литературное чтение
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Ильина Елена Владимировна

конспект урока + презентация по теме: "Звук и буква ш". для 1 класса по системе Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zvuk_i_bukva_sh.ppt824 КБ
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_sh.doc146 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗВУК И БУКВА Ш

Слайд 2

Какой звук повторяется в этих словах

Слайд 3

Какой звук издает змея?

Слайд 4

Как шумят листья на деревьях? Ш-ШШШ-Ш

Слайд 5

Как шипит гусак? Ш-ШШШ-ШШ

Слайд 6

Найди лишнюю букву А, О, ш, У, И

Слайд 7

Изучит ь …….. звук и ……… букву. Учиться отличать новый …… и …… от других звуков и букв. Учиться читать …… , …… и …… с новой буквой .

Слайд 8

Повтори чистоговорки Ша-ша-ша - мама моет малыша. Шу-шу-шу - я письмо пишу. Аш-аш-аш - у Марины карандаш.

Слайд 9

Прочитай слоги ША ШО ШУ ШИ ШЕ ОШ АШ УШ ИШ ЕШ



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Литературного чтения в 1 классе

(период обучения грамоте)

                                                        Тема: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»

                                                                                                                   Автор: учитель начальных классов     

                                                                                                                   Ильина Е.В.

Тема: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш,ш»

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: дидактическая сказка.

Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.

Дидактическая цель  для учителя: создать условия для изучения звука [ ш ] и букв Ш, ш.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ш ]  из потока речи.
  2. Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.
  3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
  4. Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.

    Развивающие:

  1. Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.
  2. Развитие памяти, мышления, внимания.
  3. Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.
  4. Развивать плавное послоговое  осознанное чтение с изученными буквами.

Воспитывающие:

  1. Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.
  2. Воспитание познавательного интереса.

Оборудование:         предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для

                          индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка

Тема:  Звук [ ш ]. Согласная буква ш.

1 класс УМК «Школа России»

№ этапа урока, название,

Цель этапа

Деятельность учителя

 Методы, приемы, средства

Деятельность ученика

( форма работы)

Реальный образовательный продукт совместной деятельности

1.Организацион-ный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке

    Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения. 

          

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Все ли у вас в порядке?

На месте ли книжки тетрадки?

Молодцы, ребятки!

-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно не веселое. Как думаете почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?

Выполняя каждое задание правильно, работая дружно вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

- Тучка Солнышко собою закрывает.

-Да!

Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся и кабинета к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2.Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся

Раскрытие и определение цели урока, выбор плана урока.

1.Фонетическая разминка.

- Прочитайте задание. Лучик «Называй-ка».

- Назовите предметы, изображенные на картинках.( шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой звук повторяется в этих словах?

Вспомните, какой звук издаёт змея? Как шумят листья на деревьях? Как шипит гусак?

– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш.

2. Подведение к формулированию темы. Проблемный вопрос.

- Рассмотрите буквы на доске ( А, О, ш, У, И ) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам.

– Проживает ли  буква ш в ленте букв? Найдите ее и покажите.

– Сформулируйте тему нашего урока.

– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

На доске – опорная запись в виде предложений с  пропущенными словами и условными обозначениями.

  • Изучить … звук  и …букву.
  • Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;
  • Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.

Все верно назвали, один лучик показался из-за тучки(самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит) и т.д.

Фронтальная работа

Читающий ребенок озвучивает задание для класса.

- В каждом слове встречается звук [ ш].

Называют варианты ответов, правильный:

- Я думаю, что « лишняя» буква «ш». Она строчная, остальные заглавные; её мы не изучали, а с остальными уже работали. (Обращаются к ленте букв)

Да.

Называют тему урока.

-  Звук [ ш ]. Буква ш.

Дети сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.

  • Изучить новый звук и новую букву.
  • Учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
  • Учится читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися  социальной и практической значимости изучаемого материала.

