Технологическая карта урока литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Рощупкина Татьяна Александровна

урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа 21 века"

Цель:организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок литературного чтения 2 класс40.92 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок,

    Начинаем любимый наш урок …

  Литературного чтения…

           Мы проснулись, мы здоровы

И к работе мы готовы.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти! 

-Дети, встаньте в круг, возьмитесь за руки, подарите всем свою улыбку.

-Закройте глаза, послушайте.  (звучит музыка –шум леса)

-Что вы представили, слушая музыку?

- Какие чувства у вас возникли?

Речевая разминка.

1. Упражнение на дыхание.

Набрать через нос воздух, постепенно порциями выпустить через нос.

2. чтение чистоговорки.

        

-Образовывают круг, берутся за руки, улыбаются.

-Закрывают глаза, слушают музыку.

-Отвечают все учащиеся, высказывают, какие чувства возникли у них.

Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Обращение к записи на доске:

«Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»

- Как понимаете эти слова?

-Мы живем на нашей планете и порой не замечаем, что нас окружает удивительный неповторимый мир природы. Мы живем в нем, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее-жизнь. Самое удивительное явление на Земле и самое   уязвимое. 

 Рассказать наизусть  стихотворение

 А. Барто

« Воробей»

-Ребята, мы продолжим наш урок с викторины.

-Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями этого автора. А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать произведение:

- « Это было очень красиво. Все говорили «Очень красиво! Луг золотой».

-«А на полянке берёза, под берёзой пень, а рядом с пнём красная сыроежка. И такая большая, каких я в жизни не видел. Совсем как большая глубокая тарелка».

-« Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил».

-« И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес- голодно. А возьму- забуду съесть и назад принесу.

-Вспомнили произведения. Молодцы!

-А кто автор этих произведений?

-А что мы знаем о нём?

Умению видеть  прекрасное,  любоваться красотой природы мы будем у замечательного писателя, удивительного человека, М.М.Пришвина, познакомимся с его произведением, будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. Познакомимся поближе с писателем.

  • Обращение к портрету.( сообщение ученика).

М.М.Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями, жизнь. Родился в Елецком уезде Орловской губернии. С детства любил много читать и путешествовать. Так в 12 лет, начитавшись книг Майн Рида, Пришвин с  тремя  друзьями совершает свое первое путешествие-побег в Азию. Конечно же, беглецов быстро вернули назад, но страсть к путешествием осталось. И после каждого путешествия появлялась книга или какие-то заметки .За годы своей жизни сменил много видов деятельности. Был агрономом, охотником,  учителем ,библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей, Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

  • Обращение к выставке книг ( ученик).

Вот уже несколько десятков лет Пришвина нет с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает мудрее, умнее и великодушнее. Вы можете увидеть следующее книги. (обращение к книги).

-Рассказывают

стихотворение

наизусть.

-Вспоминают ранее прочитанные произведения  М.М. Пришвина.

Слушают.

-Отгадывают.

-«Золотой луг».

- «Деревья в лесу».

-« Журка».

-« Лисичкин хлеб».

-М.М.Пришвин

    * писатель

    * автор

    * рассказы

    * о природе

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

. -Мы побывали  в гостях у писателя, узнали о его жизни, творчестве. 

– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?

– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина

-Кому из вас захотелось прочитать книги М.Пришвина?

-Отгадайте, о ком будет произведение?

        Вдоль по речке, по водице

        Плывет лодок вереница

        Впереди корабль идет

        За собою всех ведет.

                              ( утка с утятами)

- Как вы думаете , кто главные герои этого произведения?

- Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята».

3) Составим обложку.

-Укажите, что написал автор (жанр)и на какую тему?

.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Учащиеся  сами формулируют цель урока:   -        познакомимся с новым произведением М.М.Пришвина.

Утята, ребята, девочки, мальчики………

-Вспоминают систему «заместителей».

-Открывают учебник.

-« Ребята и утята».

-Предполагают.

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения.

1. Работа с текстом во время чтения.

-Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин, был неравнодушным человеком.

