Урок чтения в 3-м классе по программе "Школа XXI века" «Нравственная проблематика бытовой сказки Л.А.Толстого «Два брата»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цели урока:
Создание условий для формирования у младших школьников нравственных норм и правил на уроках литературного чтения
Обучение умению слушать и понимать текст.
Восприятие целостного текста через анализ литературного произведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 3-м классе по программе "Школа XXI века"
на тему: «Нравственная проблематика бытовой сказки Л.А.Толстого «Два брата»
Учитель начальных классов Маргиева Мая Мухадзировна.
Задачи урока:
- Учить полно, отвечать на вопросы, обобщать изученное, умение адекватно понимать и оценивать прочитанное, выразительности в речи, элементы анализа литературного произведения.
- Развитие внимания, памяти, умение применять логические операции, сравнение, обобщение, развитие фонематического слуха, воображения, коммуникативной деятельности учащихся, развитие воли, эмоций, интересов, способностей каждой личности.
- Воспитывать в себе нравственные, моральные, этические, эстетические качества, на примерах сказочных героев.
- Дополнить образ Л.Н.Толстого – мудрого человека, обладающего талантами воспитателя, преподавателя.
- Продолжить работу по развитию умения работать с текстом.
Цели урока:
Создание условий для формирования у младших школьников нравственных норм и правил на уроках литературного чтения
Обучение умению слушать и понимать текст.
Восприятие целостного текста через анализ литературного произведения.
Оборудование:
Презентация
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке у нас гости. Они пришли посмотреть, как мы учимся, чему уже научились, путешествуя по страницам литературы.
Настройтесь на работу, мне хочется, чтобы и этот наш урок прошел интересно и с большой пользой, для всех нас, ведь мы открываем для себя творчество замечательного русского писателя Л.Н. Толстого
Эпиграфом сегодняшнего урока будут такие слова:
Слайд 1
«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»
Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)
Прочитайте их про себя, постарайтесь осмыслить. Чтение вслух
Как вы их понимаете? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого что-то не получается ему надо помогать, подсказать, поддержать, нельзя быть счастливым одному – это неинтересно, человек счастлив, когда приносит счастье другому)
Как нам пригодится этот эпиграф на уроке? (мы должны помогать друг другу, не перебивать)
Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано, в произведение будет говориться о)
Скажите, над какой темой мы работаем на уроках?
Слайд 2
Какие по жанру произведения Толстого вы знаете?
Сегодня нам предстоит познакомиться с новым произведением Толстого, а значит, какие цели мы себе должны поставить?
(Научиться читать, понимать содержание, отрабатывать выразительное чтение)
2. Актуализация знаний.
С произведением этого писателя вы знакомитесь, начиная с 1 класса. Он поистине писатель первой величины – классик русской литературы.
Расскажите, что вы знаете об этом человеке. Вам в этом помогут вехи его жизни
Каким человеком вам представляется Лев Толстой?
Послушайте отрывок из воспоминаний. Что они добавят к вашим представлениям о Толстом?
Из воспоминаний Льва Николаевича Толстого о детстве.
«Когда нам с братьями было – мне пять, Митеньке шесть, Сереже семь, Николенька (старший брат Льва Толстого) объявил нам, что у него есть тайна, посредствам которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми; не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями … и я помню, что слово «муравейные» особенно понравилось, напоминая о муравье. Мы даже устроили игру в муравейные братья, которая состояла в том, что садились под стулья, загораживая их ящиками, завешивали платками и сидели там, в темноте, прижимаясь друг к другу. Я, помню, испытывал особенное чувство любви и умиления и очень любил эту игру».
Что вы еще можете сказать о Толстом как о человеке?
Л.Н. Толстой, как мы уже знаем, не просто решил открыть новую школу, он сам там учителем. Более того, для своих учеников он не взял учебники других авторов, а сам создал для них «Азбуку» и «Книги для чтения» (Представить выставку книг из библиотеки).
Он написал разные тексты. Как вы думаете, какую задачу ставил Толстой, создавая эти произведения?
Помните, ведь он писал для крестьянских детей, у которых непростое было детство?
