Конспект урока обучение грамоте "Буква О"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Документы, вложенные в данный файл
заверяю: _____________ /Ляхова Л.С./,
/директор МАОУ СОШ №11/
Перечень документов, вложенных в данный файл:
Справка Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звук [о]. Буква Оо».
Справка
Дана Ужеговой Наталье Ивановне , учителю начальных классов МАОУ СОШ № 11, в том, что она действительно составила конспект урока, презентацию к уроку и провела его в 1 классе в 2013 году.
Директор МАОУ СОШ № 11: Л.С.Ляхова
Комитет по вопросам образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Урок обучения грамоте в 1 классе
по теме «Звук [о]. Буква Оо».
Программа «Планета знаний»
Подготовила:
учитель начальных классов
высшей категории
МАОУ СОШ №11
Ужегова Наталья Ивановна
г. Березники, 2013г.
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Программа «Планета знаний»
Тема урока: Звук (о). Буква Оо
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с гласным звуком [о] и буквами О и о, обозначающими этот звук на письме.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с буквой О,о и звуком [ о].
2.Практиковать в умении находить читать слоги слова, предложения с новой буквой.
3. Закреплять фонетические навыки, через составление, анализ звуковых схем.
4. Познакомить с написанием строчной письменной и печатной буквой О.
5.Отрабатывать навыки письма с другими буквами и соединения с ними.
6. Расширять кругозор учащихся через различные средства и источники информации.
7. Воспитывать уважение к чужому мнению.
8.Учить сопереживанию и отзывчивости.
Планируемый результат:
Предметные результаты:
- вспомнить какие буквы относятся к гласным, согласным
- повторить, чем отличается гласный звук от согласного
- прокомментировать обозначение звуков в схеме
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные – согласные, ударный -безударный)
- обозначать слово схемой.
- делить слово на слоги, ставить ударение
- чтение слов и предложений
- составлять схему слова,
- читать схему предложения
- определять количество букв и звуков в слове
-определять направление движения при письме различных письменных элементов
-овладевать разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы
-ориентироваться на странице прописи и на строке прописи
-овладевать начертанием письменных букв
-писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм.
Метапредметные результаты:
познавательные
- умение отличать новое от уже известного
- умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
– умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в условных обозначениях)
–умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
- умение учиться находить нужную страницу, иллюстрацию
регулятивные
- умение высказывать своё предположение (версию)
– умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
– умение учиться работать по предложенному учителем плану
– умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
- умение проговаривать последовательность действий на уроке;
– умение учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
коммуникативные
- умение оформлять устную речь
- умение слушать и понимать речь одноклассников и учителя
– умение оформлять свои мысли в устной речи
- умение работать в группах и самостоятельно с источниками информации
Личностные:
– умение осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности | - Наше путешествие по необычному городу Алфавитинску. Чем необычен этот город? (слайд1) | -В этом городе живут буквы. | Предметные: - вспомнить какие буквы относятся к гласным, согласным - повторить чем отличается гласный звук от согласного - прокомментировать обозначение звуков в схеме Метапредметные познавательные - умение отличать новое от уже известного - умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; регулятивные - умение высказывать своё предположение (версию) коммуникативные - умение оформлять устную речь - умение слушать и понимать речь одноклассников и учителя |
У каких жителей – букв мы уже побывали в гостях ? (слайд 1-включаю огоньки в окошках) | - Мы побывали у буквы О,У,Н,М. Огоньки у них разные. О,У – гласные – огоньки красные Н,М – согласные – огоньки синие и зеленые | ||
Почему же в окошках М,Н огоньки зеленые и синие? | -Эти буквы могут обозначать мягкие и твердые согласные звуки. | ||
Нам пришло ещё одно приглашение. (слайд 2) | -Это обложка книги «Винни Пух и все-все-все» | ||
Герой этой сказки тоже заглянул в домик на «огонёк» в домик с буквами. Кто это? (иллюстрация Ослика Иа)? | - Ослик Иа. | ||
Молодцы. Написал эту сказку А.Милн. Перевел на русский язык Борис Заходер. К какой букве мы пришли в гости. | К букве О. | ||
Актуализация знаний и постановка проблемы | О чем пойдет речь на уроке? | Будем говорить о букве О. | Метапредметные Регулятивные – умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя |
