1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
| Долгожданный дан звонок, Начинаем любимый наш урок … Литературного чтения… Мы проснулись, мы здоровы И к работе мы готовы. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти!
-Дети, встаньте в круг, возьмитесь за руки, подарите всем свою улыбку.
-Закройте глаза, послушайте. (звучит музыка –шум леса)
-Что вы представили, слушая музыку? - Какие чувства у вас возникли? Речевая разминка. 1. Упражнение на дыхание. Набрать через нос воздух, постепенно порциями выпустить через нос. 2. чтение чистоговорки.
| -Образовывают круг, берутся за руки, улыбаются. -Закрывают глаза, слушают музыку.
-Отвечают все учащиеся, высказывают, какие чувства возникли у них. | Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
| Обращение к записи на доске: «Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…» - Как понимаете эти слова? -Мы живем на нашей планете и порой не замечаем, что нас окружает удивительный неповторимый мир природы. Мы живем в нем, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее-жизнь. Самое удивительное явление на Земле и самое уязвимое. Рассказать наизусть стихотворение А. Барто « Воробей» -Ребята, мы продолжим наш урок с викторины. -Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями этого автора. А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать произведение: - « Это было очень красиво. Все говорили «Очень красиво! Луг золотой».
-«А на полянке берёза, под берёзой пень, а рядом с пнём красная сыроежка. И такая большая, каких я в жизни не видел. Совсем как большая глубокая тарелка».
-« Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил».
-« И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес- голодно. А возьму- забуду съесть и назад принесу.
-Вспомнили произведения. Молодцы!
-А кто автор этих произведений? -А что мы знаем о нём?
Умению видеть прекрасное, любоваться красотой природы мы будем у замечательного писателя, удивительного человека, М.М.Пришвина, познакомимся с его произведением, будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. Познакомимся поближе с писателем. - Обращение к портрету.( сообщение ученика).
М.М.Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями, жизнь. Родился в Елецком уезде Орловской губернии. С детства любил много читать и путешествовать. Так в 12 лет, начитавшись книг Майн Рида, Пришвин с тремя друзьями совершает свое первое путешествие-побег в Азию. Конечно же, беглецов быстро вернули назад, но страсть к путешествием осталось. И после каждого путешествия появлялась книга или какие-то заметки .За годы своей жизни сменил много видов деятельности. Был агрономом, охотником, учителем ,библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей, Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. - Обращение к выставке книг ( ученик).
Вот уже несколько десятков лет Пришвина нет с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает мудрее, умнее и великодушнее. Вы можете увидеть следующее книги. (обращение к книги).
|
-Рассказывают стихотворение наизусть. -Вспоминают ранее прочитанные произведения М.М. Пришвина.
Слушают. -Отгадывают. -«Золотой луг».
- «Деревья в лесу».
-« Журка».
-« Лисичкин хлеб».
-М.М.Пришвин * писатель * автор * рассказы * о природе
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Постановка учебной задачи.
| Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. . -Мы побывали в гостях у писателя, узнали о его жизни, творчестве. – А вот как вы считайте, почему люди пишут книги? – Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше. – Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина -Кому из вас захотелось прочитать книги М.Пришвина? -Отгадайте, о ком будет произведение?
Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница Впереди корабль идет За собою всех ведет. ( утка с утятами)
- Как вы думаете , кто главные герои этого произведения? - Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята».
3) Составим обложку. -Укажите, что написал автор (жанр)и на какую тему?
. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Учащиеся сами формулируют цель урока: - познакомимся с новым произведением М.М.Пришвина.
Утята, ребята, девочки, мальчики………
-Вспоминают систему «заместителей».
-Открывают учебник.
-« Ребята и утята».
-Предполагают. | Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
4.Построение проекта выхода из затруднения.
| 1. Работа с текстом во время чтения. -Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин, был неравнодушным человеком. 1) Первичное чтение.( читает учитель или хорошо читающие дети).
2) Выявление первичного восприятия.
-Понравилось ли произведение?
-Когда ребята начали ловить утят, подумали ли они о том, что утка-мать будет переживать?
- К какому жанру относится это произведение?
-Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?
3)Перечитывание текста. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) -Читает хорошо читающий ученик. -Слушают.
-Участвуют в диалоге. -Да.
Высказывают свою точку зрения. Сравнивают свои предположения по обложке. Делают вывод.
- Поучительный. - Читают медленно, вдумчиво. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5.Первичное закрепление.
| - В тексте вам встретились незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
4) Словарная работа.
Чирок-свистунок- птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоёмах. Оказывается, существует очень много различных пород уток. Одна из них- чирок-свистунок. Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. Самец весной имеет коричнево- рыжую голову с черно-зеленой полоской и белой полоской по бокам. Зоб бледно охристый с черными пятнышками. Бока серые с темным струйчатым рисунком. Самка темно- бурая с рыжими пестринками. Чирок-свистунок -одна из самых обычных уток, широко распространенных на Алтае и по его предгорьям. Утка гнездится по заросшим озерам, берегам рек, прудам и болотам. - Узнаете эту уточку, если встретите? -Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся в рассказе.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Паровое поле- поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
Вода спала- с наступлением лета уровень воды в водоёме уменьшился.
Кузница- помещение, где работают кузнецы.
5) Анализ и выборочное чтение. - Почему уточка устроила своё гнездо далеко от озера? - Докажите строчками из произведения.
- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
- Что значит для утят свобода?
-Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят? Докажите строчками из произведения.
-Сколько надо было идти до озера?
-Сколько это километров?
-Это много или мало для человека? -А для маленьких утят? -Прочитайте, как шла мать –уточка с утятами.
