Звук и буква Чч
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Мокеева Лариса Викторовна

урок чтения 1 класс "Звук и буква Чч"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_chch.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока  по  чтению

Дата проведения: 5.05.11.

ФИО учителя начальных классов: Мокеева Л.В.

Класс: 1

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Звук и буква Чч. Звук /ч,/ всегда мягкий. Слоги и слова со звуком и буквой ч.

Цель урока: познакомить со звуком и буквой, развивать навык чтения

Виды целей

Цель урока

1.Коррекционно-образовательные

  • познакомить звуком {ч’} и буквой ч

  • развивать навык чтения слогов,  слов и предложений с этой буквой;
  • закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами;

  • расширять словарный запас детей.

2. Коррекционно-развивающие

  • развивать фонематический слух на основе звуко – буквенного анализа слов
  • развивать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении
  • развивать логическое мышление на основе работы с загадками
  • развивать связную речь на основе построения предложений по зрительным опорам

3. Коррекционно-воспитательные

  • воспитывать познавательный интерес на основе использования игровых моментов

  • развивать  мотивацию  к учению на основе создания ситуации успеха
  • воспитывать эмоциональную адекватность поведения

Оборудование:

букварь, фишки для звуко - буквенного анализа, карточки со слоговой структурой слова, слоговые карточки,пособие для составления схем предложений, задания для дифференцированной работы,  палочки, фишки для оценивания работы, пособие для зрительной гимнастики,  карточки  с зашумленными буквами, мяч, слайды, фонограмма для физминутки, пособие для зрительной гимнастики, сигналы настроения.

Методы и приемы: фронтальная устная работа с классом, самостоятельная работа, проблемный и дифференцированный подход, работа с карточками, схемами – опорами, вопросно – ответная форма беседы, рефлексия, зрительная гимнастика, динамическая пауза.

Ход

1. Организационный  момент.

Мы  сюда  пришли  учиться, 

Не  лениться,  а  трудиться.

Работаем  старательно,

Слушаем  внимательно!

2. Артикуляционная гимнастика.

а) упражнение на координацию движений:

- поцокали язычком

- постучали язычком по верхнему небу

- с силой выдохнули воздух, струя воздуха на ладони должна быть теплой

- губы округлить, чуть вытянуть вперед

б) чистоговорки:

ча-чо-чу-чи       чи-чу-ча-чо      чо-чи-чу-ча

Ча-ча-ча – мы увидели грача.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Чо-чо-чо – греет солнце горячо.

Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.

Какой звук произносится чаще других?

 Нам предстоит:

  • познакомиться с новым  звуком [ч’], обозначающим букву ч;
  • учиться читать слова, предложения с новым звуком.

3. Введение в тему урока. Знакомство с новым звуком [ч’], буквами Чч.

а) характеристика звука

Чтобы звуком управлять, 
О нём всё точно надо знать.

Давайте сначала отгадаем загадки.

  • За стеклянной дверцей
    Бьется чье-то сердце
    Тик-так, тик-так.
    Тихо так, тихо так.
     (Часы).

Какой звук стоит в начале слова? Дайте характеристику нового звука.  

– Можно ли его спеть?

– Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?

– А теперь положим руку на горлышко, и еще раз произнесем звук Ч, что у нас с горлышком происходит? (оно молчит). ( Звук [ч’] глухой.)

– Давайте произнесем звук [ч’]

– Как произносится новый звук?  (Звук [ч’] мягкий звук.)

 Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)

ОЦЕНИВАНИЕ (фишки)

б) определение места звука в слове (карточки – схемы, фишки фронтальные, индивидуальные, предметные картинки):

чашка, бочка, грач, чулок, туча, ключ.

ОЦЕНИВАНИЕ (фишки)

в) знакомство с буквой (предметные картинки)  

На что похожа буква Ч? (на цифру 4)

 

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Показ буквы ч. Прописать в воздухе. Выложите букву Ч из палочек.

4.Зрительная гимнастика (зрительные дорожки)

5. Изучение нового материала

а) чтение слоговых таблиц. 

