Сочетание букв жи и ши
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Сенникова Лилия Минзяновна
способствовать формированию навыка правописания сочетаний жи и ши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_zhi.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     МБОУ «Бардымская гимназия»

                       Урок обучения грамоте.

                                  Тема:

               

                                                         Барда, 2012 г.

                           

Цель урока: способствовать формированию навыка правописания сочетаний жи и ши.

Задачи урока:

  • формировать навык правописания сочетаний жи и ши в словах
  • осознавать лексическое значение слов
  • закреплять навык чтения, учить ориентироваться в тексте
  • развивать речь, мыслительные операции, память
  • воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, аккуратности

Ход урока:

1. Организация проблемной ситуации.

Учитель входит в класс в разной обуви и интересуется тем, что у ребят вызвало улыбку?

- Ребята, почему вы улыбаетесь?

(у вас на ногах туфли разные, они должны быть одинаковыми, потому что это пара)

- Чем они одинаковы?

(размером и цветом)

- Чем они отличаются?

(одна туфелька на левую ногу, другая на правую)

- А где ещё в жизни встречаются два предмета или пара?

(пара рук, глаз, двухколёсный велосипед, очки, два крыла самолёта, пара лыж, коньков, супружеская пара)

Слайд 1.

- А в русском языке это – парные согласные.

Слайд 2.

- Почему они образуют пару?

(потому что при произношение данных звуков артикуляционная позиция губ, язычка одинаковая, только одни произносятся с голосом, а другие с шумом)

- А что это мы тут вдруг о парных согласных вспомнили?

(на последних уроках обучения грамоте мы изучали буквы «Ж» и «Ш»)

- Какие звуки они обозначают?

(это твёрдые согласные звуки, но один из них звонкий, а другой – глухой)

- Составьте из данных парных согласных букв слоги.

(это невозможно)

- Почему? Букв что ли мало?

(нужны гласные, потому что без гласных согласные слог образовать не могут)

- Значит всеми согласными руководят гласные. Я хочу предложить вам букву И. Теперь снова пробуйте составить слоги.

2.Постановка проблемы

- Что вас в этой ситуации удивляет?

(буква И указывает на мягкость, а звуки ж, ш произносятся твёрдо)

- Вы правы, по логике надо бы писать букву Ы. Хотите разобраться в данном вопросе?

3. Поиск решения проблемы

- Давайте проведём небольшое исследование. Какая связь между буквами и звуками?

(звуки мы произносим и слышим, а буквы – читаем и пишем)

- Иначе говоря, буква – это графический знак для звука.

- У нас возник вопрос по поводу обозначения какого звука?

(Ы)

- Где он находится в словах?

(после твёрдых согласных)

- Что интересного мы знаем о буквах Ж, Ш?

(они обозначают всегда твёрдые звуки)

- Надо ли ещё раз обозначать его твёрдость?

(нет)

- Значит, зная что буквы Ж, Ш всегда обозначают твёрдые звуки буква Ы нам не нужна. А значит остаётся только буква И.

- А теперь мы должны вывести самое главное правило:

Жи и Ши пиши с буквой И!

Слайд 3.

4. Первичное закрепление

- Откройте буквари на странице 68 и вы увидите это правило, которое нужно выучить наизусть.

- Прочитайте слова, записанные на доске:

Пуш…стый                      Маш…на

Снеж…нка                        гараж…

Лож…тся

Круж…тся

- Какие буквы пропущены в словах?

(буква И)

- Почему?

(мы знаем правило ЖИ и ШИ пиши с буквой И)

- С каким образом ассоциируются слова первого столбика?

(с образом зимы)

Слайд 4.

- На дворе у нас зима. Давайте посмотрим на неё ещё раз через окошко. Тихо она приходит и как в сказке, за одну ночь построит свой серебряный дворец, покрыв снегом дома, деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось. Белеют заснеженные улицы. Водоёмы сверкают зеркальным блестящим льдом. Наступило время морозов и метелей, коротких дней и длинных вечеров.

У Сурикова есть такие строчки:

Слайд 5.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

- Что, кроме рифмы есть в этих строчках?

(настроение, ритм)

- До настоящих поэтов нам с вами конечно далеко, а вот на своих ровесников равняться стоит. А кто это ровесники?

(это люди одинакового возраста)

Первоклассница Настя сочинила вот такое стихотворение:

Поутру проснулась Настя

И увидела в окно

Белый снег искрится

Словно серебро.

- С чем Настя сравнивает снег?

