урок литературного чтенияТема: «С.Есенин. Черёмуха».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Панфилова Елена Алексеевна
о творчестве русского поэта С.Есенина, работа над выразительным чтением. работа по группам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_lit_cht._s.esenin_cheryomukha.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «С.Есенин. Черёмуха».

Цели: познакомить детей со стихотворением С.Есенина, развивать умения читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях, формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнение, звукопись), воспитывать любовь к слову, к родной природе.

                               

                               Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Постановка цели урока. Актуализация знаний.

    1. - Сегодня мы прикоснёмся к творчеству поэта начала 20 века. Имя поэта, одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение:

                В этом имени слово «есень»,

                Осень, ясень, осенний цвет.

                Что-то есть в нём от русских песен –

                 Поднебесье, тихие веси,

                 Сень берёз и синь – рассвет.

                 Что-то есть в нём и от весенней грусти,

                  Юности и чистоты….

                 Только скажут - ………(С.Есенин)

                 Всей России встают черты.

Портрет на доске.

     - Есенин – нежное имя, соловьиный звон.

       Кудрями золотыми звенел весёлый клён.

       Из солнечного ливня весеннее лицо

       Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.

2.Краткие сообщения детей о жизни С.Есенина.

1-й ученик. Русский народный поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Поэт очень любил русскую природу и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся «белый перезвон берёз», «вызванивают ивы», «шумят тростники». Слушая, стихи мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах.

2-й ученик. С.Есенин свои первые стихи создал в 9 лет. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле. Он сумел взять у природы даже черты своей внешности: чарующую синеву очей – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив; мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу.

3.Работа над стихотворением.

    - Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В разгар весны, когда яркое, совсем уже тёплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это…..Черёмуха.

              О ней много сложено песен, стихотворений. Одно из них послушайте.

1.Чтение учителем стихотворения «Черёмуха».

      - Поделимся своими впечатлениями. Какое настроение поэта вы почувствовали в этих словах? Поделитесь своими мыслями. (Радостное т. к. начинается весна, природа просыпается, всё радует поэта)

      - Какие картины вы бы нарисовали, какие бы краски использовали? Почему?

2.Физминутка.

 Дыхательные упражнения.

а) И.п. – основная стойка, руки на затылке, локти вперёд. 1-2 – подняться на носки, отведя локти в сторону, медленный глубокий вдох через нос.3-4 – глубокий выдох через рот, возвращаясь в и. п.

б) «Гуси шипят» - И.п. – стойка ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс, 1-4 наклониться вперёд и вытянуть шею, произнести на удлинённом выдохе ш-ш-ш-ш.

5.Вторичное восприятие.

  Работа над словом.

  - Перечитайте самостоятельно это стихотворение. Читайте медленно, отметьте непонятные слова и задайте вопросы классу.

  • Роса медвяная (ароматная, с запахом мёда)
  • Зелень пряная (с острым ароматным запахом)
  • Проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля.
  • Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки
  • Вкрадчиво – осторожно, доверительно.
  • Под кручею – под обрывом.

6.Работа с изобразительно-выразительными средствами.

         а) – Сколько героев в этом стихотворении?

        - Перечитайте стихотворение и карандашом отметьте четверостишья (строфы), где говориться о Черёмухе буквой Ч, о ручье – Р (Ч – Р – Ч – Р)

         - Как вы думаете, почему автор переплетает строфы о черёмухе и о ручье? (взаимосвязь, взаимодействие ручья и черёмухи).

        - Докажем это. Чтение в паре: девочка о Черёмухе, мальчик – о ручье.

          б) Выборочное чтение

     - Прочитайте последние 4 строчки о ручье.

     - Что делает ручей? (волной гремучею все ветки обдаёт, вкрадчиво песенки поёт)

     -  Кто догадайся, почему так описан ручей?

   (сначала ручей хочет обратить внимание, затем ласково поёт, ручейку хочется понравиться черёмухе)

       в) Физминутка

     Гимнастика для глаз.

   - Откинуться назад на спинку стула, прикрыть веки, крепко, как только можно зажмурить глаза.

  -  Открыть глаза (5-6раз)

  -  Руки вытянуть вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Сделать вдох. Следить за руками глазами, не поднимая головы. Руки опустить, сделать выдох.

7. – Итак, какие художественные приёмы использует автор, чтобы мы смогли представить весеннюю картину, почувствовали и увидели краски, запахи, цвета, услышали звуки?

    -  Какие вы знаете приёмы художественной речи?(олицетворение, эпитеты, сравнение, метафора)

Работа в группах. Найти:

 1 группа – эпитеты (медвяная, душистая, пряная, золотистая, серебристая)

2 группа -  олицетворение (ручей поёт – образ юноши, черёмуха ветки золотистые, что кудри завила – олицетворяет образ девушки)

3 группа – сравнение (на кого похожа черёмуха? Оком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит?

