Развернутое тематическое планирование по литературному чтению 1 класс (В.А. Лазарева)
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению (развивающая ОС Л.В. Занкова учебник В.А. Лазаревой ). В планировании представлен базовый и надбазовый уровень, базовые и надбазовые понятия, специальные и общеучебные умения и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_5.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПО ЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
Программа предмета «Литературное чтение» для начальной школы разработана в контексте системы начального обучения Л.В. Занкова, нацеленной на общее развитие учащихся.развитие «ума, воли и чувств», т.е. развитие познавательных способностей, эмоционально – волевых и нравственных качеств личности ученика.
Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно – эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе развития способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения основ теории литературы, практики анализа художественного текста и опыта самостоятельной творческой деятельности.
Возможность достижения данной цели объясняется двойственной природой учебного предмета «Литературное чтение» . Литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народи и человечества и способствует формирования у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Литература как вид искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.
Задачи данного курса:
- Развитие навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения учащихся, совершенствование качеств чтения как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста.
- Ознакомление учащихся с основами теории литературы, формирование на этой основе навыков анализа художественных произведений разных родов и жанров и опыта самостоятельной читательской и художественно - творческой деятельности.
- Освоение учениками – читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, развитие нравственных чувств личности; воспитание потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания; понимание важности чтения для познания окружающего мира.
- Развитие всех видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма) учащихся, через формирование правильного литературного языка и умений понимать других и понятно выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креактивности.
Решение данных задач зависит от уровня сформированности у ребенка навыка чтения.
Главным условием решения указанных задач является организация личностно – значимого для ученика полноценного чтения и анализа художественных произведений. Читая и анализируя произведение, ребенок задумывается о важных вопросах бытия. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания.
Сопереживание и оценка – основа формирования нравственных представлений и убеждений личности.
Система нравственного воспитания, реализуемая на уроках литературного чтения выстроена в логике развития и углубления нравственных представлений учащихся путем осмысления ими основных личностных качеств человека: интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств, характеризующих отношение человека к другим людям, к себе, к Родине и государству, к добру и злу; стремления человека к добру и свободолюбия, особенностей русского национального характера.
Глубокому освоению учениками – читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют высокохудожественные произведения, включенные в круг чтения детей, а также система вопросов и заданий, обращенная прежде всего к жизненному опыту и проблемам ребенка.
Концентрический принцип построения программы позволяет, обращаясь к новым художественным произведения, закреплять умения и формировать навыки анализа художественного текста.
Курс литературного чтения органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также развития речи.
Главная задача развития речи ребенка на уроках литературного чтения – это развитие коммуникативной культуры, способности получать и передавать информацию, извлекаемую из художественного текста, другим людям.
Основное содержание работы над развитием речи учащихся заключается в следующем:
- Расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиски слова точного и выразительного.
- Формирование умения правильно понимать вопрос, другое мнение и логически точно и доказательно строить ответ, свое суждение, свое рассуждение.
- Создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, а затем на уровне творчества.
- Развитие способности выразительно читать художественные тексты, передавать слушателям сое внутреннее видение и эмоциональное состояние.
- Формирование навыков анализа и редактирования своего текста.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ПЕРВОГО КЛАССА
Обучающиеся должны:
- Уметь:
-осознанно читать вслух небольшие тексты целыми словами (25-30 слов в минуту) с допущением плавного слогового чтения отдельных слов со сложной слого - буквенной структурой;
-ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
-понимать фактическое содержание текста;
-отвечать на вопросы по содержанию текста;
-выделять события, видеть их последовательность в произведении;
-подробно пересказывать небольшие по объему тексты;
-пользоваться словарями учебника;
-выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;
-овладеть следующими терминами: автор, художественный текст; стихотворение, рифма; ритм; устное народное творчество;
- Иметь начальное представление:
- об изобразительной природе художественного текста, «рисующих» словах, «картинном» плане;
-о смысловых частях текста;
- о некоторых способах создания характера героя в сказке;
- об оценке литературного героя произведения по его поступкам;
-об особенностях малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
- Иметь нравственное представление:
- о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении ко всему живому, о великодушии, о настойчивости и смелости.
Сроки | № п/п | Тема | Базовый уровень | Надбазовый уровень | Требования к уровню подготовки | ||||
Понятия: -базовые - надбазовые | Умения и навыки | ||||||||
Специальные | Общеучебные | ||||||||
1 раздел. «Ведь это чудо из чудес- когда из слов вдруг вырос лес!» | |||||||||
1 | Изобразительная природа художественного текста. К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»(с.) | Выявить опыт общения детей с книгой. | Дать понятие о главной особенности художественного текста – о возможности изобразить в нем все, что нас окружает. Словами автор может передать еще свое отношение к тому, что он изображает. | -автор; -слушатель; -проза; -словесный портрет; -художественный портрет | - Умение отвечать на вопросы по тексту произведения. -умение, читая, представлять картины, рисуемые этими словами. | Умение сравнивать, умение обобщать, умение работать с энциклопедической статьей; умение выразительно читать произв. | |||
2-7 | Изобразительные возможности. Д.С. Самойлов «Белые стихи», Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (с.) Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», А.С.Пушкин «Под голубыми небесами… » (с.) В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре», В.Н. Викторова «Волшебство» (с.) А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», Тим Собакин «Уходит тихо Лето» (с.) | Не изучалось | -Углубление представлений об изобразительной природе художественного текста. -Показать, что автор может изобразить все, что нас окружает. -Начать знакомить со средствами изображения. -понятие о «рисующих» словах. | -литература; -писатель; -поэт; -поэзия | -Умение определять характер текста; -умение находить «рисующие» слова; -умение выразительно и осознанно читать стихотворение с целью передачи разных оттенков чувств и настроений. | -Умение сравнивать, Анализировать; -умение выразительно читать; | |||
8-9 | Звукопись как способ изображения. А.А. Усачев «Шуршащая песня», А.Я. Бородицкая «Разговор с пчелой », А.А. Шибаев «Переполох» (с.) Т.М. Белозеров «Тучка» (с.) | Работа над техникой чтения | -Расширять представления детей о способах художественного изображения в поэзии | -звукопись; -отношение автора; -«рисующие» слова и звуки | -умение сравнивать описание одного и того же явления в разных текстах –художественном и научно-популярном; | -умение сравнивать, анализировать, обобщать; -умение отвечать на вопросы; -умение голосом передавать «характеры» | |||
2 раздел. «Над вымыслом слезами обольюсь» | |||||||||
10-12 | Выразительность художественного текста. Г.А.Ладонщиков «Зимняя радость», И.П. Токмакова «Это ничья кошка…» (с.) А.А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…», И.П. Токмакова «Осень», И.С. Никитин «Встреча зимы» (с.) | Формирование навыков чтения | -Дать представление об умении автора передавать свое настроение и чувства героев; -формировать умение выразительного чтения; -освоение полноценного чтения художественного текста. | -отношение автора; -выразительное чтение | -умение читать выразительно стихотворение, передавая чувства и отношение автора; -умение видеть настроение, чувства героя или автора | -умение выразительно читать | |||
13-16 | Отработка навыков выразительного чтения. В.Д. Берестов «Заяц - барабанщик», », И.П. Токмакова «Я ненавижу Тарасова», «Крокодилы» (с.) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (с.) | Формирование навыков чтения | Передача интонации при чтении | -настроение героев; -«партитура» чтения. | -умение искать слова, определяющие настроение героев; -умение определять основные события, их последовательность; -умение находить «рисующие» слова | -умение выразительно читать | |||
3 раздел. «Складно да ладно» | |||||||||
17-18 | Особенности поэтических текстов. Дж. Чиарди «Похожие хвосты», А.Н. Плещеев «Весна» (с.) А. Милн «Хвосты», Б.В. Заходер «Считалия» (с.) | Не изучалось | Начальные представления о рифме и ритме как основах поэтического текста. | -поэзия; -сопоставление поэзии и прозы; -ритм; -ритмическая организация стиха | -определение рифм; -умение читать выразительно стихотворение с нужной интонацией. | -умение выразительно читать | |||
19-21 | Расширение представлений учащихся о рифме. Н.Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» (с.) | Не изучалось | -основные правила рифмовки | -диалог | -выразительное чтение диалогов | -выразительное чтение произведения; -совершенствование техники чтения | |||
22 | Отработка принципов и способов рифмовки в поэтическом тексте. Н.В. Гернет, Д.И. Хармс «Очень - очень вкусный пирог» (с.) Ю. Тувим «про пана Трулялинского» (с.) | Не изучалось | -определение созвучия, рифмы; -модели словообразования | -рифма; -ритм; -созвучие | -придумывание «точных» рифм; -определение рифм | -выразительное чтение произведения; | |||
4 раздел. «…А если я глаза закрываю, мне видно то , чего не бывает…» | |||||||||
23 | Фантастические образы в художественных произведениях. С.Я. Маршак «Дремота и Зевота»(с.)
