Конспект урока .Предмет: Литературное чтение в 1 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Твёрдый согласный звук [ ж], буквы Ж, ж.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предмет: Литературное чтение в 1 классе.
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Дата проведения: 6 декабря.
Учитель начальных классов: Закирянова Тансылу Алтафовна.
Тема урока: Твёрдый согласный звук [ ж], буквы Ж, ж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._tvyordyy_soglasnyy_zvuk_zh_bukvy_zh_zh.docx | 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение в 1 классе.
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Дата проведения: 6 декабря.
Учитель начальных классов: Закирянова Тансылу Алтафовна.
Тема урока: Твёрдый согласный звук [ ж], буквы Ж, ж.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: познакомить с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.
Задачи урока: образовательные:
- познакомить звуком [ж] и с буквами Ж,ж ;
- учить давать характеристику звукам;
- учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
развивающие:
- развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
- развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
- развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению;
- прививать навык культурного общения;
- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Методы обучения:
- Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
Формы обучения:
- фронтальная работа;
- парная;
- индивидуальная
Оборудование: мультимедийный проектор, звуковые схемы, образцы печатных букв «Ж» и «ж», карточки с буквами, касса букв, полоски для составления букв Жж, индивидуальные карточки с заданиями, карандаши ( красный, желтый, зеленые цвета) для самооценки, «Звуковичок», «Паровозик»- лента букв, карточки для характеристики букв и звуков. Доп. материал: плакат с правилом, карточки к игре «Ш –Ж».
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |
1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. | -Прозвенел уже звонок- Начинается урок. Мы друг к другу повернулись И друг другу улыбнулись. СЛАЙД № 2 - Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь к гостям, поприветствуйте - Садитесь. | улыбнулись друг другу дети поворачиваются к гостям, кивают один раз головой и поворачиваются обратно | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные УУД: Готовность к обучению, отношение к учению. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | -Не смотря на то, что мы с вами проучились в школе совсем немного времени, чуть больше трёх месяцев, мы с вами кое-чему уже научились. Давайте кое-что вспомним, что мы уже знаем. -Напомните, пожалуйста, какую букву мы недавно изучили? -Каким звуком она обозначается? -Охарактеризуйте этот звук. -Прочтите слово (На карточке ТИШИНА) -Какое правило есть в этом слове? -Ребята, сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки. - Ваша задача составить звуковую схему слова ТИШИНА . -Какая пара готова выйти, показать схему и охарактеризовать звуки? -Кто согласен с выбором схемы? У кого такая же схема? -Охарактеризуйте звуки.
–Молодцы. Садитесь. И на уроке у нас должна быть тишина. ИГРА «ЖИВЫЕ БУКВЫ» - Ребята, скажите, на какие 2 группы делятся все звуки в русском языке? - На письме звуки обозначаются …? - У вас на партах лежат карточки с буквами. -Выйдите к доске те ребята, у которых гласные буквы. (а,о,у,я,и,ы,е) - Назовите буквы на ваших карточках. - Ребята, проверьте. Кто согласен, что это все гласные? - Садитесь. - Теперь выйдите те, у кого согласные буквы. (б,п,г,к,д,т,з,с,ш) - Это буквы, а вы назовите соответствующие звуки. - Скажите, это все согласные, которые мы уже изучили? - Какие ещё мы знаем? (н,м,л,р,в,ч) (дети называют, я показываю их на ленте букв) (ЛЕНТА БУКВ) - А те согласные, которые перед нами (у доски), на какие группы можно разделить? - Разделитесь на группы. - Но это не просто звонкие и глухие согласные, но они ещё и …? - Разбейтесь на пары. Назовите парные звуки. - Кто же остался без пары? - Не расстраивайся, буква ш. У тебя тоже должна быть пара, и мы её сегодня найдём. - Присаживайтесь все. Приступаем к поиску. | -Ша -[ш] -Согласный, всегда твёрдый, глухой -ШИ пиши с буквой И Т-согл, мягк, ,глух. И-гл, безуд. Ш-согл., тв., глух.; И(Ы)-гл.; безуд; Н-согл., тв, звонк, непарн. А-гл, ударн.
