Урок обучения грамоты в 1 классе «Сочетание букв ЖИ и ШИ»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Способствовать формированию навыка правописания сочетаний жи и ши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_zhi_shi.ppt | 2.46 МБ |
sochetanie_zhi_i_shi.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Парные согласные
жи ши Пиши с буквой И
Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. Суриков И.З
САМосвал САМокат САМолет
«Суди о человеке по его труду» «Добро творить – себя веселить»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бардымская гимназия»
Урок обучения грамоты
«Сочетание букв ЖИ и ШИ»
1 класс
Урок составила учитель начальных классов Мавлютова Гузалия Самигулловна Категория: высшая. Образование: высшее. Стаж: 30 лет |
Тема урока : «Сочетание букв ЖИ и ШИ»
Цель урока: способствовать формированию навыка правописания сочетаний жи и ши.
Задачи урока:
- формировать навык правописания сочетаний жи и ши в словах
- осознавать лексическое значение слов
- закреплять навык чтения, учить ориентироваться в тексте
- развивать речь, мыслительные операции, память
- воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, аккуратности
На уроке использована проблемно-диалогическая технология
Этапы | Содержание урока |
| Учитель входит в класс в разной обуви и интересуется тем, что у ребят вызвало улыбку? - Ребята, почему вы улыбаетесь? (у вас на ногах туфли разные, они должны быть одинаковыми, потому что это пара) - Чем они одинаковы? (размером и цветом) - Чем они отличаются? (одна туфелька на левую ногу, другая на правую) - А где ещё в жизни встречаются два предмета или пара? (пара рук, глаз, двухколёсный велосипед, очки, два крыла самолёта, пара лыж, коньков, супружеская пара) Слайд 1. - А в русском языке это – парные согласные. Слайд 2. - Почему они образуют пару? (потому что при произношение данных звуков артикуляционная позиция губ, язычка одинаковая, только одни произносятся с голосом, а другие с шумом) - А что это мы тут вдруг о парных согласных вспомнили? (на последних уроках обучения грамоте мы изучали буквы «Ж» и «Ш») - Какие звуки они обозначают? (это твёрдые согласные звуки, но один из них звонкий, а другой – глухой) - Составьте из данных парных согласных букв слоги. (это невозможно) - Почему? Букв что ли мало? (нужны гласные, потому что без гласных согласные слог образовать не могут) - Значит всеми согласными руководят гласные. Я хочу предложить вам букву И. Теперь снова пробуйте составить слоги. - Что вас в этой ситуации удивляет? (буква И указывает на мягкость, а звуки ж, ш произносятся твёрдо) - Вы правы, по логике надо бы писать букву Ы. Хотите разобраться в данном вопросе? - Давайте проведём небольшое исследование. Какая связь между буквами и звуками? (звуки мы произносим и слышим, а буквы – читаем и пишем) - Иначе говоря, буква – это графический знак для звука. - У нас возник вопрос по поводу обозначения какого звука? (Ы) - Где он находится в словах? (после твёрдых согласных) - Что интересного мы знаем о буквах Ж, Ш? (они обозначают всегда твёрдые звуки) - Надо ли ещё раз обозначать его твёрдость? (нет) - Значит, зная что буквы Ж, Ш всегда обозначают твёрдые звуки буква Ы нам не нужна. А значит остаётся только буква И. - А теперь мы должны вывести самое главное правило: Жи и Ши пиши с буквой И! Слайд 3. - Откройте буквари на странице 68 и вы увидите это правило, которое нужно выучить наизусть. - Прочитайте слова, записанные на доске: Пуш…стый Маш…на Снеж…нка гараж… Лож…тся Круж…тся - Какие буквы пропущены в словах? (буква И) - Почему? (мы знаем правило ЖИ и ШИ пиши с буквой И) - С каким образом ассоциируются слова первого столбика? (с образом зимы) Слайд 4. - На дворе у нас зима. Давайте посмотрим на неё ещё раз через окошко. Тихо она приходит и как в сказке, за одну ночь построит свой серебряный дворец, покрыв снегом дома, деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось. Белеют заснеженные улицы. Водоёмы сверкают зеркальным блестящим льдом. Наступило время морозов и метелей, коротких дней и длинных вечеров. У Сурикова есть такие строчки: Слайд 5. Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает ложится. - Что, кроме рифмы есть в этих строчках? (настроение, ритм) - До настоящих поэтов нам с вами конечно далеко, а вот на своих ровесников равняться стоит. А кто это ровесники? (это люди одинакового возраста) Первоклассница Настя сочинила вот такое стихотворение: Поутру проснулась Настя И увидела в окно Белый снег искрится Словно серебро. - С чем Настя сравнивает снег? (с серебром) - Почему? (потому что блестит) - Обратите внимание на слова второго столбика. Как связаны между собой эти слова? - А как их можно связать со словами первого столбика? - Если вы затрудняетесь, то букварь вам поможет. Рассмотрите в самом внизу картинки под рубрикой «Обычные буквы – специальные знаки» Слайд 6. - Буква «Ш» является не только буквой, но и специальным знаком. Знак «Ш» означает, что у машины на шинах есть шипы. Что такое шип? Они способствуют быстрому торможению машины и используются в зимнее время. Знак крепится к заднему стеклу машины и служит предупреждающим знаком для водителей машин, едущих сзади. - О каких машинах сказано в тексте? (грузовик, самосвал, фургон) Слайд 7. - Грузовик – грузовая машина, предназначенная для перевозки грузов. - Самосвал – грузовая машина, с откидывающим бортом, позволяющим механически сваливать сыпучий груз (песок, зерно, …) - Фургон – крытый автомобиль для перевозки грузов. - Прочитайте второе предложение. Что такое кузов? (это корпус автомобиля, в котором перевозят груз) - Что означают чёрточки перед некоторыми предложениями? (это чья-то речь) - Какой знак препинания стоит в конце этих предложений? Что это значит? - Прочитайте предложение, где стоит первая чёрточка. - Кого называют пассажиром? (того, кто совершает поездку на каком-либо транспорте) - Кто является пассажиром у Саши? (кот) - Прочитайте следующее предложение. - Как кот умудрился свалить на бок целый самосвал? (он был игрушечный) - Куда же спрятался наш герой? (под диван) - Почему? (испугался) - Как его назвал Саша? Об этом вы узнаете, прочитав последнее предложение. - Прочитайте, записанные на доске слова: Слайд 8. Самосвал, самокат, самолёт. - Эти слова состоят из двух частей: первая часть – сам Сам сваливает, сам катит, сам летает. - Послушайте стихотворение Сашина, которое также называется «Сам» Варит сам самовар, Валит сам самосвал, Ходит сам самоход Сам летает самолёт. Ну, а ты, приятель сам, Что умеешь делать сам? - Вы очень многое умеете сами делать, и поэтому вас можно назвать самостоятельными. Я приготовила для вас советы, что вы должны уметь делать сами. Утром рано просыпайся, Хорошенько умывайся, Чтобы в школе не зевать, Носом парту не клевать. Одевайся аккуратно, Чтоб смотреть было приятно, Одежду сам погладь, проверь, Ты большой уже теперь. Приучай себя к порядку, Не играй с вещами в прятки, Каждой книжкой дорожи, В чистоте портфель держи. На уроках не хихикай, Стул туда-сюда не двигай, Педагога уважай И соседу не мешай. Не дразнись, не зазнавайся, В школе всем помочь старайся, Зря не хмурься, будь смелей И найдёшь себе друзей. Вот и все мои советы, Их мудрей и проще нету, Ты, дружок, их не забудь, Забери в далёкий путь. - В чём секрет букв Ж и Ш? - Кто доволен сегодня своими успехами? Слайд 9. - Завершить урок мне хотелось такими пословицами: «Суди о человеке по его труду» «Добро творить – себя веселить» Слайд 10. Школьный прозвенел звонок, Завершается урок, Отдохнуть всех непременно Приглашает … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте 1 класс ПНШ "Буква Лл и звуки"
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа" с презентацией по ФГОС, проведенный для воспитателей д/с и родителей...
Урок русского языка в 1 классе "Сочетание букв жи-ши"
Учащиеся 1 класса учатся навыкам грамотного, безошибочного, осознанного письма содержащих сочетания букв жи – ши. Они научатся применять правило на правописание жи - ши;сравнивать пр...
Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Буквы Л л, звуки [л ], [л’]
Задачи урока: · образовательные:учить выполнять звукобуквенный анализ слов; плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.·...
Обучение грамоте 1 класс ПНШ Буква Лл
чтение букв, чтения звука, работа со словами и схемами предложения...
Урок обучения грамоте 1 класс Согласная буква Н, звук [н, н\']
Сегодняшний урок мы проведем вместе с любимыми героями сказок и мультфильмов, кто это, вы узнаете, отгадав мои загадки:...
Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"
Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"...
Обучение грамоте. 1 класс. Чтение буквы Д, слов с буквой Д. Школа России.
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему "Чтение с буквой Д"...