А                             А        

О          Ч                О

У                             У  

И                            И

б) составление слов. Звуко – буквенный анализ слов.

Игра «Буква потерялась»  (предметные картинки, работа с разрезной азбукой)

                          

  • Я весь из железа, я в щелку залезу.

 Ты в дом ни за что не войдешь без меня.

 КЛЮ…  (1, 2 группа –  самостоятельно составляет слово с комментированием,

                   3 группа – с опорой на образец добавляет пропущенную букву)

Объяснение многозначности значения слов (предметные картинки)

Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой
И обычный ключ дверной.

  • Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.

  МЯ…   (1, 2 группа –  самостоятельно составляет слово с комментированием,

                   3 группа – с опорой на образец добавляет пропущенную букву)

ОЦЕНИВАНИЕ (фишки)

в) преобразование слов, путем замены букв, проведение звуко- буквенного анализа слов   (предметные картинки)

Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг.

ГРАЧ  

Лечит от болезней. 

  ВРАЧ

  • Сколько слогов в этом слове?
  • Как узнать, сколько слогов в слове?
  • Назовите гласный звук.
  • Сколько согласных звуков в слове?
  • Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).

ОЦЕНИВАНИЕ (фишки)

г) составление слов из слогов, преобразование слов, путем добавления букв.

 Игра “Скажи ласково” (работа со слоговыми карточками)

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] – он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.

РЕ    КА           РЕЧКА

РУ    КА             РУЧКА

           

д) дополнение слогов до целого слова.

ЧА…

Не  сердятся, а усами ворочают,

Не  молчат, а слова не скажут,

Идут, а с места не сдвинутся.  (часы)

ОЦЕНИВАНИЕ (фишки)

 6. Физкультминутка.

Часы.

Тик – так, тик – так-

Все часы идут вот так:  тик – так.

(наклоняем голову то к одному, то к другому плечу)

Смотри  скорей, который час:

Тик – так, Тик – так, тик – так.

(раскачиваемся в такт маятника)

Налево – раз, направо –два.

Мы  тоже  можем  так.

Ноги  вместе, руки  на  поясе.

(На счет  «раз» голову наклоните к правому  плечу, потом – к левому, как часики.)

Тик – так, тик – так.

 

7.  Закрепление изученного. Упражнения в чтении слов, предложений с буквой «ч». Развитие связной речи.

Работа по учебнику.

а) составление предложений с опорой на вопросы, предметные  картинки, схемы предложений.

Миша заболел. У него врач.  (3 группа составляет схему предложений)

ОЦЕНИВАНИЕ (фишки)

б) чтение текста   (3 группа составляет слова с опорой на картинки и образец )

Беседа по картинке.  

Первичное чтение текста учителем.

 Ответы на вопросы.

Самостоятельное чтение.

Пересказ с опорой на картинки.

ОЦЕНИВАНИЕ (фишки)

8. Игра «Отвечай быстро»

Дидактическая задача. Развивать умение классифицировать предметы по описанию, быстро и правильно подбирать  нужные слова.

Дети встают в круг. Они должны поймать мяч и ответить на вопрос учителя.

- Лечит детей.

- Круглый, резиновый, прыгает, скачет.

- Открывает замок.

- Показывают время.

- Слово со звуком «ч».

9.  Итог  урока. Рефлексия.

- Что нового мы сегодня узнали на уроке? С  какими буквами и звуком мы познакомились?

 Вывод: [ч,] –согласный, глухой, всегда мягкий.

- Какие задания понравились?

-Что было трудным?

 -Что было самым интересным?

 - Кто доволен, что отвечал на уроке?

 -Кто считает, что мог постараться лучше?

Выставление отметок за урок с комментированием.

- Покажите карточку, какое настроение сейчас у вас.

Комментирование домашнего задания.

Букварь, с.120. 1,2 группа – читать, пересказывать текст.

                         3 группа – составлять слова из разрезной азбуки с  

                                            опорой на картинки и текст

Прощаться нам пришла пора…

И  Букварь закрыть пора!

С ним узнали много слов

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их,

Не зря урок потрачен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...