Конспект урока литературного чтения в 3-ем классе по теме: А.С.Пушкин "Зимнее утро"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
При изучении стихотворения нужно добиваться, чтобы ни одно слово не осталось непонятным в своем прямом и переносном значении, чтобы каждый задумался над закономерностью его употребления.
Мысль может быть выражена сотнями вариантов предложений, но поэт выбирает из них всегда один, точно соответствующий его мысли, чувствам, желанию и даже настроению.
Каждая синтаксическая конструкция в стихотворении обусловлена и является плодом напряженных исканий поэта.
При анализе стихотворения нужно обращать внимание на развитие чувства красоты, звучности стиха; подвести детей к пониманию того, что это достигается не только общей красотой русского языка, но и фонетической организацией стиха, разнообразием рифмы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»
Класс: 3, УМК «Школа России»
Цели:
1)образовательные:
познакомить обучающихся со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро; дать учащимся почувствовать душевное состояние поэта, проследить развитие чувства красоты, звучности стиха;
донести до детей понимание того, что это достигается не только за счет красоты русского языка, но и фонетической организацией стиха, т.е. создать условия для формирования умения выразительно читать лирическое произведение;
формировать умения подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных строф произведения, расширять словарный запас обучающихся;
2)развивающие:
развивать внимание к слову в контексте литературного произведения;
создать условия для развития умений литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с произведением искусства;
развивать умение выделять главную мысль произведения, умение сравнивать, обобщать, анализировать;
развивать понимание красоты и звучности стиха, умение вслушиваться в стих, задумываться над значением слов и образов.
3)воспитывающие:
воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к красоте родного края.
Форма работы: фронтальная и групповая.
Ход урока
I. Оргмомент. Работа с эпиграфом.
На доске запись:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
А.Фет
- Почему поэт называет зимнюю ночь "чудной картиной"? Знакомо ли вам изображаемое на поэтическом полотне? Как художнику удается создать поразительный по своей силе образ, не прибегая к услугам различных средств художественной выразительности?
(- В стихотворении, конечно, есть эпитеты: чудная, белая, полная, но красоту зимней ночи поэт передает при помощи чувства, выраженного одним словом: "родна")
- Слышите ли вы в этой миниатюре пушкинские ноты?
(-Да. Стихотворение А.Фета перекликается с пушкинским:
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!
Здесь тоже чувство поэта выражено одним только словом - глаголом "люблю".)
- Каков общий смысл слов родна и люблю?
(- Эти слова выражают чувства поэтов)
II.Актуализация опорных знаний.
- Много разных чувств было испытано поэтами и передано в стихах: любовь, страсть, тоска, стремление к свободе или мечта о ней, восхищение красотой родной природы...
- Как бы ни были тяжелы обстоятельства жизни, Пушкин никогда не терял надежды на лучшее. Неизменный заряд бодрости получал он от природы. Самые обыкновенные картины под пером поэта превращались в прекрасные образы.
- Дома вы вспомнили стихи А.С.Пушкина о зиме и сделали рисунки к ним(выставка рисунков). Поделитесь своими чувствами.
Уч-ся читают стихотворения "Опрятней модного паркета...", "Зима! Крестьянин торжествуя...", "Вот север, тучи нагоняя...", "Теперь моя пора...",
Зимняя дорога", отрывок из повести "Капитанская дочка"(мелодекламация).
- Какая музыка звучала?
( - Г.Свиридов. "Зимняя дорога").
III.Самоопределение к деятельности.
- О чем поговорим на сегодняшнем уроке?
(- На сегодняшнем уроке мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина "Зимнее утро" и проанализируем его.)
- Проследим за душевным состоянием поэта и развитием чувства красоты в стихотворении, послушаем музыку стиха, понаблюдаем за неповторимой прелестью русского языка, языка Пушкина.
IV. Работа над стихотворением(лингвистический анализ поэтического текста).
1.Слово учителя(или ученика, готовившего проект):
- "Зимнее утро" написано в 1829г. по воспоминаниям, навеянным пребыванием Пушкина в селе Михайловском во время ссылки. Уже первое чтение стихотворения дает возможность почувствовать восхищение поэта красотой зимнего утра, его ничем не омраченное радостное и бодрое настроение. Даже воспоминание о вчерашней вьюге не снижает его жизнерадостного мировосприятия. Поэта радует все: прелесть зимнего утра, великолепие окрестностей, уют домашнего тепла, ожидаемая прогулка...
