литературное чтение
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
конспект урока + презентация по теме: "Звук и буква ш". для 1 класса по системе Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_sh.ppt | 824 КБ |
zvuk_i_bukva_sh.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какой звук повторяется в этих словах
Какой звук издает змея?
Как шумят листья на деревьях? Ш-ШШШ-Ш
Как шипит гусак? Ш-ШШШ-ШШ
Найди лишнюю букву А, О, ш, У, И
Изучит ь …….. звук и ……… букву. Учиться отличать новый …… и …… от других звуков и букв. Учиться читать …… , …… и …… с новой буквой .
Повтори чистоговорки Ша-ша-ша - мама моет малыша. Шу-шу-шу - я письмо пишу. Аш-аш-аш - у Марины карандаш.
Прочитай слоги ША ШО ШУ ШИ ШЕ ОШ АШ УШ ИШ ЕШ
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Литературного чтения в 1 классе
(период обучения грамоте)
Тема: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»
Автор: учитель начальных классов
Ильина Е.В.
Тема: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш,ш»
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: дидактическая сказка.
Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.
Дидактическая цель для учителя: создать условия для изучения звука [ ш ] и букв Ш, ш.
Задачи урока:
Обучающие:
- Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ш ] из потока речи.
- Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.
- Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
- Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.
Развивающие:
- Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.
- Развитие памяти, мышления, внимания.
- Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.
- Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами.
Воспитывающие:
- Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.
- Воспитание познавательного интереса.
Оборудование: предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для
индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка
Тема: Звук [ ш ]. Согласная буква ш. 1 класс УМК «Школа России» | ||||
№ этапа урока, название, | Цель этапа | Деятельность учителя Методы, приемы, средства | Деятельность ученика ( форма работы) | Реальный образовательный продукт совместной деятельности |
1.Организацион-ный этап | Подготовить учащихся к работе на уроке | Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.
Прозвенел уже звонок, Начинается урок! Все ли у вас в порядке? На месте ли книжки тетрадки? Молодцы, ребятки! -Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно не веселое. Как думаете почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной? Выполняя каждое задание правильно, работая дружно вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики. | Проверяют готовность рабочего места к уроку. - Тучка Солнышко собою закрывает. -Да! | Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся и кабинета к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2.Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала | Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся | Раскрытие и определение цели урока, выбор плана урока. 1.Фонетическая разминка. - Прочитайте задание. Лучик «Называй-ка». - Назовите предметы, изображенные на картинках.( шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой звук повторяется в этих словах? Вспомните, какой звук издаёт змея? Как шумят листья на деревьях? Как шипит гусак? – А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш. 2. Подведение к формулированию темы. Проблемный вопрос. - Рассмотрите буквы на доске ( А, О, ш, У, И ) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам. – Проживает ли буква ш в ленте букв? Найдите ее и покажите. – Сформулируйте тему нашего урока. – Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться? На доске – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями.
Все верно назвали, один лучик показался из-за тучки(самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит) и т.д. | Фронтальная работа Читающий ребенок озвучивает задание для класса. - В каждом слове встречается звук [ ш]. Называют варианты ответов, правильный: - Я думаю, что « лишняя» буква «ш». Она строчная, остальные заглавные; её мы не изучали, а с остальными уже работали. (Обращаются к ленте букв) Да. Называют тему урока. - Звук [ ш ]. Буква ш. Дети сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.
| Готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала. Вывели название темы урока. Читающие дети озвучивают опорную запись. |
3.Этап усвоения новых знаний и способов деятельности | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала | Лучик «Угадай-ка» 1.Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш. - Назовите отгадки к загадкам. Сегодня все ликует! В руках у детворы От радости танцуют воздушные …(Шары) В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий. И намного - много лет Оставляет чёрный след. (Карандаш) Я рубашку сшила мишке. Я сошью ему … (штанишки)
(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш). Наблюдение 2.Артикуляция при произношении звука[ ш ]. - Подберите слова, в которых встречается звук [ ш]. 3.Прочитайте чистоговорки на доске, четко проговаривая все звуки. (про себя, вслух) 1 ряд читают 1 чистоговорку; 2 ряд -2; 3 ряд -3. Ша-ша-ша –мама моет малыша. Шу-шу-шу – я письмо пишу. Аш-аш-аш – у Марины карандаш. - Произнесите звук [ ш ] еще раз и дайте ему характеристику Вывод повторяют все хором. звук [ ш ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении, звук всегда твердый, глухой т.к. произносится без участия голоса, шипящий т.к. слышится свист и шипение. 4.Физминутка с заданием Лучик «Поиграй-ка» - Определение места звука [ ш ] в словах. Познавательная игра. - Я буду называть слова, а вы - определять где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ] в начале слова приседают ребята 1ряда, остальные прыгают на носочках. Если в середине -2ряд, на конце слова -3 ряд.
