Технологическая карта урока по литературному чтению (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Класс: 2
Дата:5 ноября 2014 год
Учитель: Сайфулина Валентина Николаевна
Тема урока | Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Цель |
|
Задачи | Образовательные:
умение видеть прекрасное, умения исследования текста. Воспитательные:
|
Планируемые результаты | Предметные: уметь работать с текстом стихотворения, распознавать эпитеты, сравнения, сравнивать строфы (четверостишье и пятистишье), уметь читать выразительно и наизусть; Метапредметные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца |
Формы урока | фронтальная, индивидуальная, групповая |
Ресурсы | Основные: учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» 3 кл., рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 кл., портрет Ф.И. Тютчева. Дополнительные: репродукция картины И.И. Шишкин «Зима в лесу», зубная паста, цветные карандаши,снежинки из белой бумаги, лист картона темного цвета. Оборудование: интерактивная доска, компьютер, диск с музыкальной пьесой Чайковского «Январь» (фрагменты классической музыки),звукозапись стихотворения. |
Используемые технологии | Технологии развития критического мышления (кластер, синквейн), работа в группах, здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные технологии, технология «войти в картину», уровневой дифференциации |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство, музыка |
Приемы деятельности учителя | Опрос по изученному материалу. Работа с картиной Постановка проблемных вопросов. Рассказ. Организация сообщений. Помощь выступающим. Диалог, обмен мнениями по поводу составления синквейна. Подведение итогов. |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | ||
Проверка своего рабочего места. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Нацеливание на успешную деятельность. (Регулятивные УУД) Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. (Личностные УУД) Планировать учебное сотрудничество. (Коммуникативные УУД) | |
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Цель этапа: актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||
Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. - Прослушайте строчки из стихотворений, назовите автора и название стихотворения: Разгулялась вьюга, Наклонились ели До земли. Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит,.. - Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок. (Зиме) | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Называют (Сергей Есенин «Разгулялась вьюга…») (А. С. Пушкин «Зимнее утро») (А. С. Пушкин «Зимняя дорога») Формулируют тему урока (зима) Составляют КЛАСТЕР по теме Зима ЗИМА Снег Мороз Холод Метель Буран Вьюга Горка Лед Пушистый, Мокрый; Крепкий, Сильный; Санки, Лыжи, Коньки Снежная баба, игра в снежки, Снежные крепости Распределяют слова и осуществляют самопроверку Дают ответ | Уметь проводить сравнение по заданным критериям, уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД) Уметь оформлять мысли в устной форме - полно и точно, формулировать и аргументировать свое мнения, учитывать разные мнения(Коммуникативные УУД) Уметь формулировать цель и учебную задачу урока, осуществлять действия по реализации плана (РегулятивныеУУД) |
III.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Цель этапа:подвести детей к пониманию, что выразить красоту зимней природы можно разными средствами: поэтическим словом, музыкой, живописью. | ||
Наша цель: увидеть и понять, что красоту природы можно передать не только словом, но и красками, и звуками. | ||
| ||
1. Беседа по картине Рассмотрите внимательно картину «Зима в лесу» И. Шишкина, давайте перешагнем за рамку, представьте, что мы стоим среди этих деревьев. Что мы видим? - Что мы слышим? - Что чувствуем? (носом, чувства) - Автор назвал «Зима в лесу» -А как ты бы ее назвал? И то верно: что может быть чудесней русской зимы, когда небо чисто и воздух прозрачен. | Свободные высказывания учащихся: Я согласен с поэтом потому что… | Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль,выражать свои мысли с полнотой и точностью; формулировать и аргументировать свое мнение; учитывать разные мнения (КоммуникативныеУУД) Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое (Личностные УУД) |
| ||
2.Словарная разминка – Вы познакомились с картиной И. Шишкина «Зима в лесу». А теперь посмотрим, как изобразил зиму поэт Ф.И. Тютчев – певец русской природы. 3.Первичное знакомство со стихами. –Прочитайте стихотворение (маленьким язычком) шепотом (жужжащее чтение). 4.Анализ текста.
5.Индивидуальная работастолковым словарем. - Найдите значение слова «бахрома» | Подбирают синонимы: колдовство, заколдовать, заворожить, покорить;волшебница, колдунья. Отвечают на вопросы Застывшим, затаившимся, загадочным, взглядом сказочника чародейка - Зима, лес околдован, очарован, опутан, чудная жизнь, сон волшебный, краса ослепительная О сказке. О сказочном описании зимнего леса Чарует своей сказочной красотой Волшебница, колдунья. Чародейка, очарован ЧАР , волшебство, обаяние Зима выступает как чародейка, волшебница. Она заколдовала лес, и теперь он под влиянием её волшебной силы, её чар стоит заколдован, а значит, и очарован Волшебным сном Чудо Что-то очень красивое, необычное Прекрасная, удивительная, волшебная Под снежной бахромой Скатерть, платок, покрывало, … Покрытые снегом ветви деревьев Неподвижные, немые Тихий, безмолвный Находят в словаре значение слова бахрома | Выполнять пробные учебные действия; фиксировать индивидуальные затруднения; саморегулировать в ситуации затруднения (Регулятивные УУД) Выражать свои мысли с полнотой и точностью; формулировать и аргументировать свое мнение; учитывать разные мнения (Коммуникативные УУД) Находить и выделять необходимую информацию(отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. (Познавательные УУД) Применять правила делового сотрудничества (ЛичностныеУУД) |
6.Проверка индивидуального задания: 7.Повторное чтение, анализ прочитанного -Как вы понимаете значение этого слова? 8.Прослушивание звукозаписи стихотворения.