(Открывал мир, учил наблюдать, строить правильно отношения с людьми).
Лев Николаевич прожил долгую жизнь. Он был современником многих известных писателей - Ивана Андреевича Крылова, Николая Алексеевича Некрасова, Ивана Сергеевича Тургенева. Он умер в восемьдесят два года, в начале двадцатого века. Свои книги Лев Николаевич Толстой писал для взрослых и детей.
Когда вы будете знакомиться с некоторыми произведениями Л.Н.Толстого, написанными для детей. Я хочу, чтобы вы обратили внимание, как построены эти произведения, как писатель изображает своих героев, как он к ним относится.
Лев Николаевич писал для детей художественные рассказы, научно – познавательные, литературные сказки, басни, былины. Сегодня на уроке я предлагаю познакомиться со сказкой.
3. Сообщение темы и целей урока
Перед вами тема нашего урока: “ Нравственная проблематика бытовой сказки Л.А.Толстого “Два брата ”
Слайд 3.
Посмотрите на тему нашего урока, некоторые слова пока скрыты от вас, и мне кажется, что одно из скрытых слов вы сумеете быстро восстановить, вспомнив, какими бывают сказки
- Какие бывают сказки? (Народные и авторские).
- На какие группы еще делятся сказки? (Бытовые, волшебные и про животных).
Когда мы будем читать сказку, я думаю, вы сумеете определить её тип.
Я думаю, что одно слово в теме урока заставит вас задуматься о его значении, какое?
Проблематика
Слайд 4
Давайте подумаем, что же это такое? Какое родственное слово вы наверняка слышали и знаете?
Проблема
А как вы его понимаете?
Проблема (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный вопрос, требующий изучения, разрешения...
С какими же проблемами мы чаще всего сталкиваемся в нашей жизни?
(Как поступить.)
Проблематика
Совокупность, круг проблем.
А вот какие же проблемы возникли в сказке Л. Н. Толстого мы узнаем, послушав её отрывок.
Он перед вами:
Л. П. Толстой «Два брата»
В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть.
Одною осенью поспел у них хлеб, они убрали и поделили поровну зёрна.
Пришла ночь. Лёг старший брат; не спится ему. Он думал: «Хорошо ли мы хлеб поделили? ….
Слайд 5
Слушая отрывок из сказки, постарайтесь ответить на вопросы:
- Какие семьи были у братьев?
- Как жили братья?
Зачитайте.
Слайд 6
Итак, «Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть»
Объясните, как вы понимаете слово: «любо»
Любо по нраву, приятно, угодно, пригоже; утешительно, весело.
В объяснении мы столкнулись со словом нрав, что же это по – вашему?
НРАВ Характер, душевный уклад, ко нраву относятся: воля, любовь, милосердие, справедливость
На каких уроках мы чаще всего обсуждаем эти понятия?
Вот и перед братьями возникла проблема, решение которой будет зависеть от характеров братьев.
Зачитайте, как она звучит из уст старшего брата.
В каком значении здесь употреблено слово хорошо?
Правильно, по-справедливости
Значит, проблема перед ними встала нравственная
Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав», синоним мораль.
С понятием «мораль» мы сталкивались, изучая басни
Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки, внутренняя установка действовать согласно своей совести.
Вот теперь мы можем вернуться к теме нашего урока и востановить недостающие слова.
Слайд 7
Кто поможет открыть слова?
Какая проблематика?
Какая сказка? Почему?
Бытовыми сказками называются такие, в которых отражаются черты народного быта. Бытовая сказка сближается с пословицей: она не только развлекает читателей, но и открыто учит их тому, как нужно вести себя в сложных жизненных ситуациях.
Перед братьями проблема: «А справедливо ли они поделили зерно? Как бы вы решили эту проблему?
А, как вы думаете, её решали братья, предположите, что могло бы быть.
Прочитайте отрывок сказки на странице 109 и подготовьтесь зачитать решение каждого брата, о том, как поделить зерно.
