Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса начальная школа XXI века
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему
В рабочей программе содержится:
пояснительная записка, общая характеристика предмета, место предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты изучения, содержание предмета, КТП (с пунктом "характеристика деятельности обучающегося"), материально-техническое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_l.chtenie_2_klass.docx | 62.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федеральных государственных стандартов второго поколения, авторской программы Ефросининой Л.А. к УМК «Начальная школа ХХI века» под редакцией Виноградовой Н.Ф., утвержденным Министерством образования и науки РФ. Программа рассматривает литературное чтение в качестве средства формирования ребенка как грамотного читателя. Развитие читательских способностей предполагает формирование такой деятельности, когда ребенок способен воспринимать текст, понимать читаемое, воссоздавать в своем воображении прочитанное, воспроизводить текст. Следующее условие — овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. А также освоение культуры речи путем участия детей в разнообразной деятельности — чтение, говорение, письмо.
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: дать представление о мире литературы, читательских умениях, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.
При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера :
простейшими сведениями об авторе — писателе,
о теме читаемого произведения,
о жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка).
дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Курс литературного чтения нацелен на овладение основными видами речевой деятельности: слушание, чтение, говорение (устная литературная речь) и письмо (письменная литературная речь). Каждый ученик должен научиться:
воспринимать текст произведения;
слушать и слышать художественное слово;
уметь читать вслух и молча;
понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение);
воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);
уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Курс направлен на достижение следующих практических целей:
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать точку зрения читателя;
постоянно работать над овладением каждым учеником умениями читать вслух, молча, выразительно, а также основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения,
учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления и понятия в процессе изучения литературного произведения;
расширять и обогащать от класса к классу круг чтения учащихся,
создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует оющему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам.
Раздел "Виды речевой деятельности" включает следующие содержательные линии: аудирование, чтение, говорение, письмо.
Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь.
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударения.
Говорение на основе разных видов текста определяет спецефические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета.
Письмо предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи: текста-повествования, текста-описания. Текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений, написание отзыва.
Раздел "Виды читательской деятельности" включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста, воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярных текстах; выделять главную мысль текста.
Программа предусматривает знакомство ребенка с книгой как источником различного вида информации и формировании библиографических умений: ориентироваться в книге по ее элементам, знакомиться с разными видами и типами книг.
В разделе "Круг детского чтения" реализуется принцип отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности.
Раздел "Литературоведческая пропедевтика" содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел "Творческая деятельность учащихся" является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В Федеральном компоненте государственного стандарта литературное образование обозначено как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования младшего школьника. На его изучение отведено 444 часа. В 1 классе 36 ч (4 ч в неделю ), во 2,3,4 классах по 136 ч ( 4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе ). В авторскую программу внесены изменения согласно учебному плану.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, формирующим основы интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их способностей овладевать русским языком, родной речью и умением пользоваться литературной речью. Успешность обучения младших школьников литературному чтению, а также формирование личностных, предметных и метапредметных умений в курсе литературного чтения обеспечивают возможность изучения других предметов в начальной школе и успешность обучения в основной школе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения являются:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения являются:
- освоение приемов поиска нужной информации;
- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
- овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения являются:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
- умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны достигнуть следующие результаты:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
· правильно читать текст целыми словами; темп чтения вслух не менее 55- 60 слов в минуту;
· читать молча ( про себя) небольшие тексты под контролем учителя;
· читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
· отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведениях, героях и их поступках;
· определять тему, жанр, авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно- символическое моделирование;
· понимать и объяснять нравственное содержание с нравственными нормами;
· находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
· пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладеть алгоритмом подготовки пересказов;
· группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
· понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать свое мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;
· пользоваться умением читать молча ( про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу ( теме);
· пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения в зависимости от цели чтения;
· читать доступные периодические издания ( детские журналы) и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел: «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
· различать стихотворный и прозаический тексты;
· определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенный признак;
· различать пословицы и загадки по темам;
· использовать в речи литературоведческого понятия ( сказка, рассказ, стихотворения, герой произведения).
