Конспект и презентация к уроку литературного чтения С.Есенин "Черёмуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Горбунова Ольга Михайловна

Конспект и презентация предназначены для проведения урока по литературному чтению в 3 классе по теме С.Есенин "Черёмуха". Конспект составлен в виде технологической карты.Тип урока: изучение нового материала. Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.esenin_cheryomuha.rar1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

УМК «Школа России»

Тема: С. А. Есенин «Черемуха». Выразительные средства.

Цель: познакомить учащихся с произведением Есенина и  подвести  к осознанию воздействия великой силы   лирических стихов на художественно-эстетическое развитие человека

   Задачи:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина и со стихотворением «Черемуха»;
  • учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;
  • совершенствовать умения выразительно  читать лирические стихотворения;
  • определять настроение и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;
  • связно рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;
  • развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления;
  • прививать  любовь и бережное отношение к природе.

   Планируемые результаты:

  • Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений;
  • Читать выразительно,  передавая настроение стихотворения;
  • Рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст;
  • Отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;
  • Рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.

  Формируемые УУД:

          Личностные:  

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать           способность к самооценке;
  • отстаивать при необходимости свою точку зрения;
  • выражать свое собственное мнение;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные:                                                                                                                                                                                                                              

  • планировать свои действия;
  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

           Познавательные:    

  • эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;
  • самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;
  • умения вычленять описание  черемухи в художественном произведении;
  • осуществлять поиск нужной информации,  использовать знаки, символы;
  • высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
  • анализировать поступки, выделять главное;
  • проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:                                                                                                                                                                                                          

  • учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу,  использовать речь для регуляции своего действия;
  • формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
  • допускать существование различных точек зрения.

Характеристика деятельности учащихся:

  • Читать стихотворение, отражая настроение;
  • Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;
  • Объяснять смысл выражений с опорой на текст;
  • Определять авторское отношение к литературному произведению;
  • Самостоятельно оценивать свои достижения.

 Тип урока:   изучение нового материала    

 Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой

              Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно - практические

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Для  учителя: конспект; презентация; учебник  3 класса Л.Ф. Климановой «Литературное чтение»;

Для  ученика: учебник  3 класса Л.Ф. Климановой «Литературное чтение»; оценочные листы;

Домашнее задание к данному уроку:

  • подготовить индивидуальное  выступление о жизни и творчестве С.А.Есенина, сообщение о черёмухе.

Технологическая карта урока

Этапы урока

                         Деятельность учителя

 Деятельность учеников

Теоретическое обоснование

1.Организационный

          момент.

        (0,5 мин.)

   

         Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие необходимых принадлежностей.

СЛАЙД 2

            Наша речь полна величья, гордой простоты,

      В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.

      Потому поэта слушай, будь прилежен впредь,

      Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть.

- Сегодня на уроке литературного чтения мы будем слушателями, художниками, исследователями.

Самопроверка.

  Воспитание  культуры  учебного труда, дисциплины.

Цель: организация внимания, быстрое включение учащихся в деловой ритм;

 положительный эмоциональный  настрой  детей на серьёзную,  вдумчивую    работу   в   доброже-

 лательной  обстановке.

 Мотивация на рабочий ритм.

   2.  Проверка

       домашнего

         задания.

        (7 мин.) 

 Речевая разминка.    СЛАЙД 3

- Для чего проводим речевую разминку?

«Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна»

Проверка домашнего задания

 Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока.

 

-Приготовили оценочные листочки №1.(Прилагаются)

Опрос домашнего задания.   (3 ученика)

-Молодцы.

Научиться правильно и чётко говорить.

Дети читают хором, по одному с интонацией радости, грусти, скороговорки.

-Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока: «Сны», «Ветхая избушка», «Ворона».

Три ученика читают эти стихи

Дети оценивают чтение, высказывают свои мнения.

 Цель: совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции, для отработки правильной артикуляции гласных и согласных.

