.И Шишкин «Перед грозой». | 1 | Урок система-тизации знаний | художественных произведениях и картинах художников. | возможность корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла. | словесные и живописные картины весны | Текущ. | Олицетворе-ние. Художествен-ные особенности картины И.Шишкина. | 29.04. – 03.05. | |
122 | Душа природы. А.К Толстой «Колокольчики мои». | 1 | Комб. урок | Работать над лирическими произведениями о природе. Сопоставление словесного образа с живописным изображением. Декламация произведений. Продолжить работу над развитием речи. | Формировать мотивацию к самовыражению в выразительном чтении. | Умение работать со словарем и с материалом предварительного чтения; самостоятельно работать с учебником; воспринимать мнение собеседников. | Умение отвечать на вопросы по содержанию текста. | Текущ. | Олицетворе-ние | |
123 | Душа природы Г.М.Новицкая «Крылатый луг». | 1 | Комб. урок | Формировать стремление к успешности учебной деятельности. | Умение проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности. | Умение соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения. | Текущ. | |||
124 | «Человеческие» слова о природе. Г.В.Сапгир «Душа природы». | 1 | Комб. урок | Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженных в литературных текстах. | Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи; понимать вопросы к тексту. | Умение воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов. | Текущ. | |||
125 | Обобщение по теме «Человек и природа». | 1 | Урок-обобще-ния | Написание творческого сочинения от имени объекта (проснувшегося медведя, сосульки, тающего снега и т.д.) | Формировать мотивацию к самовыражению в выразительном чтении. | Умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. Умение пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии. | Умение составлять краткое описание природы, предметов. Умение подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению. | Текущ, Сам. ра-бота | 06.05. – 10.05. | |
126 | Контрольная работа № 5 по разделу «Человек и природа. | 1 | Контр. урок | Выполнение заданий по теме: «Человек и природа»: письменная работа, творческие упражнения. Выявление практических и теоретических знаний, умений и навыков по теме. Проверка полученных знаний. | Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение». | Умение осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала данного раздела программы. | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов; уметь приводить примеры художественных произведений по изученной теме. | Сам. работа | ||
127 | Анализ контрольной работы. А.Н.Майков «Ласточки» (Отрывок) | 1 | Урок обобще-ния | Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах. | Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. | Текущ. | 13.05. – 17.05. | ||
128 | Л. Заковоротная «Четыре времени года». К.А.Коровин «Баран, заяц и ёж». | 1 | Урок обобще-ния | Текущ. | ||||||
Повторение – 8 часов | ||||||||||
129 | Путешествуем по страницам учебника «Вначале жизни школу помню я…» | 1 | Комб. урок | Закрепление и обобщение знаний полученный за курс обучения во 2 классе. Чтение любимых произведений. | Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста. | Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту. | Умение осознанно читать текст художественного произведения «про себя» (45-65 слов в минуту); пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; выразительно читать диалоги, читать по ролям; овладеть следующими терминами: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение. | Текущ. | ||
130 | Путешествуем по страницам учебника «Друзья-товарищи» | 1 | Комб. урок | Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. | Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты. | Текущ. | ||||
131 | Путешествуем по страницам учебника «Дети и взрослые» | 1 | Комб. урок | Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах. | Умение ориентироваться в содержании учебника, осуществлять поиск произведений. Умение участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках. | Текущ. | 20.05. – 24.05. | |||
132 | Путешествуем по страницам учебника «Сказка -ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…» | 1 | Комб. урок | Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста. | Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. | Текущ. | ||||
133 | Путешествуем по страницам учебника «Человек и природа» | 1 | Комб. урок | Формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности | Умение высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию. | Текущ. | ||||
134 | Дж. Чиарди «Нам книгу закрывать пора…». Подготовка к уроку-концерту. | 1 | Урок-обобще-ние | Формировать стремление к успешности учебной деятельности. | Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи; понимать вопросы к тексту. | Текущ. | ||||
135 | Обобщающий урок. Урок-концерт «Любимые странички». | 1 | Урок-концерт | Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение». | Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты. | Текущ. | 27.05 – 30.05. | |||
136 | Определение круга книг для чтения летом. | 1 | Урок-празд-ник | Текущ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой). 1 класс.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс УМК Занкова...
Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой). 3 класс.
Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочие программы по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру для 1 класса. УМК "Начальная школа XXI века."
Рабочие программы составлены на основе требований ФГОС начального общего образования и авторских программ в рамках проекта "Начальная школа XXI века."...
Рабочие программы по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру для 3 класса. УМК "Начальная школа XXI века."
Рабочие программы составлены на основе требований ФГОС начального общего образования и авторских программ в рамках проекта "Начальная школа XXI века."...
Рабочая программа по литературному чтению авторы: Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская, 2 класс ПНШ
Рабочая программа по литературному чтению авторы: Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская , 2 класс ПНШ...
Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК Л.В.Занкова, учебник В.В.Лазаревой). 4 класс.
Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК Л.В.Занкова, учебник В.В.Лазаревой). 4 класс....
Тематическое планирование по литературному чтению (система Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой) 2 класс
Уметь анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки, обнаружить поэтический взгляд на мир в прозаическом и поэтическом тексте; сравнивать поэтические образы речи....