И. С. соколов-Микитов (отрывок) . Бинарный урок ( Литературное чтение, музыка)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Талерчик Наталья Петровна

Урок изучения нового материала. Урок ориентирован на знакомство с творчеством И. С. Соколова-Микитова. Задания направлены на развитие устной монологической  и диалогической речи учащихся, развивают творческие способности детей, используя музыкальные навыки учащихся, ребята развивают навык выразительного чтения. задания способствуют развитию познавательной активности детей, развитию уменя выражать свои мысли. чувства. мысли, видеть авторскую позицию и понимать ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_binarnyy_urok_3_kl.doc93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема. И.С. Соколов-Микитов « Листопадничек».

Тип урока: урок изучения нового материала ( 1 урок)

Коррекционно-образовательные цели: познакомить учащихся с отрывком из произведения И.С. Соколова- Микитова « Листопадничек», ознакомить с жизнью и творчеством писателя; продолжить обучение выразительному чтению с выполнением различного рода заданий, совершенствуя навык самостоятельной работы; пополнять и активизировать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие цели:  развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся; творческие способности детей(  используя музыкальные навыки учащихся); мышление, внимание, познавательную активность; развивать умение выражать свои чувства, мысли, видеть авторскую позицию и понимать ее.

Коррекционно-воспитатаельные цели:  прививать ответственное отношение к учению; любовь и интерес ко всему живому; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ее обитателям.

Оборудование:

  1. Литер. чт.  Родная речь. Учебник для 3 кл. нач. шк.. В 2 ч. / 4-е изд. М.: Просвещение, 2008.- 223 с.: ил.( сост. Л. Ф. Климанова и др.).
  2. Портрет писателя И.С. Соколова-Микитова.
  3. Портрет композитора В.Г. Свиридова.
  4. Карточки с опорными словами и словосочетаниями.
  5. Индивидуальные карточки.
  6. Музыкальное сопровождение . Композиция «Осень» В.Г. Свиридова.
  7. Музыкальные инструменты.
  8. Видеоклип « Золотая осень».

( класс разделен на 2 группы) 

  1. Организационный момент.

Психолог:

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели,

И друг друга  не задели.

  • Чтобы работа у нас ладилась, у всех было хорошее настроение, давайте улыбнемся  друг другу, поздороваемся с гостями.
  • «Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться : « Доброе утро!» И каждый становится добрым, доверчивым . Доброе утро длится до вечера.»

2. Объявление темы  урока.

( Вводное слово учителя, звучат звуки природы).

  • Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные , а уж загадки на каждом шагу.
  • У нас есть все для путешествия в данную страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать, Глаза, чтобы видеть. Сердце, чтобы прочувствовать.
  • Как вы думаете, о какой такой Зеленой стране я говорю?(Лес, природа, что нас окружает)
  • Почему вы так думаете? ( показаны картинки зверей).
  • Вы готовы отправится в эту страну? В путь!
  • А  путешествовать по этой стране мы будем с замечательным человеком И. С. Соколовым- Микитовым.    ( вывешивается портрет  писателя, краткий рассказ о нем

  1. Подготовка к восприятию произведения.
  • Прочитайте, как  называется произведение, с которым  мы будем знакомиться сегодня?

     -Как вы думаете, от каких слов образовано его название? ( лист,    падать)

    -Когда это бывает?

  • Как вы считаете о ком или о чем может пойти речь в произведении с таким названием?
  • Когда мы работаем над любым  художественным произведением, что мы должны понять, выяснить, определить?

         ( определить жанр произведения, понять о ком или о чем оно, выяснить как автор относится к героям и их поступкам).

  • А хотите узнать о ком пойдет речь в произведении? Для этого отгадайте загадку.

   

Встал, как  столбик, под сосной

И стоит среди травы-

Уши- больше головы.

Длинное ухо,

Комочек пуха, прыгает ловко,

Любит морковку. ( заяц).

           - А что это за заяц, вы узнаете позже.

  1. Объявление целей и задач урока.
  • Сегодня мы начинаем работу над  отрывком из произведения И. С. Соколова-Микитова « Листопадничек». А продолжим работу на следующем уроке литературного чтения. Определим, в каком жанре написано это произведение.  Обозначим главногогероя, его мечты и желания. И немного поиграем. Урок наш необычный. Мне будут помогать его проводить 1) Вихрова Е. В. - учитель музыки и 2) психолог- Захарова Е. А..

5. Художественное восприятие текста. (отрывка)

- Помним, что наша Зеленая страна не за морями, не за горами, а совсем рядом, лишь стоит только протянуть руку и открыть учебник на с. 60.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

  • В той части произведения , которую я буду читать, встретится трудное слово. Я попросила Наталью узнать, что это слово обозначает.
  • Скажите, а где можно узнать о том, что слово обозначает, его лексическое значение?

