Этапы урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный - разъяснение | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! - Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас! -Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости
| - Приветствуют учителя.
- Отвечают на вопрос.
| Л: самоопределение.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
II. Актуализация знаний и мотивация
Практический – задание на соотнесение; Словесный – объяснение, беседа; Наглядный – карточки с заданием, иллюстрация в учебнике. | 6 мин | А теперь посмотрите на слайд, вы видите стихотворение, давайте его прочитаем с разными эмоциями (радость, грусть, удивление, тревога) Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок Проверка домашнего задания по карточкам - Какой рассказ мы читали? ( «Цветок на земле» А. Платонова) - Кто его главные герои? - Понравился ли Афоня? - Выберите слова, характеризующие Афоню: добрый внимательный вдумчивый капризный упорный ленивый любознательный настойчивый Прочитайте: - О чём задумался Афоня среди трав и цветов? (стр. 134) Расскажите: - что сделал мальчик? Проверка работы у доски: докажите почему выбрали эти слова? - Чему учит этот рассказ? (доброте, любознательности). Перед тем как начать разговор по теме урока мне хотелось, чтобы вы ответили на вопросы: а)-согласны ли вы с утверждением, что школа – это второй дом? б)-родные люди – это… продолжите фразу. На этом уроке мы продолжаем знакомится с творчеством А.П.Платонова – знатока деревенской жизни, доброго человека, талантливого писателя. | - выполняют речевую разминку
-выполняют работу в карточках по домашнему заданию
Проверка у доски -доброте, любознательности
Ответы детей
Продолжают фразу | Р: саморегуляция.
Р: оценка результатов работы.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия. |
III. Постановка учебной задачи
Словесный – беседа. | 1 мин | - Вспомните свои чувства, когда вы впервые собирались идти в школу. Расскажите о них.
- Сегодня мы познакомимся с мальчиком, который тоже испытывал такие чувства, прочитав рассказ Андрея Платоновича «Еще мама». Прочитав это произведение, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель.
-Посмотрите, какое интересное название у произведения. -Как еще можно назвать маму? Мама Мамочка Мамуля Маменька Матушка Родимая -На какое слово похоже слово родимая? (Родина) - Рассмотрите иллюстрации на с. 137, 141. - О чём, по-вашему, рассказ? - Кто герои рассказа? - Какими могут быть события в рассказе с таким названием? | Слушают учителя
Выбирают слова
-Родина Предположение детей
Артём его мама и учительница
| Р: целеполагание как постановка учебной задачи. |
IV. Открытие нового знания
Словесный – рассказ учителя, беседа; Практический – подчеркивание непонятных слов; Наглядный – тест в учебнике. | 16 мин | В тексте вам могут встретится незнакомые слова.Давайте их разберём Оробел Изгородь Горевать Спозаранку Ступай Чтение слов по слогам и целиком. – Объясните, как понимаете смысл слов? - Послушаем, как объясняется значение слова в толковом словаре. ГОРЕВАТЬ – сокрушаться, кручиниться, тосковать, печалиться, грустить. Ступать – шагать, ходить, идти Первичное восприятие произведения (чтение хорошо читающими детьми или учителем) -К какому жанру относится прочитанное произведение? (рассказ) -Почему вы так решили? Докажите. (все события происходят в реальной жизни) Давайте обратимся к словарю . В «Толковом словаре русского языка» С.И.ОжеговаН.Ю.Шведовой сказано: «Рассказ-…повествовательное произведение небольшого размера..»
Анализ текста -Кто главный герой в рассказе?
-Почему рассказ называется «Еще мама»?
-Правильно ли поступила мама, отправив одного Артема в школу?
-Кто из вас побежал бы следом за мамой, а кто пошел бы в школу, как Артем?
-С какими чувствами Артем расставался с матерью?
-С кем он встретился по дороге в школу:
-Как учительница встретила его в школе?
-Почему она оставила его на коленях?
