Муниципальное казённое образовательное учреждение
Берёзовская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
Утверждена Приказ № ___ от __.__.20___г Директор школы ___________ Саблин В. Н. | Согласована « __ » августа 20___ г. Зам. директора по УР ___________________
| Рассмотрена на заседании МО протокол № ___ « __ » __________ 20___ г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Литературное чтение»
_4_ класс.
Программа составлена на основе «Программы по учебным предметам», концепция учебно – методического комплекта «Перспективная начальная школа». (авторы программы «Литературное чтение » Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская) Москва. Академкнига/Учебник 2012 г.
Составитель:
учитель начальных классов
Третьякова Т. В.
квалификационная категория: первая
Берёзовка 2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативное обеспечение преподавания предмета« Литературное чтение».
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12. 2009 г)
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 г. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования ;
- «Программы по учебным предметам» Москва. Академкнига/Учебник 2012 г, концепция учебно – методического комплекта «Перспективная начальная школа». Авторы программы «Литературное чтение» Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская.
- Учебный план ступени начального общего образования МКОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа».
- Локальный акт школы «Положение о рабочей программе педагога начальных классов, работающего по ФГОС НОО».
Данная программа предназначена для 4 класса общеобразовательной школы.
Цель курса «Литературное чтение»
– формирование грамотного читателя, который может самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
Задачи:
- развитие умения различать разные нравственные позиции;
- воспитание чуткости к отдельной детали;
- развитие понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект;
- формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи;
- формирование умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения
Программа учебного предмета «Литературное чтение. 4 класс» рассчитана на 1 учебный год.
Ценностные ориентиры учебного предмета
- ценность патриотизма, гражданственности – любовь к России, своему народу, краю, служению Отечеству;
-ценность нравственных чувств – нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; ответственность и чувства долга; забота и помощь; мораль, честность, щедрость. Забота о старших и младших; толерантность;
- ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни – уважение к труду, творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлѐнность и настойчивость; бережливость; трудолюбие;
- ценность природы, окружающей среды – родная земля; заповедная природа; экологическое сознание;
- ценность прекрасного – красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Общая характеристика учебного предмета.
Методический комментарий: на уроках используется групповая работа, в парах, личностно – ориентированное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Виды речевой и читательской деятельности:
аудирование; чтение вслух; чтение про себя; говорение (культура речевого высказывания и речевого общения); письмо (культура письменной речи); работа с текстом художественного произведения; работа с учебными и научно- популярными текстами; формирование библиографической культуры.
Литературоведческая пропедевтика: работа с текстами разных видов и жанров литературы, работа с произведениями разных видов искусств.
Элементы творческой деятельности учащихся: интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведения.
Круг детского чтения: устное народное творчество, авторские произведения, литературные авторские произведения, разные виды книг.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений курс литературного чтения представлен в предметной области «Филология», изучается со 2 по 4 класс по 4 часа в неделю.
Рабочая программа предмета рассчитана на 136 часов в год, в неделю – 4 часа.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса:
Раздел "Виды речевой и читательской деятельности"
выпускник научится:
- читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;
- грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с сотрудниками научного клуба младшего школьника "Ключ и заря"
- определять тему и главную мысль произведения; делит текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа, пересказывать текст кратко и подробно;
- представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
- перечислять названия двух – трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
- читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки их них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
- обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
- ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
- составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений, составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
- делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласного рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);
- высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
- самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления)
Раздел "Литературоведческая пропедевтика"
Выпускник научится:
- представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;
- отличать народные произведения от авторских;
- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы);
- выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
- отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;
- отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно – исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного и народного творчества – волшебной сказки и былины;
- представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);
- обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);
- понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;
- понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов 9выраженных в произведении мыслей и переживаний)
Раздел "Элементы творческой деятельности учащихся"
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
- читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
- устно и письменно (В форме высказываний и/ или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД.
В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:
- свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
- свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
-свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства)
В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:
- в рамках коммуникации как сотрудничества:
- разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);
- в рамках коммуникации как взаимодействия:
- понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединиться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения; умет корректно критиковать альтернативную позицию.
