Развернутое тематическое планирование по литературному чтению 1 класс (В.А. Лазарева)
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению (развивающая ОС Л.В. Занкова учебник В.А. Лазаревой ). В планировании представлен базовый и надбазовый уровень, базовые и надбазовые понятия, специальные и общеучебные умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПО ЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

     Программа предмета «Литературное чтение» для начальной школы разработана в контексте системы начального обучения Л.В. Занкова, нацеленной на общее развитие учащихся.развитие «ума, воли и чувств», т.е. развитие познавательных способностей, эмоционально – волевых и нравственных качеств личности ученика.

Цель курса «Литературное чтение» в  начальной школе – нравственно – эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе развития способности полноценно и глубоко воспринимать художественную  литературу на основе изучения основ теории литературы, практики анализа художественного текста и опыта самостоятельной творческой деятельности.

Возможность достижения данной цели объясняется двойственной природой учебного предмета «Литературное чтение» . Литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народи и человечества и способствует формирования у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Литература как вид искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего  и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.

Задачи данного курса:

  1. Развитие навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения учащихся, совершенствование качеств чтения как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста.
  2. Ознакомление учащихся с основами теории литературы, формирование на этой основе навыков анализа художественных произведений  разных родов и жанров и опыта самостоятельной читательской и художественно -  творческой деятельности.
  3. Освоение учениками – читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, развитие нравственных чувств личности; воспитание потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания; понимание важности чтения для познания окружающего мира.
  4. Развитие всех видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма) учащихся, через формирование правильного литературного языка и умений понимать других и понятно выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креактивности.

Решение данных задач зависит от уровня сформированности у ребенка навыка чтения.

      Главным условием решения указанных задач является организация личностно – значимого для ученика полноценного чтения и анализа художественных произведений. Читая и анализируя произведение, ребенок задумывается о важных вопросах бытия. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания.

     Сопереживание и оценка – основа формирования нравственных представлений и убеждений личности.

     Система нравственного воспитания, реализуемая на уроках литературного чтения выстроена в логике развития и углубления нравственных представлений учащихся путем осмысления ими основных личностных качеств человека: интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств, характеризующих отношение человека к другим людям, к себе, к Родине и государству, к добру и злу; стремления человека к добру и свободолюбия, особенностей  русского национального характера.

     Глубокому освоению учениками – читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют высокохудожественные произведения, включенные в круг чтения детей, а также система вопросов и заданий, обращенная прежде всего к жизненному опыту и проблемам ребенка.

      Концентрический принцип построения программы позволяет, обращаясь к новым художественным произведения, закреплять умения и формировать навыки анализа художественного текста.

     Курс литературного чтения органически связан с курсом русского языка через  общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также развития речи.

      Главная задача развития речи ребенка на уроках литературного чтения – это развитие коммуникативной культуры, способности получать и передавать информацию, извлекаемую из художественного текста, другим людям.

     Основное содержание работы над развитием речи учащихся заключается в следующем:

  1. Расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиски слова точного и выразительного.
  2. Формирование умения правильно понимать вопрос, другое мнение и логически точно и доказательно строить ответ, свое суждение, свое рассуждение.
  3. Создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, а затем на уровне творчества.
  4. Развитие способности выразительно читать художественные тексты, передавать слушателям сое внутреннее видение и эмоциональное состояние.
  5. Формирование навыков анализа и редактирования своего текста.

ТРЕБОВАНИЯ  К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ПЕРВОГО КЛАССА

Обучающиеся должны:

  1. Уметь:

-осознанно читать вслух небольшие тексты целыми словами (25-30 слов в минуту) с допущением плавного слогового чтения отдельных слов со сложной слого - буквенной структурой;

-ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

-понимать фактическое содержание текста;

-отвечать на вопросы по содержанию текста;

-выделять события,  видеть их последовательность в произведении;

-подробно пересказывать небольшие по объему тексты;

-пользоваться словарями учебника;

-выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;

-овладеть следующими терминами: автор, художественный текст; стихотворение, рифма; ритм;   устное народное творчество;

  1. Иметь начальное представление:

- об изобразительной природе художественного текста, «рисующих»  словах, «картинном» плане;

-о смысловых частях текста;

- о некоторых способах создания характера героя в сказке;

- об оценке литературного героя произведения по его поступкам;

-об особенностях малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;

  1. Иметь нравственное представление:

- о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении ко всему живому, о великодушии, о настойчивости и смелости.

Сроки

№ п/п

Тема

Базовый уровень

Надбазовый уровень

Требования к уровню подготовки

Понятия:

-базовые

- надбазовые

Умения и навыки

Специальные

Общеучебные

1 раздел. «Ведь это чудо из чудес- когда из слов вдруг вырос лес!»

1

Изобразительная природа художественного текста.

К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»(с.)

Выявить опыт общения детей с книгой.