(с серебром)

- Почему?

(потому что блестит)

- Обратите внимание на слова второго столбика. Как связаны между собой эти слова?

- А как их можно связать со словами первого столбика?

- Если вы затрудняетесь, то букварь вам поможет. Рассмотрите в самом внизу картинки под рубрикой «Обычные буквы – специальные знаки»

Слайд 6.

- Буква «Ш» является не только буквой, но и специальным знаком. Знак «Ш» означает, что у машины на шинах есть шипы. Что такое шип? Они способствуют быстрому торможению машины и используются в зимнее время. Знак крепится к заднему стеклу машины и служит предупреждающим знаком для водителей машин, едущих сзади.

5.Первичное чтение текста.

- О каких машинах сказано в тексте?

(грузовик, самосвал, фургон)

Слайд 7.

- Грузовик – грузовая машина, предназначенная для перевозки грузов.

- Самосвал – грузовая машина, с откидывающим бортом, позволяющим механически сваливать сыпучий груз (песок, зерно, …)

- Фургон – крытый автомобиль для перевозки грузов.

6. Выборочное чтение

- Прочитайте второе предложение. Что такое кузов?

(это корпус автомобиля, в котором перевозят груз)

- Что означают чёрточки перед некоторыми предложениями?

(это чья-то речь)

- Какой знак препинания стоит в конце этих предложений? Что это значит?

- Прочитайте предложение, где стоит первая чёрточка.

- Кого называют пассажиром?

(того, кто совершает поездку на каком-либо транспорте)

- Кто является пассажиром у Саши?

(кот)

- Прочитайте следующее предложение.

- Как кот умудрился свалить на бок целый самосвал?

(он был игрушечный)

- Куда же спрятался наш герой?

(под диван)

- Почему?

(испугался)

- Как его назвал Саша? Об этом вы узнаете, прочитав последнее предложение.

- Прочитайте, записанные на доске слова:

Слайд 8.

Самосвал, самокат, самолёт.

- Эти слова состоят из двух частей: первая часть – сам

Сам сваливает, сам катит, сам летает.

- Послушайте стихотворение Сашина, которое также называется «Сам»

Варит сам самовар,

Валит сам самосвал,

Ходит сам самоход

Сам летает самолёт.

Ну, а ты, приятель сам,

Что умеешь делать сам?

7. Рефлексия.

- Вы очень многое умеете сами делать, и поэтому вас можно назвать самостоятельными. Я приготовила для вас советы, что вы должны уметь делать сами.

Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать,

Носом парту не клевать.

Одевайся аккуратно,

Чтоб смотреть было приятно,

Одежду сам погладь, проверь,

Ты большой уже теперь.

Приучай себя к порядку,

Не играй с вещами в прятки,

Каждой книжкой дорожи,

В чистоте портфель держи.

На уроках не хихикай,

Стул туда-сюда не двигай,

Педагога уважай

И соседу не мешай.

Не дразнись, не зазнавайся,

В школе всем помочь старайся,

Зря не хмурься, будь смелей

И найдёшь себе друзей.

Вот и все мои советы,

Их мудрей и проще нету,

Ты, дружок, их не забудь,

Забери в далёкий путь.

8.Итоги урока:

- В чём секрет букв Ж и Ш?

- Кто доволен сегодня своими успехами?

Слайд 9.

- Завершить урок мне хотелось такими пословицами:

«Суди о человеке по его труду»

«Добро творить – себя веселить»

Слайд 10.

Школьный прозвенел звонок,

Завершается урок,

Отдохнуть всех непременно

Приглашает …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

чтение 2 кл сочетание букв

чтение 2 кл сочетание букв...

Урок обучения грамоты в 1 классе «Сочетание букв ЖИ и ШИ»

Способствовать формированию навыка правописания сочетаний жи и ши....

Звук [Щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетание букв ча-ща и чу-щу.

Урок литературного чтения 1 класс с презентацией...

Сочетания букв ЖИ-ШИ

Технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс. УМК «Планета Знаний»...

Тема урока. Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча-ща, чу-щу.

Цель урока. Создать условия для формирования навыка звуко-слогового анализа слов; правильного, сознательного, выразительного чтения слов через систему продуктивных заданий.Дидактическая задача. Ученик...

Урок по обучению грамоте в 1 классе. Тема: «Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча – ща и чу-щу»

    Урок обучения грамоте по образовательной системе УМК «Школа России» организован в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок является уроком открытия нового знания....