 

Цель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция, совершенствуя при этом ЗУН;

сочетание контроля, самоконтро- ля и взаимоконтроля;

похвала повышает интерес к дальнейшей деятельности.

  3. Актуализация

          знаний.

         (5 мин.)

4.Тема и цель урока.

   Мотивация:   для        

   чего?

          (2 мин)

СЛАЙД 4

—Послушайте стихотворение и вспомните, кто автор этих строк.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром…

—Конечно же, это С.А. Есенин. Кто не знает эти строки. Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу.

СЛАЙД 5

—Взгляните на лицо этого человека. ( Обращается внимание на портрет поэта. В это время звучат стихи)

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь-рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут - ……ЕСЕНИН…….

Всей России встают черты…(Н. Браун)

В этом стихотворении Михаила Герасимова мы видим чистый, нежный образ поэта, как сама природа, о которой он пишет. С. Есенин — поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву очей – у бездонных озер и голубых небес; мягкие кудри— у крон родных берёз, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу. «Душа моя — поле безбрежное…». С. Есенин очень любил свой родной край, его природу.  Для него природа — это вечная красота и вечная гармония мира.

- Сегодня на уроке мы вновь прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенина.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925гг.) родился под Рязанью, в селе Константиново. Родители были бедными крестьянами. С двух лет он был отдан на воспитание деду, отцу матери, в этой семье и прошло почти всё детство поэта. Ещё в раннем возрасте С. Есенин полюбил родную русскую природу — он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому, наверное, как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о ней. Они полны звуков, запахов, красок. С. Есенина называют певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений, которые возникали в его душе, он сумел понять, что всё живое вокруг нас страдает, чувствует также как и мы. С. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Поэт был влюблён в поля и леса, в своё деревенское небо, в животных, в цветы. Ещё в детстве он мог часами сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.

- Ребята, почему в народе этого поэта называют «певцом русской природы»?

- В раннем детстве полюбил С.Есенин родную русскую природу.  Он  чувствовал  себя  частью  этой  природы   и

воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Они очень мелодичны и многие из них композиторы положили на музыку. И сейчас они звучат как песни.

— Кто знает, что это?  СЛАЙД 6

— Это дерево или кустарник от 2 до 15 м высотой.

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора  настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

— Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу. Сейчас ребята расскажут нам об этом  загадочном дереве.

1. Черёмуха открывает дивное весеннее цветение деревьев весной, известное в народе как «зелёный шум».

2. Черёмуха распространена по всей Европе, на Кавказе, в Средней Азии и Западной Сибири.

3. В плодах черёмухи содержится много полезных веществ: дубильные вещества, сахар, кислота (в основном яблочная и лимонная), минеральные вещества, а ядра косточек богаты жирным маслом.

4. Свежие плоды, цветки, листья, кора и почки  черёмухи содержат фитонциды, которые не только убивают микробов, но и вредных насекомых.

5. В домашней кулинарии из свежих плодов готовят сок, варенье, желе.

6. Плоды и другие части растений используют в народной медицине как вяжущее и потогонное средство при многих заболеваниях.

7. Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением черёмухи. Например, непродолжительный возврат холодов в мае приходится на цветение этого растения. Поэтому, эти холода так и называют  «черемуховые».

— Сегодня мы окунемся в чудесный, неповторимый мир, в мир поэзии С. Есенина и познакомимся с одним из его стихотворений, которое так и называется……. «Черёмуха».

- Давайте попробуем сформулировать тему урока.

СЛАЙД  7 с темой

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

СЛАЙД 8, 9

- Для чего вам это нужно?

Знать:

  • содержание стихотворения «Черёмуха»;
  • правила выразительного чтения.

Уметь:

  • выразительно читать стихотворение;
  • отвечать на вопросы;
  • рисовать словесные картины;
  • работать самостоятельно и в группах.

Дети   слушают    учителя    Самоосмысление.