Дать понятие о главной особенности художественного текста – о возможности изобразить в нем все, что нас окружает.

Словами автор может передать еще свое отношение к тому, что  он изображает.

-автор;

-слушатель;

-проза;

-словесный портрет;

-художественный портрет

-  Умение отвечать на вопросы по тексту произведения.

-умение, читая, представлять картины, рисуемые этими словами.

Умение сравнивать, умение обобщать, умение работать с энциклопедической статьей; умение выразительно  читать произв.

2-7

Изобразительные возможности.

Д.С. Самойлов «Белые стихи», Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

(с.)

Л.Н. Толстой  «Какая бывает роса на траве», А.С.Пушкин «Под голубыми небесами… »

(с.)

В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре», В.Н. Викторова «Волшебство»

(с.)

А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», Тим Собакин «Уходит тихо Лето»

(с.)

Не изучалось

-Углубление представлений об изобразительной природе художественного текста.

-Показать, что автор может изобразить все, что нас окружает.

-Начать  знакомить со средствами изображения.

-понятие о «рисующих» словах.

-литература;

-писатель;

-поэт;

-поэзия

 -Умение определять характер текста;

-умение находить «рисующие» слова;

-умение выразительно

и осознанно читать стихотворение с целью передачи разных оттенков чувств и настроений.

-Умение сравнивать,

Анализировать;

-умение выразительно читать;

 8-9

Звукопись как способ изображения.

А.А. Усачев «Шуршащая  песня», А.Я. Бородицкая «Разговор с пчелой », А.А. Шибаев «Переполох»

(с.)

Т.М. Белозеров «Тучка»

(с.)

Работа над техникой чтения

-Расширять представления детей о способах художественного изображения в поэзии

-звукопись;

-отношение автора;

-«рисующие» слова и звуки

-умение сравнивать описание одного и того же явления в разных текстах –художественном и научно-популярном;

-умение сравнивать, анализировать, обобщать;

-умение отвечать на вопросы;

-умение голосом передавать «характеры»

2 раздел. «Над вымыслом слезами обольюсь»

 10-12

Выразительность художественного текста.

Г.А.Ладонщиков «Зимняя радость»,  И.П. Токмакова  «Это ничья кошка…»

(с.)

А.А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…», И.П. Токмакова «Осень», И.С. Никитин «Встреча зимы»

(с.)

Формирование

навыков чтения

-Дать представление об умении автора передавать свое настроение и чувства героев;

-формировать умение выразительного чтения;

-освоение полноценного чтения

художественного текста.

-отношение автора;

-выразительное чтение

-умение читать выразительно стихотворение, передавая чувства и отношение автора;

-умение видеть настроение, чувства героя или автора

-умение выразительно читать

 13-16

Отработка навыков выразительного чтения.

В.Д. Берестов «Заяц - барабанщик», »,  И.П. Токмакова  «Я ненавижу Тарасова»,  «Крокодилы»

(с.)

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

(с.)

Формирование

навыков чтения

Передача интонации при чтении

-настроение героев;

-«партитура» чтения.

-умение искать слова, определяющие настроение героев;

-умение определять основные события, их последовательность;

-умение находить «рисующие» слова

-умение выразительно читать

3 раздел. «Складно да ладно»

 17-18

Особенности поэтических текстов.

Дж. Чиарди  «Похожие хвосты»,   А.Н. Плещеев «Весна»

(с.)

А. Милн «Хвосты», Б.В. Заходер «Считалия»

(с.)

Не изучалось

Начальные представления о рифме и ритме как основах поэтического текста.

-поэзия;

-сопоставление  поэзии и прозы;

-ритм;

-ритмическая  организация стиха

-определение рифм;

-умение читать выразительно стихотворение с нужной интонацией.

-умение выразительно читать

 19-21

Расширение представлений учащихся о рифме.

Н.Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»

(с.)

Не изучалось

-основные правила рифмовки

-диалог

-выразительное чтение диалогов

-выразительное чтение произведения;

-совершенствование техники чтения

 22

Отработка принципов и способов рифмовки в поэтическом тексте.

Н.В. Гернет, Д.И. Хармс «Очень  - очень вкусный пирог»

(с.)

Ю. Тувим «про пана Трулялинского»

(с.)

Не изучалось

-определение созвучия, рифмы;

-модели словообразования

-рифма;

-ритм;

-созвучие

-придумывание «точных» рифм;

-определение рифм

-выразительное чтение произведения;

4 раздел. «…А если я глаза закрываю, мне видно то , чего не бывает…»

 23

Фантастические образы в художественных произведениях.

С.Я. Маршак «Дремота и Зевота»(с.)

 

Не изучалось

-рисование образа не существующего в реальной жизни героя;

-воображение фантастического образа

-фантастика;

-образ героя;

-воображение

-нахождение реального в фантастическом

-умение выразительно читать;

-умение рисовать по представлению

24-25

Способы художественного воплощения фантастического

Ю. Тувим «Чудеса», Б. Заходер «Приятная встреча»

(с.)