Вывели название темы урока.

Читающие дети озвучивают опорную запись.

3.Этап усвоения новых знаний и способов деятельности

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики  воспроизведения изучаемого материала

 Лучик «Угадай-ка»

1.Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш.

- Назовите отгадки к загадкам.

Сегодня все ликует! 

В руках у детворы

От радости танцуют воздушные …(Шары)

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий. 

И намного - много лет

Оставляет чёрный след. (Карандаш)

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему … (штанишки)

 

(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш).

Наблюдение

2.Артикуляция при произношении звука[ ш ].

- Подберите слова, в которых встречается звук

[ ш].

3.Прочитайте чистоговорки на доске, четко проговаривая все звуки. (про себя, вслух)

1 ряд читают 1 чистоговорку; 2 ряд -2; 3 ряд -3.

Ша-ша-ша –мама  моет малыша.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Аш-аш-аш – у Марины карандаш.

- Произнесите звук [ ш ] еще раз  и дайте ему характеристику

Вывод повторяют все хором.

звук [ ш ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении, звук всегда твердый, глухой т.к. произносится без участия голоса, шипящий т.к. слышится свист и шипение.

4.Физминутка с заданием Лучик «Поиграй-ка»

-  Определение места  звука [ ш ] в словах.  Познавательная игра.

-  Я буду называть слова, а вы - определять где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ]  в начале слова приседают ребята 1ряда, остальные прыгают на носочках. Если в середине -2ряд, на конце слова -3 ряд.

 

Шуба    крыша    карандаш     шалаш           хорошо

Ушки    крошка   шутка           шиповник    крылышки

- Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет.  

5. Знакомство с буквой.

- Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием  печатного и письменного вариантов букв, сточной и заглавной.

- На что похожа буква ш?

- С чем сравнили образ буквы ш поэты?

Ах, табуретка хороша!

Перевернул –

И буква Ш!     (Е. Тарлапан)

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.   (А. Шибаев)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.    ( Г. Виеру)

- Молодцы, ребята!

- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие, с заглавной?  Верно.

Работа в парах. Групповая работа.

Дети называют слова с буквой ш и делают вывод:

 звук [ ш ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении, звук всегда твердый, глухой т.к. произносится без участия голоса, шипящий т.к. слышится свист и шипение.

Хлопки на словах: шаль, шелк, пушок, шарф, штраф, паштет.

Варианты ответов детей:

- На вилку, расческу, на перевернутую букву е и т.д.

Дети по желанию читают стихи на доске. Не читающие запоминают.  

- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Самостоятельность учащихся в добывании знаний. Показателем выполнения дидактической задачи служит правильность, полнота и осознанность ответов учащихся.

Умение читать по слогам и целыми словами, знать правописание имен собственных,

4.Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала

Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию

Лучик «Почитай-ка»

1.Прочитайте слова и слоги  на доске - в полголоса самостоятельно, а затем соседу.

1 вариант читает соседу слоги, начинающиеся с гласной буквы.

2 вариант – с согласной буквы.

Работа по учебнику:

2.Чтение пословиц и нахождение в тексте новой буквы самостоятельно.

Открываем учебник на с. 72 по закладке.

Значение каких слов вам не знакомо?

- Кто сможет объяснить? При затруднении находят в толковом словаре с помощью учителя. Молодцы и с этим заданием справились!

- Сколько букв ш нашли в тексте?

- Что нужно сделать, чтобы прочитать букву ш?

- Чем отличается буква от звука?

Чтение и толкование смысла пословиц и поговорок по желанию.

- В каких случаях можно употребить в речи каждую из пословиц?

3. Лучик «Отдыхай – ка»

         Физминутка «Шар»

            Я с утра сегодня встал.

            С полки шар воздушный взял.

            Начал дуть я и смотреть

            Стал мой шарик вдруг толстеть.

