Урок литературного чтения С. Есенин "Берёза".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Лебедева Людмила Анатольевна

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Сергей Есенин "Берёза".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_s._esenin_beryoza.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сандовская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока литературного чтения

С. А. Есенин «Берёза»

                                                                   Разработала:

                                                                   учитель начальных классов

                                                                   МОУ Сандовская СОШ

                                                                   п. Сандово Тверской области

                                                                   Лебедева Л. А.

Цели:

  1. продолжить знакомство с творчеством С. А. Есенина;
  2. продолжить работу по привитию навыка анализа поэтического текста;
  3. совершенствовать навык чтения поэтических произведений;
  4. развивать воображение, речь;
  5. воспитывать любовь и красоту к родной природе.

 

Оборудование:

  1. портрет С. А. Есенина;
  2. выставка книг;
  3. картина летней и зимней берёзы;
  4. И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»;
  5. рисунки детей на тему «Волшебница- зима»;
  6. карточки с оценками «5», «4», «3»;
  7. аудиозапись стихотворения «Береза»;
  8. книги «Мы читаем».

Ход урока

Подготовка и мотивация.

- Проверим готовность к уроку. Настройтесь, пожалуйста, на большую работу. Сегодня нам предстоит встреча с удивительным миром поэзии, где вы обязательно откроете для себя что-то новое и интересное.

Развитие навыка чтения.

Подготовим к работе речевой аппарат. Поработаем над дыханием.

- Вдох (носом), медленный выдох (ртом). Представьте, что вдыхаете морозный воздух (2 раза)

- Поучимся говорить быстро и правильно сочетания букв. Открыли с. 2 в книге «Мы читаем».

- Читаем 6 строку по горизонтали хором, друг другу, прочитайте с удивлением.

- Читаем 5 столбик по вертикали хором, каждый сам, прочитайте с радостью.

- Эти упражнения нам потребуются при выразительном чтении стихотворений.

- А что значит прочитать стихотворение выразительно?

(Соблюдать паузы, темп чтения, передать своё отношение и настроение автора к тому, что описал)

3. Проверка домашнего задания.

- Приступаем к проверке домашнего задания.

- Дома вы должны были выучить стихотворение С. А. Есенина «Поёт зима - аукает».

- Как вы его должны прочитать? (Спокойно, загадочно).

- Кто желает рассказать? Остальные внимательно слушайте, оценивая ответ, будьте объективны. (Ребята после ответа показывают карточку с оценкой).

-  Почему поставили такую оценку?

-  Я тоже поставлю…(Аргументация).

   (Идёт опрос 3 – 4 человек)

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С. А. Есенина.

4.  Знакомство с биографией писателя.

- Чтобы лучше понять поэзию Есенина, обратимся о его биографии.

- Посмотрите ещё раз на портрет: красивый, голубоглазый, молодой человек.

- Когда родился? Где?

(21 сентября на рязанской земле, в селе Константиново).

- Кто запомнил, кто его воспитывал? (С 3 лет был отдан на воспитание к деду по матери и бабушке, которую он нежно и трепетно любил).

- Как дядьки повлияли на характер мальчика? (Развивали силу воли, характер, выносливость).

- В 18 лет поступил в университет, проучился только 1,5 года. Прожил короткую жизнь, но написал много произведений.

   (Обращение к выставке книг, рассматривание).

С.А. Есенин писал  и стихотворения, и поэмы, и повести.

С. А. Есенин - замечательный певец русской природы.

5. Беседа о природе.

- За окном прекрасное время года - зима. Но есть на земле страны, где нет зимы.

- Представьте, что вы встретились с этими детьми. Попробуем рассказать об этом чудесном времени года.

-  Что вас волнует? Что удивляет?

-  Какое особенное русское дерево вы показали бы гостям?

- Берёза  прекрасна в разные времена года. Летом выглядит так (показ), зимой – по-другому.

-  Какие явления изменяют берёзу зимой?

-  Произнесите вполголоса - зима.

-  Какое чувство возникло? (Кому-то грустно, кому-то радостно).

- Глядя на ваши рисунки, видно, кому из вас нравится зима, что нравится зимой.

(Выставка рисунков ребят на тему «Волшебница-зима»).

- На рисунках многие изобразили символ России - берёзу. Народ посвятил берёзе много песен, картин. Особенно красива зимняя берёза.

- Вот такой её увидел художник Игорь Эммануилович Грабарь в наше февральское утро.

- Рассмотрите репродукцию картины И.Э Грабаря  « Февральская лазурь».  

 «Сказкой инея и восходящего солнца назвал Грабарь свою картину».

- Какое настроение создаёт у вас картина? (Картина яркая, красочная и создаёт настроение праздника).

Итак, художник изобразил берёзу с помощью красок, а Есенин посмотрел в окно, увидел чудесную берёзку в зимнее морозное утро и «нарисовал» картину словами. Его стихотворение так и называется «Берёза».