 

Рассказывают подготовленные дети

 

                 

Черёмуха

Сообщение учащихся  о черёмухе

Научиться          выразительно читать,           находить          в стихотворении         красивые слова. Узнать, почему Есенин написал  это   стихотворение.

Чтобы      уметь    красиво    и  правильно  говорить     самим    и    чтобы     приятно      было        слушать   другим.

Цель: обеспечение  стимулирова -ния и мотивации, актуализация опорных знаний и умений;

  создание проблемной ситуации

активизирует детей на восприятие нового материала, развивает творческое мышление;  

метод стимулирования и мотивации;

операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения);

регулирующий компонент УД (развитие самооценки и самоконтроля на основе взаимооценки и взаимоконтроля, развитие итогового самоконтроля; межпредметная  связь  приобщает к  искусству;

стихотворная форма создаёт благоприятный фон, а так же несёт  заряд  занимательности;

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятель- ности на основе  опорных  знаний;

словесный и наглядный методы обучения;

ИКТ активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение.

Метод  наблюдения и анализа произведений; метод стимулирования интереса к учению;

привитие  интереса  к  творчеству

писателя;

Цель:  обеспечение мотивации;   организовать и направить к цели учебно-позновательную деятель- ность учащихся.

Межпредметная связь.

Мотивационный компонент УД.

Развитие познавательной мотивации через эмоционально-социальную мотивацию.

Постановка перед учащимися проблемной ситуации.

Операционный компонент УД.

Развитие у учащихся  умения ставить цель и планировать свою деятельность.

Метод – беседа.

Беседа способствует активизации умственной работы учащихся, поддержанию внимания, интереса к теме урока.

Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Операционный компонент УД:

чёткая постановка перед учащимися учебной проблемы;

формируется умение выделять и удерживать те учебные задачи, которые необходимо решить на уроке.

Регулирующий компонент УД:

отработка планирующего самоконтроля (умение планировать свою деятельность).

5. Усвоение    новых знаний   и   способов действий

         (8 мин)

 Погружение в урок.

СЛАЙД 6  с изображением  черёмухи

- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно  голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи.

Визуализация. Первичное чтение учителем.

- Стихотворение Есенина «Черёмуха» мне очень понравилось своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.

- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы закройте глазки, можете лечь на парту и постарайтесь представить себе  картину, описанную автором в стихотворении.

(Учитель читает стихотворение )

Обмен впечатлениями.

- Какой вы представляете себе черёмуху? (Красивая, душистая. Большая, белая, вся в цвету, черемуха стоит в ясный солнечный день на склоне оврага. Аромат её хочется вдыхать полной грудью)

- Скажите, какой увидел черёмуху поэт? Поделитесь своими мыслями.

- Какое настроение хотел передать нам Есенин? Выберите. Обоснуйте свой выбор.

СЛАЙД 10

  • ликующее
  • восторженное
  • шутливое
  • печальное
  • весёлое
  • праздничное
  • радостное
  • спокойное
  • грустное
  • мечтательное

- Какие чувства возникли в вашем сердце?

  • изумление
  • спокойствие
  • радость
  • сожаление
  • восторг
  • печаль
  • ликование
  • грусть

- Что отражают лирические стихи?

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

- Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение?

 Самостоятельное чтение стихотворения.

- Открываем учебники на странице 55.

- Вспомним правила выразительного чтения.

  • читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;
  • после каждой строчки надо делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;
  • постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

- Читаем в полголоса и отмечаем непонятные слова и выражения.

СЛАЙД 11 С какой целью автор написал это стихотворение?

- Выберете ответы.

  • чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха;
  • чтобы передать свою радость;
  • чтобы привлечь внимание к красоте природы;
  • чтобы вызвать взаимное сопереживание.

 Физкультминутка.

Вверх руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – так ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – руки согнули назад.

 Чтение стихотворения вслух. СЛАЙД 12

- Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами.

 

Самоосмысление.

Дети делятся мыслями.