            Я всё дую – шар всё толще,

            Дую – толще, дую – толще.

            Вдруг услышал я хлопок.

            Лопнул шарик, мой дружок.

Разминка для глаз

  • «Моргания» - моргайте на каждый вдох и выдох.
  • «Вижу палец» - указательный палец правой медленно удалить от себя, зафиксировать внимание на пальце в течение 4-5секунд, затем медленно приблизить к переносице, зафиксировать внимание на пальце в течение 2-3 секунд. Повторить упражнение  3-4 раза.
  • «Художник» - глазами нарисуйте 6 восьмрок, 6 по часовой стрелке и столько же кругов против часовой стрелки.
  • «Часики» - двигать глазами влево, вправо, как маятник. Повторить 5-6 раз. Двигать глазами вверх, вниз не спеша. Повторить 5-6 раз.

Индивидуальная работа -«жужжащее» чтение, по-цепочке.

Работа в парах - взаимопроверка.

Не читающие ребята находят новую букву в строчках подчеркивают карандашом, считают сколько раз она встретилась в пословицах. Остальные ученики читают и отмечают количество букв.

(8 букв)

- буквы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.

Ответы детей.

Установлена правильность и осознанность основного содержания изученного материала у всех учащихся:

умеют выделять в потоке речи изучаемый звук, узнавать графический образ новой буквы, читать с ней слова.

Проведена коррекция неточных представлений индивидуально.

5.Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление учащимися  знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

Лучик «Отвечай - ка»

1.Рассматривание картинки на доске. Составление предложения.

- Рассмотрите внимательно. Поразмысли не спеша. И отыщешь обязательно 5 вещей на букву Ш.

2.Найди предметы на букву ш

 На картинке дети расположились на пикнике у озера.

-Здесь много слов спряталось на букву ш. найди их и отметь галочкой.

Фронтальная работа.

Самостоятельная работа.

-  шапка, шарф, шарик, шуба. шнурки

Листок лежит перед каждым учеником.

-шишки, шлагбаум, школьный, шар, шалаш, шашлык, шляпа, шапка, шкатулка, шашки, шоколад, камыши, шорты

Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила, умение распознавать и воспроизводить изученные Звук и букву Ш, алгоритмы и пользоваться ими.

6.Этап применения знаний и способов действий

1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

2. Обеспечить формирование у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Лучик  « Размышляй- ка»

Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса.

Индивидуальная работа по карточкам. Метод занимательности содержания. Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится!

  1. Запиши  пропущенную гласную букву и угадать на какую орфограмму были слова?

  1. Отгадай ребус  ША     и запиши ответ

                            ТА

Индивидуальная работа  взаимопроверка

Карточки у каждого ученика.

- шило, лыжи, шина, жить,шить.

Жи, ши пиши с буквой и.

Наташа

Использование системы знаний, предусматривающих нарастание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их выполнении, умение применять  имеющиеся знания в разнообразных ситуациях.

Знать графический образ буквы, уметь выделить ее образ среди других букв, быть внимательным, уметь классифицировать по признаку

7.Этап подведения итогов урока

Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных  учащихся

  • Ребята, наш урок подходит к концу.
  •  - Скажите, что нового узнали на уроке?
  • - Чему научились?
  • - Где вам новые знания пригодятся?
  • - Какие задания были более интересными?

               - Какими впечатлениями от урока вы      поделитесь дома?

- Если бы буквы ш не было в русском языке, что произойдет?

Выучили согласный, твердый, глухой, шипящий звук

 [ ш ].Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву ш, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились пересказывать текст и т.д.

Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы.

8.Этап рефлексии

Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

  • Вы хорошо потрудились –  работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики. Выберите себе на память об уроке портрет Солнышка, отражающий ваше настроение.
  • - Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!

Выбирают портрет Солнышка, из трех предложенных, отражающий впечатления и настроение полученные от урока.

Реализация конгитивного алгоритма



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...