Урок по сказке Л.Н. Толстого "Два Брата"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Рябова Вера Михайловна

Моя собственная разработка урока на основе методических рекомендаций по проведению уроков по этому произведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dva_brata.doc59 КБ
Файл dva_brata.pptx633.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения в 3 классе по сказке Л.Н.Толстого «Два брата»  (с презентацией).

Учитель начальных классов МКОУ «СОШ №53» г. Миасса Челябинской области Рябова В.М.

Цели:

Развивающая – развивать воображение, творческое мышление, память, связную речь;

Воспитательная – воспитывать умение понимать ближнего;

Образовательная – сформировать навык деления текста на части, учить составлять план, упражнять в составлении вопросов к тексту.

Оборудование: презентация  

                                                   Ход урока.

  1. Организационный момент.

                           

Ребята, у нас сегодня открытый урок. Поприветствуем гостей и настроимся на работу.

  1. Вступительная беседа.

-Скажите, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?

Каким человеком Вам представляется Л.Н. Толстой по воспоминаниям его учеников?

Кто может дополнить своими сведениями рассказ товарища?- Давайте  совершим путешествие в 1859 год в родовое гнездо Льва Николаевича Толстого Ясная поляна.

Что же мы видим?

Заснеженный пруд, аллеи, дом вдалеке. С крутой горы едут широкие деревянные сани, в них куча ребятишек, а посреди них мужчина с густой чёрной бородой. Сани зацепились за сучок, торчащий из-под снега, наклонились на бок, и все, кто в них сидел, с визгом и звонким хохотом дружно свалились в сугроб. Малыши сбились в кучу--малу и весело барахтались. Молодой человек с черной бородой безуспешно пытался из нее выбраться.

- Ребята, как вы думаете, кто был этот человек?

Лев Николаевич Толстой родился в Ясной Поляне, недалеко от Тулы. В семье было пятеро детей. Когда мальчику не было еще и двух лет, умерла его мать. Воспитывала детей родственница. Дети получили дворянское воспитание. Братья Толстые издавали в семье рукописный журнал «Детские забавы», куда помещали свои стихи, сочинения, оценки. В шестнадцать лет Лев Николаевич Толстой поступил в Казанский университет.

Толстой служил на Кавказе. Будучи военным, участвовал в Крымской войне, в обороне Севастополя.

Вернувшись в Ясную Поляну, он открыл школу для бедных крестьянских детей.

3 .Рассказ о Яснополянской школе

 Яснополянская школа – начальная школа для крестьянских ребятишек, открытая Л.Н. Толстым в  1859 году в его имении Ясная Поляна.

В этой школе учились 37 детей от семи до пятнадцати лет  (32 мальчика и 5 девочек). Их распределяли на два класса и далее в каждом классе — на два отделения по возрасту и уровню подготовки. В старшем классе было 12, в младшем — 25 учеников. В школе обучалось и несколько взрослых. Обучение было бесплатным и совмещенным для мальчиков и девочек. Занятия проводились с восьми до двенадцати часов и с пятнадцати до восемнадцати часов. В учебный план входили такие предметы, как чтение, грамматика,  священная история, письмо, каллиграфия, математика,  русская история, черчение, рисование, беседы по естественным наукам, пение и закон Божий.

По вечерам Толстой читал детям книги («Робинзон Крузо» и др.), рассказывал им о Хаджи Мурате,  о казаках, об Отечественной войне 1812 г., о случаях из своей жизни. Толстой старался пробудить в детях чувство патриотизма, заинтересовать отечественной историей. Во время прогулок Лев Николаевич вел беседы на этические темы. Под руководством Толстого ученики собирали фольклор в своих уездных деревнях,  писали рассказы, опубликованные позже в приложении к журналу «Ясная Поляна». Занятия часто проходили в поле, в парке, в саду,.

Толстой хотел, чтобы его школа отвечала потребностям трудового народа, поэтому он ввел занятия по труду, которыми сам руководил. Писатель вводил в него элементы игры, поэтому труд был увлекательным и радостным. Большое внимание Толстой уделял и физическому развитию учеников.

-Почему Лев Николаевич Толстой, дворянин , граф решил открыть школу для крестьянских детей?

О каких личностных качествах Толстого это говорит?

4.Работа с текстом до чтения.

-Л.Н.Толстой не только открыл школу и стал  учителем. Он еще и сам создал для своих учеников «Азбуку» и «Книги для чтения». (слайд с книгами).

 Он писал произведения в  разных литературных жанрах. С ними мы с вами познакомимся на уроках литературного чтения. Особенности какого жанра я сейчас перечисляю:

- зачин

- концовка

- волшебство

- трёхкратные повторы.

-Какие бывают сказки?

-На какие группы мы можем разделить сказки?

Сегодня мы будем знакомиться со сказкой Л.Н.Толстого « Два брата», Научимся составлять план текста, давать характеристику главным героям, задавать вопросы  по тексту, читать сказку выразительно.

-Дома вы познакомились с текстом сказки. С чего вы начали свою работу?

Каковы ваши мнения о содержании сказки?

Какова тема сказки? Кто её главные герои?

Можно ли судить о характере главных героев только по иллюстрации?

Конечно же, трудно судить о характере братьев по иллюстрации.

5. Работа с текстом во время чтения.

-  Прочитайте сказку и ответьте на вопрос: сколько частей вы могли бы  выделить в этой сказке?

Анализ содержания.

-Какие слова, которые вы встретили в первой части, показались вам незнакомыми?

Ребята, вы можете объяснить значение этих слов?

Прочитайте начало сказки.

Вышли братья попутешествовать и оказались перед камнем. (слайд камня).

Это был простой камень?