Д.Биссет  «Орел и овечка»,  М.Я. Бородицкая  «Колдунье не колдуется»

(с.)

Не изучалось

-реальные детали в фантастической картине;

-обсуждение нравственной проблемы;

-способность восприятия нравственных ценностей, содержащихся в художественном тексте

-фантастика;

-фантазия;

-«рисующие»  слова;

-иллюстрации к произведению

-умение находить «рисующие» слова;

-сопоставление героев и событий;

-умение находить способ достоверного изображения фантастического

- выразительное чтение произведения

 26-28

Реальная основа фантастической картины в художественном тексте.

Н.Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»

(с.)

Не изучалось

-реальные детали в фантастической картине;

- фантастика;

-фантазия;

- географические названия

-умение находить способ достоверного изображения фантастического;

-умение  обнаруживать смешное в тексте

-умение работать с текстом;

- умение читать

 29-31

Роль фантастического элемента в художественном тексте.

Б. Заходер «Моя вообразилия»

(с).

И.П. Токмакова «Голубая страна», Э. Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем…»

(с.)

Не изучалось

-выяснение целей создания автором фантастических образов в художественном тексте;

-уровень сформированности читательских представлений о способах художественного доказательства достоверности фантастического образа

-автор;

-фантастические картины, нарисованные автором;

-роль фантазии

-умение видеть художественный мир автора;

-умение воссоздать в воображении фантастические картины

-умение выборочного чтения;

-умения анализировать  свои переживания и представления

5раздел. «Чтение – вот лучшее учение»

 32-36

Нравственное содержание произведений, их поучительный смысл.

Л.Н. Толстой «Косточка»

(с.)

«Старый дед и внучек»

(с.)

В.А. Осеева

«Сыновья»

(с.)

Работа над техникой чтения

-осознание воспитательного воздействия художественного текста;

-выявлять содержательность названия рассказа;

-эмоциональное вовлечение детей в нравственную коллизию текста

-нравоучительный рассказ;

-басня;

-персонаж;

-главный герой;

-название

-умение деления текста на смысловые части;

-составление плана;

-умение осмысливать поступки героев;

-умение видеть главную мысль произведения

-уметь выделять главное в тексте;

 37-38

Нравственная идея произведения.

И.А. Крылов «Чиж и голубь»

(с.)

Л.Н. Толстой «Лев и мышь», «Отец и сыновья»

(с.)

Работа над техникой чтения

-нравственная идея произведения (видеть самостоятельно)

- басня;

-олицетворение;

-мораль;

-нравственный урок произведения

-умение делить текст на части;

-умение находить мораль в басне;

-умение составлять план

-уметь выделять главное в тексте;

-умение читать;

-умение анализировать

 39-40

Чтение и анализ русских народных сказок.

«Лиса и Заяц»

(с.)

«Глупый волк»

(с.)

Сказки из Хрестоматии

С.Я. Маршак «Сказка про козла»

Чтение сказок

- сказка – жанр фольклора;

-анализ образов героев сказки и способов их создания;

-формирование навыка составления плана произведения;

-изображение характера через поступки героя

-русская народная сказка;

-сказки о животных;

-эпитет;

-«картинный» план

-умение делить текст на части;

-умение составлять план;

-умение давать оценку поступкам героям;

-умение составлять «картинный» план произведения

уметь выделять главное в тексте;

-умение читать;

-умение читать по ролям

 41-42

Малые жанры фольклора:

Загадки (с. ), пословицы(с.) и поговорки (с.), скороговорки (с.).

Не изучалось

-закрепить на новом учебном материале представления учащихся о доминанте характера героя и рифме;

-развивать представления детей о назначении малых жанров фольклора, их художественном своеобразии и способах создания;

-загадки;

-пословицы;

-поговорки;

- скороговорки;

-фольклор;

-рифма

-умение находить рифму;

-умение видеть особенности характера героя;

-умение составлять и отгадывать загадки;

-умение видеть нравственный смысл в пословицах;

-умение четко произносить звуки

-умение читать целыми словами;

-умение работать с текстом

 43-45

Завершение программы 1 класса, задачи нового учебного года.

Б. Заходер, послание

(с.)

Урок - концерт

Не изучалось

-подведение итогов;

-повторение секретов художественного текста

 -поэзия;

-проза;

-басня;

-фольклор

-умение  рассказывать стихотворения наизусть;

-умение анализировать произведение по вопросам учителя

Умение выразительно читать

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс.Лазарева.Система Занкова

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. В.А Лазарева(102 ч.)...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой). 1 класс.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс УМК Занкова...

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс

Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс (В. А. Лазарева)

Материал включает: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы. материально- техническое обеспечение предмета....

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"

Развернутое тематическое планирование 4 класс УМК "Школа России"...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...