В области регулятивных учебных действий выпускник научится:
- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научится:
- осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
- профилировать свою нравственно – этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора)
Нормы оценивания достижений учащихся:
Контрольная проверка навыка чтения проводится на конец полугодия у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:
- беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка"3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
«ФГОС, нормы оценивания техники чтения в начальной школе».
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.
Классы | Входной контроль | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | - | 15 (25) | 30 (40) |
2 | 30 (40) | 40 (50) | 50(60) |
3 | 50(60) | 60 (70) | 70 (80) |
4 | 70(80) | 80 (90) | 90-100 (100- 110) |
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
- слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
- способ чтения – чтение целыми словами;
- правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
- скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
- установка на постепенное увеличение скорости чтения.
О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.
1-й класс
Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
2-й класс
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3-й класс
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
4-й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.
ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ
1-й класс I четверть 5-10 сл/м II четверть 11-15сл/м III четверть16-24 сл/м IV четверть 25-30 сл/м
2 класс 25-30 сл/м 31 -40 сл/м 41-45 сл/м 46-50 сл/м
3 класс 50-54 сл/м 55-60 сл/м 6 1-69 сл/м 70-75 сл/м
4 класс 70-74 сл/м 75-80 сл/м 81-90 сл/м 91 -95 сл/м
Объём, оцениваемый при выразительном чтении:
2 класс- 1/4 страницы 3 класс- 1/3 стр. 4 класс- 1/2 стр.
Оценки выставляются, как за диктант (каллиграфия аналогична выразительности)
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
– Литературное чтение: 4 кл.: учебник: в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2014.
– Литературное чтение: 4 кл.: хрестоматия / О. В. Малаховская; под ред. Н. А. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2014.
– Литературное чтение: 4 кл.: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. В. Малаховская; под ред. Н. А. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2014.
- Литературное чтение: 4кл: методическое пособие /Н.А. Чуракова, О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
-Тематическое планирование по литературному чтению для 4 класс по системе учебников «Перспективная начальная школа» /Н.А. Чуракова
Тематический план.
№ п\п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Из них | Примечание |
Изучение нового и закрепление | Контрольные, лабораторные |
1 | Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире | 25 | - | - |
|
2 | Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств | 19 | - | - |
|
3 | Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека | 15 | - | - |
|
4 | Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас | 18 | - | - |
|
5 | Пытаемся понять, как на нас воздействует красота | 12 | - | - |
|
6 | Приближаемся е разгадке тайны особого зрения | 14 | - | - |
|
7 | Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда | 16 | - | - |
|
8 | Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество | 17 | - | - |
|
| Итого: | 136 | 136 |
|
|
Поурочно – тематический план.
№ урока п/п | № урока по теме | Тема урока
| Кол-во часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля за уровнем усвоенного | Примечание |
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире 25 ч. |
1-2 | 1-2 | Древние представления о Мировом дереве, соединяющим Верхний, Средний и Нижний миры. | 2 | Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание». Уметь: определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья; находить подтверждения в тексте своим предположениям; анализировать волшебные предметы литературного произведения | Выразительное чтение |
|
3 | 3 | Персей. Древнегреческое сказание. | 1 | Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире. Уметь: находить в тексте ответы на вопросы; рассматривать фрагмент картины Пьeро ди Кoзимо «Персей и Андромеда»; сравнивать истории спасения царских дочерей; работать с толковым словарем; изучать композицию вышивок на русской праздничной одежде XIX века, композицию на египетском папирусе | Ответы на вопросы |
|