1) Первичное чтение.( читает учитель или хорошо читающие дети).

2) Выявление первичного восприятия.

-Понравилось ли  произведение?

-Когда ребята начали ловить утят, подумали ли они о том, что утка-мать будет переживать?

- К какому жанру относится это произведение?

-Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

3)Перечитывание текста.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

-Читает  хорошо

читающий ученик.

-Слушают.

-Участвуют в диалоге.

-Да.

Высказывают свою  точку зрения.

Сравнивают свои предположения по обложке. Делают вывод.

- Поучительный.

- Читают медленно, вдумчиво.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

5.Первичное закрепление.

- В тексте вам встретились незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

4) Словарная работа.

Чирок-свистунок- птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоёмах. Оказывается, существует очень много различных пород уток. Одна из них- чирок-свистунок. Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. Самец весной имеет коричнево- рыжую голову с черно-зеленой полоской и белой полоской по бокам. Зоб бледно охристый с черными пятнышками. Бока серые с темным струйчатым рисунком. Самка темно- бурая с  рыжими  пестринками. Чирок-свистунок -одна из самых обычных уток, широко распространенных на Алтае и по его предгорьям. Утка гнездится по заросшим озерам, берегам рек, прудам и болотам.

- Узнаете эту уточку, если встретите?        

-Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся  в рассказе.

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Паровое поле- поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Вода спала- с наступлением лета уровень воды в водоёме уменьшился.

Кузница- помещение, где работают кузнецы.

5) Анализ и выборочное чтение.

- Почему уточка устроила своё гнездо далеко от озера?

- Докажите строчками из

произведения.

- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

- Что значит для утят свобода?

 -Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

Докажите строчками из произведения.

-Сколько надо было идти до озера?

 -Сколько это километров?

-Это много или мало для человека?

-А для маленьких утят?

-Прочитайте, как шла мать –уточка с утятами.

-Почему уточка-мать шла позади утят?

Какие враги были у уток?

-Кто страшнее? Почему?

-Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Докажите строчками из произведения.

-Зачем ребята это делали?

-Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

Докажите строчками из произведения.

-Могла ли утка кричать?

- Её немота, беззащитность, отчаяние- всё в этих движениях.

-А какое чувство пережили утята?

-Как вы думаете , если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

- А какое вы слово кричите, когда боитесь?

-А ваша мама переживает за вас?

 -Как она ведёт себя при этом?

-Как в рассказе чаще всего называет автор уточку?

-А какая она мама?

-Вам жалко её?

- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

-Какие пословицы о маме вы знаете?

-Утята пойманы, что собираются делать ребята?

Докажите строчками из произведения.

-Кто помешал мальчишкам?

- Смогли ли они объяснить свой поступок?

-Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите.

-Назовите слова, которые показывают строгость автора.

 С какой интонацией будем читать эти слова?

- Что делали бы вы, оказавшись рядом?

-Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

- Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

Докажите строчками из произведения.

-Как шла уточка-мать в начале рассказа?

- А почему сейчас она побежала впереди?

-Как М. Пришвин попрощался с утятами?

- Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения.

- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

- Перед кем этот знак уважения?

Почему?

-Как мальчишки на это прореагировали? Почему?

-Что пожелали люди уточке?

-Почему? Докажите строчками из произведения.

Нужно ли было пожелание уточке?

6) Беседа по содержанию в целом.

Работа над иллюстрацией. Работа в парах.

-Посмотрите на иллюстрацию стр.118.

-Кто изображён на переднем плане?

- Что они делают?

-Кто изображён на заднем плане?

- Что они делают?

 -Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

-Для чего М. Пришвин написал свой рассказ?

- Что его волновало?

-Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?

-Кто именно?

-А кто нет?

-Почему?

7)Выявление совпадений первичных с окончательными.

8)Определение главной мысли рассказа.

-Как автор назвал свой рассказ?

-Почему?

-Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

-Что же вы можете сказать о М. Пришвине?

-Докажите, что М. Пришвин - человек

а) добрый

б) строгий

в) неравнодушный

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

-Учащиеся читают, обращая внимание на ударение, объясняют смысловое значение.