Построение проекта выхода из проблемной ситуации | Что можно рассказать о букве? | -Как она произносится? -Какой звук она обозначает? -Как обозначается в звуковой схеме? -Найдем её в словах, слогах. и предложения с буквой О. -Будем печатать и писать письменную о. | Метапредметные Регулятивные - умение проговаривать последовательность действий на уроке; – умение учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – умение учиться работать по предложенному учителем плану |
Что поможет нам в решении этих вопросов? | Букварь, рабочая тетрадь по Букварю, пропись, схемы. | ||
Реализация проекта | А наш Ослик загрустил. Прочитаем, что произошло у Ослика? | Ослик Иа был с утра удручен. Скажем вернее, он был огорчен. И огорченье его неспроста Он обнаружил, что нету хвоста. | Личностные: – умение осознавать роль языка и речи в жизни людей; – умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметные Регулятивные – умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника - умение адекватно воспринимать звучащую речь - умение понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании -умение отличать верно выполненное задание от неверного Познавательные – умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в условных обозначениях) –умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя - умение учиться находить нужную страницу, иллюстрацию Коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной речи - умение слушать и понимать речь других - умение работать в группах и самостоятельно с источниками информации Предметные: - называть звуки, из которых состоит слово (гласные – согласные, ударный - безударный) - делить слово на слоги, ставить ударение - чтение слов и предложений - составлять схему слова, - читать схему текста. - обозначать слово схемой. - определять количество букв и звуков в слове -определять направление движения при письме различных письменных элементов -овладевать разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы -ориентироваться на странице прописи и на строке прописи -овладевать начертанием письменных букв -писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм. |
Как грустно! Как же нам поступить? | -Пусть он с нами букву изучает. | ||
Да, но у него ещё сегодня и День рождения. А вот и его друг Пятачок.(слайд 3) (Учитель читает отрывок) - Доброе утро, ИА! – крикнул Пятачок ещё издали. -Доброе утро, маленький Пятачок, - сказал ИА-ИА.- Если это утро доброе, добавил он, в чем я лично сомневаюсь. Но это неважно. -Поздравляю тебя с днем рождения, сказал Пятачок, подойдя тем временем поближе. ИА уставился на Пятачка. - Повтори-ка, повтори,- сказал он. - Поздравляю с днем рождения, повторил Пятачок. - Это ты мне? - Конечно, Иа-Иа. - Значит, у меня настоящий день рождения? - Конечно, Иа-Иа, и я принёс тебе подарок… Какой подарок принес Пятачок? | -Тогда пригласим друзей. -Лопнувший зеленый шарик? | ||
Ответ правильный или нет? | (Дети дают разные ответы. Страются выслушать мнение друг друга) | ||
Где найти точную информацию? | -Посмотреть мультфильм - Прочитать книгу. | ||
В каком источнике информация будет точная и почему? Кто первым создал это произведение и его героев писатель или мультипликаторы? | (Дети дают разные ответы. Страются выслушать мнение друг друга) - Книгу написал писатель. - Он рассказал об этих героях. -Значит, точно может рассказать только книга «Винни Пух и все-все-все». | ||
Информацию можно получить не только в сказке, но в загадках. К стати, они же новые гости у буквы О: Говорят, что я упрям, Что характер вздорный. Не упрямый я ,друзья, Просто непокорный. Глядят в него молодые рябинки, Цветные свои, примеряя косынки. Глядятся в него молодые берёзки, Свои перед ним поправляя прически. И месяц, и звезды- В нем все отражается … Как это зеркало называется? Над лесами, городами Над просторами полей Проплывают караваны Небывалых кораблей. Держат путь вокруг земли Эти чудо – корабли. Кто это? Что это? (слайд 4) Заглянем в Букварь на страницу 32. Рассмотрите иллюстрацию. | -Это Ослик. -Это Облако. -Это Озеро. | ||
Что объединяет все такие разные предметы? | Они все начинаются на О. | ||
Произнесем первый звук в этих словах. | О – о – о – о | ||
Что можете сказать об этом звуке? | - Он гласный, когда произносим во рту не встречается препятствий. - Обозначать в схеме будем красным квадратиком. | ||
Буква, которой обозначается звук [о], называется тоже буква О. Сравним печатную и письменную букву.(слайд5) | Они очень похожи. Только печатная прямая, а письменная наклонная. | ||
А есть ли необходимость учиться писать и печатать букву О. | Конечно. Нам нужно читать слова с буквой «о» – нужна печатная буква. Писать слова с буквой «о» - нужна письменная буква. | ||
(Работа в тетрадях) Напечатаем букву О. (Объяснение) | (Дети печатают букву в рабочих тетрадях) | ||
Рассмотрим письменную букву. (слайд 6) | (Письмо о) | ||
Читаем предложения с буквой «о» при помощи схемы и рисунков. | (Дети читают предложения по букварю и по слайду) (По второй схеме и рисункам дети предлагают несколько вариантов ) (слайд 7) | ||
О чем ещё может рассказать схема предложения? | Сколько слов в предложении, с какой интонацией надо читать. | ||
Сравните два предложения. | В первом 5 слов, во втором 4 слова. В первом точка, а во втором вопросительный знак. | ||
