Сочетание букв жи и ши
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_zhi.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Бардымская гимназия»
Урок обучения грамоте.
Тема:
Барда, 2012 г.
Цель урока: способствовать формированию навыка правописания сочетаний жи и ши.
Задачи урока:
- формировать навык правописания сочетаний жи и ши в словах
- осознавать лексическое значение слов
- закреплять навык чтения, учить ориентироваться в тексте
- развивать речь, мыслительные операции, память
- воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, аккуратности
Ход урока:
1. Организация проблемной ситуации.
Учитель входит в класс в разной обуви и интересуется тем, что у ребят вызвало улыбку?
- Ребята, почему вы улыбаетесь?
(у вас на ногах туфли разные, они должны быть одинаковыми, потому что это пара)
- Чем они одинаковы?
(размером и цветом)
- Чем они отличаются?
(одна туфелька на левую ногу, другая на правую)
- А где ещё в жизни встречаются два предмета или пара?
(пара рук, глаз, двухколёсный велосипед, очки, два крыла самолёта, пара лыж, коньков, супружеская пара)
Слайд 1.
- А в русском языке это – парные согласные.
Слайд 2.
- Почему они образуют пару?
(потому что при произношение данных звуков артикуляционная позиция губ, язычка одинаковая, только одни произносятся с голосом, а другие с шумом)
- А что это мы тут вдруг о парных согласных вспомнили?
(на последних уроках обучения грамоте мы изучали буквы «Ж» и «Ш»)
- Какие звуки они обозначают?
(это твёрдые согласные звуки, но один из них звонкий, а другой – глухой)
- Составьте из данных парных согласных букв слоги.
(это невозможно)
- Почему? Букв что ли мало?
(нужны гласные, потому что без гласных согласные слог образовать не могут)
- Значит всеми согласными руководят гласные. Я хочу предложить вам букву И. Теперь снова пробуйте составить слоги.
2.Постановка проблемы
- Что вас в этой ситуации удивляет?
(буква И указывает на мягкость, а звуки ж, ш произносятся твёрдо)
- Вы правы, по логике надо бы писать букву Ы. Хотите разобраться в данном вопросе?
3. Поиск решения проблемы
- Давайте проведём небольшое исследование. Какая связь между буквами и звуками?
(звуки мы произносим и слышим, а буквы – читаем и пишем)
- Иначе говоря, буква – это графический знак для звука.
- У нас возник вопрос по поводу обозначения какого звука?
(Ы)
- Где он находится в словах?
(после твёрдых согласных)
- Что интересного мы знаем о буквах Ж, Ш?
(они обозначают всегда твёрдые звуки)
- Надо ли ещё раз обозначать его твёрдость?
(нет)
- Значит, зная что буквы Ж, Ш всегда обозначают твёрдые звуки буква Ы нам не нужна. А значит остаётся только буква И.
- А теперь мы должны вывести самое главное правило:
Жи и Ши пиши с буквой И!
Слайд 3.
4. Первичное закрепление
- Откройте буквари на странице 68 и вы увидите это правило, которое нужно выучить наизусть.
- Прочитайте слова, записанные на доске:
Пуш…стый Маш…на
Снеж…нка гараж…
Лож…тся
Круж…тся
- Какие буквы пропущены в словах?
(буква И)
- Почему?
(мы знаем правило ЖИ и ШИ пиши с буквой И)
- С каким образом ассоциируются слова первого столбика?
(с образом зимы)
Слайд 4.
- На дворе у нас зима. Давайте посмотрим на неё ещё раз через окошко. Тихо она приходит и как в сказке, за одну ночь построит свой серебряный дворец, покрыв снегом дома, деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось. Белеют заснеженные улицы. Водоёмы сверкают зеркальным блестящим льдом. Наступило время морозов и метелей, коротких дней и длинных вечеров.
У Сурикова есть такие строчки:
Слайд 5.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
- Что, кроме рифмы есть в этих строчках?
(настроение, ритм)
- До настоящих поэтов нам с вами конечно далеко, а вот на своих ровесников равняться стоит. А кто это ровесники?
(это люди одинакового возраста)
Первоклассница Настя сочинила вот такое стихотворение:
Поутру проснулась Настя
И увидела в окно
Белый снег искрится
Словно серебро.
- С чем Настя сравнивает снег?
(с серебром)
- Почему?
