Конспект урока литературного чтения по теме: "Образ няни в лирике А. С. Пушкина".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата: 21. 02. 2013
Класс: 3 «Б»
Предмет: литературное чтение
Тема: Образ няни в лирике А. С. Пушкина.
Цель: формировать бережное и внимательное отношениение к миру через образ няни в лирике А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Расширить представление об А. С. Пушкине и Арине Родионовне.
2. Развивать речь обучающихся, мышление.
3. Воспитывать культуру общения.
Оборудование:
Форма проведения: традиционная.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Этапы урока | Ход урока |
I.Организационный момент. II. Подготовка к изучению нового материала. III. Изучение нового материала. IV. Работа с новой темой. V. Итог урока. VI. Домашнее задание. | У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас проведу я. Зовут меня Алла Сергеевна. Звенит звонок веселый Зовет нас на урок. Такой порядок в школе Не забывай, дружок. Все у парты ровно встали, Улыбнулись, подровнялись, Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор. У: А хотелось бы мне начать урок с самого интересного! Внимательно посмотрите на экран? (Фрагменты сказок) — показ. У: Итак, сказки! Д: Какие сказки вы увидели? Д: …. У: А кто автор этих сказок? Д: А. С. Пушкин! (портрет) У: А что вы знаете об этом поэте? Д: Пушкин написал много сказок, стихов. Он очень любил природу. У: Чудесные стихотворения Пушкина открывают нам его благородную душу и сердце, его любовь к родной земле, гордость за русский народ, восхищение природой, привязанность к друзьям, к своей няне, познакомившей его с сокровищами народной поэзии, народной речи. У: Мы с вами сейчас посмотрим видеоролик, а вы попробуйте определить тему нашего урока и какие цели вы перед собой поставите? (Фрагмент видеоролика) — показ. У: Какие чувства вы испытывали, олушая запись? Д: Нежности, доброты, ласки... (О ком шла речь в видеоролике? (портрет няни) А как относилась няня к Саше? Значит мы будем говорить о глубине души простой русской крестьянки и о той нежности, которую она дарила людям! И познакомимся со стихотворением, которое Пушкин посвятил своей любимой няне.) У: Итак, тема нашего урока: «Образ няни в лирике А. С. Пушкина». (Слайд) У: Няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 апреля в середине XIX века. Ее родители были крепостными, имели семерых детей. Арина было ее домашнее имя, а настоящее — Ирина. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. Жили они бедно, в хозяйстве небыло даже скотины, поэтому она попросилась в няни. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал «няня», относился к ней с теплотой и заботой и называл ее «мамушкой». Арина Родионовна скончалась в возрасте 70 лет. Такова простая история жизни няни Александра Пушкина, которую он называл «подругой юности моей», «доброй подружкой». Вот опальный домик, Где я жил с бедной нянею моей. Уже старушки нет — уж за стеною Не слышу я шагов ее тяжелых... А. С. Пушкин любил добрую и ласковую нянюшку и посвятил ей свои произведения: «Сон», «Зимний вечер», «Вновь я посетил тот уголок земли». А сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с произведением, которое поэт посвящает своей любимой няне. Оно так и называется: «Няне». Сейчас вы прослушаете стихотворение в исполнении актрисы Елены Маркиной. Включить аудиозапись стихотворения няне. У: Откройте учебники на странице 44. Итак, как А. С. Пушкин называет свою няню? Д: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!» У: Почему он называет ее подругой? Голубкой? Д: Т. к. он очень ее любил, она для него была подругой. У: А как вы понимаете слова «дней моих суровых»? Д: Это значит, что жизнь у А. С. Пушкина сложилась очень тяжело, было много горя, страданий, разлуки... У: Почему поэт называет ее дряхлой голубкой? Д: Т. к. Арина Родионовна была очень старенькая. У: Как вы понимаете строчки: «Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня» Д: Словами давно, давно поэт выражает чувство вины, за долгое молчание, признание того, что он причинил беспокойство родному человеку. У: Найдите строки, которыми поэт передает тревогу няни, ее тоску. Д: «Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.» У: Ребята, найдите в разделе музей значение слова «светлица». Д:... У: Что значит: «Горюешь будто на часах»? Д, У: Как часовой в карауле ожидает смены, так и няня ждет приезда А. С. У: Какими словами можно заменить слово «горюешь»? Д: Скучаешь, томишься, ждешь. У: Найдите строки, где поэт выражает тоску. Д: Тоска, предчувствие, заботы Теснят твою всечастно грудь... У: Как вы думаете, каково отношение няни к поэту? Д: Материнское, доброе, нежное... Д: Она постоянно думает о нем, заботится, переживает, ждет, волнуется, тоскует.... У: А как поэт относится к няне? Что вы почувствовали? Д: …. У: Найдите подтверждение этого в тексте. Д: ... У: А сейчас я вам даю 1 минуту для того, чтобы вы подготовили выразительное чтение стихотворения. Ребята, а что значит выразительно прочитать? Д: Это значит выделять интонацией важные слова, читать не торопливо, соблюдать паузы. У: Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно,не торопясь? Д: Не торопясь. У: А какие слова в этом стихотворении будут главными? Д: ... Д: Читают (3 человека) У: А сейчас будет звучать музыка, под ко- торую вы постараетесь представить образ няни. У: Сядьте поудобнее, закройте свои гласки, можете положить голову на руки. Итак, представляем. (Включить музыку) У: Открывайте глазки. Какой образ няни вы себе представили? Д: …..... У: А кто из вас представил сказки, которые рассказывала няня? Какие? Д: …. У: Выставка книг. И мне хотелось, чтобы вы тоже читали сказки А. С Пушкина. У: Вы знаете, ребята, я внимательно слушала ваши ответы и мне показалось, что вам очень понравилась няня Пушкина! Потому что вы с таким добрым, нежным чувством говорили о ней. Молодцы! У: Что вам больше всего понравилось в простой русской крестьянке — Арине Родионовне? Д ... У: Какие чувства вы испытывали, когда поэт говорил о своей няне? Д: ... У: Мне бы хотелось, чтобы и вы дарили своим близким, родным тепло, любовь, добро, нежность и ласку! Д: Откройте дневники и запишите Д/з. Стр. 44 наизусть стихотворение «Няня». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: "Образ зимы в произведениях разных видов"
Урок литературного чтения по теме" Образ зимы в произведениях разных видов"...
Урок литературного чтения по теме: "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"
УМК "Гармония", 3 класс, р.н.с. «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»...
Конспект урока литературного чтения «Работа над образами главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: регулятивные — формулирование учебной...
Разработка урока литературного чтения по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сердце"
В материале представлен конспект урока литературного чтения в 3 классе с презентацией и приложениями по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сербце". Цель работ...
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Образ одиночества в стихотворении М. Лермонтова "Парус""
Данная презентация служит сопровождением к уроку....
Конспект урока литературного чтения в 3-ем классе по теме: А.С.Пушкин "Зимнее утро"
При изучении стихотворения нужно добиваться, чтобы ни одно слово не осталось непонятным в своем прямом и переносном значении, чтобы каждый задумался над закономерностью его употребления.Мысль может бы...
Урок литературного чтения по теме «Образ солдатика в сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой
Конспект урока может быть использован на уроках литературного чтения в начальной школе. В конспекте используются методы и приемы технологии деятельностного подхода....