Радостное, ликующее, весёлое, восторженное т.к. начинается весна, природа просыпается и это всё радует поэта.

Радость, изумление, восторг,  ликование.

Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

Дети рисуют словесные картины.

Белую, светло-зелёную, голубую, жёлтую, светло-коричневую.

Дети читают самостоятельно и работают с карандашом.

Дети выполняют физкультминутку совместно с учителем.

Читают 1-2 ученика.

Цель: обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Мотивационный компонент УД:

создать соответствующую эмоциональную атмосферу.

Принцип целенаправленности.

Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению.

Снятие мышечного напряжения, утомления.

Эмоциональное восприятие художественного произведения.

Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Операционный компонент УД:

развитие логического мышления (анализа, сравнения, синтеза, обобщения); умение делать выводы и заключения.

Операционный компонент УД (развитие логического мышления, умение делать выводы и заключения).

Учить детей представлять в своём воображении картины природы.

Развитие коммуникативной культуры учащихся, умение слушать друг друга.

Принцип внимательного отношения к тексту.

Формирование навыка самостоятельного   чтения.

Самостоятельная деятельность учащихся, выполняет важную воспитательную функцию: приучает учащихся к сам. работе без учителя, выполнению заданий без побуждения и контроля и идет отработка      способа      действия (совершенствуется навык выразительного чтения0.

Снятие мышечного напряжения, переутомления,      поднятие эмоционального тонуса.

Регулирующего компонента УД:

Развитие самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.

6.    Закрепление    

  знаний и способов  

         действий

         (10 мин)

  Работа по развитию речи.

- Какие непонятные слова вам встретились?

СЛАЙД 13, 14 со словами

(толкование непонятных слов по словарю Ожегова)

  • роса медвяная - ароматная, с запахом мёда;
  • зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
  • проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;
  • волна гремучая – издающая громкие звуки;
  • обдаёт – обливает со всех сторон;
  • вкрадчиво – осторожно; тихо;
  • под кручею – под обрывом.

Работа над литературоведческими понятиями.

СЛАЙД15

- Чем привлекла внимание поэта черёмуха?

- Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька?

- Но Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - «представили запахи».

- Какими словами поэт говорит о запахах?

- Какой приём использует поэт?

- Зачем Есенин использует эпитеты?

 

- Придумайте свои эпитеты к слову черёмуха.

.

- А теперь обратите внимание на словосочетания: «сияет зелень в серебре», «зелень горит».

- Как называется  этот  приём?

Да, поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений.

- Ребята, черёмуха это центральный (главный) или второстепенный образ в стихотворении?

- Докажите.

-Прочитайте 1 четверостишье

— О ком можно сказать, что она завила кудри?

— А может ли черемуха завить кудри?

— Почему так говорится в стихотворении?  ( Черёмуха, как прекрасная девушка, расцветает весной, принарядилась, и её красота покоряет.)

- Какой приём использует поэт?

- Какой образ олицетворяет черёмуха?

- А кто в стихотворении представляется юношей?

Какие слова выбирает поэт, чтобы мы услышали, как поёт ручей? - Найдите строчки и прочитайте.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

. Как вы думаете, почему поэт изображает черёмуху и ручей как живые?

- Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов: расцвела, завила, сияет, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт.

Нравится ли ручью черемуха? (Да, он очарован ею, поэтому своей волной гремучею обдаёт её ветки и ей песенки поет.)

- Хочется ли ручейку понравиться черемухе? (Да, поэтому он поёт песенки вкрадчиво.)

—Что значит вкрадчиво (вкрадчивый—старающийся вызвать доверие, расположение к себе).

-Какие слова в стихотворении помогают нам догадаться, что и ручей, и черемуха озарены ярким солнечным светом? (Ветки золотистые, сияют в серебре, серебряный ручей, «зелень золотистая»)

- Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки 3— С.

—Воспользовался ли таким приемом Есенин? Попробуем прочитать первые восемь строк о черемухе, подчеркивая эти звуки.