Ученик может научиться:
· осознавать нравственные и этические ценности произведения;
· выражать свою точку зрения о произведениях, героях и их поступках;
· находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.
Раздел «Творческая деятельность учащихся»
Ученик научится:
· понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;
· инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
· моделировать «живые картинки» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
· рассказать сказки с присказками;
· создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.
Ученик может научиться:
· делать иллюстрацию к изученным произведениям;
· иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
· выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях»,»Сказки о животных»;
· инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.
Раздел :«Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
· находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;
· определять тему и главную мысль текста;
· работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц и моделей для характеристики произведения, книги, героев;
· дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
· самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
· сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;
· высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание).Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, к их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение.Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя4 определение основной мысли произведения при помощи учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Универсально учебные действия (УУД):
· воспринимать прослушанное или прочитанное произведение;
· читать самостоятельно небольшие произведения и детские книги объемом 102 страницы;
· овладевать умениями читать вслух, молча, выразительно;
· понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
· воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально- этические ценности и идеалы ( на примерах поступков героев литературных произведений, входящих в круг чтения второклассников);
· понимать учебную задачу, определять способы ее решения;
· анализировать тексты произведений разных жанров ( определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план);
· определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
· выделять положительных и отрицательных героев, сравнивать героев произведений;
· отвечать на вопросы ( по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие дать оценку событиям и поступкам героев, требующие от обучающегося поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений);
· формулировать высказывание (о произведении, о героях);
· планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей ( выразительное чтение, чтение наизусть и по ролям, подробный пересказ) и контролировать этапы выполнения задачи;
· использовать знаково- символическое моделирование для решения читательских задач ( определение темы, жанра и авторской принадлежности произведения и книги);
· группировать книги по темам, жанрам, авторской принадлежности;
· объяснять значение слов, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значение слова;
· сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;
· составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели ( на примере моделирования обложки к произведению).
Круг чтения
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей- классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно- популярные произведения, сказка, рассказ, справочная детская литература, книги-справочники, словари.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.
Жанровое разнообразие.Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения ( фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Универсально учебные действия (УУД):
· усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия;
· группировать пословицы и загадки по темам и видам;
· характеризовать жанры и темы изучаемых произведений;
· использовать в речи литературоведческие понятия( жанр, тема, диалог, обращение, автор произведения, герой произведения).
Творческая деятельность учащихся
( на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения ( сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы ( «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», и т.д.). Подготовка и проведение уроков- утренников, уроков-игр.
Универсально учебные действия (УУД):
· понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения ( через выразительное чтение, творческий пересказ);
· читать выразительно по ролям, инсценировать небольшие произведения или отдельные эпизоды;
· создавать истории о героях произведений.
Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги ( титульный лист, аннотация, предисловие «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц ( имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
Универсально учебные действия (УУД):
· искать, находить и выделять нужную информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
· слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению, дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
· понимать информацию, данную в тексте, и на ее основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Межпредметные связи:
· с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини- текстов ( рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
· С уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
· С уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений ( народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
· С уроками технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, легоконструкци к изученным произведениям).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Дата | Дата | Наименование разделов и тем | Характеристика деятельности уч-ся | |
1 | 1.09 | Произведения о Родине. Ф.Савинов«Родина» | Развитие навыка чтения. Закрепление литературоведческого понятия Понятие «рифма» | ||
2 | 2.09 | Стихи о Родине. И. Никитин «Русь» | Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение | ||
3 | 3.09 | Рассказы о Родине. С.Романовский «Русь» | Чтение «про себя». Определение эмоционального состояния героев. Объяснение учителя | ||
4 | 4.09 | Произведения о Родине. С.Романовский «Слово о Русской земле» | Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр | ||
5 | 8.09 | Стихи современных поэтов о Родине. С.Прокофьев «Родина». Дополнительное чтение: Н.Рубцова «Россия, Русь – куда я ни взгляну…» | Упражнение в чтении вслух, про себя, выразительно. Определение тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к стихам о Родине | ||
6 | 9.09 | Произведения фольклора. Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки | Сравнение и отличия произведений малых фольклорных форм | ||
7 | 10.09 | Былина «Как Илья из Мурома богатырём стал» | Формирование читательских умений | ||
8 | 11.09 | Былина «Три поездки Ильи Муромца» | Обогащение словаря, формирование навыков чтения | ||
9 | 15.09 | Произведения устного народного творчества. Шутка, считалка, потешка, пословицы. Дополнительное чтение: песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы, поговорки, загадки | Закрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений | ||
10 | 16.09 | Проверь себя (комплексная разноуровневая проверочная работа) Книжная полка. | Определение уровня начитанности учащихся, умения работать с произведением | ||
11 | 17.09 | Стихи о детях. А.Барто «Катя». Дополнительное чтение: Б. Заходер «Перемена» | Развитие устных читательских навыков, умения выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения | ||
12 | 18.09 | Произведения С. Баруздина о детях. «Стихи о человеке и его словах», А.Рубцов ""Ступенька" | Развитие восприятия художественного произведения. | ||
13 | 22.09 | С. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело» | Работа с книгой; усвоение литературных понятий. Нравственное воспитание | ||
14 | 23.09 | Произведения о детях. Е. Пермяк «Смородинка». Дополнительное чтение: С. Михалков «Прогулка» |
| ||
15 | 24.09 | Слушание произведений о детях. Н.Носов «Заплатка". Д/ч Н.Носов "На горке", П.Воронько "Мальчик Помогай" | Развитие восприятия художественного произведения, речевых умений, нравственно-эстетическое воспитание | ||
16 | 25.09 | Г.Сапгир «Рабочие руки». Скороговорки. Д/Ч Нанайская сказка "Айога" | Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности | ||
17 | 29.09 | И.Крылов "Лебедь, Щука и Рак". Л.Толстой "Страшный зверь" | Развитие восприятия художественного произведения, умения пересказывать текст по картинному плану | ||
18 | 30.09 | М. Зощенко «Самое главное». Д/ч Я.Аким "Жадина" | |||
19 | 1.10 | В. Сутеев «Кто лучше?». Дополнительное чтение: Л. Осеев «Волшебная иголочка» | Развитие навыка чтения по ролям | ||
20 | 2.10 | Произведения о детях. А. Митта «Шар в окошке». Е. Пермяк «Две пословицы». Дополнительное чтение: В. Берестов «Прощание с другом» | Развитие навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст | ||