2.Чтение стихотворения учителем(или проектантами).
3.Первичное восприятие прочитанного.
- Каким чувством проникнуто стихотворение? Можно ли сказать, что поэт изображает только одну картину?
- Какие слова и выражения помогают нам представить себе эти картины?
4.Словарная работа.
На доске слова:
прелестный, сомкнуты, нега, взоры, Аврора, мгла, янтарный.
- Прочитайте слова. Значение каких слов вам не понятно?
- Кто такая Аврора? В какой словарь заглянем?(Мифологический). Пушкин очень часто использовал в своих стихотворениях античные имена.
- Подберите однокоренные слова к слову нега.(Нежность, нежиться, нежный г//ж),
- Синоним к слову взор(взгляд).
- Пушкин использует слово взор, чтобы подчеркнуть красоту своей спящей подруги. Оно более красиво и романтично, чем слово взгляд, и принадлежит к высокому стилю.
- От какого слова образовалось слово "янтарный"?(Янтарь)
- Какой это цвет? Почему Пушкин использует именно это слово?
(- Янтарь - солнечный камень. Именно таким видится поэту солнечный блеск в это зимнее утро).
V.Анализ стихотворения по строфам.
- Если бы вам предложили нарисовать это стихотворение, то сколько картин бы у вас получилось?(5картин)
- Докажите это чтением стихотворения.(Учащиеся читают стихотворения по строфам.)
- Итак, в стихотворении 5 картин - строф, и в каждой из них поэт выражает особые чувства, используя различные художественные средства выразительности. Понаблюдаем за этим. Читаем 1-ю строфу.
- Что в ней нарисовано? Какой художественный образ создан поэтом? Отвечайте с опорой на эти слова(на доске или на слайде):
1-я строфа
Художественный образ, пробуждает, разделить, радость общения, прекрасная природа.
(- В 1-й строфе нарисован художественный образ "Мороз и солнце". Поэт как бы побуждает друга прелестного разделить с ним радость общения с природой.)
- Какой же образ здесь кажется вам самым красивым?(Образ морозного и солнечного утра, образ прелестного друга.)
- С кем сравнивает поэт этот образ?(С Авророй, мифической богиней утренней зари).
- Какие средства художественной выразительности использует поэт в данной строфе? Подчеркните их(текст строфы распечатан для каждого ученика), опирайтесь на схему:
Средства художественной выразительности(тропы) Эпитет метафора сравнение |
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
- Эти слова красивы по смыслу? А по звучанию? Какими звуками передает поэт чувство радости, любви, восхищения?
(- В этой строфе много гласных звуков - открытых о,а,э. Они и создают впечатление открытости чувства, радости. Согласные с и з дают возможность услышать скрип снега под полозьями саней и увидеть солнечный свет...
- Каким тоном будем читать эту строфу?(Задушевным, милым, нежным)
- На какие слова и фразы будет падать логическое ударение? Где необходимо сделать паузы? Давайте составим партитуру этой строфы.
Мороз и солнце;|| день чудесный!||
Еще ты дремлешь,| друг прелестный -||
Пора,| красавица, проснись:||
Открой сомкнуты негой взоры,||
Навстречу северной Авроры,|
Звездою севера явись!||
- Попробуем сделать анализ 1-й строфы.
(-В стихотворении 5 картин - строф, и в каждой из них поэт выражает особые чувства, используя различные художественные средства выразительности.
В 1-й строфе нарисован художественный образ "Мороз и солнце". Поэт как бы побуждает друга прелестного разделить с ним радость общения с природой. Называет подругу красавицей , сравнивает ее с северной звездой и предлагает встретить Аврору - богиню утренней зари.
В строфе используются эпитеты, метафоры, сравнения: чудесный, прелестный, сомкнуты негой.
Эти строки красивы не только по смыслу, но и по звучанию. Гласных звуки - о,а,э создают впечатление открытости чувства, радости. Согласные с и з дают возможность услышать скрип снега под полозьями саней и увидеть солнечный свет...)
- Эти строки красивы не только по смыслу, но и по звучанию. Какими звуками поэт передает чувство радости, любви, восхищения?
(- В этой строфе много гласных звуков в открытых слогах - о, а, э, которые создают впечатление радости, открытости чувства. Согласные с, з передают звук скрипа снега под полозьями саней).
- Каким тоном будем читать эту строфу?
(- Задушевным, нежным).
Выслушивается чтение нескольких уч-ся.
1. Самостоятельная работа в группах.
