И. С. Соколов-Микитов " Листопадничек" ( отрывок), бинарный урок (литературное чтение, музыка), 3 класс, программа" Школа России", соответствует ФГОС
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
И. С. Соколов- Микитов " Листопадничек" (отрывок). Бинарный урок (Литературное чтение, музыка).
3 класс.
Программа " Школа России", соответствует ФГОС,
Урок проведен с учащимися с ограниченными возможностями здоровья(7 вид).
Урок изучения нового материала.
Урок ориентирован на знакомство с творчеством И. С. Соколова-Микитов,. отрывком из произведения " Листопадничек".
Представленные задания в уроке направлены на развитие устной монологической и диалогической речи учащихся, развивают творческие способности детей, используя музыкальные навыки учащихся, развивают навык выразительного чтения.
Задания способствуют развитию познавательной активности детей, развитию умения выражать свои чувства, мысли, видеть авторскую позицию и понимать ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_binarnyy_urok_3_kl.doc | 94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема. И.С. Соколов-Микитов « Листопадничек».
Тип урока: урок изучения нового материала ( 1 урок)
Коррекционно-образовательные цели: познакомить учащихся с отрывком из произведения И.С. Соколова- Микитова « Листопадничек», ознакомить с жизнью и творчеством писателя; продолжить обучение выразительному чтению с выполнением различного рода заданий, совершенствуя навык самостоятельной работы; пополнять и активизировать словарный запас учащихся.
Коррекционно-развивающие цели: развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся; творческие способности детей( используя музыкальные навыки учащихся); мышление, внимание, познавательную активность; развивать умение выражать свои чувства, мысли, видеть авторскую позицию и понимать ее.
Коррекционно-воспитатаельные цели: прививать ответственное отношение к учению; любовь и интерес ко всему живому; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ее обитателям.
Оборудование:
- Литер. чт. Родная речь. Учебник для 3 кл. нач. шк.. В 2 ч. / 4-е изд. М.: Просвещение, 2008.- 223 с.: ил.( сост. Л. Ф. Климанова и др.).
- Портрет писателя И.С. Соколова-Микитова.
- Портрет композитора В.Г. Свиридова.
- Карточки с опорными словами и словосочетаниями.
- Индивидуальные карточки.
- Музыкальное сопровождение . Композиция «Осень» В.Г. Свиридова.
- Музыкальные инструменты.
- Видеоклип « Золотая осень».
( класс разделен на 2 группы)
- Организационный момент.
Психолог:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
И друг друга не задели.
- Чтобы работа у нас ладилась, у всех было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу, поздороваемся с гостями.
- «Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться : « Доброе утро!» И каждый становится добрым, доверчивым . Доброе утро длится до вечера.»
2. Объявление темы урока.
( Вводное слово учителя, звучат звуки природы).
- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные , а уж загадки на каждом шагу.
- У нас есть все для путешествия в данную страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать, Глаза, чтобы видеть. Сердце, чтобы прочувствовать.
- Как вы думаете, о какой такой Зеленой стране я говорю?(Лес, природа, что нас окружает)
- Почему вы так думаете? ( показаны картинки зверей).
- Вы готовы отправится в эту страну? В путь!
- А путешествовать по этой стране мы будем с замечательным человеком И. С. Соколовым- Микитовым. ( вывешивается портрет писателя, краткий рассказ о нем
- Подготовка к восприятию произведения.
- Прочитайте, как называется произведение, с которым мы будем знакомиться сегодня?
-Как вы думаете, от каких слов образовано его название? ( лист, падать)
-Когда это бывает?
- Как вы считаете о ком или о чем может пойти речь в произведении с таким названием?
- Когда мы работаем над любым художественным произведением, что мы должны понять, выяснить, определить?
( определить жанр произведения, понять о ком или о чем оно, выяснить как автор относится к героям и их поступкам).
- А хотите узнать о ком пойдет речь в произведении? Для этого отгадайте загадку.
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы-
Уши- больше головы.
Длинное ухо,
Комочек пуха, прыгает ловко,
Любит морковку. ( заяц).
- А что это за заяц, вы узнаете позже.
- Объявление целей и задач урока.
- Сегодня мы начинаем работу над отрывком из произведения И. С. Соколова-Микитова « Листопадничек». А продолжим работу на следующем уроке литературного чтения. Определим, в каком жанре написано это произведение. Обозначим главногогероя, его мечты и желания. И немного поиграем. Урок наш необычный. Мне будут помогать его проводить 1) Вихрова Е. В. - учитель музыки и 2) психолог- Захарова Е. А..
5. Художественное восприятие текста. (отрывка)
- Помним, что наша Зеленая страна не за морями, не за горами, а совсем рядом, лишь стоит только протянуть руку и открыть учебник на с. 60.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
- В той части произведения , которую я буду читать, встретится трудное слово. Я попросила Наталью узнать, что это слово обозначает.
- Скажите, а где можно узнать о том, что слово обозначает, его лексическое значение?
( Девочка показывает толковый словарь )
« ДОЛГОВЯЗЫЙ» -очень высокий, худой и нескладный.
( Учитель читает отрывок до слов: « И убежал тихонько..... с. 61 , чтение сопровождается видеоклипом « Золотая осень»).
- Художественный анализ отрывка произведения.
- Какие чувства вы испытали, прослушав отрывок из произведения?
( запись на доске)
испуг
страх
беспомощность
душевное волнение
гнев
любопытство
тревога
- С какими героями вы познакомились еще кроме зайца?
- Давайте определим жанр произведения.
- У каждой группы есть карточки. Выберите правильный ответ, который соответствовал бы жанру данного произведения.
( дети подходят к доске и заполняют пропуски).
произведение прозаи сказка авторская о животных ческое |
(дети объясняют свой выбор)
- Итак, подведем итог.
Учитель музыки:
- Вы сказали, ребята, что заяц- листопадничек- главный герой сказки. Давайте поиграем с вами в фольклорную игру « Заинька- горностаинька».
Учитель:
- Подумайте, почему автор начинает сказку с указания времени рождения Листопадничка?
( автор хотел показать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев).
- Это осенних зайчиков так называют. А как же называют рожденных в другое время? Хотите узнать?
- У вас на столах лежат карточки с некоторыми интересными сведениями о зайцах. Вы прочитайте, что там записано в группах, а затем поделимся сведениями.
1 гр. Зайчиха может приносить приплод ( прибыль потомства у животных) 3 раза в год. Интересно знать, что зайчата каждого выводка называются по-разному. Зайчата 1-го выводка- « настовики», т. к. они появляются , когда на снегу есть наст- заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели.
2 гр. Летние зайчата « колосовики» или травники, а осенние — листопадники.
- Ребята, продолжите, пожалуйста выражения :
Эти сведения были для меня:
1) полезны;
2) бесполезны;
3) они пригодятся мне;
4) поделюсь этими сведениями с родителями и друзьями;
5) постараюсь расширить свои знания;
6) эти сведения мне не нужны.
( итог работы групп).
- Работа над текстом произведения.
( с. 60).
- прочитайте про себя текст на с. 60
-Какое событие произошло в жизни старой зайчихи? (рождение зайчат)
УЧИТЕЛЬ:
- Ребята, а кто называет зайчат листопадничками? ( охотники)
- Найдите и зачитайте, что видели зайчата каждое утро.
- А сейчас задание группам.
1 гр.
- (Вот бы и мне так полетать,- сказал матери самый маленький зайчонок.)
Ребята, выберите слово из предложенных, с помощью которого можно определить чувство, состояние, скрытую мысль зайчонка.
Мечта
желание
надежда
просьба
идея
мысль
2 гр.
- Как бы вы зачитали ответ старой зайчихи? Выберите подходящее из предложенного мной.
Строго
с мольбой
с возмущением
с насмешкой
с радостью
весело
печально
- Ребята, прочитайте вполголоса текст на с. 61 до слов « И убежал тихонько из родного гнезда....»
Что вы узнали из прочитанного об изменениях в живой природе осенью?
Учитель:
- Автор интересно описывает особенности поведения животных и птиц, способы их зимовки, настроение обитателей леса.
- Я предлагаю вам, использовав текст учебника, вставить пропущенные слова и выражения. После выполнения работы, мы прочитаем, что у вас получилось.
1 гр.
( Пришла поздняя осень, стало в лесу ( скучно) и ( холодно). Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с ( милой зеленой ) родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:
2гр.
( - прощайте, прощайте, бедные листопаднички!.
Улетели в далекие страны ( крикливые) журавли. Залегли в теплых берлогах ( лежебоки)-медведи; свернувшись в ( клубочки) заснули ( колючие) ежи; спрятались в ( глубокие) норы змеи. Стало еще ( скучнее) в лесу.
(дети зачитывают по цепочке).