4 | 4 | Персей. Древнегреческое сказание. | 1 | Знать: понятие «герой волшебной сказки». Иметь представление о тотемах разных народов мира в разные времена. Уметь: изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить горизонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев; подтверждать характеристики героя волшебной сказки на примере сказок Ш. Перро | Пересказ текста по плану |
|
5-6 | 5-6 | Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трехчастной композиции | 2 | Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание». Уметь: определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья; находить подтверждения в тексте своим предположениям; анализировать волшебные предметы литературного произведения | Выразительное чтение |
|
7 | 7 | Древние представления о животных – прародителях, знакомство с понятием «тотем» | 1 | Знать: как люди представляли своих прародителей, какие животные пользовались у них уважением и восхищением. Уметь: анализировать качества животных, высказывать свои предположения, оформлять их в логичные словестные формы | Работа в парах |
|
8-9 | 8-9 | Особенности героя волшебной сказки | 2 | Уметь: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки | Ответы на вопросы |
|
10-11 | 10-11 | Русская сказка «Сивка-бурка» | 2 | Уметь: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка» | Пересказ текста по плану |
|
12-13 | 12-13 | Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка» | 2 | Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герой волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравнивать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка» | Пересказ текста по плану |
|
14-15 | 14-15 | Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | 2 | Уметь: находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; давать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке | Ответы на вопросы |
|
16 | 16 | Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Заседание клуба «Ключ и заря» | 1 | Знать: как люди представляли окружающий мир, какими волшебными силами наделяли окружающие предметы Уметь: определять в сказке волшебный мир, читать и сравнивать героев сказок. | Выразительное чтение |
|
17 | 17 | Русская народная сказка «Морозко» | 1 | Уметь: определять в сказке волшебный мир, его хозяина; читать по ролям разговор Морозко со стариковой дочкой, а затем со старухиной; сравнивать двух дочерей; доказывать, что старикова дочь обладает чертами героя волшебной сказки; подтверждать логику, свойственную волшебной сказке | Выразительное чтение |
|
18 | 18 | Русская народная сказка «Финист – ясный сокол» | 1 | Уметь: сравнивать героев сказки; называть черты героя волшебной сказки; подтверждать свое мнение словами из текста; называть черты тотемного животного в избушке бабы-яги; сравнивать описание леса; анализировать отношение волшебного мира к Марьюшке | Ответы на вопросы |
|
19 | 19 | Русская народная сказка «Финист – ясный сокол».
| 1 | Уметь: называть волшебных помощников; пользоваться библиотекой; сравнивать изображение героев в литературном и музыкальном произведениях | Проверка техники чтения |
|
20-21 | 20-21 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» | 2 | Уметь: находить признаки волшебных предметов; давать характеристику герою сказки; называть тотемных животных произведения; пользоваться библиотекой | Чтение по ролям |
|
22-23 | 22-23 | Башкирская народная сказка «Алтын-сака – золотая бабка» | 2 | Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что эта сказка волшебная; называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам | Выразительное чтение |
|
24-25 | 24-25 | Башкирская народная сказка «Алтын-сака – золотая бабка» | 2 | Уметь: называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам | Выразительное чтение |
|
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств 19 ч |
26 | 1 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 | Знать: жанр «былина». Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине – это и человек-пленник, и одновременно чудо-юдо – получеловек-полуптица | Выразительное чтение |
|
27 | 2 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник | 1 | Уметь: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине – это и человек-пленник, и одновременно чудо-юдо – получеловек-полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь – это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев | Ответы на вопросы |
|
28 29 30 | 3 4 5 | Былина «Илья Муромец и Святогор» | 3 | Уметь: работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря; сравнивать богатырей волшебного и земного происхождения | Выразительное чтение |
|
31-32 | 6-7 | Былина «Садко».