Предположите, как мог развиваться далее сюжет сказки
Давайте выясним, верны ли были наши предположения. Прочитайте окончание сказки на странице 110
Слайд 8
Как вы понимаете слова: подивились, один другого на месте не застал. В каком значении употреблено слово хлеб в этом отрывке
Слайд 9
4.Физкультминутка
Слайд 10
5.Работа с произведением
Одну из целей перед началом урока вы ставили научиться выразительно читать
Теперь, зная характер братьев, отношения в этой семье и объяснив все трудные слова, я думаю мы сможем прочитать сказку выразительно.
Какие чувства вам предстоит передать?
Слайд 11
Спокойное повествование о братьях
Тревога, волнение, забота друг о друге
Радость за братьев
На сколько частей во время чтения мы разделили сказку?
Я вам предлагаю название частей, а вы расположите их по порядку. Я предлагаю вам поработать в парах
Слайд 11
Забота братьев друг о друге
Дружная жизнь братьев
Счастливая жизнь братьев
Слайд 12
Что нам поможет сделать этот план?
Слайд 13
Перед вами пословицы. Подчеркните ту, которая, вам кажется, наиболее подходит к этой сказке:
Жизнь дана на добрые дела
Любовь братская лучше каменных стен.
В дружной семье и в холод тепло.
Давайте вспомним эпиграф нашего урока.
Слайд 14
Какая из пословиц очень его напоминает. Как вы считаете, почему русская пословица и изречение римского философа так похожи?
(отношения между людьми важны для любого народа)
Л.Н.Толстой является автором многих известных высказываний
Слайд 15
Крылатые слова, афоризмы и высказывания Л.Н.Толстого:
- Нравственность человека видна по поступкам;
- Единственное истинное счастье в жизни - это жить для других.
- Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях;
6.Домашнее задание
Какое домашнее задание вы хотели бы получить после сегодняшнего урока?
Слайд 16
Научитесь выразительно читать сказку
Подберите свои пословицы о взаимоотношениях между людьми
Подготовьте пересказ сказки по плану
А для знатоков произведений Л.Н.Толстого: найдите сказку описывающую другие – противоположные этим отношения братьев
7. ИТОГ.
Так давайте подведем итог нашему уроку.
Хотя и говорят, что сказка – ложь… Какой урок сказки Л.Н.Толстого вы для себя вынесли?
(Человек должен жить ради других людей).
Да, я согласна, надо дарить часть своей человеческой души, излучать доброту и любовь, и тогда вам вернётся добром вдвойне
Урок мне хочется закончить ещё одним известным высказыванием:
Слайд 17
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
Лев Николаевич Толстой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по сказке Л.Н. Толстого "Два Брата"
Моя собственная разработка урока на основе методических рекомендаций по проведению уроков по этому произведению....
Открытый урок чтения в 1-ом классе по теме: «Сказки»
Открытый урок чтения в 1-ом классе по теме: «Сказки»Оборудование: оформление доски, рисунки детей по сказкам, выставка книг со сказками, видеокассета «Гуси – лебеди», подарки для детей – книги со сказ...
Урок чтения во 2-м классе на тему: «Зимовье» (русская народная сказка)
- сформировать представление о народной сказке, её особенностях и видах;- ввести алгоритмы оценки рассказывания народной сказки; работы с содержанием текста народной сказки; формулирования...
Методическая разработка урока чтения во 2-м классе "Сказка-притча «Мудрая дева»
Методическая разработка урока чтения во 2-м классе "Сказка-притча «Мудрая дева»....
«Авторские сказки». Л.Н. Толстой. «Два брата».
Цели урока: 1.Продолжать знакомить учащихся с творчеством Л.Н. Толстого 2.Учить самостоятельно формулировать тему и цели урока.Способствовать формированию таких основ читательс...
Урок литературного чтения в 4 классе "Тема счастья в сказке Л.Н.Толстого "Два брата"
Чтобы лучше понять не только мысли автора, но и логику авторов учебника, включивших в тот или иной раздел конкретные произведения, необходима система проведения уроков литературного чтения....
Технологическая карта урока по литературному чтению " Что такое счастье? по сказке Л.Н.Толстого " Два брата" по технологии продуктивного чтения
Предмет: Литературное чтение.Класс: 4Тема урока: Что такое счастье? (по сказке Л. Н.Толстого «Два брата»)Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных ...