В дорогу за сказками.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_turnir.doc | 52 КБ |
a.s._pushkin.ppt | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
А.С. Пушкин
В дорогу за сказками.
Литературный турнир.
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня в классе мы проводим литературный турнир по сказкам великого русского поэта А.С. Пушкина, которого любят и знают все: маленькие и взрослые. Вы вспомните то, что было уже знакомо вам, а может быть, узнаете что – то новое из предстоящего турнира. (Слайд 1).
Учащиеся рассказывают биографию А. С. Пушкина.
Ученик: Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт, прозаик, критик, драматург, публицист, основоположник новой русской литературы, реформатор русского литературного языка.
Ученица: Родился Пушкин 6 июня 1799 г. в Москве, в Немецкой слободе. Отец Пушкина принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать, урожденная Ганнибал, была внучкой А. П. Ганнибала — "арапа Петра Великого". (Слайд 2).
Ученик: Из домашнего обучения Пушкин вынес хорошее знание французского языка и любовь к чтению. Раннему развитию его литературных склонностей способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались известные писатели.
Ученица: В 1811 г. Пушкин поступил в Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки детей дворянского сословия.
Ученик: После окончания лицея в 1817 г. был определен на службу в Коллегию иностранных дел. К этому периоду относятся стихотворения Пушкина "К Чаадаеву", "Вольность", "Деревня", "На Аракчеева". Еще до окончания лицея Пушкин начал писать поэму "Руслан и Людмила", которую закончил в 1820 г. (Слайд 3-4).
Ученица: В мае 1817 г. Пушкин был сослан на юг России за то, что "наводнил Россию возмутительными стихами". Он едет в Екатеринослав, где знакомится с семьей Раевских, затем вместе с ними — на Кавказ, оттуда — в Крым и в сентябре — в Кишинев, где живет в доме генерала Инзова. Во время ссылки были написаны стихотворения "Кавказский пленник", "Узник", "Бахчисарайский фонтан", "Песнь о вещем Олеге" и многие другие стихотворения; начат роман в стихах "Евгений Онегин".
Ученик: В 1828 г. Пушкин сватается к Н. Гончаровой, первой красавице Москвы. Не получив определенного ответа от Гончаровой, Пушкин уехал на Кавказ, где написал стихотворения "Кавказ", "Обвал", "На холмах Грузии...".
Ученица: 18 февраля 1831 г. Пушкин обвенчался с Н. Гончаровой в Москве. Летом 1831 г. вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив.
Ученик: В конце 1835 Пушкин издал свой журнал "Современник", где собрались такие таланты как Жуковский, Тютчев, Гоголь, Баратынский, Вяземский, Кольцов. (Слайд 5).
Ученица: Зимой 1836 враги Пушкина из петербургской аристократии пустили в ход клевету на его жену, связывая ее имя с именем барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 8 февраля 1837 г. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. Похоронен Пушкин в пяти верстах от села Михайловское, на кладбище Святогорского монастыря.
Первый тур.
Ведущий: Задание обеим командам: Найти повторы в сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Время - 3 минуты.
Вопросы болельщикам:
- Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года.)
- Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет. ( Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!)
- Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля.)
- Откуда эти строки:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.»)
Ведущий: Команды готовы. Ответы предоставляются жюри.
Ведущий: Мы узнали результаты первого тура.
Второй тур.
Ведущий: Догадайтесь, о каких сказках идет речь.
Первый вопрос.
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Узнаете, кто это?
( Старуха из «Сакзки о рыбаке и рыбке».)
Второй вопрос.
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь….
О каком фрукте идет речь и из какой он сказки?
( Яблоко. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Третий вопрос.
Сказочные объявления.
Предлагаю свои услуги:
Работаю за семерых,
Могу: - запрягать лошадь,
- топить печи,
- закупать продукты на рынке,
- печь яйца, варить кашу,
- нянчить детей.
Узнаете кто это?
(Балда, «Сказка о попе и о работнике его Балде.)
Четвертый вопрос.
Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:
Соболя - 10 тыс. руб.
Черно-бурые лисицы - 5 тыс. руб.
Донские жеребцы - 20 тыс. руб.
Чистое серебро - 15 тыс. руб.
Злато - 30 тыс. руб.
И все это по доступным ценам! «Пальмира» ждет вас!
(«Сказка о царе Салтане…»)
Пятый вопрос.
Тем, кто интересуется жилплощадью!
Всего за 5 тысяч сдаю на лето свою горницу в аренду.
В горнице имеются:
- кругом лавки, крытые ковром,
- под святыми стол дубовый,
- печь с лежанкой изразцовой.
( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Шестой вопрос.
Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы; излечиваются такие заболевания, как:
- укусы правого и левого глаза
- волдыри на носу.
Начало занятий по мере образования групп.