21 | 6.10 | Л.Пантелеев. "Две лягушки". Д/ч В.Катаев "Цветик-семицветик" | |||
22 | 7.10 | В. Беспальков «Совушка». Книжная полка. | Развитие навыка чтения, формирование читательских умений, нравственное воспитание | ||
23 | 8.10 | В. Сутеев «Снежный зайчик». | Развитие умений восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских навыков | ||
24 | 9.10 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему, объяснять заголовок, пересказывать), нравственное воспитание
| ||
25 | 13.10 | Русская нар.сказка "Царевна-лягушка" | |||
26 | 14.10 | Братья Гримм «Маленькие человечки». Дополнительное чтение: Братья Гримм «Три брата» | |||
27 | 15.10 | Автоские сказки. Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» Д/ч "Принцесса на горошине" Х-К.Андерсен | Развитие восприятия худо- жественного произведения, творческой деятельности, читательских умений | ||
28 | 16.10 | Братья Гримм «Семеро храбрецов» Д/ч "Серая звездочка" | Развитие навыков чтения, читатель- ских умений (объяснять заго- ловок, характеризовать героев, подбирать пословицы)
| ||
29 | 20.10 | Проверь себя. Книжная полка | |||
30 | 21.10 | Произведения о родине природе. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Г. Скребицкий «Осень». Дополнительное чтение: М. Пришвин «Осеннее утро» | Проверка уровня начитанности учащихся, знания авторов и героев их произведений | ||
31 | 22.10 | Произведения о родине природе. Э. Шим «Белка и ворон», Е.Трутнева «Осень» | Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность
| ||
32 | 23.10 | А. Сладков «Эхо». Дополнительное чтение: А. Твардовский «Начало осени» | |||
33 | 27.10 | Загадки. Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…». М. Пришвин «Недосмотренные грибы» | Развитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи
| ||
34 | 28.10 | Э. Шим «Храбрый опёнок». Дополнительное чтение: А. Майков «Осень» К.Бальмонт "Осень" | |||
35 | 29.10 | Проверь себя. Книжная полка. | |||
36 | 30.10 | З. Александрова «Зима». Д/ч К.Ушинский "Проказы старухи-зимы". | Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности | ||
37 | 10.11 | С. Иванов «Каким бывает снег». Дополнительное чтение: С. Есенин «Пороша» | Развитие навыков чтения, читательских умений (опре- делять тему, жанр, свое от- ношение к про- читанному)
| ||
38 | 11.11 | Рассказы о зиме. И. Соколов-Микитов «Зима в лесу» | |||
39 | 12.11 | Э. Шим «Всем вам крышка. К. Ушинский «Мороз не страшен» | Развитие навыков чтения, читательских умений | ||
40 | 13.11 | . Русская сказка «Дети Деда Мороза». Дополнительное чтение: немецкая сказка «Бабушка Метелица» | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение) | ||
41 | 17.11 | М. Пришвин «Деревья в лесу». Д/ч Е.Пермяк "Четыре брата" |
| ||
42 | 18.11 | Стихи русских поэтов. И. Суриков «Детство» | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение) | ||
43 | 19.11 | Литературные сказки. В. Даль «Девочка Снегурочка». | Развитие навыков творческой деятельности | ||
44 | 20.11 | Литературные сказки. В. Даль «Девочка Снегурочка» | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение и автора) | ||
45 | 24.11 | Сказки народные. Русская народная сказка «Снегурочка» | Развитие навыков чтения, читательских умений | ||
46 | 25.11 | Сказки народные. Русская народная сказка «Снегурочка». Д/ч "Журавлиные перья" японская нар.сказка. | Развитие навыков чтения, читательских умений (оп- ределять тему, жанр) | ||
47 | 26.11 | Стихи русских поэтов. Н. Некрасов «Саша». Дополнительное чтение: В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза» |
| ||
48 | 27.11 | Стихи русских поэтов. Н. Некрасов «Саша». Дополнительное чтение: В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза» | Развитие речи учащихся, умения составлять текст по теме | ||
49 | 1.12 | Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует» | |||
50 | 2.12 | И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу». И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?» |
| ||
51 | 3.12 | В.Одоевский "Мороз Иванович" | Развитие навыков чтения, читательских умений, слушания произведения
| ||
52 | 4.12 | Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича» | |||
53 | 8.12 | Комплексная работа. | Развитие навыков чтения, читательских умений, слушания произведения | ||
