Открытый урок обучения грамоте в 1 «Б» классе по литературному чтению: «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Щербакова Ирина Ильинична

Открытый урок обучения грамоте                                  в 1 «Б» классе по литературному чтению:                                                                «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_razdelitelnoy_funkciey_.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок обучения грамоте   в 1 «б » классе по литературному чтению:                                                                «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака»

Цели и задачи урока:

1) обеспечить условия для совершенствования техники чтения;

2)формировать у детей интерес к урокам литературного чтения;

3)развивать речь учащихся, творческое воображение, умение работать                                      с художественным текстом;

4)способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим,

создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.

Оборудование: презентация, алфавит, карточки с шифровкой, карточки слов, звёздочки, карточки со стихотворениями, музыка Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету».                                                                                                                              

 Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

1)Сели Артёмы, Димы

2)Сели те, у кого второй звук в имени «А»

3) Сели те, у кого в имени 4 звука

4) Сели те, у кого 4 звук в имени «Н»

II. Актуализация опорных знаний обучающихся

Отгадайте загадку, кто пришел на урок ?

С голубыми волосами

И с огромными глазами.

Дружит с самим Буратино,

А зовут ее …     (Мальвина)

Как называется сказка? (Приключения  Буратино или золотой ключик» а кто знает,  кто написал эту сказку? Алексей Толстой

Почему  слово - Мальвина написано с большой буквы (имя, правило)

Составляем схему

Сколько букв написали? - 8 составляют  звуковую дорожку (ученик у доски, остальные на парте фишками)

А сколько звуков услышали? – 7

Почему так произошло? (ь знак не имеет звука)

Догадались,  о какой букве мы сегодня будем говорить? (ь знак)

- А что вы знаете об этой букве?

- Прочитайте слова с доски.

день    пень уголь  огонь
- Чем похожи эти слова. Что можете рассказать об этой букве? Зачем он нужен в словах.

- Измените эти слова так, чтобы было много предметов. Читаем хором:
деньки    пеньки  угольки   огоньки

- Где может стоять ь в словах? ( в середине и в конце)
- Что показывает ь в этих словах? (мягкость согласных)
- Сегодня мы узнаем что-то новое об этой букве. И поможет нам в этом – наш помощник Букварь.

III. Постановка  учебной задачи. Работа с учебником. (с. 146)Посмотрите с. 146 вверху, что вы заметили.  Изменилась  форма  слова так, что стало  много предметов.  (Перо, ручей, лист, воробей)

А в этих словах зачем нужен ь знак. (Отвечают дети)  не только обозначают  мягкость, но и разделяет  согласный от гласного, не даёт им сливаться. В этом случае принято называть ь разделительным.                                                                                    - Итак, тема сегодняшнего урока «Знакомство с разделительной функцией ь».

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

уч. с. 146, разделите слова на две группы, по рядам (работа в группе)

Прочитайте новые слова меняя одну букву, Какую работу выполняет мягкий знак в словах( показатель мягкости)

V. Физ. минутка.

- А теперь давайте отдохнём. Встаньте  все.

- Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы поднимаете руки вверх , если его нет, то делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор. 

Стройтесь ровно по порядку!

А теперь у нас зарядка!

Знайте, не бывает моря без волны

(руками показывают волну)

Шутки – без улыбки, снега – без зимы

Лестниц – без ступенек (шагают),

Дома – без дверей («открывают дверь и входят» - шаг вперед)

Школ – без переменок («удары мячом об пол»),

Дружбы – без друзей (пожимают друг другу руки),

Сказок – без начала («открывают книгу»)

Детства – без игры («ладушки» с соседом по парте),

Знаем мы об этом

И я (указывает на себя),

И ты (указывает на одноклассника),                                                                                        И мы (пожимают друг другу руки и кладут руки на плечи друга…)!                                                                                                                     

VI. Первичное закрепление.                                                                                                  

- А теперь немного поиграем.  

Для этого вспомним еще одного героя сказки «Золотой ключик»:

Он Мальвину полюбил,

Грустным и печальным был        Пьеро

Для нас есть задание от главного героя. А задание такое. Есть карточки со словами. Во всех этих словах есть  буква Ь. Но в одних словах он разделительный, а в других – показатель мягкости согласных. Нам нужно разделить на две группы эти слова.

- Какую роль выполняет Ь в имени Мальвины? Значит к Мальвине пойдут те слова, в которых Ь указывает на мягкость согласного в конце или в середине слова. А в имени Пьеро какую роль выполняет Ь? И к Пьеро пойдут те слова, в которых есть разделительный Ь.

Ученики выходят к доске. Берут карточку с любым словом, читают его. Затем отходят к Мальвине или к Пьеро и называют роль Ь в этом слове.

Слова: уголь, бьёт, ходьба, семья, судьба, братья, друзья, банька, церковь, листья, статья, судья, шью, пью, пальто.

Работа в прописи с.54-55

 Итак, какое открытие мы сегодня сделали? Когда пишется разделительный ь?

не только обозначают  мягкость, но и разделяет  согласный от гласного, не даёт им сливаться. В этом случае принято называть ь разделительным.                                                                                    

- А теперь прочитайте рассказ И. Бутмина «Трус» с карандашом в руках и подчеркните слова с мягким знаком.

- Поделитесь, пожалуйста, своими чувствами, мыслями о прочитанном, как вы думаете, кто из мальчиков трус, а кто храбрый? На кого из них вам захотелось быть похожим? Почему?

- А почему автор назвал своё произведение «Трус»?

 - Вы правы. Своё отношение к одному из героев сказки автор выразил в названии. Как зовут этого героя?

 - Назовите слова, в которых ь – показатель мягкости согласных.

- Назовите слова, в которых ь – разделительный.

VII. Рефлексия.                                                                                                                             - Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз.
- Мягкий знак в вашу честь и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную  звёздочки. Если было трудно – синюю.
- Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, затем – мальчики. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и покажем звёздочки. Как много детей, которым легко было выполнять задания урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению. Тема: «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака» УМК «Начальная школа 21 века» Н. Ф. Виноградовой

На уроке создавались  условия для формирования понятия «Разделительный мягкий знак», указывалась роль разделительного мягкого знака в словах,совершенствовалась техника чтения....

Открытый урок "Обучение грамоте" 1 класс

Открытый урок "Обучение грамоте". Тема: Согласная буква Г, г. Звуки [г],[г\']....

Открытый урок: Обучение грамоте 1 класс

Тема: "Знакомство с буквой Б,б"...

«Волшебная буква- мягкий знак. Знакомство с разделительной функцией мягкого знака».

Урок- путешествие . Наблюдение над словами-предметами. Превращение одних слов в другие при помощи буквы- волшебницы- Ь. Различаем твёрдые и мягкие звуки....

Открытый урок обучения грамоте 1 класс школа 8 вида Тема: «Звук и буква «Чч». Чтение слов и предложений».

ОГКОУ «Фурмановская школа VIII вида»     Открытый урок обучения грамотеТема: «Звук и буква «Чч». Чтение слов и предложений».     Подготовила и провела...

Открытый урок обучения грамоте 1 класс " Знакомство с буквой "З,з"

Урок обучения грамоте составлен в игровой форме. Кроме учебных целей , акцент сделан на воспитании сочувствия, сострадания ....