   - Олицетворение – одно из любимых средств художественной выразительности Есенина, потому что во всём он видел жизнь: в пшеничном колосе, и в русской берёзке, душистой черёмухе. Есенин олицетворяет природу, «оживляет», чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный им.

  - Найдём глаголы о природе: расцвела, завила, сияет, бежит, струиться, стоит, горит, обдаёт, поёт. Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов.

 -  А теперь обратим внимание на словосочетание «сияет зелень в серебре», «зелень горит».

 -  Какой это приём? (Зелень покрыта росой, её капельки светятся и переливаются, точно серебро. На солнце она искрится, подобно пламени. Поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений. Перенос на основе сходства, сравнения, называется….МЕТАФОРА).

8.- Перечитайте ещё раз о ручье самостоятельно 4 последние строчки и подумайте, какие звуки помогают автору передать движение воды в ручье, чтобы не только черёмуха, но и читатели, мы сами, услышали, как гремит ручей, журчит его волна? (Р – ГР – КР – КР)

   - Как называется этот приём? (ЗВУКОПИСЬ)

 - Прочитайте эти строки так, чтобы мы почувствовали, услышали этот ручей.

              Ручей волной Гремучею

              Все ветки обдаёт

              И вКРадчиво под Кручею

             Ей песенки поёт.

  -    Применяет ли этот приём С.Есенин в других строках о ручье?

            А  Рядом у Проталинки

            В Траве, между коРней,

            Бежит СТРуится маленький

            СеРеБРяный Ручей

  - Прочитайте эти строки, подчёркивая голосом эти звуки. (Темп чтения быстрый, как проворный, игривый ручей).

 -  Как вы понимаете «серебряный ручей», т.е. какой? (со стальным блеском, чистый, прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце).

          «Золотистые ветви» с золотым блеском

          Зелень сияет в серебре от солнца

- Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Чтобы ощутить блеск, сияние, поэт подбирает слова, в которых повторяется определённая группа звуков. Как вы думаете, какие это звуки? (З-С)

    - Перечитаем первые 8 строк о черёмухе, подчёркивая голосом эти звуки, чтобы почувствовать яркость света.

 Черёмуха душиСтая,                      Кругом роСа медвяная

  РаЗвеСившись Стоит,                   СполЗает по коре,

  А Зелень Золотиста                        Под нею Зелень пряная

 На Солнышке горит.                       Сияет в Серебре.

     - Мы увидели и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - «представили запахи».

    - Какими словами поэт говорит о запахах?

«Черёмуха душистая» - имеющая приятный сильный запах.

«Роса медвяная» - медовая, сравнивается по запаху, цвету.

«Зелень пряная» - зелень с сильным запахом – ароматная по вкусу и запаху.

    Вывод: какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить картину, столь милую его сердцу.

9.Работа над выразительным чтением.

    - Теперь, когда понятны слова, когда постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать выразительно.

   - Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо?(неторопливо, с любованием)

   -Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее?(А рядом у проталинки)

  Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.

 Чтение за диктором.

     Выразительное чтение 2-3 учащихся, показывая интонацией настроение автора, свои чувства. Это стихотворение о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.

    10.Итог урока. Рефлексия.

    - Как вы думаете, для чего написано это стихотворение? Что поэт хотел показать?

     Выбрать нужное или добавить своё утверждение:

  • Чтобы передать радость общения с природой;
  • Чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;
  • Чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
  • Чтобы просто читать.

- С.Есенин любил родной край. Он хочет научить нас видеть в обычном необычное, научить замечать красоту природы, любить свою Родину. И нам надо учиться быть внимательнее и замечать необычное в обычном.

   Мы ещё не раз будем читать стихи Есенина, и слушать песни на слова Есенина. Он верил, что его стихам суждена долгая жизнь, потому написал такие строки:

             Оставляю песенку про Русь:

             Запевая, обо мне подумай,

             И тебе я в песне отзовусь

11. Д/з. Выучить наизусть, выписать цветовые эпитеты.

     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. С.Есенин "Лебёдушка"

Это заключительный урок по произведению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

Урок литературного чтения С. Есенин "Берёза".

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Сергей Есенин "Берёза"....

литературное чтение С.Есенин "Черёмуха"

Литературное чтение С.Есенин "Черёмуха " 3 класс...

Конспект и презентация к уроку литературного чтения С.Есенин "Черёмуха"

Конспект и презентация предназначены для проведения урока по литературному чтению в 3 классе по теме С.Есенин "Черёмуха". Конспект составлен в виде технологической карты.Тип урока: изучение ...

Технологическая карта урока литературного чтенияТема: А.П.Платонов «Ещё мама».

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама », дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.Пла...

литературное чтение С.Есенин " Черёмуха"

литературное чтение С.Есенин " Черёмуха"...