54 | 9.12 | Анализ работы | |||
55 | 10.12 | С. Михалков «В снегу стояла ёлочка» | Развитие речи учащихся | ||
56 | 11.12 | Х-К Андерсен "Ель". Книги Х-К.Андерсена | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений
| ||
57 | 15.12 | А. Гайдар «Ёлка в тайге» | |||
58 | 16.12 | . С. Маршак «Декабрь». Книги С. Маршака | |||
59 | 17.12 | С.Городецкий "Новогодние приметы" | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | ||
60 | 18.12 | Проверь себя. | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | ||
61 | 22.12 | Урок-конкурс. Стихи о природе. Книжная полка. | Проверка техники чтения | ||
62 | 23.12 | Библиотечный урок. "Книги о Новом годе для детей" | Развитие речи учащихся, умения работать с произведениями, определение уровня начитанности | ||
63 | 24.12 | Урок-утренник "Здравствуй, праздник новогодний!" | Сформированность учебной и читательской деятельности | ||
64 | 25.12 | Народная песня «Бурёнушка»В. Жуковский «Птичка». Д/ч К.Коровин "Баран, заяц и еж" | Развитие читательского интереса | ||
65 | 29.12 | К. Ушинский «Кот Васька». Е. Благинина «Голоса леса». Произведения фольклора (считалки, загадки). Д/ч М.Пришвин "Как поссорились кошка с собакой" | Развитие навыков чтения, читательских умений | ||
66 | 30.12 | М. Пришвин «Старый гриб». Д/ч :Н. Рубцов «Про зайца» | |||
67 | 12.01 | К. Ушинский «Лиса Патрикеевна П. Комаров «Оленёнок». Дополнительное чтениеЕ.Чарушин "Перепелка" | Развитие восприятия художественного произведения, чита- тельских умений | ||
68 | 13.01 | В. Бианки «Ёж спаситель». Дополнительное чтение: М. Пришвин «Журка» | Развитие навыков чтения, читательских умений | ||
69 | 14.01 | М. Дудин «Тары-бары…». Дополнительное чтение: В. Бианки «Хвосты» | Развитие навыков чтения, читательских умений | ||
70 | 15.01 | К. Ушинский «Плутишка кот». Дополнительное чтение:К. Паустовский «Барсучий нос» | Развитие восприятия художествен- ногопроизве- дения, выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения
| ||
71 | 19.01 | Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение: африканские сказки «О том, как лиса обманула гиену» | |||
72 | 20.01 | Русская народная сказка «Зимовье зверей». Д/ч Ненецкая нар.сказка "Белый медведь и бурый медведь" | Развитие восприятия художествен- ногопроизве- дения, умение работать с книгой | ||
73 | 21.01 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» Дополнительное чтение: Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка» | Развитие навыков чтения, читательских умений | ||
74 | 22.01 | Русская народная сказка «Белые пёрышки» | Развитие навыков чтения, читательских умений | ||
75 | 26.01 | Книжная полка. Проверь себя. | Работа по зада- ниям в тетради. Развитие чита- тельских умений | ||
76 | 27.01 | Украинская сказка «Колосок». Дополнительное чтение: французская сказка «Волк, улитка и осы» | Развитие навыков чтения, читательских умений. Работа с текстом | ||
77 | 28.01 | Украинская сказка «Колосок». Дополнительное чтение: французская сказка «Волк, улитка и осы» | |||
78 | 29.01 | Английская сказка«Как Джек ходил счастье искать» |
| ||
79 | 2.02 | Английская сказка«Как Джек ходил счастье искать» | Развитие навыков чтения, Чита- тельских умений. | ||
80 | 3.02 | Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» | Развитие читательских навыков. Работа с текстом | ||
81 | 4.02 | Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг» | |||
82 | 5.02 | Братья Гримм «Бременские музыканты» |
| ||
83 | 9.02 | Братья Гримм «Бременские музыканты» | Развитие навыков чтения и читательских умений; развитие речи учащихся | ||
84 | 10.02 | Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» |
| ||
85 | 11.02 | Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» | Развитие навыков чтения и читательских умений; развитие речи учащихся | ||
86 | 12.02 | Зарубежные сказки. Повторение. | |||
87 | 16.02 | Библиотечный урок. Дорогами сказок. Книжная полка. |
| ||
88 | 17.02 | Проверь себя. | Развитие восприятия художественного произведения, читатель- ских умений, развитие речи учащихся
| ||
89 | 18.02 | Л. Толстой «Лучше всех» | |||
90 | 19.02 | Пословицы. Народная песня "Колыбельная" | Определение уровня начитанности, читательских умений | ||