- Нам осталось разобрать оставшиеся 4 строфы. Давайте поработаем в группах. Их тоже будет 4. Распределитесь, кто с кем хочет поработать.(В каждой группе обязательно назначается эксперт(сильный ученик или проектант), который курирует работу всей группы.
Каждой группе предлагаются карточки с планом анализа. Учитель направляет и корректирует работу каждой группы. Учащиеся из разных групп свободно общаются между собой, так текст стихотворения будет восприниматься ими целостно.
Описание работы в группах.
1-я группа(2-я строфа)
Словарь:
вечор значение(словарь устаревших слов) мгла мрачные нынче -значение(словарь устаревших слов, подбор синонимов) |
№п/п | План анализа поэтического текста. | Опорные слова и выражения. | |||
1. | На какой картине сосредоточено внимание поэта? | ||||
2. | Какие зимние образы рисует поэт? Напоминают ли они ему одушевленные предметы? | "вьюга злилась", "на мутном небе мгла носилась", "луна, как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела" | |||
3. | При помощи чего поэту удается оживить эти образы? | Использование метафор "вьюга злилась", "мгла носилась", эпитетов "бледное", "мрачное". | |||
4. | Какое настроение создают эпитеты и метафоры в этой строке? | ||||
5. | Звукопись строфы | у,с,з,ч | |||
6. | Какой оттенок вносят в содержание слова вечор ты помнишь? | Настроение тревоги, переживания, страх позади, вьюга была вчера и прошла, забота о любимом человеке. | |||
7. | Почему поэт прервал речь, ограничиваясь одним словом нынче? | Все изменилось с утра, прошлое позади, тревога сменяется радостью. | |||
8. | Составление партитуры строфы. | Расставьте логические ударения и паузы, подчеркните особенно важные слова и фразы. | |||
9. | Связный рассказ - анализ строфы. | Проводится под руководством ведущих экспертов. | |||
10. | Выразительное чтение строфы - подготовка к конкурсу чтецов. | Проводится под руководством ведущих экспертов. |
Связный рассказ - анализ строфы.
Внимание поэта сосредоточено на картине вчерашнего вечера. Поэт рисует зимние образы "вьюга злилась", "на мутном небе мгла носилась", "луна, как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела". Они напоминают ему одушевленные предметы. Это олицетворение. Эпитеты и метафоры в этой строфе создают мрачное и тревожное настроение. Оно усиливается звукописью строк. В них словно слышится завывание вьюги. Лишь слова вечор ты помнишь дают понять, что настроение тревоги, переживания, страха позади, вьюга была вчера и прошла. Поэт прервал речь словом нынче. Все изменилось с утра, прошлое позади, тревога сменяется радостью.
2-я группа(3-я строфа)
Словарь:
Великолепными, иней(значение, подбор синонимов). |
№п/п | План анализа поэтического текста. | Опорные слова и выражения. |
1. | Какие картины рисует поэт? | |
2. | С помощью каких тропов поэт делает их особенно запоминающимися? | Эпитеты: голубыми, великолепными, прозрачный. Метафоры: лежит коврами, лес чернеет, речка блестит. |
3. | Как поэт передает красоту природы в изображаемых картинах? | Лес, не заслоняет собой, ослепительная красота, морозное утро, блеск снега и речки. |
4. | Для чего, картина вчерашней вьюги дается поэтом рядом с картиной зимнего утра? | Контраст(противопоставление). |
5. | Звукопись строфы и отражение настроения поэта. | Обилие гласных, простор их звучания, красота пейзажа. |
6. | Партитура строфы. | Постановка в тексте строфы логических ударений и пауз, выделение особо важных слов и фраз, определение тона чтения. |
7. | Связный рассказ-анализ по плану и выразительное чтение. |
Связный рассказ-анализ строфы.
В 3-ей строфе поэт рисует чудесные картины зимнего утра. Поэт делает их особенно запоминающимися с помощью эпитетов: голубыми, великолепными. Лес не заслоняет собой ослепительной красоты морозного утра, блеск снега и речки. Картина вчерашней вьюги дается поэтом рядом с картиной зимнего утра, чтобы подчеркнуть контраст между настроением тревоги и радости. Звукопись строфы отражает настроение поэта. Обилие гласных, простор их звучания подчеркивают красоту пейзажа.