| 2 | Уметь: анализировать произведение изобразительного искусства; читать былины нараспев; пользоваться библиотекой; сравнивать отрывки (описание бури и описание подводного царства); указывать связь былины с русской народной сказкой | Выразительное чтение |
|
33-34 | 8-9 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | 2 | Знать: творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь: сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена | Пересказ текста по плану |
|
35 | 10 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | Пересказ текста по плану |
|
36 | 11 | Заседание клуба «Ключ и заря». Обнаруживаем отличие авторской сказки от народной. | 1 | Знать: основные отличия авторской сказки от народной. Уметь: пользоваться текстом произведения при доказательстве собственной точки зрения. | Работа с текстом |
|
37 | 12 | Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 1 | Знать, что самое главное в народной сказке – способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке – мир чувств и переживаний героя. Уметь: работать с толковым словарем; называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки | Ответы на вопросы |
|
38-39 | 13-14 | Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 2 | Уметь: называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки | Пересказ текста по плану |
|
40-41 | 15-16 | Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках». «История вторая. Мальчик и девочка» | 2 | Уметь: отвечать на вопросы по содержанию сказки; цитировать нужный отрывок; выразительно читать диалог детей | Пересказ текста по плану |
|
42 | 17 | История пятая «Маленькая разбойница» | 1 | Уметь: отвечать на вопросы по содержанию сказки; цитировать нужный отрывок; выразительно читать диалог детей | Ответы на вопросы |
|
43 | 18 | История шестая «Лапландка и финка» | 1 | Уметь: отвечать на вопросы по содержанию сказки; цитировать нужный отрывок; выразительно читать диалог детей | Ответы на вопросы |
|
44 | 19 | Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом | 1 | Уметь: анализировать описание царства Снежной королевы; подтверждать свои ответы цитатами из текста; доказывать, что героине помогают не только люди, но и природные явления; называть авторские сказки, в которых любовь оказывается сильнее волшебства; делиться своими впечатлениями при прослушивании музыкального произведения | Выразительное чтение |
|
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека 15 ч |
45- 46 | 1- 2 | В. Жуковский «Славянка». | 2 | Знать, что выражать любовь к природе можно по-разному. Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное весеннее освещение; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе; называть средства художественной выразительности (композиция, цветовая гамма); определять, в каком музее хранятся картины | Выразительное чтение |
|
47-48 | 3-4 | Василий Жуковский «Весеннее чувство», Давид Самойлов «Красная осень».
| 2 | Уметь: определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков – с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; делиться своими впечатлениями при анализе произведения изобразительного искусства | Чтение наизусть |
|
49 | 5 | Николай Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель» | 1 | Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков | Чтение наизусть |
|
50 | 6 | Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство» | 1 | Уметь: определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности; определять героя стихотворения; подтверждать свое мнение строками из стихотворения | Чтение наизусть |
|
51 | 7 | Владимир Набоков «Обида» | 1 | Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники | Выразительное чтение |
|
52 53 54 | 8 9 10 | Владимир Набоков «Обида». | 3 | Уметь: выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине | Ответы на вопросы |
|
55 | 11 | Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...» | 1 | Уметь: сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора | Выразительное чтение |
|
56 | 12 | Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!». | 1 | Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения | Выразительное чтение |
|
57 | 13 | Борис Сергуненков «Конь Мотылек».
| 1 | Уметь: сравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова | Ответы на вопросы |
|
58-59 | 14-15 | Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе» | 2 | Уметь: давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского | Выразительное чтение |
|
Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас 18 ч |
60 | 1 | Леонид Андреев «Петька на даче» | 1 | Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения | Ответы на вопросы |
|
61 | 2 | Леонид Андреев «Петька на даче» | 1 | Уметь: работать с фразеологическим словарем; определять, от какого лица ведется повествование; анализировать поступки героев | Выразительное чтение |
|
62 63 | 3 4 | Леонид Андреев «Петька на даче». | 2 | Уметь: цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова-Бельского «Ученицы», «У дверей школы» | Пересказ текста по плану |
|
64 65 66 | 5 6 7 | Антон Чехов «Ванька».
| 3 | Уметь: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения | Выразительное чтение |
|
67 | 8 | Антон Чехов «Мальчики» | 1 | Уметь работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения | Выразительное чтение |
|
68-69 | 9-10 | Антон Чехов «Мальчики» | 2 | Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения | Ответы на вопросы |
|
70 | 11 | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде. | 1 | Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно-исторические приметы времени; сравнивать рассказы А. Чехова «Ванька», Л. Андреева «Петька на даче», А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» | Пересказ текста по плану |
|
71 | 12 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | Уметь выделять важные события в жизни героя | Пересказ текста по плану |
|
72 | 13 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | Уметь: доказывать, что Чернушка не простая курочка, а персонаж волшебной сказки; отвечать на вопросы по содержанию | Выразительное чтение |
|
73 | 14 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | Уметь: анализировать описание внешнего вида героя произведения; доказывать свое мнение; делить текст на смысловые части | Пересказ текста по плану |
|
74 | 15 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | Уметь: выражать свое отношение к герою произведения; доказывать свою точку зрения, опираясь на текст | Ответы на вопросы |
|
75 76 77 | 16 17 18 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | 3 | Уметь: анализировать характеры героев произведения; подтверждать свое мнение цитатами из текста | Выразительное чтение |
|
Пытаемся понять, как на нас воздействует красота 12 ч. |
78 | 1 | Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы» | 1 | Уметь: работать в библиотеке; находить сведения о писателях; объяснять название рассказа; определять жанр произведения; подтверждать свое мнение словами из текста; давать характеристику героям произведения | Выразительное чтение |
|
79 | 2 | Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы» | 1 | Уметь: пользоваться толковым словарем; объяснять поведение героев; делить текст на части; слушать музыкальный фрагмент | Пересказ текста по плану |
|
80 81 | 3 4 | Людмила Улицкая «Бумажная победа».
