Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ненашкина Ирина Сергеевна

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".

Показан фрагмент с 3-мя этапами работы с текстом : 1) До чтения; 2) Во время чтения; 3) После чтения.

Предложены методы и приемы работы на данном уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka_iz_surikov_detstvo.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения . 3 класс. И.З. Суриков «ДЕТСТВО»

1 этап. Работа с текстом до чтения.

- Ребята, разгадайте кроссворд.

1. Выгляну в оконце –

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит. (Снег)

            2.Белый дед – белее нет.

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму-

Никто не поднимает.

Весна придет –

Он сам уйдет. (Сугроб)

3.Что можно увидеть , когда спишь? (Сновидение)

4.Белая птица

Над землею мчится.

Воет, лает,

Пути заметает. (Вьюга)

- Прочитайте слово по горизонтали ( Суриков). Прочитайте в учебнике на с.72 имя и отчество поэта.

Далее учитель рассказывает о жизни поэта:

Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово, Ярославского края, в бедной крестьянской семье. Он жил в деревне с матерью. Когда Сурикову исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Суриков много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям.

- Рассмотрите иллюстрации и предположите, о чѐм стихотворение  автора «Детство». (Предположения учащихся)

- В стихотворении нам встретятся незнакомые устаревшие слова, попробуем их объяснить. ( дети объясняют, используют толковый словарь , учитель комментирует и показывает слайд с иллюстрацией )

Ветхий – разрушающийся от старости.

Лапти –  крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу.

Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью.

- Представьте себе, что мы оказались в крестьянской деревне в конце 19 века, когда еще не было  ни электричества, ни водопровода, ни интернета, ни книг.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение – читают хорошо читающие дети.

Во время перечитывания текста идет беседа по содержанию по частям стихотворения:

1 ч. Катание на санках

- От имени кого идет рассказ, догадались?( Мальчик нашего возраста)

- Какую картину вы себе представили при чтении этой части? (Представили деревню, горка, катаются дети на санках)

- А как вы объясните смысл строчки: “И я на бок — хлоп!”? (Катание было неудачным: мальчик упал в сугроб, «хлоп на бок»)

2 ч. Бабушкины сказки

- Как объясните значение слова « светец»? (Дети высказывают предположения и проверяют толкование слова в словаре в конце учебника)

 

-Почему употребляется именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать? (О плавной и красивой, тихой и приятной, связной)

- О каких сказках идёт речь? («Иван-царевич и Серый Волк» )

- Какое олицетворение использует автор? («Ветер злой поет..») Почему?

- Как вы объясните значение слова «смежит»? ( Дети обращаются к толковому словарю «смежный – находящийся рядом, близкий, тесно соприкасающийся», значит «смежит» - подходит, наступает, находится рядом)

- Почему используется автором сравнение «сладкий сон»? (после прогулки на морозе сон особенно приятен)

3ч. Сон

- Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне? (Иван-царевичем) 

Подготовка к выразительному чтению:

Каждый ряд работает со своей частью стихотворения (3 части) в парах.

 - Подумайте над  эмоциональным тоном при чтении каждой части: радость, огорчение, спокойный тон.

- Расставьте логические паузы и ударения , найдите правильное повышение и понижение интонации , выберите правильный темп.

Итог : Выразительное чтение стихотворения  и оценивание чтения по заданным критериям.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

- О чем же хотел рассказать нам И.З.Суриков в своем стихотворении? ( О детстве крестьянских ребят, об их зимних забавах и мечтах, о русском быте. Как  люди находили себе занятия в 19 веке : пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки)

- И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?( воспоминания связаны с огорчением, но мальчик не ушёл домой, катался долго, не хотел уходить с горки)

- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб? И после падения никогда больше не катались с горы? (Высказывания детей и вывод: Зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека)

- Глядя на иллюстрацию, можно составить описание одежды ребятишек 19 века? Попробуйте описать устно.

- Прочитайте строки, в которых представлена картина: семья зимним вечером. (дети читают 3 четверостишия)

- По иллюстрации опишите русскую избу 19 века. В помощь вам слайд «Русская изба»

-Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (Последнее четверостишие)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагмент урока литературного чтения ( 1 класс.)

публикую небольшой фрагмент урока литературного чтения, чтобы  на примере показать, как можно рабоитать в парах и группах на уроках чтения....

Фрагмент урока литературного чтения по стихотворению Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы"

Самым подходящим для анализа стихотворения Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы" будет медленное (филологическое) чтение с остановками на ключевых словах. Дальнейший анализ произведения через составление...

конспект фрагмента урока литературного чтения в 4 классе "Корзина с еловыми шишками"

конспект фрагиента урока разработан и проведен по УМК "Школа России...

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...

Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе. Использование методики формирования навыка смыслового чтения при знакомстве с лирическими стихотворениями.

Представление личного опыты работы в 1 классе на уроке литературного чтения  с лирическими стихотворениями. Тема урока "А.Н.Майков"Весна", Т.Белозеров "Подснежники", С.Я....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения

Данная разработка поможет интересно провести урок  по теме  рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....