(потому что блестит)
- Обратите внимание на слова второго столбика. Как связаны между собой эти слова?
- А как их можно связать со словами первого столбика?
- Если вы затрудняетесь, то букварь вам поможет. Рассмотрите в самом внизу картинки под рубрикой «Обычные буквы – специальные знаки»
Слайд 6.
- Буква «Ш» является не только буквой, но и специальным знаком. Знак «Ш» означает, что у машины на шинах есть шипы. Что такое шип? Они способствуют быстрому торможению машины и используются в зимнее время. Знак крепится к заднему стеклу машины и служит предупреждающим знаком для водителей машин, едущих сзади.
5.Первичное чтение текста.
- О каких машинах сказано в тексте?
(грузовик, самосвал, фургон)
Слайд 7.
- Грузовик – грузовая машина, предназначенная для перевозки грузов.
- Самосвал – грузовая машина, с откидывающим бортом, позволяющим механически сваливать сыпучий груз (песок, зерно, …)
- Фургон – крытый автомобиль для перевозки грузов.
6. Выборочное чтение
- Прочитайте второе предложение. Что такое кузов?
(это корпус автомобиля, в котором перевозят груз)
- Что означают чёрточки перед некоторыми предложениями?
(это чья-то речь)
- Какой знак препинания стоит в конце этих предложений? Что это значит?
- Прочитайте предложение, где стоит первая чёрточка.
- Кого называют пассажиром?
(того, кто совершает поездку на каком-либо транспорте)
- Кто является пассажиром у Саши?
(кот)
- Прочитайте следующее предложение.
- Как кот умудрился свалить на бок целый самосвал?
(он был игрушечный)
- Куда же спрятался наш герой?
(под диван)
- Почему?
(испугался)
- Как его назвал Саша? Об этом вы узнаете, прочитав последнее предложение.
- Прочитайте, записанные на доске слова:
Слайд 8.
Самосвал, самокат, самолёт.
- Эти слова состоят из двух частей: первая часть – сам
Сам сваливает, сам катит, сам летает.
- Послушайте стихотворение Сашина, которое также называется «Сам»
Варит сам самовар,
Валит сам самосвал,
Ходит сам самоход
Сам летает самолёт.
Ну, а ты, приятель сам,
Что умеешь делать сам?
7. Рефлексия.
- Вы очень многое умеете сами делать, и поэтому вас можно назвать самостоятельными. Я приготовила для вас советы, что вы должны уметь делать сами.
Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать.
Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно,
Одежду сам погладь, проверь,
Ты большой уже теперь.
Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки,
Каждой книжкой дорожи,
В чистоте портфель держи.
На уроках не хихикай,
Стул туда-сюда не двигай,
Педагога уважай
И соседу не мешай.
Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся,
Зря не хмурься, будь смелей
И найдёшь себе друзей.
Вот и все мои советы,
Их мудрей и проще нету,
Ты, дружок, их не забудь,
Забери в далёкий путь.
8.Итоги урока:
- В чём секрет букв Ж и Ш?
- Кто доволен сегодня своими успехами?
Слайд 9.
- Завершить урок мне хотелось такими пословицами:
«Суди о человеке по его труду»
«Добро творить – себя веселить»
Слайд 10.
Школьный прозвенел звонок,
Завершается урок,
Отдохнуть всех непременно
Приглашает …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение 1 класс «Звук [ щ’ ]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча-ща, чу-щу.»
Конспект урока с презентацией....
чтение 2 кл сочетание букв
чтение 2 кл сочетание букв...
Урок обучения грамоты в 1 классе «Сочетание букв ЖИ и ШИ»
Способствовать формированию навыка правописания сочетаний жи и ши....
Звук [Щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетание букв ча-ща и чу-щу.
Урок литературного чтения 1 класс с презентацией...
Сочетания букв ЖИ-ШИ
Технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс. УМК «Планета Знаний»...
Тема урока. Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча-ща, чу-щу.
Цель урока. Создать условия для формирования навыка звуко-слогового анализа слов; правильного, сознательного, выразительного чтения слов через систему продуктивных заданий.Дидактическая задача. Ученик...
Урок по обучению грамоте в 1 классе. Тема: «Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча – ща и чу-щу»
Урок обучения грамоте по образовательной системе УМК «Школа России» организован в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок является уроком открытия нового знания....