| Бахрома-(тюрк., от араб. махрама - платок), гладкая тесьма с висящими с одной стороны нитями; украшение к занавесям, мебели, абажурам. Бахрому для отделки платков, шарфов и т. п. получают выдергиванием (осыпкой) нитей на краях изделия. Окован легкой цепью пуховой Железная, серебряная Пуховой, устаревшая форма слова пуховый Снег легкий, как пух, но он сверху донизу опутывает каждое дерево Мещет, краса Метать – кидать, бросать Зимой солнце низко над горизонтом, поэтому лучи падают сбоку Произвольные высказывания детей Красота Ослепительная Подчеркнуть торжественность момента Тихий, певучий Лес околдован Чародейкою-Зимою, сном волшебным очарован, блестит чудной жизнью… Под снежной бахромою окутан цепью Легкой пуховой (цепью), неподвижная, немая (бахрома) | |
| ||
- Сядьте так, как вам удобно. Сейчас мы с вами немного отдохнём. | Выполняют упражнения физкультминутки | Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости. (Личностные УУД) |
| ||
Объедини близкиепо смыслу слова: чудесный, удивительный, странный, прекрасный, непонятный, восхитительный (взаимопроверка). Ответы спроектированы на доску: чудесный- прекрасный; странный – непонятный; удивительный – восхитительный (если справился «+», нет «-») | Объединяют близкие по смыслу слова, выполняют взаимопроверку | Взаимно контролировать процесс выполнения задания (Регулятивные УУД) |
| ||
- В первых пяти строчках рифмуются слова: - Выпиши рифмы из других частей стихотворения: - О зимнем лесе говорят, что он молчит. А поэт подметил, что «…Стоит он околдован, сном волшебным очарован…» Как ты понимаешь это? - Что общего в этих произведениях? - Чем они различаются? | Зимою – бахромою – немою; Стоит – блестит. околдован – очарован – окован Живой – пуховой. Произвольные высказывания детей | Уметь анализировать с целью выделения существенных признаков. (Познавательные УУД) Выражать свои мысли с полнотой и точностью; формулировать и аргументировать свое мнение; учитывать разные мнения (Коммуникативные УУД) Применять правила делового сотрудничества (Личностные УУД) |
| ||
- А сейчас вы поработаете группами по интересам под звуки музыкальной пьесы П.И. Чайковского «Январь»
| Рисуют на темном фоне зубной пастой зимние пейзажи. Читают стихотворение выразительно Волшебница – зима. Вопросы: | Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Уметь анализировать с целью выделения существенных признаков.(Познавательные УУД) Выражать свои мысли с полнотой и точностью; формулировать и аргументировать свое мнение; учитывать разные мнения (Коммуникативные УУД) Применять правила делового сотрудничества(Личностные УУД) Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку (Регулятивные УУД) |
Представление работ | Представляют свои работы | Аргументировать свое мнение и позиции в коммуникации; учитывать разные мнения(Коммуникативные УУД) |
IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ. | ||
- Что общего в произведениях Тютчева, Шишкина и Чайковского? | Только внимательное чтение, вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно понять стихотворение, понять замысел художника, который он передает через чувства, настроение, скрытое описание, художественные образы. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Уметь анализировать с целью выделения существенных признаков (Познавательные УУД) Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии (Коммуникативные УУД) |
V.РЕФЛЕКСИЯ.УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИТОГ УРОКА. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
Составление Синквейна. | Составляют синквейн Чародейка Неподвижная, немая Околдовывать, очаровывать, опутывать Легкой цепью пуховой | Анализировать и синтезировать объекты с целью выделения признаков составления целого из частей и наоборот(Познавательные УУД) Соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. (Коммуникативные УУД) Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку (Регулятивные УУД) |
ЗИМА -Я снова возвращаюсь к строкам стихотворению написанного на доске «Чародейкою Зимою Околдован лес стоит...» Поставьте знак, передавая свое отношение к стихотворению: . – ровное, спокойное настроение ! – стихотворение вызвало чувство, очень понравилось ? – Не почувствовали красоту стихотворения | Ставят знаки на снежинках, которые лежат у них на партах | Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям, иметь навыки самооценки, адекватно воспринимать причины успеха или неуспеха в УД; (Личностные УУД) |
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( НА ВЫБОР) | ||
Даёт комментарий к домашнему заданию.
| Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению. Убирают свои рабочие места. | |
VII. ОРГАНИЗОВАННОЕ ОКОНЧАНИЕ УРОКА | ||
Вы, ребята, молодцы! Спасибо за урок! |
Заместитель директора по УВР ______________________ / Попова Н. Н. /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"
Ø Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø Обнару...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».
Технологическая уарта урока по литературному чтению во 2 классе....
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"
Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...