      ( Девочка показывает толковый словарь )

      « ДОЛГОВЯЗЫЙ» -очень высокий, худой и нескладный.

     ( Учитель читает отрывок до слов: « И убежал тихонько..... с. 61  , чтение сопровождается видеоклипом « Золотая осень»).

  1. Художественный анализ отрывка произведения.
  • Какие чувства вы испытали, прослушав отрывок из произведения?

     ( запись на доске)

испуг

страх

беспомощность

душевное волнение

гнев

любопытство

тревога

  • С какими героями вы познакомились еще кроме зайца?
  • Давайте определим жанр произведения.
  • У  каждой группы есть карточки. Выберите правильный ответ, который соответствовал бы жанру данного произведения.

         ( дети подходят к доске и заполняют пропуски).

  1.                        2                    3                     4                             5

произведение     прозаи          сказка           авторская            о животных

                            ческое

(дети объясняют  свой выбор)

  • Итак, подведем итог.

    Учитель музыки:

     

  • Вы сказали, ребята, что заяц- листопадничек- главный герой сказки. Давайте поиграем с вами в фольклорную игру « Заинька- горностаинька».

 Учитель:

  • Подумайте, почему автор начинает сказку с указания времени рождения Листопадничка?

  ( автор хотел показать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев).

   - Это осенних зайчиков так называют. А как же называют рожденных в другое время? Хотите узнать?

  • У вас на столах лежат карточки с некоторыми интересными сведениями о зайцах. Вы прочитайте, что там записано в группах, а затем поделимся сведениями.

1 гр.  Зайчиха может приносить приплод ( прибыль потомства у животных) 3 раза в год. Интересно знать, что зайчата каждого выводка называются по-разному. Зайчата 1-го выводка- « настовики», т. к. они появляются , когда на снегу есть  наст-  заледеневшая корка на снегу после  короткой оттепели.

2 гр.    Летние зайчата « колосовики» или травники, а осенние — листопадники.

-  Ребята, продолжите, пожалуйста выражения  :

Эти сведения были для меня:

1) полезны;

2) бесполезны;

3) они пригодятся мне;

4) поделюсь этими сведениями с родителями и друзьями;

5) постараюсь расширить свои знания;

6) эти сведения мне не нужны.

( итог работы групп).

  1. Работа над текстом произведения.

( с. 60).

  • прочитайте про себя текст на с. 60

-Какое событие произошло в жизни старой зайчихи? (рождение зайчат)

УЧИТЕЛЬ:

  •   Ребята, а кто называет зайчат листопадничками? ( охотники)
  • Найдите и зачитайте, что видели зайчата каждое утро.
  • А сейчас задание группам.

   1 гр.

  • (Вот бы и мне так полетать,- сказал матери самый маленький зайчонок.)

    Ребята, выберите слово из предложенных, с помощью которого можно определить чувство, состояние, скрытую мысль зайчонка.

Мечта

желание

надежда

просьба

идея

мысль

2 гр.

  • Как бы вы зачитали ответ старой зайчихи? Выберите подходящее из предложенного мной.

Строго

 с мольбой

с возмущением

с насмешкой

с радостью

весело

печально

  • Ребята, прочитайте вполголоса текст на с. 61 до слов « И убежал тихонько из родного гнезда....»

 Что вы узнали из прочитанного об изменениях в живой природе осенью?

Учитель:

  • Автор интересно описывает особенности поведения  животных и птиц, способы их зимовки, настроение обитателей леса.
  • Я предлагаю вам, использовав  текст учебника, вставить пропущенные слова и выражения. После выполнения работы, мы прочитаем, что у вас получилось.

1 гр.

( Пришла поздняя осень, стало в лесу  ( скучно) и ( холодно). Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются  на всю зиму с ( милой зеленой ) родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

2гр.

( - прощайте, прощайте, бедные листопаднички!.

  Улетели в далекие страны ( крикливые) журавли. Залегли в теплых берлогах ( лежебоки)-медведи; свернувшись в ( клубочки) заснули ( колючие) ежи; спрятались в ( глубокие) норы змеи. Стало еще ( скучнее) в лесу.

(дети зачитывают по цепочке).

 ( проверка работы:  учащиеся 1 группы проверяют по тексту 2 группу и наоборот, в случае ошибки сигнализируют учителю.  Далее учитель предлагает оценить свою работу при помощи карточек).

  1. Итог урока.
  • Ребята, зачитайте мне, пожалуйста, что сказал Листопадничек своим братьям?
  • Что бы вы посоветовали зайчонку?
  • А то, что случилось с зайчонком по замыслу автора дальше, вы узнаете, прочитав сказку дома до конца.  По желанию, вы так же можете нарисовать рисунки к прочитанному.

Учитель музыки:

( инсценировка « Лесной  оркестр»).

  • Ребята, разные истории происходят  с  зайчатами.
  • Давайте об одной из них мы вспомним и поиграем в театр.
  • Как называется сценка, где главным героем был зайчик, который  хотел научиться играть? ( « Лесной оркестр»).
  • Вспомните, как называется театр , в котором ставятся музыкальные спектакли? (музыкальный театр).
  • Как называется объявление о театральном спектакле? (афиша).
  • Правильно, афиша должна быть яркой, нарядной, красочной.
  • Вы выбрали себе роли сами и нарисовали тех героев, которых будете играть.
  • У меня есть волшебная лесная полянка-афиша. Давайте заселим ее своими героями. ( дети берут своих нарисованных героев и «заселяют» ими полянку).
  • Вам предлагалось дома изготовить афишу для нашего спектакля.
  • Давайте посмотрим, что у вас получилось.
  • Артисты готовы? Начинаем.

Ведущий:

  • Однажды зайчик пошел погулять и на заброшенной лесной тропинке у видел какую-то тележку, нагруженную чем-то до самого верха и бережно накрытую сверху, очевидно от до дождя.  ( Зайчик идет, напевает веселую песенку, останавливается около тележки). Заяц долго боялся подойти, но хозяина  тележки все не было. Уж начало смеркаться,  и любопытство взяло верх. Он медленно подошел к тележке и заглянул внутрь.

Заяц:

  • ух, ты! Да это же музыкальные инструменты! Вот повезло! И что за  растяпа оставил здесь такое богатство? ( Он взял за ручку тележку и отправился на лесную полянку, где всегда собирался лесной народ. Там его окружили друзья и стали наперебой спрашивать ).
  • Зайчик, что это у тебя в тележке?

                  Заяц:

  • Да  вот, понимаете, оркестр лесной хочу создать. Ведь нет оркестра в нашем лесу.

                Белочка:

  • А ты умеешь играть на этих инструментах?
  • Нет!

                Медвежонок:

  • А давайте соловья попросим! Он лучше всех поет. Он научит.

                 Заяц:

  • Соловушка, научи нас, пожалуйста!

                 Соловушка:

  • Понимаете ли, музыка дело тонкое и требует хорошего слуха!

                Лиса:

  • Да уж не обижена! Я через поле слышу, что происходит в деревенском курятнике.

                Бобер:

  • А я за три версты охотников чую!

               Соловей:

  • Да нет, тут особый слух нужен, музыкальный, а кроме того- терпение и усидчивость.

                 Медведь:

  • Ну это проще простого!  Я всю зиму не то, чтобы просидеть, пролежать могу!

                Соловей:         Нет, косолапый! Если вы все сидеть да лежать будете, то никакого толку не будет! Ну, берите все инструменты, учиться будем! Терпение и труд все перетрут! ( показывает, как нужно играть. Все повторяют).

         Учитель музыки:

  • Ребята, а как можно показать , что спектакль удался? ( похлопать в ладоши).
  • А как называются такие хлопки? ( аплодисменты).

Учитель:

10. Рефлексия.

  • Я предлагаю вам продолжить выражения:

         а) было легко и интересно;

б) было интересно, но трудно;

в)было неинтересно;

г) я не определил(а).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

бинарный урок литературного чтения и ИЗО

описание интегрированного урока литературного чтения и ИЗО по произведению К. Г. Паустовского "Какие бывают дожди" 3 класс...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Бинарный урок литературного чтения и музыки в 4 классе "В гостях у чудищ Бальмонта"

Урок литературного чтения и музыки провели учитель начальных классов Мизерная Елена Ивановна и учитель музыки Варнакова Марина ВладимировнаУчителя МБОУ "СОШ № 1 г. Калининска Саратовской области"...

Интегрированный урок литературное чтение - музыка "Волшебник или великий музыкант..." 3 класс

Интегрированный урок литература - музыка с элементами проектной деятельности....

И. С. Соколов-Микитов " Листопадничек" ( отрывок), бинарный урок (литературное чтение, музыка), 3 класс, программа" Школа России", соответствует ФГОС

И. С. Соколов- Микитов " Листопадничек" (отрывок). Бинарный урок (Литературное чтение, музыка).  3 класс.Программа " Школа России", соответствует ФГОС,Урок проведен с учащимися с ограниченными во...

Разработка бинарного урока литературного чтения и «Основ православной культуры» на тему: А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».

  Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" на тему А.А.Фет  «Мама! Глянь-ка из окошка» является третьим в изучении творчества ...

Бинарный урок литературного чтения + музыка « Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели» + « Стихов и музыки союз»

laquo;Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» ( лит. чтение) +  « Стихов и музыки союз» ( музыка) - 3 класс...