| 2 | Уметь: работать с иллюстрацией; отвечать на вопросы по содержанию текста; выразительно читать и пересказывать; выделять художественные приемы | Выразительное чтение |
|
82 | 5 | Зинаида Серебрякова «Катя с натюрмортом», Пабло Пикассо «Девочка на шаре» | 1 | Уметь: работать с картинами; определять; называть имена героев; цитировать произведения; определять художественный прием, который использует автор с целью передать состояние и чувства героев. | Выразительное чтение |
|
83 | 6 | Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!» | 1 | Уметь смотреть на происходящее с разных точек зрения; давать характеристику героям произведения; отвечать на вопросы по содержанию | Ответы на вопросы |
|
84-85 | 7-8 | Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!»
| 2 | Знать: произведения Сергея Козлова для детей; что красота способна творить чудеса – преображать душу, делать ее свободной и красивой. Уметь: выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; сравнивать сказки С. Козлова; выделять в литературном произведении силу красоты; зачитывать строки из текста | Выразительное чтение |
|
86 | 9 | Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!» | 1 | Уметь: читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения | Ответы на вопросы |
|
87 | 10 | Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок) | 1 | Знать понятия «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа». Уметь: находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов) | Чтение наизусть |
|
88 | 11 | Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши» | 1 | Уметь: цитировать произведение; определять точку зрения поэта; сравнивать чередование тишины и ярких проявлений жизни; сравнивать произведение В. Соколова со сказкой С. Козлова «Пой, птица!»; определять тему и основное содержание литературного произведения | Выразительное чтение |
|
89 | 12 | Сергей Козлов «Лисичка» | 1 | Уметь: объяснять название рассказа; цитировать строчки произведения; находить в тексте ответы на вопросы; сравнивать сказку С. Козлова «Лисичка» и рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»; определять, как воздействует красота на героев данных произведений | Выразительное чтение |
|
Приближаемся к разгадке тайны особого зрения 14 ч |
90-91 | 1-2 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 2 | Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения | Ответы на вопросы |
|
92 93 94 | 3 4 5 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 3 | Уметь описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части | Выразительное чтение |
|
95-96 | 6-7 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 2 | Уметь: давать характеристику героям произведения; пользоваться библиотекой; выразительно читать текст; пересказывать по плану | Ответы на вопросы |
|
97-98 | 8-9 | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 2 | Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка | Выразительное чтение |
|
99-100 | 10-11 | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 2 | Уметь: объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст по плану | Выразительное чтение |
|
101 | 12 | Константин Паустовский «Теплый хлеб» | 1 | Уметь: пользоваться толковым словарем; определять историческое время, описываемое в рассказе; объяснять поступки героев; находить в тексте описание метели; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль | Ответы на вопросы |
|
102 | 13 | Константин Паустовский «Теплый хлеб» | 1 | Уметь: дополнять слова учителя; цитировать произведение; зачитывать нужный фрагмент; определять, каким приемом пользуется автор при описании зимнего пейзажа | Выразительное чтение |
|
103 | 14 | К. Паустовский «Теплый хлеб».
| 1 | Уметь: доказывать свое мнение; объяснять название произведения; определять, есть ли в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей; анализировать музыкальные произведения | Выразительное чтение |
|
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда 16 ч. |
104 | 1 | Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)» | 1 | Иметь представление о работе художника; Уметь: пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин; выделять средства художественной выразительности | Пересказ текста по плану |
|
105 | 2 | Заседание клуба «Ключ и заря». Знакомство с настоящим писателем. | 1 | Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей | Выразительное чтение |
|
106-107 | 3-4 | Мария Вайсман «Шмыгимышь». | 2 | Уметь: пользоваться библиотекой; анализировать поведение героев; объяснять свою точку зрения; работать с толковым словарем; сравнивать живописные работы П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения» | Выразительное чтение |
|
108 | 5 | Особенный язык художников и поэтов. В. Хлебников «Кузнечик»
| 1 | Уметь: анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями | Ответы на вопросы |
|
109-110 | 6-7 | А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие…». | 2 | Уметь: сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; анализировать живописные произведения | Чтение наизусть |
|
111 | 8 | А. Кушнер «Сирень».