—А теперь прочитаем строки о черемухе со слов Черемуха душистая, развесившись, стоит, и тоже подчеркнем звуки 3—С.

- Видите, и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картина была полней, поэт хотел, чтобы мы и запахи представили.

—Какими словами поэт говорит о запахах? (Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.)

— Что значит  роса медвяная? (Медвяный—имеющий вкус или запах мёда).

— Что значит пряная зелень? (острая и ароматная по вкусу)

Дети  сначала  сами пытаются объяснить                   значение непонятных       слов             и выражений,   а   затем    видят  объяснение  слов  по  словарю Ожегова.

Самоосмысление.

Дети дают ответы.

Своей необыкновенной красотой.

Ветки золотистые, ручей серебряный.

Душистая, медвяная, пряная.

Эпитеты.

Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.

Пушистая, белоснежная,

Весёлая, весенняя.

Метафоры.

Дети решают проблему.

Выборочное чтение.

О девушке.

Олицетворение.

Образ    красивой,     кудрявой девушки.

Ручей.

Выборочное чтение.

Цель: ообеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Глубокое понимание текста через практическую деятельность.

Постановка проблем, активизация познавательной деятельности учащихся.

Операционный и регулирующий компонент УД (развитие логического мышления, развитие контроля       и     самоконтроля, обратная связь).

Расширение     кругозора.

Обогащение    словарного   запаса.

Развитие     зрительно - слухового восприятия.

Создание проблемной ситуации:

углубить освоение идеи произве-дения.

Операционный компонент УД.

Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями.

Формируется умение  анализи-ровать поэтический текст, умение видеть образные языковые средства художественной выразительности.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний.

Операционный компонент УД :

развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умение делать выводы и заключения.

Форма работы - беседа.

7.     Обобщение      

        изученного      

        материала

          (7 мин)

Осмысление. Выводы.

- Итак, какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить картину: почувствовать, увидеть, услышать?

Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручейке. (Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.)

- Только ли о природе это стихотворение?

Как будем читать стихотворение — быстро или неторопливо? (Неторопливо,  с любованием.)

 Коллективное чтение стихотворения. Работа над выразительностью.

- Как будем читать это стихотворение: быстро или медленно неторопливо?

- Какие строчки, по вашему мнению, можно читать чуть быстрее?

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Перед этими словами и после них можно сделать паузу побольше.

-Давайте попробуем прочитать вместе.

Самостоятельное чтение.

- Предлагаю поработать в парах.

 

А сейчас я объявляю конкурс чтецов.

- Кто желает прочитать стихотворение?

-В исполнении какого ученика передалась мелодия стихотворения?

Дифференцированное задание.

(Детям раздаются карточки с вопросами по уровням сложности. Они сами выбирают уровень сложности.)

(Вопросы прилагаются)

-Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок? (2 уровень)

-Можете ли вы определить характер музыки, которая могла бы сопровождать это стихотворение? (3 уровень)

- Прочитайте понравившиеся  строки. (1 уровень)

-С каким чувством надо читать стихотворение?

(2 уровень)

-Что удивляет автора в этом стихотворении?  (3 уровень)

-Находясь в гостях у природы, что мы должны помнить?

 (необходимо быть добрым и вежливым гостем.

- Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок - это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой и с нами. Такую красоту природы надо видеть и беречь.) 

— Все русские поэты горячо любили и любят свою Родину. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов  и многие другие писали о родине с грустью и нежностью, с восхищением и любовью. Сегодня мы увидели, что и С.Есенин принадлежит к их числу. Очень хочется верить, что вы ещё не раз в течение своей жизни откроете книгу со стихотворениями С.Есенина.

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья. О том, что всё живое наполнено любовью: и природа и люди.

Медленно  неторопливо, с любованием.

Про ручей.

Совместное хоровое чтение.

Работают самостоятельно используя    знания   по   теме.

Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы.

Работают самостоятельно, опираются на знания по теме.

Природа.

Лирическая песня.