( проверка работы: учащиеся 1 группы проверяют по тексту 2 группу и наоборот, в случае ошибки сигнализируют учителю. Далее учитель предлагает оценить свою работу при помощи карточек).
- Итог урока.
- Ребята, зачитайте мне, пожалуйста, что сказал Листопадничек своим братьям?
- Что бы вы посоветовали зайчонку?
- А то, что случилось с зайчонком по замыслу автора дальше, вы узнаете, прочитав сказку дома до конца. По желанию, вы так же можете нарисовать рисунки к прочитанному.
Учитель музыки:
( инсценировка « Лесной оркестр»).
- Ребята, разные истории происходят с зайчатами.
- Давайте об одной из них мы вспомним и поиграем в театр.
- Как называется сценка, где главным героем был зайчик, который хотел научиться играть? ( « Лесной оркестр»).
- Вспомните, как называется театр , в котором ставятся музыкальные спектакли? (музыкальный театр).
- Как называется объявление о театральном спектакле? (афиша).
- Правильно, афиша должна быть яркой, нарядной, красочной.
- Вы выбрали себе роли сами и нарисовали тех героев, которых будете играть.
- У меня есть волшебная лесная полянка-афиша. Давайте заселим ее своими героями. ( дети берут своих нарисованных героев и «заселяют» ими полянку).
- Вам предлагалось дома изготовить афишу для нашего спектакля.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- Артисты готовы? Начинаем.
Ведущий:
- Однажды зайчик пошел погулять и на заброшенной лесной тропинке у видел какую-то тележку, нагруженную чем-то до самого верха и бережно накрытую сверху, очевидно от до дождя. ( Зайчик идет, напевает веселую песенку, останавливается около тележки). Заяц долго боялся подойти, но хозяина тележки все не было. Уж начало смеркаться, и любопытство взяло верх. Он медленно подошел к тележке и заглянул внутрь.
Заяц:
- ух, ты! Да это же музыкальные инструменты! Вот повезло! И что за растяпа оставил здесь такое богатство? ( Он взял за ручку тележку и отправился на лесную полянку, где всегда собирался лесной народ. Там его окружили друзья и стали наперебой спрашивать ).
- Зайчик, что это у тебя в тележке?
Заяц:
- Да вот, понимаете, оркестр лесной хочу создать. Ведь нет оркестра в нашем лесу.
Белочка:
- А ты умеешь играть на этих инструментах?
- Нет!
Медвежонок:
- А давайте соловья попросим! Он лучше всех поет. Он научит.
Заяц:
- Соловушка, научи нас, пожалуйста!
Соловушка:
- Понимаете ли, музыка дело тонкое и требует хорошего слуха!
Лиса:
- Да уж не обижена! Я через поле слышу, что происходит в деревенском курятнике.
Бобер:
- А я за три версты охотников чую!
Соловей:
- Да нет, тут особый слух нужен, музыкальный, а кроме того- терпение и усидчивость.
Медведь:
- Ну это проще простого! Я всю зиму не то, чтобы просидеть, пролежать могу!
Соловей: Нет, косолапый! Если вы все сидеть да лежать будете, то никакого толку не будет! Ну, берите все инструменты, учиться будем! Терпение и труд все перетрут! ( показывает, как нужно играть. Все повторяют).
Учитель музыки:
- Ребята, а как можно показать , что спектакль удался? ( похлопать в ладоши).
- А как называются такие хлопки? ( аплодисменты).
Учитель:
10. Рефлексия.
- Я предлагаю вам продолжить выражения:
а) было легко и интересно;
б) было интересно, но трудно;
в)было неинтересно;
г) я не определил(а).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс "Школа России" по ФГОС
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс "Школа России" по ФГОС...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс ОС школа 2100 ФГОС
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс ОС школа 2100 . Тема урока: корейская сказка "Честный мальчик"...
Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов
Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...
Урок литературного чтения 3 класс Школа России Тема урока: Г.Б.Остер «Как получаются легенды».
Изучение нового материала...
И. С. соколов-Микитов (отрывок) . Бинарный урок ( Литературное чтение, музыка)
Урок изучения нового материала. Урок ориентирован на знакомство с творчеством И. С. Соколова-Микитова. Задания направлены на развитие устной монологической и диалогической речи учащихся, развива...
Бинарный урок литературного чтения + музыка « Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели» + « Стихов и музыки союз»
laquo;Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» ( лит. чтение) + « Стихов и музыки союз» ( музыка) - 3 класс...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...