Назовите слова из одной буквы. | о, у | ||
Проведем эксперимент – прочитаем предложения без этих слов. | (Дети читают) | ||
Что можете сказать? | Не получается предложения, одни слова. | ||
Для чего нам эти слова? | Они связывают слова. | ||
Найдите односложные слова , значение которых вы можете объяснить и прочитайте. | (Дети читают односложные слова по букварю и по слайду) | ||
Найдите двусложные слова и прочитайте. (слайд 8) | (Дети читают двусложные слова по букварю и по слайду) | ||
Составим схемы слов он, она. Работать будем в парах. Один составит схему слова «он», а сосед – «она». Объяснять будете наоборот. Как нужно работать в парах, чтобы работа была успешной? | Выслушать мнение соседа. Не ссориться. Помочь, если сосед не может сделать или затрудняется. (Дети составляют схемы слов с комментированием у доски и на местах) | ||
Как определить односложное слово или двусложное? | Если в слове одна гласная буква – один слог, две гласные буквы – два слога. | ||
Проанализируйте схему. | В слове один слог, три звука. Два звука твердые согласные, один –гласный. | ||
Подберем к схеме слова. Поможет нам игра «Доскажи словечко». (Учитель читает стихи) Жил-был в речке под корягой Старый …(сом) Мы построили в деревне Новый…(дом) Мы зимой для бабы лепим Снежный…(ком) Лёд поможет расколоть Железный…(лом) С книжной полки взяли сказок Первый…(том) | (Дети договаривают слова, на экране появляются соответствующие предметы) | ||
Назовите слова, которые подходят к схеме. | Сом, дом, ком, лом. | ||
Что интересного заметили в произношении этих слов? | Они отличаются одним первым звуком. | ||
Какой вывод? | Изменится один звук, может измениться значение слова. | ||
Какое слово обидели? | Слово – гном. В нем 4 звука. | ||
Гномы примечательные человечки. (Информация о гномах) (слайд9) Сколько гостей собралось у буквы О. Теперь все вместе будем покорять вершины. Поднимаемся к вершинам и попускаемся к подножию – складываем слова. (слайд 10) | (Дети читают слова) | ||
Рефлексия учебной деятельности | (слайд 11) Как вы думаете уютно ли Ослику было с нами? | - Конечно. Было много друзей: Пятачок, гномы, озеро, облако. | Личностные: – понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметные познавательные - умение отличать новое от уже известного - умение делать выводы в результате совместной деятельности коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной речи - умение слушать и понимать речь других регулятивные – умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника - умение адекватно воспринимать звучащую речь - умение понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании -умение отличать верно выполненное задание от неверного |
А как в друзьях оказались облако и озеро? | - Эти слова тоже начинаются на букву О. | ||
Друзья собрались и буква О решила угостить их тортом в честь Дня рождения Ослика. Буква О раздает тортик, гости её благодарят – они рассказывают о букве "О". Давайте к ним присоединимся. | Узнали, что буква О – гласная, обозначается красным квадратиком в схеме. Её можно встретить в словах и предложениях. Есть слова из одной буквы , которые связывают слова в предложении. Точную информацию можно получить в книге, которую написал сам автор сказки. Слова друг от друга могут отличаться одним звуком и иметь разное значение. | ||
Вот сколько гостей у буквы О сегодня побывало. Мы с ними тоже подружились. Значит, что позволило сделать столько открытий? | Нам помогла дружба. | ||
Что такое дружба? | Это когда все друг другу помогают, поддерживают. | ||
Много лет назад у одних отважных людей – гвардейцев короля был девиз «Один за всех и все за одного». В наше время это уже пословица. (Слайд 12) Хорошо, если эта пословица станет девизом нашего класса. | |||
- Сегодня вы показали, что можете работать вместе и самостоятельно, слушать одноклассников, сопереживать и помогать героям урока и друг другу. Спасибо, мне было приятно с вами общаться. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте 1 класс
На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....
Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)
Конспект урока обучения грамоте с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР, CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...
Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...
План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа
ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте) и русс...
Конспект урока обучения чтению по УМК "Школа России". Тема урока "Звук й, Буквы Йй
В ходе урока дети определяют особенность буквы й (обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует; в русских словах буква й бывает только строчная); выполняют слого-звуко...
Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»
1. Обсудить тему «Век живи, век учись».2. Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3. Р...
Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».
Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний учащихся о звуках [в] и [в̓]...