Дети читают.

Радости, восторга.

Красота природы.

Правила поведения в лесу

Цель: обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.

Операционный компонент УД.

Умение      сделать      логические выводы.

Принцип целостности.

Совершенствуется навык выразительного чтения.

Организация самостоятельной работы школьников, формирование у учащихся навыков самообразования

Принцип внимательного отношения к тексту.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний. Формируются навыки самообразования.

Дифференциация по степени сложности даёт возможность отработать учащимся разных групп различные виды самоконтроля, самооценки на основе взаимоконтроля и взаимооценки – регулирующий компонент УД.

8. Домашнее задание.

           (1 мин.)

9.    Подведение  

      итогов.

     (1 мин.)

Выучить наизусть стихотворение Есенина «Черёмуха»;

Я думаю, что вы за время урока достаточно близко познакомились со стихотворением и строки его еще свежи в голове. Дома вам останется только повторить его.

Черемуха не только внешне красива, но и очень полезна. Чем она полезна нам расскажет на следующем уроке 1 вариант. (Под руководством учителя дети будут искать информацию в справочной литературе и на заданном сайте сети Интернет, готовить сообщения.)

Иллюстрирование стихотворения – 2 вариант.

  • Что на вас произвело большее впечатление?
  • Какие задания вам показались наиболее интересными?
  • Для чего нужна такая работа со стихотворением?
  • Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

 

Дети записывают в дневник.

Самоосмысление.

Ответы детей.

Цель:  обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Дифференцированный подход к домашнему заданию. Принцип учёта потребности ребёнка.

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Операционный компонент УД.

Создаю ситуацию успеха. Подведение итогов помогает учащимся глубже осознать своё продвижение вперёд, осмыслить свои достижения и проблемы.

 

10.    Рефлексия

         (2 мин.)

- Возьмите оценочные листы №2.(цветочки)

 - Среди нас есть и внимательные слушатели, и талантливые художники, и любознательные исследователи.

- А теперь возьмите цветочки и раскрасьте серединку цветом, который  соответствует вашим знаниям, полученным на уроке.  (на доске показаны цвета: розовый – отлично, голубой – хорошо, жёлтый – много недечётов)

Мне было очень приятно  сегодня работать с вами.

(СЛАЙД 16   «Спасибо за работу»)

Самооценка.

Самореализация.

Самостоятельно раскраши-вают и вывешивают на доске (на плакате нарисована ветка черёмухи, ручей)

Цель:  мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельнос- ти, общения).

Регулирующий компонент УД:

Развитие самоконтроля и самооценки.

Урок заканчивается на эмоциональном подъёме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку литературного чтения "Малыш и Карлсон"

Урок литературного чтения разработан по программе "Школа 2100", 2 класс. Это первый урок по произведению известной шведской писательницы Астрид Линдгрен. На этом уроке учащиеся знакомятся с главными г...

Конспект и презентация к уроку литературного чтения по теме: И.А.Крылов «Ворона и лисица»

Конспект и презентация к уроку литературного чтения по теме И.А.Крылов «Ворона и лисица» в 3 классе по программе «Начальная школа 21 века». Но может использоваться учителями, работающими и по другим п...

Конспект и презентация к уроку литературного чтения В. Драгунский «Что любит Мишка». 4 класс

Разработка представляет собой конспект урока литературного чтения с презентацией для 4 классапо теме: В. Драгунский «Что любит Мишка» (программа «Школа 2100»). В ходе урока учащиеся вспомин...

Конспект и презентация к уроку литературного чтения (с элементами исследования) «Рождение героя в сказках»

Урок с использованием ИКТ проведён в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по учебнику Н.А. Чураковой «Литературное чтение». Глава  «Как рождается герой». Это первый урок в главе ...

Конспект и презентация к уроку литературного чтения в 4 клссе "Обощение по разделу "Чудесный мир классики"

конспект с презентацией урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа России"...

Конспект и презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь".

Конспект и презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь"....