Урок литературного чтения по теме: "Образ зимы в произведениях разных видов"
методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме
Урок литературного чтения по теме" Образ зимы в произведениях разных видов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.docx | 19.61 КБ |
chtenie.pptx | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Образ зимы в произведениях разных видов.
Цели:
- Показать, как средствами разных видов искусства создаются сходные и одновременно особенные образы зимы.
- Показать общую природу художественного образа в разных видах искусства и обратить внимание на специфику его выражения языком поэзии, музыки, живописи.
- Учить понимать образы, заложенные в произведениях художников, поэтов, композиторов.
- Влиять на формирование у детей образа зимы с опорой на индивидуальный опыт общения с природой.
- Развивать произвольное внимание, воображение, устную связную речь, любовь к природе, художественный вкус.
Ход урока:
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
- Скажите, какое сейчас время года? (зима)
Каждый из вас по-своему представляет зиму. Для кого-то это игры в снежки, катание на санках, коньках. Кто-то любит зиму за Новогодние праздники.
- Расскажите о зиме.
- А только ли мы с вами задумываемся о том, какая бывает зима? А кто еще? (поэты, композиторы, художники).
- Сегодня на нашем уроке мы узнаем, какой предстает зима в поэзии, музыке, картинах?
- Образ зимы в музыке Чайковского.
- Я вам приготовила для вас сюрприз. Это чудесная, прекрасная музыка Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года». Отрывок называется «Февраль. Масленица». Закройте глаза и представьте себе картину, которую нарисует ваше воображение. (слайд и запись муз.отрывка)
-Что вы представили себе, когда слушали музыку?
Широкая площадь. Много людей. Всем весело. Люди едят блины, жгут чучело Масленицы.
-А какой предстает зима в музыке П.И.Чайковского? (Праздничная, веселая, радостная).
-Как композитору удалось создать в музыке праздничную, живую, веселую зиму?
(музыка радостная, веселая, бодрая, ритмичная - мажорный лад)
3. Образ зимы в картинах.
-А как еще можно передать видение зимы? (В картинах)
Художник Иван Иванович Шишкин написал картину «На севере диком..» (слайд)
Посмотрите внимательно на картину и скажите, какова зима на этой картине?
(ночь. Светит луна. Сосна одна, больше ничего нет. Много, много снега. Зима здесь загадочная, сказочная, таинственная).
-Что помогло вам понять сказочный образ зимы?
-Какими красками написана картина? (Серебристыми, белыми, синими. Такие цвета создают образ зимы - сказочной и загадочной.)
Физминутка.
4. Изучение нового материала.
Мы познакомились с разными образами зимы в музыке, живописи. А сейчас подумаем, какой характер у зимы в стихотворении С. Есенина. (слайд)
Сначала я вам расскажу немного об этом русском поэте.
Родился Сергей Александрович Есенин 3 октября 1895года в селе Константиново, что привольно раскинулось на зеленом холмистом берегу реки Оки. До 9 лет он рос в семье бабушки и дедушки. Дед знал множество песен, частушек. Бабушка любила и хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому Сереже. С ранней весны и до поздней осени маленький Сережа вместе с другими ребятами пропадал в лугах, полях, лесах. Ходил в ночное, пас лошадей. Стихи он начал писать в 10 лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. В творчестве Есенина много стихов о природе. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений. Которое так и называется «Зима.»
- Чтение учителем.
- Что вы почувствовали, когда прослушали стихотворение?
- Какое настроение возникло у вас? (тревожное, невеселое. Мы чувствуем, как холодно птичкам зимой, как они замерзли. Как им плохо).
- Скажите, ребята, а что нужно делать зимой нам, чтобы птичкам легче было перенести лютые морозы? (слайд)
- Чтение детьми.
- Работа по тексту.
- Какие слова и выражения вам не понятны? (работа над словами) (слайд)
- Постановка логических ударений и пауз.
- Поиск рифмы.
- Поиск отрывка к иллюстрации.
- Что такое олицетворение? Это наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.(слайд)
- С кем сравнивает автор воробьев?
- Еще какие олицетворения вы можете найти в произведении?
- Чтение хором.
- чтение по парам.
5. Физминутка для глаз.
А теперь поработаем в парах. Будем отвечать на вопросы:
- Какой характер зимы в этом стихотворении?
- Как поэт создает такой образ зимы?
(Суровый, морозный, безжалостный).
(Птички жмутся, вьюга с ревом бешеным, злится).
6.Итог
- Какие образы зимы предстали перед нами в музык Чайковского, на картине Шишкина, в стихотворении Есенина? Слайд
На картине зима сказочная, в стихотворении безжалостная, морозная. В музыке веселая, праздничная.
- Какой образ зимы вам ближе?
- Изменилось ли ваше представление о зиме?
7. Домашнее задание.
Какое домашнее задание вы хотели бы получить по той теме?
- выучить стихотворение, выразительно прочитать, придумать частушки о зиме.
8. Творческая мастерская.
А сейчас мы превратим наш класс в творческую мастерскую. Вы все превратитесь в художников.
Посмотрите на фото зимы.
Я включу тихую зимнюю музыку, а вы попробуете нарисовать свое видение зимы. А ребята, которые приготовили стихи о зиме, прочтут их нам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И.И.Шишкин «На севере диком…»
И.И.Шишкин «Зима».
Сергей Александрович Есенин Родился 3 октября 1895года, в селе Константиново.
Стозвон- образ сильного, мощного звона в сто колоколов. Сосняк –сосновый лес. Пташки – маленькие птички. Озябли – замерзли. З и ма, м е телица, к о вром, в о робышки, в ь юга.
Олицетворение - наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.
Какой характер зимы в стихотворении? Как поэт создает такой образ?
На картине: Сказочная Загадочная Таинственная В музыке: Веселая Праздничная Радостная В стихотворении: Морозная Суровая Безжалостная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"
УМК "Гармония", 3 класс, р.н.с. «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»...
Образ зимы в произведениях разных видов искусства
Интегрированный урок литературного чтения в 4 классе...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Образ няни в лирике А. С. Пушкина".
Соответствует ФГОС...
Разработка урока литературного чтения по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сердце"
В материале представлен конспект урока литературного чтения в 3 классе с презентацией и приложениями по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сербце". Цель работ...
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Образ одиночества в стихотворении М. Лермонтова "Парус""
Данная презентация служит сопровождением к уроку....
Урок литературного чтения по теме «Образ солдатика в сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой
Конспект урока может быть использован на уроках литературного чтения в начальной школе. В конспекте используются методы и приемы технологии деятельностного подхода....
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе Тема «Такие похожие разные судьбы» на примере произведений А.П. Чехова «Ванька», Л.Н. Андреева «Петька на даче».
Тема: «Такие похожие разные судьбы» на примере произведений А.П. Чехова «Ванька»,Л.Н. Андреева «Петька на даче».Тип урока: систематизация, обобщение зна...