- гласные и согласные - буквами - а,о,у,я,и,ы,е поднимают руки - б,п,г,к,д,т,з,с,ш -нет - н,м,л,р,в,ч - звонкие и глухие (делятся на 2 группы) - парные (берутся за ручки. б-п, г-к, д-т, з-с) -(ш) | Познавательные: логические: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования | |
3. Постановка учебной задачи. | -Отгадайте загадку. Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь. СЛАЙД №3-4 - Произнесите первый звук отгадки. - Какой звук в этом стихотворении чаще повторяется? - Произнесите, как жужжит жук. -Кто еще может жужжать? СЛАЙД №5-6 -Чем знаменита пчела к нас в Башкортостане? -Каким видам животных относим ЖУКА и ПЧЕЛУ? -Молодцы! -Звук [ж ]мы ещё не изучали. О какой букве мы сегодня будем говорить? -Да. Тема нашего урока. СЛАЙД №7-8 - Каковы цели нашего урока? | - жук Звук [ж ] Звук [ж ] -жжж -Пчела -Мед -Это насекомые, у котрых шесть ног.
Звук [ж]. Буквы Ж, ж ЦЕЛИ УРОКА: 1.Познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж. 2.Научиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания). | РАБОТА С УЧЕБНИКОМ -Откройте учебники по закладке. -Итак, первый пункт плана: познакомиться с характеристикой звука [ж ]. СЛАЙД №9-11 Характеристика нового звука. Гласный-согласный, звонкий-глухой, твёрдый-мягкий) СЛАЙД № 12 - Нам нужно охарактеризовать звук [ж] . - Произнесите ещё раз этот звук и скажите: гласный он или согласный? - Кто согласен? (Слайд. Остаётся только СОГЛАСНЫЙ) СЛАЙД № 13 - Почему он согласный? Как вы это определили? - Теперь давайте определим: звонкий он или глухой. Приложите ладошки к уху И произносим . Какой? - Почему звонкий? (Слайд. Остаётся только ЗВОНКИЙ) СЛАЙД № 14 «ЗВУКОВИЧОК» - Давайте одевать нашего звуковичка. - Что ещё нам нужно определить? -Вспомните слова, которые начинаются на букву Ж, и назовите в словах первый звук -Какой первый звук везде был? -Попробуйте его произнести мягко. (…) Получилось? (нет) - Вывод… (Слайд. Остаётся только ТВЁРДЫЙ) - Обуваем звуковичка - Итак, теперь дайте полную характеристику нашему сегодняшнему звуку [ж]- (Пустой слайд) СЛАЙД №15 - Теперь поиграем в игру « Поймай звук». Я буду называть слова. Если вы услышите наш новый звук-один раз хлопните, если нет- ничего не делаете. (ШАПКА, ПРУЖИНА,ШУБА,ШКОЛА,ДРУЖБА,КОШКА,ЖУРАВЛЬ, ШНУР, ЖАННА.) -Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали! Физминутка СЛАЙД №16 «Жук» В класс к нам жук залетел. Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж!» Вот он вправо полетел, Вот он влево полетел, Жук наш приземлился. Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». Жук, вот правая ладошка, Посиди на ней немножко, Жук, вот левая ладошка, Посиди на ней немножко. Жук наверх полетел И на потолок присел. На носочки мы привстали, Но жучка мы не достали. Хлопнем дружно, Хлоп-хлоп-хлоп. Чтобы улететь не смог. «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». - Итак, первый пункт плана мы выполнили- звук Ж охарактеризовали. Какой второй пункт плана? (Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук[ж] ) –Слайд. -Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? Повторите Ж. - Посмотрите на неё. СЛАЙД №17 - На кого похожа буква Ж? Эта буква широка и похожа на жука. И при этом точно жук издаёт жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак) -(Показ Ж в алфавите) СЛАЙД №18 Вот буква Ж в алфавите. Перед ней стоит буква, которую мы ещё не изучали- буква Ё, а следует за буквой Ж буква З. -На ленте букв буква Ж располагается вот здесь. (Показываю) -Над какой буквой она расположилась? (ш) Значит они… (парные) - Буква Ша, нашли мы тебе пару. (Вручаю букву Ж ученику). Выйдите теперь пара. Назовите свои звуки (Ж-Ш) Садитесь. - Работа в парах. (ПОЛОСКИ)У вас на партах лежат полоски из бумаги. Составьте вместе с соседом по парте 2 буквы Ж. Обратите внимание на длину полосок. (Кто закончил-поднимают замочки.) - Какие они у вас получились? (показываю свою букву – Жж из полосок) - У кого такие буквы получились? Молодцы. - Для чего нужна заглавная Ж? - Назовите слова, которые будут писаться с большой буквы Ж. -Теперь слова на строчную ж. - Продолжаем работу по плану. Звук изучили, букву узнали. Что теперь? Чтение слогов с буквой «Ж, ж». СЛАЙД №19 Букву новую узнали Образ мы её создали, А теперь вперёд, друзья, Сможем мы прочесть слоги и слова. - Покажите в учебнике пальчиком нашу сегодняшнюю новую букву. Каким звуком она обозначается? Этот звук всегда…? (твёрдый) И читать мы его будем твёрдо, не зависимо от того, какой звук следует за ним. - Найдите слоги. СЛАЙД №21 Повторяйте за мной по одному слогу. (ЖА, ЖО,ЖУ) -А следующие 2 слога- особенные. Несмотря на то, что после Ж следуют Е и И, звук Ж произносится твёрдо. (ЖЕ, ЖИ) СЛАЙД №22 - Запомните: жи пиши с буквой и. А схожее правило напомните нам. - Теперь соединяем эти 2 правила: ЖИ – ШИ пиши с буквой И. ПЛАКАТ(Карточку повесить) Повторите. СЛАЙД №23 | - согласный - Воздух встречает преграду, звук не поётся - звонкий - слышим свой голос (выходит ученик и, объясняя, прикрепляет шапку с колокольчиком) - жираф – Ж, жизнь-Ж…… - твёрдый - Звук [ж] всегда твёрдый (выходит ученик, прикрепляет ботинки синие) - согласный, звонкий, твёрдый (дети, если услышали в слове звук [ж]-хлопают) (Дети выполняют движения из физминутки) -Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук [ж] -Ж -на жука (выходят дети с буквами Ж и Ш) (составляют из полосок 2 буквы Ж) - Жж - большая и маленькая - писать имена, фамилии, названия рек, городов, клички, начало предложения - Женя-это имя, Жучка-кличка,… - живот, журнал,… - Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения (читают слоги) - ши пиши с буквой и - ЖИ – ШИ пиши с буквой И | Познавательные: логические: - анализ объектов с целью выделения признаков; - подведение под понятие, выведение следствий; общеучебные: - постановка и решение проблемы; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; (знаково - символические) - создавать и преобразовывать модели. Регулятивные: - планировать, определять последовательность действий; Коммуникативные: - умение работать в паре; - учитывать разные мнения; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: установка на здоровый образ жизни. Познавательные: логические: - выбор оснований и критериев для сравнения. | |
5. Первичное закрепление. | - Теперь прочтём слова по группам в учебнике. Что про них сможете сказать? (Слайд со словами) -Читаем хором первую группу. (…) Теперь их прочтёт …(…) Итак, что про них можете сказать? -Вторую группу хором(…) Один… (…) –А они? (не близкие по смыслу) СЛАЙД №24 -Третью… -Четвёртую… ( Пустой слайд) - Сравним звуки [ш] и [ж] - КАРТОЧКИ Ш и Ж и карточки с характеристикой звукв
СЛАЙД №25 ГИНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем, И работать продолжаем. (КАССА БУКВ) - Откройте кассы букв. Мы сейчас будем составлять предложение с буквой ж. Вы будете работать в парах. А один человек (или пара) будут выполнять у доски. (на обратной стороне доски) - Итак- Я жду Жору. -Что такое предложение? - Какие правила вы должны сразу вспомнить в этом предложении, чтобы правильно его составить? (ПРАВИЛО –ПЛАКАТ-ПРЕДЛОЖЕНИЕ) (составляют) -Проверяем. - У доски ученик, прочти, что у тебя получилось. - Проверьте. Кто увидел ошибки? Всё верно. - Самопроверка. Проверьте свои предложения по доске. У кого всё правильно? Молодцы! | (читают слова) - Близкие по смыслу #1047;вук [г ] меняет на звук [ж] 2. Звук [г ] меняет на звук [ж] #1047;вук [ж] на [ш] #1047;вук [г] на [ш] - [ш] – глухой -[ж]- звонкий - они парные - Выполняют гимнастику для глаз -Ответ - начало предложения с большой буквы, имя Жора с большой буквы, в конце поставить точку (составляют предложение) | Познавательные: общеучебные: -формировать смысловое чтение; Личностные: установка на здоровый образ жизни. Коммуникативные: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | |
6. Включение в систему знаний и повторение. | -РАБОТА С УЧЕБНИКОМ -Теперь прочитаем текст в учебнике. СЛАЙД №26 -Я вам его сейчас прочту, а вы подумайте, как можно озаглавить этот текст. (Читаю) - в какую игру играли дети?(жмурки) -Как можно озаглавить текст? - Кому знакома эта игра? -Какие правила этой игры? -Какое слово спряталось у нас на страничке в звуковой схеме? -Какой по счёту наш звук Ж? -Давайте определим ударный звук. Хором -Теперь этот текст читаете вы. «НЕ ПОДВЕДИ СВОЙ РЯД!». Все следим (…) Хорошо. (Пустой слайд) | -Жмурки -Жмурки -Первый -У С каждого ряда по 1ученику. (Читают текст) | Коммуникативные: - умение работать в паре; - учитывать разные мнения. Регулятивные УУД –уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | |
#1056;ефлексия. | -Вот и заканчивается наш урок. Все пункты плана мы выполнили. Давайте подводить итоги. СЛАЙД №27 Дополните, пожалуйста, предложение: « Я теперь знаю, что буква Ж…» -Какая была тема урока? -Какие цели мы ставили перед собой? -Поднимите руки те, кто достиг этих целей. -Кто испытывал затруднения? -Давайте посмотрим, кто как оценивает свою работу на уроке. Самооценка. СЛАЙД №28 -У вас на парте есть карандаши. Каждый из вас может взять только один цвет. Оцените свою работу на уроке. КРАСНЫЙ- БЫЛО ТРУДНО, НЕ ПОНЯТНО. ЖЕЛТЫЙ- БЫЛО ПОНЯТНО, НО НЕ ВСЕ. ЗЕЛЕНЫЙ- БЫЛО ВСЕ ПОНЯТНО. - Поднимите их. Покажите. - Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались, Спасибо вам за урок. - Молодцы! -Встаньте, пожалуйста. Урок окончен. Повернитесь, попрощайтесь с гостями. -Вы свободны | - Звук Ж. Буквы Жж -1.познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж. 2.научиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой (оценивают свою работу на уроке) (поднимают карандаши) (встают. Прощаются с гостями) | Личностные УУД: Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке , |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"
Публикую конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России", в 3 классе.по теме "Слон и Моська.И.А.Крылов.Подробно описала работу по содержанию произведения....
Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России
Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России по учебнику Л.Ф. Климановой "И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква А ""...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России
Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России по учебнику Л.Ф.Климановой Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»...
Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. УМК "Школа России"
Тема урока "Обобщение по разделу "О братьях наших меньших"...
Конспект урока русского языка для 2 класса на тему "Гласные и согласные звуки и буквы."
Данный урок помогает закрепить знания детей о гласных звуках и буквах....
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. УМК "Школа 2100"Тема: Согласные звуки (к), (к), буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.
Конспект урока обучения грамоте. УМК "Школа 2100". Тема: Согласные звуки (к), (к). буква К. Чтение слогов и слов с буквой К....