91 | 24.02 | М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…». | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей | ||
92 | 25.02 | Е. Пермяк «Случай с кошельком». А. Аксаков «Моя сестра» | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей | ||
93 | 26.02 | Л. Осеева «Сыновья». Пословицы. | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей | ||
94 | 2.03 | , А. Майков «Колыбельная песня». Пословица. | Развитие навыков чтения и читательских умений | ||
95 | 3.03 | Л. Толстой «Отец и сыновья», Дополнительное чтение: И. Панькин «Легенда о матерях» | Развитие навыков чтения и читательских умений | ||
96 | 4.03 | А. Плещеев «Дедушка». Л. Воронкова «Катин подарок», | Развитие навыков чтения и читательских умений | ||
97 | 5.03 | Ю. Коринец «Март» А. Плещеев «Песня матери». | Развитие навыков чтения и читательских умений | ||
98 | 10.03 | . Татарская сказка «Три сестры». Д/ч Русская нар.сказка "Белая уточка" | Развитие навыков чтения и читательских умений | ||
99 | 11.03 | С. Михалков«А что у вас?» | Развитие навыков чтения и читательских умений | ||
100 | 12.03 | В. Солоухин «Деревья». Д/Ч Б.Заходер "Сморчки" | Развитие навыков чтения и творческих способностей | ||
101 | 16.03 | С.Михалков "Быль для детей" | Определение и проверка уровня начитанности, читательских умений; форми- рование основ читательской самостоятельности | ||
102 | 17.03 | С.Баруздин "Салют". Л/С. К.Курашкевич"Бессмертие" | Определение и проверка уровня начитанности, читательских умений; форми- рование основ читательской самостоятельности | ||
103 | 18.03 | Проверь себя | Определение и проверка уровня начитанности, читательских умений; форми- рование основ читательской самостоятельности | ||
104 | 19.03 | Народная песня «Весна, весна красная!..». А.Ахматова "Перед весной бывают дни такие"... | |||
105 | 30.03 | А. Чехов «Весной» | Развитие навы- ков чтения и творческих спо- собностей. Работа над восприятием художественного произведения | ||
106 | 31.03 | А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» Г. Скребицкий «Весна-художник» | Развитие навы- ков чтения и творческих спо- собностей. Работа над восприятием художественного произведения | ||
107 | 1.04 | М. Сладков «Снег и Ветер». Дополнительное чтение: М. Сладков из цикла «Лесные шорохи» | Развитие навы- ков чтения и творческих спо- собностей. Работа над восприятием художественного произведения | ||
108 | 2.04 | . С. Маршак «Весенняя песенка». . Э. Шим «Чем пахнет весна» | Развитие навы- ков чтения и творческих спо- собностей. Работа над восприятием художественного произведения | ||
109 | 6.04 | Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». Дополнительное чтение: В. Маяковский «Тучкины штучки» | Развитие навыков чтения и читательских умений | ||
110 | 7.04 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится». Д/ч М.Пришвин"Лесная капель" | Развитие навыков чтения и читательских умений | ||
111 | 8.04 | . А. Куприн «Скворцы», Н. Сладков «Скворец-молодец» | Развитие навыков чтения и читательских умений | ||
112 | 9.04 | Н. Сладков «Апрельские шутки» Д/ч Н.Сладков "Весенний разговор" | Развитие вос- приятия худо- жественного произведения, навыков чтения | ||
113 | 13.04 | А. Барто «Апрель». Д/ч Н.Сладков "Ивовый пир" | Развитие вос- приятия худо- жественного произведения, навыков чтения | ||
114 | 14.04 | Г. Скребицкий «Жаворонок». Дополнительное чтение: П.Воронько "Журавли" | Словарная работа | ||
115 | 15.04 | Фольклор: песенка, закличка, загадка | Заклички-веснянки | ||
116 | 16.04 | Заклички, загадки | Рифмы | ||
117 | 20.04 | В. Жуковский «Жаворонок».Д/ч В.Бианки "Что увидел Жаворонок, когда вернулся на родину" | Рифмы | ||
118 | 21.04 | О. Высоцкая «Одуванчик», М. Пришвин «Золотой луг» | Сравнение произведений | ||
119 | 22.04 | П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Дополнительное чтение: Э. Шим «Муравейник» | Чтение по ролям | ||
120 | 23.04 | Н. Сладков «Весенний гам», А. Барто «Воробей». | Проверка внимания (не существующий ответ на вопрос в тексте) | ||
121 | 27.04 | М. Пришвин «Ребята и утята» | Развитие навыков чтения и читательских умений (ком- ментированноесодержание) | ||
122 | 28.04 | Сказки в стихах.Б. Заходер «Птичья школа».Д/ч М.Горький "Ворбьишко" | Развитие навы- ков чтения и читательских умений(комментированное содержание) | ||