-Почему уточка-мать шла позади утят?
Какие враги были у уток?
-Кто страшнее? Почему?
-Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Докажите строчками из произведения. -Зачем ребята это делали? -Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения.
-Могла ли утка кричать?
- Её немота, беззащитность, отчаяние- всё в этих движениях. -А какое чувство пережили утята? -Как вы думаете , если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? - А какое вы слово кричите, когда боитесь? -А ваша мама переживает за вас?
-Как она ведёт себя при этом? -Как в рассказе чаще всего называет автор уточку? -А какая она мама? -Вам жалко её?
- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает. -Какие пословицы о маме вы знаете?
-Утята пойманы, что собираются делать ребята? Докажите строчками из произведения.
-Кто помешал мальчишкам? - Смогли ли они объяснить свой поступок? -Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите.
-Назовите слова, которые показывают строгость автора. С какой интонацией будем читать эти слова? - Что делали бы вы, оказавшись рядом?
-Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
- Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили? Докажите строчками из произведения.
-Как шла уточка-мать в начале рассказа?
- А почему сейчас она побежала впереди?
-Как М. Пришвин попрощался с утятами? - Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения.
- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
- Перед кем этот знак уважения? Почему?
-Как мальчишки на это прореагировали? Почему? -Что пожелали люди уточке? -Почему? Докажите строчками из произведения.
Нужно ли было пожелание уточке?
6) Беседа по содержанию в целом.
Работа над иллюстрацией. Работа в парах.
-Посмотрите на иллюстрацию стр.118.
-Кто изображён на переднем плане? - Что они делают? -Кто изображён на заднем плане?
- Что они делают?
-Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
-Для чего М. Пришвин написал свой рассказ?
- Что его волновало?
-Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? -Кто именно?
-А кто нет? -Почему?
7)Выявление совпадений первичных с окончательными.
8)Определение главной мысли рассказа. -Как автор назвал свой рассказ?
-Почему?
-Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
-Что же вы можете сказать о М. Пришвине? -Докажите, что М. Пришвин - человек а) добрый б) строгий в) неравнодушный | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух -Учащиеся читают, обращая внимание на ударение, объясняют смысловое значение.
-
Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. - На свободу. -Вода, корм, озеро.
-Решилась наконец-то.
-3 версты.
-Чуть больше 3 километров. - Много. Очень много. -Мать шла позади. Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.
-Люди, лисица, ястреб. Высказывают своё мнение.
-Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. -Просто так, для забавы. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Нет.
Страх, испуг,…
-Мама!
-Мама.
Переживает.Высказывают своё мнение. -Мать. -Заботливая. Жалко.
-
Вспоминают пословицы.
Ребята собрались закидать шапками мать и поймать её.
-
Автор. Нет. Они струсили.
-Живо,- приказал я ребятам, -идите и отдайте ей всех утят! -Строго спросил.
- Строго.
-Каждый высказывает своё мнение как бы он поступил.
- Нет. Поэтому автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли , бросилась спасать своих сыновей и дочерей. -Мать шла позади.
-Считала себя виноватой.
-Радостно снял шляпу и, помахав ею, крикнул: -Счастливый путь, утята!
-Знак уважения.
-Перед маленькими утятами, М. М Пришвин неравнодушный человек.
-Они засмеялись.
-Счастливого пути. Все разом закричали ребята: - До свидания, утята!
-Нет. По- своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята.
-
Утка- мать и утята.
-Бегут.
-Ребята.
-Машут шапками, кричат. По овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.
-Чтобы мы не совершали глупых поступков.
-Утята могли погибнуть. -Да. Маленькие утята. -Ребята. Они, не подумав, совершили глупость.
-Сравнивают свои, делают вывод. -«Ребята и утята» Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчёркивая, что мы живём все вместе, рядом, то совместном существовании. -Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
-Доказывают.
| Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
2) Творческая работа. Работа в группе
Работа с заглавием. -Придумайте своё заглавие к рассказу.
Работа с пословицами. -Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая. Умел ошибиться- умей и поправиться. Сей добро, посылай добро, оделяй добром.
По выбору: Работа в тетради «Литературное чтение» стр.77 4* или составить рассказ об уточке. 3) Чтение по смысловым частям и их озаглавливание, наблюдение за состоянием чувств, вызванных произведением. ПОМНИТЕ, ЧТО КОГДА СЛУШЕШЬ И ЧИТАЕШЬ, НАДО ДУМАТЬ, ПРЕДСТАВЛЯТЬ, ПОНИМАТЬ, ЗАПОМИНАТЬ. - Какие испытывали чувства при чтении и слушании? План. Чувства - Путешествие к озеру. Спокойствие
- Не выпускать из виду. Тревожность
- В величайшем волнении. Страх, волнение
- Живо возвратите утят! Негодование
- До свидания, утята! Радость
4) Пересказ по плану. - От чьего лица ведется повествование? /от лица автора/ - А как М.М.Пришвин относится к героям рассказа? К утятам?
| Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.
|
7.Рефлексия деятельности (итог урока)
| -– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 18) Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину". « Любить и охранять природу- значит любить и охранять Родину» . М Пришвин -Как вы понимаете эти слова? -Чему вас научил урок? -Кто доволен своей работой? -Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению? Берегите эту землю, эту воду, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Перечитать текст, подготовиться к чтению по ролям.
- Вам дома надо прочитать рассказ родителям, младшим братья, сестрам так, чтобы они тоже смогли пережить эти чувства. Зеленый – работал активно, все получалось Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью Красный – было трудно, не все получилось
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.
|