| Не изучалось | -рисование образа не существующего в реальной жизни героя; -воображение фантастического образа | -фантастика; -образ героя; -воображение | -нахождение реального в фантастическом | -умение выразительно читать; -умение рисовать по представлению | |||
24-25 | Способы художественного воплощения фантастического Ю. Тувим «Чудеса», Б. Заходер «Приятная встреча» (с.) Д.Биссет «Орел и овечка», М.Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется» (с.) | Не изучалось | -реальные детали в фантастической картине; -обсуждение нравственной проблемы; -способность восприятия нравственных ценностей, содержащихся в художественном тексте | -фантастика; -фантазия; -«рисующие» слова; -иллюстрации к произведению | -умение находить «рисующие» слова; -сопоставление героев и событий; -умение находить способ достоверного изображения фантастического | - выразительное чтение произведения | |||
26-28 | Реальная основа фантастической картины в художественном тексте. Н.Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» (с.) | Не изучалось | -реальные детали в фантастической картине; | - фантастика; -фантазия; - географические названия | -умение находить способ достоверного изображения фантастического; -умение обнаруживать смешное в тексте | -умение работать с текстом; - умение читать | |||
29-31 | Роль фантастического элемента в художественном тексте. Б. Заходер «Моя вообразилия» (с). И.П. Токмакова «Голубая страна», Э. Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем…» (с.) | Не изучалось | -выяснение целей создания автором фантастических образов в художественном тексте; -уровень сформированности читательских представлений о способах художественного доказательства достоверности фантастического образа | -автор; -фантастические картины, нарисованные автором; -роль фантазии | -умение видеть художественный мир автора; -умение воссоздать в воображении фантастические картины | -умение выборочного чтения; -умения анализировать свои переживания и представления | |||
5раздел. «Чтение – вот лучшее учение» | |||||||||
32-36 | Нравственное содержание произведений, их поучительный смысл. Л.Н. Толстой «Косточка» (с.) «Старый дед и внучек» (с.) В.А. Осеева «Сыновья» (с.) | Работа над техникой чтения | -осознание воспитательного воздействия художественного текста; -выявлять содержательность названия рассказа; -эмоциональное вовлечение детей в нравственную коллизию текста | -нравоучительный рассказ; -басня; -персонаж; -главный герой; -название | -умение деления текста на смысловые части; -составление плана; -умение осмысливать поступки героев; -умение видеть главную мысль произведения | -уметь выделять главное в тексте; | |||
37-38 | Нравственная идея произведения. И.А. Крылов «Чиж и голубь» (с.) Л.Н. Толстой «Лев и мышь», «Отец и сыновья» (с.) | Работа над техникой чтения | -нравственная идея произведения (видеть самостоятельно) | - басня; -олицетворение; -мораль; -нравственный урок произведения | -умение делить текст на части; -умение находить мораль в басне; -умение составлять план | -уметь выделять главное в тексте; -умение читать; -умение анализировать | |||
39-40 | Чтение и анализ русских народных сказок. «Лиса и Заяц» (с.) «Глупый волк» (с.) Сказки из Хрестоматии С.Я. Маршак «Сказка про козла» | Чтение сказок | - сказка – жанр фольклора; -анализ образов героев сказки и способов их создания; -формирование навыка составления плана произведения; -изображение характера через поступки героя | -русская народная сказка; -сказки о животных; -эпитет; -«картинный» план | -умение делить текст на части; -умение составлять план; -умение давать оценку поступкам героям; -умение составлять «картинный» план произведения | уметь выделять главное в тексте; -умение читать; -умение читать по ролям | |||
41-42 | Малые жанры фольклора: Загадки (с. ), пословицы(с.) и поговорки (с.), скороговорки (с.). | Не изучалось | -закрепить на новом учебном материале представления учащихся о доминанте характера героя и рифме; -развивать представления детей о назначении малых жанров фольклора, их художественном своеобразии и способах создания; | -загадки; -пословицы; -поговорки; - скороговорки; -фольклор; -рифма | -умение находить рифму; -умение видеть особенности характера героя; -умение составлять и отгадывать загадки; -умение видеть нравственный смысл в пословицах; -умение четко произносить звуки | -умение читать целыми словами; -умение работать с текстом | |||
43-45 | Завершение программы 1 класса, задачи нового учебного года. Б. Заходер, послание (с.) Урок - концерт | Не изучалось | -подведение итогов; -повторение секретов художественного текста | -поэзия; -проза; -басня; -фольклор | -умение рассказывать стихотворения наизусть; -умение анализировать произведение по вопросам учителя | Умение выразительно читать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс.Лазарева.Система Занкова
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. В.А Лазарева(102 ч.)...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой). 1 класс.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс УМК Занкова...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс
Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс (В. А. Лазарева)
Материал включает: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы. материально- техническое обеспечение предмета....
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
Развернутое тематическое планирование 4 класс УМК "Школа России"...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...