Шуба крыша карандаш шалаш хорошо Ушки крошка шутка шиповник крылышки - Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет. 5. Знакомство с буквой. - Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием печатного и письменного вариантов букв, сточной и заглавной. - На что похожа буква ш? - С чем сравнили образ буквы ш поэты? Ах, табуретка хороша! Перевернул – И буква Ш! (Е. Тарлапан) Посмотри на букву Ш- Буква очень хороша, Потому что из нее Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев) Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл. ( Г. Виеру) - Молодцы, ребята! - Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие, с заглавной? Верно. | Работа в парах. Групповая работа. Дети называют слова с буквой ш и делают вывод: звук [ ш ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении, звук всегда твердый, глухой т.к. произносится без участия голоса, шипящий т.к. слышится свист и шипение. Хлопки на словах: шаль, шелк, пушок, шарф, штраф, паштет. Варианты ответов детей: - На вилку, расческу, на перевернутую букву е и т.д. Дети по желанию читают стихи на доске. Не читающие запоминают. - Имена собственные пишутся с заглавной буквы. | Самостоятельность учащихся в добывании знаний. Показателем выполнения дидактической задачи служит правильность, полнота и осознанность ответов учащихся. Умение читать по слогам и целыми словами, знать правописание имен собственных, |
4.Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала | Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию | Лучик «Почитай-ка» 1.Прочитайте слова и слоги на доске - в полголоса самостоятельно, а затем соседу. 1 вариант читает соседу слоги, начинающиеся с гласной буквы. 2 вариант – с согласной буквы. Работа по учебнику: 2.Чтение пословиц и нахождение в тексте новой буквы самостоятельно. Открываем учебник на с. 72 по закладке. Значение каких слов вам не знакомо? - Кто сможет объяснить? При затруднении находят в толковом словаре с помощью учителя. Молодцы и с этим заданием справились! - Сколько букв ш нашли в тексте? - Что нужно сделать, чтобы прочитать букву ш? - Чем отличается буква от звука? Чтение и толкование смысла пословиц и поговорок по желанию. - В каких случаях можно употребить в речи каждую из пословиц? 3. Лучик «Отдыхай – ка» Физминутка «Шар» Я с утра сегодня встал. С полки шар воздушный взял. Начал дуть я и смотреть Стал мой шарик вдруг толстеть. Я всё дую – шар всё толще, Дую – толще, дую – толще. Вдруг услышал я хлопок. Лопнул шарик, мой дружок. Разминка для глаз
| Индивидуальная работа -«жужжащее» чтение, по-цепочке. Работа в парах - взаимопроверка. Не читающие ребята находят новую букву в строчках подчеркивают карандашом, считают сколько раз она встретилась в пословицах. Остальные ученики читают и отмечают количество букв. (8 букв) - буквы видим и пишем, а звуки слышим и произносим. Ответы детей. | Установлена правильность и осознанность основного содержания изученного материала у всех учащихся: умеют выделять в потоке речи изучаемый звук, узнавать графический образ новой буквы, читать с ней слова. Проведена коррекция неточных представлений индивидуально. |
5.Этап закрепления новых знаний и способов деятельности | Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | Лучик «Отвечай - ка» 1.Рассматривание картинки на доске. Составление предложения. - Рассмотрите внимательно. Поразмысли не спеша. И отыщешь обязательно 5 вещей на букву Ш. 2.Найди предметы на букву ш На картинке дети расположились на пикнике у озера. -Здесь много слов спряталось на букву ш. найди их и отметь галочкой. | Фронтальная работа. Самостоятельная работа. - шапка, шарф, шарик, шуба. шнурки Листок лежит перед каждым учеником. -шишки, шлагбаум, школьный, шар, шалаш, шашлык, шляпа, шапка, шкатулка, шашки, шоколад, камыши, шорты | Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила, умение распознавать и воспроизводить изученные Звук и букву Ш, алгоритмы и пользоваться ими. |
6.Этап применения знаний и способов действий | 1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях 2. Обеспечить формирование у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях | Лучик « Размышляй- ка» Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса. Индивидуальная работа по карточкам. Метод занимательности содержания. Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится!
ТА | Индивидуальная работа взаимопроверка Карточки у каждого ученика. - шило, лыжи, шина, жить,шить. Жи, ши пиши с буквой и. Наташа | Использование системы знаний, предусматривающих нарастание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их выполнении, умение применять имеющиеся знания в разнообразных ситуациях. Знать графический образ буквы, уметь выделить ее образ среди других букв, быть внимательным, уметь классифицировать по признаку |
7.Этап подведения итогов урока | Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся |
- Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома? - Если бы буквы ш не было в русском языке, что произойдет? | Выучили согласный, твердый, глухой, шипящий звук [ ш ].Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву ш, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились пересказывать текст и т.д. | Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы. |
8.Этап рефлексии | Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками |
| Выбирают портрет Солнышка, из трех предложенных, отражающий впечатления и настроение полученные от урока. | Реализация конгитивного алгоритма |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....