| 1 | Уметь: сравнивать литературное произведение А. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень»; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения | Чтение наизусть |
|
112 | 9 | В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать | Выразительное чтение |
|
113 | 10 | Афанасий Фет «Это утро, радость эта…» | 1 | Уметь: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать | Чтение наизусть |
|
114 | 11 | Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь…» | 1 | Знать понятие «рифма». Иметь представление о кольцевой и охватной рифме. Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности | Чтение наизусть |
|
115 | 12 | М. Лермонтов «Парус» | 1 | Уметь: находить необходимые строфы; читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения | Чтение наизусть |
|
116 | 13 | Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль…». | 1 | Уметь: работать с толковым словарем; сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности | Выразительное чтение |
|
117 118 | 14 15 | Самуил Маршак «Как поработала зима!»
| 2 | Знать понятие «рифма». Иметь представление о парной рифме, о перекрестной рифме, охватной рифме. Уметь: выделять рифму; определять тип рифмы; выразительно читать стихотворные произведения | Чтение наизусть |
|
119 | 16 | А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» | 1 | Знать понятие «рифма». Иметь представление о парной рифме, о перекрестной рифме, охватной рифме. Уметь: выделять рифму; определять тип рифмы; выразительно читать стихотворные произведения | Чтение наизусть |
|
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество 17 ч |
120 | 1 | Алексей Пантелеев «Главный инженер» | 1 | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев | Выразительное чтение |
|
121 | 2 | Алексей Пантелеев «Главный инженер».
| 1 | Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения | Выразительное чтение |
|
122-123 | 3-4 | Алексей Пантелеев «Главный инженер».
| 2 | Уметь: анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение; выбирать приемы и средства художественной выразительности | Пересказ текста по плану |
|
124 125 | 5 6 | Анна Ахматова «Памяти друга»
| 2 | Знать понятие «контраст». Иметь представление о том, что контраст бывает цветовой и звуковой. Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство художественной выразительности – контраст | Чтение наизусть |
|
126 | 7 | Н. Рыленков «К Родине» | 1 | Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения | Чтение наизусть |
|
127 128 | 8 9 | Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!». | 2 | Уметь: делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение | Чтение наизусть |
|
129 | 10 | Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою…». | 1 | Уметь: определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения | Чтение наизусть |
|
130-131 | 11-12 | Гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации | 2 | Знать, что гимн – это древний вид стихотворного текста, адресованный силе, от которой люди чувствуют зависимость. Уметь: сравнивать современную фотографию с видом Спасской башни и репродукцию картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»; сравнивать два гимна: древнегреческий и современный российский; определять, к кому обращен каждый гимн; сравнивать первые строфы в обоих гимнах; сравнивать содержание последних строк; объяснять значение выделенных слов | Выразительное чтение |
|
132 | 13 | Карл Брюллов «Последний день Помпеи» | 1 | Иметь представление о работе художника; Уметь: пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Карла Брюллова; выделять средства художественной выразительности | Пересказ текста по плану |
|
133 | 14 | Плиний Младший «Письмо Тациту» | 1 | Уметь: сравнивать фотографию руин древней Помпеи и репродукцию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»; рассказывать о творчестве художника; сравнивать содержание картины К. Брюллова и содержание произведения Плиния Младшего; цитировать произведение | Ответы на вопросы |
|
134 | 15 | А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом…» | 1 | Уметь: объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творчестве А. Пушкина | Чтение наизусть |
|
135 | 16 | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Олимпиада. | 1 | Знать творчество выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы | Ответы на вопросы |
|
136 | 17 | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Олимпиада. | 1 | Знать творчество выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы | Выразительное чтение |
|