123 | 29.04 | . К. Ушинский «Утренние лучи». Д/ч Р.Сеф. "Чудо" | Развитие навыков чтения и читательских умений (выразительное чтение) | ||
124 | 30.04 | Комплексная контрольная работа | Развитие навы- ков чтения и читательских умений(комментированное содержание) | ||
125 | 4.05 | Анализ комплексной работы | Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения | ||
126 | 5.05 | Библиотечный урок. Книги о родной природе. | Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения | ||
127 | 6.05 | Проверь себя | Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения | ||
128 | 7.05 | русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное» | Определение уровня начитанности учащихся, читательских умений | ||
129 | 12.05 | Русская народная сказка «Хаврошечка». | Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев) | ||
130 | 13.05 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | ||
131 | 14.05 | Д/Ч Индийская нар.сказка "Золотая рыба" | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | ||
132 | 18.05 | Ш. Перро «Кот в сапогах». Дополнительное чтение: «Сказка о попе и работнике его Балде» | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | ||
133 | 19.05 | Ш. Перро «Кот в сапогах». Дополнительное чтение: «Сказка о попе и работнике его Балде» | Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев) | ||
134 | 20.05 | Обобщение по теме | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | ||
135 | 21.05 | Книжная полка. Дополнительное чтение: Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, моделирование обложки для книги | ||
136 | 25.05 | Проверь себя. | Определение уровня сформированности учебной читательской деятельности |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Составная часть комплекта учебников «Начальная школа XXI век» /под ред. Н.Ф. Виноградовой:
1. «Литературное чтение» 2 кл, ч. 1,2. Учебник, авт. Ефросинина Л.А. – М.: Вентана – Граф, 2012.
2. «Литературное чтение». Рабочая тетрадь, ч. 1,2, 2 кл., авт. Ефросинина Л.А. – М.: Вентана – Граф, 2014.
3. Ефросинина Л.А. Хрестоматия по литературному чтению для 2 кл. – М.: Вентана – Граф, 2012.
4. Ефросинина Л.А. «Литературное чтение во 2 кл.». Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана – Граф, 2012.
5. Серия таблиц «Литературное чтение в 2 классе» (Автор Л.А.Ефросинина) – М.: Вентана – Граф, 2009.
6. Ефросинина. Л. А. Методическое пособие. Оценка знаний по литературному чтению в двух частях. – М.: Вентана – Граф, 2012.
7. Ефросинина. Л.А. Словарь – справочник по литературному чтению «Книгочей». – М.: Вентана – Граф, 2013.
8. Литературное чтение: программа 1-4 класс/ Ефросинина Л.А.– 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009.
Цифровые образовательные ресурсы:
Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM)
Оборудование:
Учебные столы.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).
Компьютер.
Дидактические материалы:
демонстрационные таблицы
комплект фишек;
предметные картинки; раздаточный материал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению (2 класс) "Начальная школа 21 века"
тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"....
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по литературному чтению к УМК "Начальная школа XXI века" к учебникам "Литературное чтение" и "Учебная хрестоматия. Литературное чтение" Л.Ф.Ефросининой 2010 года с указанием основных...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. "Начальная школа 21 века"
Программа составлена по УМК "Начальная школа XXI века" и содержит календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе федерального государственного стандарта начального образования, примерной программы ...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс начальная школа 21 века ( ФГОС)
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Л.А. Ефросининой «Литературное...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс «Начальная школа 21 века».
Рабочая программа учителя по курсу литературное чтение для учащихся 3-го класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс "Начальная школа XXI века"
Преподавание литературного чтения в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века».Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством обра...