3-я группа(4-я строфа)
Словарь:
Значение слов: янтарный, озарена(подбор синонимов), запречь. |
№п/п | План анализа поэтического текста. | Опорные слова и выражения. |
1. | Можно ли сказать, что 4-я строфа дополняет 3-ю? | Дополняет, оттеняет, блеск морозного утра, проникает в комнату. |
2. | Для чего поэт использует эпитет веселый треск? | Уют, домашнее тепло. |
3. | Звукопись двух первых строк. Художественная ценность народных слов кобылка, запречь. | Гласные а,у особенно напевны в этой строфе. Передают безмятежное состояние души поэта. |
4. | Партитура строфы. | Постановка в тексте строфы логических ударений и пауз, выделение особо важных слов и фраз, определение тона чтения. |
5. | Связный рассказ-анализ по плану и выразительное чтение. | |
Связный рассказ-анализ строфы.
4-я строфа дополняет 3-ю, как бы оттеняет блеск морозного утра, которое проникает в комнату. Поэт использует эпитет веселый треск, чтобы передать ощущение уюта и домашнего тепла. Гласные а,у особенно напевны в этой строфе. Они передают безмятежное состояние души поэта. Народные слова кобылка, запречь помогают догадаться, что действие происходит в отдаленной русской деревне, которую так любил поэт.
4-я группа(5-я строфа)
Словарь:
Предадимся - значение, нетерпеливого - подбор синонимов. |
№п/п | План анализа поэтического текста. | Опорные слова и выражения. |
1. | Что рисует поэт в последней строфе? | Ожидаемая прогулка, места, близкие и милые сердцу поэта. |
2. | Какие тропы дают возможность понять, что прогулка эта желанная для поэта. | Метафора: предадимся бегу. Эпитеты:нетерпеливого, милый. |
3. | Что можно сказать о выражении друг милый? | Ощущение теплоты и нежных чувств к близкому человеку. |
4. | Особенности звукописи строфы. | Гласные и,э,а,ы в открытых слогах передают красоту простора, открытость местности и души поэта. |
5. | Партитура строфы. | Постановка в тексте строфы логических ударений и пауз, выделение особо важных слов и фраз, определение тона чтения. |
6. | Связный рассказ-анализ по плану и выразительное чтение. |
Связный рассказ-анализ строфы.
В последней строфе поэт рисует ожидаемую прогулку, места, близкие и милые его сердцу. Метафора: предадимся бегу, эпитеты: нетерпеливого, милый
дают возможность понять, что прогулка эта желанна для поэта. Выражение друг милый передает ощущение теплоты и нежных чувств к близкому человеку. Гласные и,э,а,ы в открытых слогах передают красоту простора, открытость местности и души поэта.
2.Проверка работы в группах. Выразительное чтение стихотворения.
Один представитель(выбранный уч-ся) от каждой группы представляет лингвистический анализ строфы, заканчивая его выразительным чтением.
Оценка и взаимооценка деятельности учащихся.
VI.Задание на дом (по выбору учащихся).
1.Лингвистический анализ всего стихотворения.
2.Выразительное чтение стихотворения. Рисунок к любой из строф.
3.Выучить стихотворение наизусть.
VII. Итог урока.
- В процессе нашей работы над стихотворением мы прикоснулись к творчеству великого поэта и убедились в том, что только человек, горячо любящий свою родину, родную природу, ее красоту, способен написать светоносные строки: "Мороз и солнце; день чудесный!..."
VII. Рефлексия. (Рефлексивный экран, самооценка деятельности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по теме "А.Милн «Винни-Пух».
Цели: - познакомить с песенками Винни-Пуха, вызывать интерес к содержанию и героям;- обобщить знания детей по главе 3 книги А.Милна«Винни-Пух в пересказе Б.Заходера»;- развивать навыки правильного, ос...
Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"
Урок по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России", тема "Русские писатели"....
конспект урока литературного чтения в 3-м классе Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"
Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.Задачи урока:1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью, в...
Конспект урока литературного чтения в 4 «В» классе на тему: «СТИХИ О РОДИНЕ. Н. М. РУБЦОВ «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»
Педагог: Леванова Юлия АлексеевнаТип урока: изучение нового материалаЦель: создание условий для формирования умения осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение Н. М. Рубцова «Ти...
Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...
Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"
по теме "Н.Носов "На горке"Цели урока:Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, память уч...
Конспект урока литературного чтения в 3 г классе на тему: «В.И.Белов «Еще про Мальку» (обобщение)
Конспект урокалитературного чтения в 3 г классе на тему: «В.И.Белов «Еще про Мальку» (обобщение)...