-

 Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу.

- На свободу.

-Вода, корм, озеро.

-Решилась наконец-то.

-3 версты.

-Чуть больше 3 километров.

- Много.

Очень много.

-Мать шла позади.

 Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.

-Люди, лисица, ястреб.

Высказывают

своё мнение.

-Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками.

-Просто так, для забавы.

Всё время, пока они ловили утят, мать бегала с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.

Нет.

Страх, испуг,…

-Мама!

-Мама.

Переживает.Высказывают своё мнение.

-Мать.

-Заботливая.

Жалко.

-

Вспоминают пословицы.

Ребята  собрались закидать шапками мать и поймать её.

-

Автор.

Нет. Они струсили.

-Живо,- приказал я ребятам, -идите и отдайте ей всех утят!

-Строго спросил.

- Строго.

-Каждый  высказывает  своё мнение как бы  он поступил.

- Нет. Поэтому автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.

Мать отлетела немного и, когда ребята ушли , бросилась спасать своих сыновей и дочерей.

-Мать шла позади.

-Считала себя виноватой.

-Радостно снял шляпу и, помахав ею, крикнул: -Счастливый путь, утята!

-Знак уважения.

-Перед маленькими утятами, М. М Пришвин  неравнодушный человек.

-Они засмеялись.

-Счастливого пути. Все разом закричали ребята:

- До свидания, утята!

-Нет. По- своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята.

-

Утка- мать и утята.

-Бегут.

-Ребята.

-Машут шапками, кричат.

По овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.

-Чтобы мы не совершали глупых поступков.

-Утята могли погибнуть.

-Да.

Маленькие утята.

-Ребята.

Они, не подумав, совершили глупость.

-Сравнивают свои, делают вывод.

-«Ребята и утята»

Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчёркивая, что мы живём все вместе, рядом, то совместном существовании.

-Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

-Доказывают.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

2) Творческая работа. Работа в группе

Работа с заглавием.

 -Придумайте своё заглавие к рассказу.

Работа с пословицами.

-Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая.

Умел ошибиться- умей и поправиться.

Сей добро, посылай добро, оделяй добром.

По выбору:

Работа в тетради  «Литературное чтение» стр.77

4* или составить рассказ об уточке.

3) Чтение по смысловым частям и их озаглавливание,  наблюдение за состоянием чувств, вызванных произведением.

ПОМНИТЕ, ЧТО КОГДА СЛУШЕШЬ И ЧИТАЕШЬ, НАДО ДУМАТЬ, ПРЕДСТАВЛЯТЬ, ПОНИМАТЬ, ЗАПОМИНАТЬ.

- Какие испытывали  чувства при чтении и слушании?

План.                                                                                               Чувства

  1. Путешествие к озеру.                                              Спокойствие
  2. Не выпускать из виду.                                             Тревожность
  3. В величайшем волнении.                                       Страх, волнение
  4. Живо возвратите утят!                                             Негодование
  5. До свидания, утята!                                                   Радость

4) Пересказ по плану.

- От чьего лица ведется повествование?   /от лица автора/

- А как М.М.Пришвин относится к героям рассказа? К утятам?

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

-– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 18)

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

 

« Любить и охранять природу- значит любить и охранять Родину» . М Пришвин

-Как вы понимаете эти слова?

-Чему вас научил урок?

-Кто доволен  своей работой?

-Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению?

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку  любя,

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Перечитать текст, подготовиться к чтению по ролям.

- Вам дома надо прочитать рассказ родителям, младшим братья, сестрам так, чтобы они тоже смогли пережить эти чувства.

Зеленый – работал активно, все получалось

Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью

Красный – было трудно, не все получилось

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "М.Пришвин "Ребята и утята", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс. М.Пришвин. Ребята и утята.

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс. М.Пришвин. Ребята и утята....

Технологическая карта урока литературного чтения "Ребята и утята" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся знаний и читательской компетенции в процессе изучения произведения М.М. Пришвина «Ребята и утята».Задачи урокаДидактические:1.    Форм...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...