(«Сказка о царе Салтане…»)
Ведущий: А теперь мы узнаем итоги второго тура. Слово предоставляется жюри.
Третий тур.
Ирга «Ромашка»
Вопросы записаны на лепестках цветка.
- Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон? ( Чудесный город. Белку с золотыми орехами. 33 богатыря с дядькой Черномором. Царевна согласилась стать его женой.)
- С каких слов начинается «Сказка о попе и о работнике его Балде»? (Жил – был поп, Толоконный лоб.)
- Каким было последнее желание старухи? (Быть владычицей морскою.)
- В кого поочередно хотела превратиться старуха? ( В столбовую дворянку, вольную царицу, владычицу морскую.)
- Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? ( Старик ловил рыбу, старуха пряла свою пряжу.)
- Чем потчевали старуху- царицу бояре да дворяне в царских палатах? ( Заморскими винами и печатными пряниками.)
- Изделие из золотых скорлупок, которые пускалось в ход по свету. ( Монета.)
- Кто верный сторож царя Дадона? (Петушок.)
- В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летел в царство Салтана? ( В комара, муху, шмеля.)
- С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? ( Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
Ведущий: А теперь жюри объявит результаты этого тура.
Четвертый тур.
Ведущий: Четвертый тур посвящен биографии великого писателя. Конкурс капитанов.
- Назовите дату и место рождения А.С. Пушкина. (Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве, в Немецкой слободе.)
- В каком году Пушкин поступил в Царскосельский лицей? (В 1811 г.)
- На какую службу был определен Пушкин после окончания лицея? ( В Коллегию иностранных дел.)
- Когда и на ком женился Пушкин? (18 февраля 1831 г. Пушкин обвенчался с Н. Гончаровой в Москве.)
- Когда Пушкин начал издавать свой журнал и как он назывался? (В конце 1835 Пушкин издал свой журнал "Современник").
- В каком году и при каких условиях умер поэт? (Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 8 февраля 1837 г. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался.)
Ведущий: Слово предоставляется жюри.
Ведущий: Слово предоставляется жюри.
Пятый тур.
Ведущий: Вопросы задаются одновременно двум командам, ответы записываются на листочках.
- Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? (Балда.)
- Злой, сварливый персонаж из «Сказки о рыбаке и рыбке». (Старуха.)
- Исполнитель песни «Во саду ли, в огороде». (Белка.)
- Место встречи попа с Балдой. (Базар.)
- Чем отравилась молодая царевна? (Яблоко.)
- Кличка собаки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (Соколко.)
- Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян.)
- Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». (Елисей).
Ведущий: А теперь жюри объявит результаты этого тура.
Ведущий: пока жюри подводит итоги литературного турнира, я предлагаю выяснить кто станет самым активным болельщиком.
Шестой тур.
Конкурс болельщиков.
- Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза.)
- С чем пришел невод? ( 1-й раз – с тиной, 2-й раз – с травою морскою, 3-й раз – с золотою рыбкой.)
- Сказочное существо, жившее в море-океане. (Золотая рыбка.)
- О каком времени года идет речь в начале «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (Зима.)
- Что приготовил царь-отец в приданое молодой царевне в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? ( 7 торговых городов да 140 теремов.)
- Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? ( Весть царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставить там на съедение волкам.)
- Чем угрожала злая царица Чернавке? (Рогаткой.)
- Сколько сказок написал А.С. Пушкин? (5 сказок.)
Ведущий: Слово предоставляется жюри, для подведения итогов литературного турнира.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час (театрализованное представление) "Безопасность на дороге в сказке и наяву".
Цель:1) закрепить в игровой форме знания о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, о безопасной дороге в школу;2) развивать познавательный интерес к правилам безопасности на дороге, воображени...
Внеклассное занятие с презентацией. Викторина "По дороге в сказку"
Презентацию к данной разработке можно найти на сайте фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/authors/276-714-941 Здесь ее поместить не возможно, так как размер ее превыша...
Литературная викторина «По дорогам к сказкам» 4 класс
В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знание сказок....
Конспект игры - путешествия « БЕЗОПАСНЫМИ ДОРОГАМИ К СКАЗКАМ».
Проблема безопасности детей на дорогах с каждым годом становится всё более актуальной. Количество машин увеличивается, мощность их двигателей растет, на дорогах появляется много водителей новичк...
Конспект речевого досуга «По дороге к сказке» (взаимодействие логопеда и воспитателя группы продленного дня)
Цель: содействие стремлению детей к преодолению нарушений в речи, развивать интерес к сказке.Коррекционные задачи: - расширять и активизировать словарный запас по теме «Сказочные герои...
Классный час: Литературная викторина «По дорогам к сказкам» 7 класс
Литературная викторина по знакомым сказкам, в виде игры и заданий....
Внеурочное занятие "По дороге к сказке"
Цель: Создание условий для развития творческой активности и артистических способностей учащихся....