Конспект урока литературного чтения по теме: "Образ няни в лирике А. С. Пушкина".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Артёмова Алла Сергеевна

Соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspenk_obraz_nyani_v_lirike_pushkina.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 21. 02. 2013

Класс: 3 «Б»

Предмет: литературное чтение

Тема: Образ няни в лирике А. С. Пушкина.

Цель: формировать бережное и внимательное отношениение к миру через образ няни в лирике А. С. Пушкина.

Задачи:

1.  Расширить представление об А. С. Пушкине и Арине Родионовне.

2. Развивать речь обучающихся, мышление.

3. Воспитывать культуру общения.

Оборудование:

Форма проведения: традиционная.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Подготовка к изучению нового материала.

III. Изучение нового материала.

IV. Работа с новой темой.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас проведу я. Зовут меня Алла Сергеевна.

Звенит звонок веселый

Зовет нас на урок.

Такой порядок в школе

Не забывай, дружок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подровнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.

У: А хотелось бы мне начать урок с самого интересного! Внимательно посмотрите на экран?

(Фрагменты сказок) — показ.

У: Итак, сказки!

Д: Какие сказки вы увидели?

Д: ….

У: А кто автор этих сказок?

Д: А. С. Пушкин! (портрет)

У: А что вы знаете об этом поэте?

Д: Пушкин написал много сказок, стихов. Он очень любил природу.

У: Чудесные стихотворения Пушкина открывают нам его благородную душу и сердце, его любовь к родной земле, гордость за русский народ, восхищение природой, привязанность к друзьям, к своей няне, познакомившей его с сокровищами народной поэзии, народной речи.

У: Мы с вами сейчас посмотрим видеоролик, а вы попробуйте определить тему нашего урока и какие цели вы перед собой поставите?

(Фрагмент видеоролика) — показ.

У: Какие чувства вы испытывали, олушая запись?

Д: Нежности, доброты, ласки...

 (О ком шла речь в видеоролике? (портрет няни) А как относилась няня к Саше? Значит мы будем говорить о глубине души простой русской крестьянки и о той нежности, которую она дарила людям! И познакомимся со стихотворением, которое Пушкин посвятил своей любимой няне.)

У: Итак, тема нашего урока: «Образ няни в лирике А. С. Пушкина». (Слайд)

У: Няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 апреля в середине XIX века. Ее родители были крепостными, имели семерых детей. Арина было ее домашнее имя, а настоящее — Ирина. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. Жили они бедно, в хозяйстве небыло даже скотины, поэтому она попросилась в няни. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал «няня», относился к ней с теплотой и заботой и называл ее «мамушкой».

Арина Родионовна скончалась в возрасте 70 лет. Такова простая история жизни няни Александра Пушкина, которую он называл «подругой юности моей», «доброй подружкой».      Вот опальный домик,

                    Где я жил с бедной нянею моей.

               Уже старушки нет — уж за стеною

                 Не слышу я шагов ее тяжелых...

А. С. Пушкин любил добрую и ласковую

нянюшку и посвятил ей свои произведения: «Сон», «Зимний вечер», «Вновь я посетил тот уголок земли».

А сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с произведением, которое поэт посвящает своей любимой няне. Оно так и называется: «Няне». Сейчас вы прослушаете стихотворение в исполнении актрисы Елены Маркиной.

Включить аудиозапись стихотворения няне.

У: Откройте учебники на странице 44. Итак, как А. С. Пушкин называет свою няню?

Д: «Подруга дней моих суровых,

       голубка дряхлая моя!»

У: Почему он называет ее подругой? Голубкой?

Д: Т. к. он очень ее любил, она для него была подругой.

У:  А как вы понимаете слова «дней моих суровых»?

Д: Это значит, что жизнь у А. С. Пушкина сложилась очень тяжело, было много горя, страданий, разлуки...

У: Почему поэт называет ее дряхлой голубкой?