- Определите задачи по работе над стихотворением С. Есенина «Берёза».  

6.  Сообщение цели урока

- Сегодня мы будем учиться видеть те красочные средства, которые помогли поэту рассказать о зимней берёзе.

- Вы должны понять настроение автора и научиться выразительно читать стихотворение.

- Вы будете не просто читателями со своими ощущениями, а читателями внимательными, думающими, исследователями.

Посмотрите на схему.

7.Слушание стихотворения (аудиозапись).

- Послушайте стихотворение и постарайтесь представить себе всё то, что хотел показать Есенин.

- Какие картины увидели?

- Откройте учебники. Посмотрите на иллюстрацию. Какими красками художник изобразил берёзу?

- В сборниках художник показал берёзу такой (Показ иллюстрации в сборнике).

8. Словарная работа.

-Чтобы правильно понять текст, проведём словарную работу.

- Прочитайте самостоятельно, вполголоса. Пользуясь словарями С. Ожегова, раскроем смысл слов.

Принакрылась - укрыла себя слегка чем-то.

Каймой  - обшивка по краю.

Кисти - украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток.

Бахрома - тесьма для обшивки чего-нибудь, свободно свисающих кистей.

Обходя - обойти что-нибудь вокруг.

Заря -  яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца.

- Читаем хором и разбираем каждое слово.

- Прочитайте стихотворение вместе со мной, а потом ответьте, какие слова помогли поэту показать, а нам увидеть красоту берёзы.

- Какие слова и выражения оказались еще непонятны?

9. Физкультминутка.

Рады, рады утру, сонные берёзы

И они от радости расплетают косы.

Рады, рады солнышку воробьи, синицы

И они от радости полетели выше.

10. Анализ стихотворения.

- Внимательно работаем с каждой строкой стихотворения.

- В каких выражениях рассказывается о цвете? (Белая берёза, серебряный снег, золотой огонь снежинок).

- Почему ветки пушистые? (На них лежит иней).

- Прочитайте, как Есенин описал иней?

- Иней появляется на деревьях, когда была оттепель, а потом стало холоднее.

- Какое время суток рисует поэт? Почему так думаете?

- Как заря занимается зимой? (На иллюстрации виден разовый цвет).

-Какое утро солнечное или пасмурное описывает поэт? (Снежинки горят в лучах восходящего солнца).

-Как заменить горят? (Сверкают)

- Какой приём использовал автор, чтобы показать блеск снега на ветках берёзы? ( Карточка сравнение).

-Найдите ещё сравнения.

-Для чего поэт использовал сравнения? (Чтобы ярче передать своё восхищение берёзой).

-А вам не кажется, что Есенин смог оживить берёзу, смог увидеть что-то новое в такой знакомой картине.

-Как называется такой литературный приём? (Карточка олицетворение).

- Найдите олицетворение (Принакрылась, распустились, горят снежинки, обходит, обсыпает).

- Для чего использовал? (Передать великолепие раннего зимнего утра).

-У поэта за каждым словом скрывается целый поэтический образ. Стихотворение рассказывает и об авторе, хотя его нет в стихотворении, но мы его чувствуем.

-Что узнали о нём? (Умеет любоваться природой, был очень внимательным, наблюдательным).

- Какое настроение появилось у вас после работы над стихотворением? Какие чувства возникли?

11. Подготовка к выразительному чтению.

-Чтобы подготовиться к выразительному чтению посмотрим, какое настроение возникает при чтении каждой картины. В ходе работы заполним таблицу.

Первое четверостишье

Второе

четверостишье

Третье

четверостишье

Четвёртое

четверостишье

Удивление

Восхищение

Радость

Торжество

Радость

Красота

Сказочно

Таинственно

-Первое  четверостишье прочитаем, показав удивление, восхищение.

 (На доске появляются карточки).

-Почему с удивлением? (Увидел такую красивую берёзу рано утром).

-Второе  четверостишье прочитайте, показав радость, торжество.

-Почему чувствуется торжество?

- Третье  четверостишье прочитаем с радостью, показав красоту.

- Четвёртое  четверостишье прочитаем сказочно, таинственно.

-Какие слова об этом говорят?

-Посмотрите на записи и прочитайте стихотворение выразительно  в парах.

-Стихи Есенина очень музыкальны и мелодичны.

- Прочитаем стихотворение, соблюдая все рекомендации.

12.  Итог урока.

- Что нового для себя открыли на уроке?

- Чем заинтересовала вас  поэзия Есенина?

- Стихотворения Есенина лиричны и удивительно образны. Умей только слушать. Я очень люблю поэзию Есенина, надеюсь, полюбите её и вы.

13.  Задание на дом

- Какое задание хотелось бы получить?

- Дома выучить стихотворение С. Есенина «Берёза» наизусть и кто желает, можете нарисовать рисунок к стихотворению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...