Какое задание получили братья?. Прочитайте.

(Дети зачитывают слова, записанные на камне).

- Сложное ли это задание?

Задание на камне – ключ к счастью. Какова главная мысль первой части? Что братья должны сделать?

Какое из этих названий: «Камень», «Находка», Камень счастья», - наиболее точно отражает мысль первой части?.

 (слайд «План», «Камень счастья».)

-Какие вопросы мы можем задать автору после того, как прочли первую части?

(Задание выполняется в парах).

-Давайте прочтем дальше до слов «Может, нас там ждёт такое счастье, какого нам и вовсе не нужно».

(По ходу чтения старайтесь объяснять слова: «пропадём ни за что»,  «написано на смех», слайд).

-Кому из братьев принадлежат слова из этого абзаца?

 (Слайд портрета старшего брата).

-Подберите синоним к слову «сказал».

 Какой характер у старшего брата ?

 ( Слайд  со словом рассудительный под портретом старшего брата).

-Как он говорит?

Как это его характеризует?

Слайд со словом «осторожный». Читаем  вторую часть со слов: «А меньшой сказал…» до слов « Чтоб подумали, что я что- нибудь побоялся». Перед чтением ответьте на вопрос: как вы понимаете выражение «останется ни при чём»? 

-Какому брату принадлежат эти слова?

 (Слайд портрета младшего брата).

-Что мы можем сказать о младшем брате? Можно его тоже назвать рассудительным?

 (Слайд со словом «рассудительный»  под портретом младшего брата).

- Как можно ещё охарактеризовать младшего брата?

 (слайд со словами «решительный, смелый» под портретом младшего брата).

-Прочитаем вторую часть до конца. О чем вспоминают братья для пущей убедительности?

А почему именно пословицы? Что они содержат?

 Как вы понимаете смысл этих пословиц? Над заданием поработайте в группах. Первая группа работает над пословицами старшего брата, а вторая группа над пословицами  младшего.

(Выступают дети  из каждой группы. Выводим пословицы под портретами братьев по мере их объяснения, слайд).

-Почему братья реагируют по-разному на одну и ту же надпись?

Вы бы согласились со старшим и с младшим братом?

Автор дает характеристику героев посредством диалога. Давайте ещё раз прочтем вторую часть по ролям. Что мы будем стараться передать при чтении?

При помощи чего мы это сделаем?

 Как же следует читать за старшего брата?

А как за младшего?

 (Дети читают и оценивают диалог).

-Как вы считаете, если бы братьев было трое, то появились бы на свет новые доводы?

 Выберите, какой заголовок удачнее подходит для второй части: «Выбор братьев», «Спор».

 (Слайд «Спор»).

-Прочитайте самостоятельно третью часть. Озаглавьте ее, подготовьте интересные вопросы по тексту для одноклассников и подчеркните слова, которые требуют объяснения.

(Дети читают третью часть).

-О чём говорится в этой части?

Как  её лучше озаглавить?

 (Слайд «жизнь братьев»).

-Какие слова требуют объяснения?

 (Слайд «ни бедно , ни богато», то есть средне; «странствовать» - значит путешествовать).

-Какие вопросы вы можете задать своим товарищам?

А что для вас счастье?

Кто из братьев по-вашему прав?

А кого автор считает правым ?

6. Работа с текстом после чтения.

-В чём  мудрость это сказки? Как вы понимаете её главную мысль?

Сказка написана понятным и простым языком. Вам было просто ее понять?

В чем отличие сказки Толстого от народной?

Какова мораль этой сказки?

 Произведения каких еще жанров имеют мораль?

На что похожа сказка Толстого?

Мы должны ответить на вопрос: «Почему  именно такую сказку Лев Николаевич написал для своих яснополянских учеников?»

В этой сказке он показал  два взгляда на жизнь: пассивный и активный.

 Лев Николаевич Толстой - основоположник жанра короткого рассказа.  Минимальному объёму текста соответствует максимум содержания. Это характеризует его не только как писателя, но и как философа. Я приготовила для вас книжную выставку (короткий рассказ о выставке книг великого писателя).

7. Итог урока

- Понравился ли вам наш сегодняшний урок?

- Что вам запомнилось больше всего остального?

-Какие задания вам понравилось выполнять?

- Чью работу вы хотите отметить?

В заключение, я всех вас  благодарю за работу.  

.Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка «Два брата» Лев Николаевич Толстой Презентацию подготовила учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 53» г. Миасс Челябинской области Рябова В. М.

Слайд 5

План 1. Камень счастья 2. Спор 3 . Жизнь братьев

Слайд 6

Рассудительный Осторожный

Слайд 7

Рассудительный Решительный Смелый

Слайд 8

Искать большего счастья – малое потерять. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Волков бояться - в лес не ходить. Под лежачий камень и вода не потечет.

Слайд 9

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему «Ноябрь – зиме родной брат» Окружающий мир. УМК «Начальная школа 21 века» , 1 класс

Урок  на тему «Ноябрь – зиме родной брат»  Окружающий мир. УМК «Начальная школа 21 века» , 1 класс...

Конспект урока по чтению на тему "О братьях наших меньших"

Данный урок посвещен тому, чтобы расширить читательский кругозор учащихся, прививать любовь и интерес к чтению и животным, а также ознакомить  учеников с основными чертами толерантной личности, д...

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Братья Гримм"Маленькие человечки"

Презентация является сопровождением к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Обобщающий урок по чтению по теме "О братьях наших меньших"

Представляю один из многих вариантов урока по данной теме. Может, кому-то пригодится....

Отношение к ближнему в сказке Е.Шварца «Два брата».

Отношение к ближнему в сказке Е.Шварца «Два брата».4 класс...