Д: Т. к. Арина Родионовна была очень старенькая.

У: Как вы понимаете строчки:

     «Одна в глуши лесов сосновых

       Давно, давно ты ждешь меня»

Д: Словами давно, давно поэт выражает чувство вины, за долгое молчание, признание того, что он причинил беспокойство родному человеку.

У: Найдите строки, которыми поэт передает тревогу няни, ее тоску.

Д: «Ты под окном своей светлицы 

       Горюешь, будто на часах

       И медлят поминутно спицы

       В твоих наморщенных руках.»

У: Ребята, найдите в разделе музей значение слова «светлица».

Д:...

У: Что значит: «Горюешь будто на часах»?

Д, У: Как часовой в карауле ожидает смены, так и няня ждет приезда А. С.

У: Какими словами можно заменить слово «горюешь»?

Д: Скучаешь, томишься, ждешь.

У: Найдите строки, где поэт выражает тоску.

Д: Тоска, предчувствие, заботы

      Теснят твою всечастно грудь...

У: Как вы думаете, каково отношение няни к поэту?

Д: Материнское, доброе, нежное...

Д: Она постоянно думает о нем, заботится, переживает, ждет, волнуется, тоскует....

У: А как поэт относится к няне? Что вы почувствовали?

Д: ….

У: Найдите подтверждение этого в тексте.

Д: ...

У: А сейчас я вам даю 1 минуту для того, чтобы вы подготовили выразительное чтение стихотворения. Ребята, а что значит выразительно прочитать?

Д: Это значит выделять интонацией важные слова, читать не торопливо, соблюдать паузы.

У: Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно,не торопясь?

Д: Не торопясь.

У: А какие слова в этом стихотворении будут главными?

Д: ...

Д: Читают (3 человека)

У: А сейчас будет звучать музыка, под ко- торую вы постараетесь представить образ няни.

У: Сядьте поудобнее, закройте свои гласки, можете положить голову на руки. Итак, представляем.

(Включить музыку)

У: Открывайте глазки. Какой образ няни вы себе представили?

Д: ….....

У: А кто из вас представил сказки, которые рассказывала няня? Какие?

Д: ….

У: Выставка книг. И мне хотелось, чтобы вы тоже читали сказки А. С Пушкина.

У: Вы знаете, ребята, я внимательно слушала ваши ответы и мне показалось, что вам очень понравилась няня Пушкина! Потому что вы с таким добрым, нежным чувством говорили о ней. Молодцы!

У: Что вам больше всего понравилось в простой русской крестьянке — Арине Родионовне?

Д ...

У: Какие чувства вы испытывали, когда поэт говорил о своей няне?

Д: ...

У: Мне бы хотелось, чтобы и вы дарили своим близким, родным тепло, любовь, добро, нежность и ласку!

Д: Откройте дневники и запишите Д/з. Стр. 44 наизусть стихотворение «Няня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "Образ зимы в произведениях разных видов"

Урок литературного чтения по теме" Образ зимы в произведениях разных видов"...

Урок литературного чтения по теме: "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"

УМК "Гармония", 3 класс, р.н.с. «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»...

Конспект урока литературного чтения «Работа над образами главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: регулятивные — формулирование учебной...

Разработка урока литературного чтения по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сердце"

В материале представлен конспект урока литературного чтения в 3 классе с презентацией и приложениями по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сербце". Цель работ...

Конспект урока литературного чтения в 3-ем классе по теме: А.С.Пушкин "Зимнее утро"

При изучении стихотворения нужно добиваться, чтобы ни одно слово не осталось непонятным в своем прямом и переносном значении, чтобы каждый задумался над закономерностью его употребления.Мысль может бы...

Урок литературного чтения по теме «Образ солдатика в сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой

Конспект урока может быть использован на уроках литературного чтения в начальной школе. В конспекте используются методы и приемы технологии  деятельностного подхода....