-Почему Артем не слушал учительницу?
-Почему учительница оставила его после уроков?
-Как она смогла убедить мальчика, что надо учиться?
-Какие слова учительница написала на доске? Почему именно эти слова? | Разбирают незнакомые слова
Оробел Изгородь Горевать Спозаранку Ступай- объясняют смысл слов Чтение рассказа
-Рассказ -все события происходят в реальной жизни
-мальчик Артём
-Потому что учительница в школе была Артёму как мама
-боялся её оставить одну, думал что будет скучать или что то с ней случиться -с гусем ,собакой и мальчишками которых не знал . -увидела что он скучает по маме и взяла его на руки. -потому что он скучал по маме, она хотела его успокоить -он думал о маме -она поступила как заботливая мама, промыла его рану -сказала, что если он не будет учиться то мама расстроиться -Родина и мама, мальчик скучал по маме и поэтому старательно старался написать это слово |
К: планирование учебного сотрудничества с учителем.
П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения. К: восприятие текстов художественного стиля.
П: анализ с целью выделения существенных признаков.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П: произвольное построение высказывания в устной форме.
|
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный – беседа. | 2 мин | Физминутка
Смелый, добрый, воспитанный, ответственный, заботливый -О ком можно так сказать? (Об Артеме) -Какими еще прилагательными можно описать характер героя? -Попробуем дать характеристику маме Артема. -Найдите, как автор описывает чувства матери при расставании с сыном. -Как надо относиться к родителям? (высказывание детей) -А теперь составим характеристику учительнице? Добрая,злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая. -Прочитайте, как автор описывает учительницу. -С какими людьми вам хотелось бы общаться? -Как надо относиться к учителям? | Выполняют физминутку -Об Артёме
-Заботливая, добрая, понимающая -находят в тексте высказывание детей дети выбирают- добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая высказывают своё предположение | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Словесный – разъяснение; Наглядный – демонстрация слайда; Частично-поисковый – выделение вопросов. | 10 мин | -Сейчас самостоятельно в парах попробуйте составить план рассказа. Частей должно быть 7. Расскажите, как вы будете составлять план? 1.Выделить главное в каждой части , отметив в тексте основные предложения. 2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки . 3. Запишите свой заголовок к каждой части . 4. Проверьте себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное? Составление плана 1.Мама провожает сына в школу. 2. По дороге в школу. 3. Первое впечатление. 4. Знакомство с учительницей. 5. Первый урок в жизни Артёма. 6.Урок продолжается. 7. Пора снова в школу Проверка. -Ребята ответьте мне на вопрос. Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ? -Запомните этот вопрос, на следующем уроке мы вернёмся к нему. | 1.Выделить главное в каждой части , отметив в тексте основные предложения. 2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки . 3. Запишите свой заголовок к каждой части . 4. Проверь себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное. |
П: анализ с целью выделения существенных признаков. П: управление поведением партнера. |
VII. Включение в систему знаний
Словесный – беседа. | 2 мин | С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто его автор?
- Ребята, почему автор назвал рассказ «Ещё мама » - Какую главную мысль хотел донести до нас автор? | - «Ещё мама» -А.П. Платонов -учительница в школе стала Артёму как мама.
| П: структурирование знаний. |
VIII. Рефлексия деятельности
Словесный – разъяснение; Практический – заполнение карточек. | 2 мин | - Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки. Вопросы | «Да» | «Нет» | Я хорошо работал на уроке. |
|
| Я без ошибок выполнил самостоятельную работу. |
|
| Я много нового узнал на уроке. |
|
|
- Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да». - Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет». - Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да». - Запишите домашнее задание: нарисовать на листе формата А4 иллюстрацию к понравившемуся отрывку. - Ребята, спасибо за урок, до свидания! | - Оценивают свою работу на уроке.
- Записывают домашнее задание и прощаются с учителем. | Р: оценка – осознание качества и уровня усвоения. |