Конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Зимний вечер"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Зимний вечер" 3 класс УМК "21 век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a_s_pushkin_zimniy_vecher.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по теме "А.С. Пушкин "Зимний вечер". 3-й класс
Цели: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя, используя литературное слово, музыку.
Задачи:
- образовательные: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; показать музыку как средство, которое учит слышать, чувствовать и понимать истинные человеческие ценности, в том числе красоту природы;
- развивающие: развить навыки выразительного чтения, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественной структуре стихотворения; развитие умения сравнивать, обобщать информацию, делать выводы;
- воспитательные: воспитывать чувства уважения и почитания к пожилым людям; воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в паре, слушать товарищей);
Форма работы: фронтальная и групповая.
Тип урока: совершенствование знаний, формирование умений и отработка навыков.
Материал для чтения: А. С. Пушкин. “Зимний вечер”.
Оборудование и учебные материалы: учебник “Литературное чтение. 3 класс” (ч.2) Чуракова; звукозаписи произведений: Вивальди “Зима”, музыка для релаксации, романс на слова Пушкина; презентация, мультимедийный проектор, видео-запись картин зимы, портрет поэта, иллюстрации на тему “Зима”.
Ход урока
- Проверка дом задания
- В каком разделе мы находимся?
- С какими произведениями Пушкина мы познакомились?
Определите их жанры?
_ Что было задано на дом? ( проверка 2-3 чел)
- Самоопределение к деятельности.
- “Смотрю на пушкинский портрет,
Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…
О чем задумался поэзии кумир:
Проникнуть бы в его душевный мир…”
Сегодня мы продолжаем изучение этого же раздела. Но произведение будет новое.
Звучит фонограмма произведения Вивальди “Зима”(говорит учитель о природе под презентацию).
Мы все любим зиму с её чудесным лёгким морозцем и переливающимся снегом, с её праздниками и даже бурями и метелями. Но ещё больше любили это время года русские поэты, находя в зиме много нового и неизведанного, превращая любой уголок природы в сказочные дворцы.
Зима всегда затрагивала сердца русских поэтов, художников, музыкантов. И А.С , Пушкин не остался равнодушным к этому времени года. Вы поняли это из вчерашнего урока. А Какое произведение он создал, узнайте на с 117.
Тема нашего урока “Зимний вечер” А.С.Пушкин.
XIX век. Михайловское. Зима. Вечер. Домик няни Пушкина . В окне горит свет. Сядем поближе друг к другу и побываем в гостях у Арины Родионовны и Пушкина.
Няня Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина – открыла поэту мир сказки;
- она знала русские народные сказки, любила их, хорошо рассказывала и привила любовь к ним поэту;
– пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа;
– от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок.
– Поэт только что закончил стихотворение, и Арина Родионовна, единственная подруга, с которой ему не скучно, готова послушать своего любимца, Александра Сергеевича. Послушаем и мы… ( слушание или аудиозапись)
В) Первичное восприятие. Чтение стихотворения учителем (либо чтение аудио – запись).
У. Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения?
Д. Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.
У. – Понравилось ли вам стихотворение?
– От чьего имени ведется рассказ? -Какое настроение у рассказчика?
У. У автора грустное настроение, и оно передается на все, что его окружает, даже на няню.
– Какой вы представляете няню поэта?
Д. Старая седая женщина с морщинами на лице и добрыми глазами.
У. Как называет поэт Арину Родионовну? Подтвердите словами из текста.
Д. “Мой друг”, “моя старушка”, “добрая подружка”.
У. Что вы думаете об отношении Пушкина к няне?
Д. Он очень любит ее, заботится о ней.
Слайд 2 Арина РОдионовна
– Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни.
– Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет. Вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина.
Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.
– Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в Москве и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское.
– Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с ней. Друзья находились далеко, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время. Не один вечер провёл Александр Сергеевич в обществе Арины Родионовны, восхищаясь её рассказами и пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней.
Один из таких зимних вечеров 1825 года описан в его стихотворении “Зимний вечер”.
Физкультминутка для глаз.
Г) Словарно-лексическая работа.
– Прочитайте стихотворение для себя, выделяя непонятные слова карандашом.
У. Какие непонятные слова или выражения встретились вам в стихотворении?
Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.
Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.
Мгла – непрозрачный воздух (сумрак, темнота)
Обветшалая кровля – старая крыша.
Кровля – (крыша)
Ветхая – (дряхлая, старая)
Лачужка – небольшая старенькая избушка; бедное, темное жилище
Кроет – покрывает.
Веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом; предмет для накручивания нити, приспособление для прядения.
– Какие образные картины можно нарисовать к этому стихотворению? (Образ бушующей вьюги, бури, маленькой заброшенной, затерянной избушки, комнаты, старушки.)
Анализ стихотворения.
1) Раскрытие содержания литературного текста. Выделение микротекстов.
У. Просмотрите самостоятельно стихотворение. Сколько строф? 4
Подумайте на сколько частей можно его разделить.
Д. Стихотворение можно разделить на 4 части.
В каждую строфу вошло 8 строк. Это восьмистишье.- строфа с 8-ю стихотворными строками.
Работа в тетради. С 61 № 4
3) У. Прочитайте первую часть стихотворения. О чем говорится?
Картина зимнего вечера. Буря. – 1 часть.
– Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя.)
В первой строфе создаётся впечатление снежной катастрофы:
- Как мы понимаем, что был вечер? -Какая погода была в тот вечер?
У. Прочитайте вторую часть стихотворения.
О чем говорится ? (Чтение второй строфы.)
Как выглядит жилище?
– Может ли комната быть печальной?
– Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? (“Ветхая лачужка”, “печальна и темна”, “бури завываньем”, “утомлена”, “дремлешь”.)
К кому обращается автор? (О няне)
Это обращение у ч с 118 Определение.
– Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. (“Добрая подружка”.)
– С какой просьбой он обращается к няне? (“Выпьем, добрая подружка”; “Спой мне песню”.)
– Что поэт просит няню спеть? Спеть народную песню.
-Какое настроение у автора? (Грустное.)– В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в ссылке. Вдали от друзей и родных .-О чем он просит няню? – Обращение поэта к старушке, тихо сидящей с веретеном в темной комнате, позволяет представить отношения, связывающие этих людей. Она для него близкий человек.
У. Прочитайте третью часть стихотворения.
– Передаётся ли настроение обитателям избушки? (Конечно, передаётся. Лирический герой замечает, что “его” старушка приумолкла у окна, и начинает волноваться, пытаясь понять причину этого: то ли няня устала слушать завывание бури, то ли задремала под звуки веретена. )
Как лирический герой пытается изменить ситуацию? Сначала он предлагает няне выпить для того, чтобы можно было взбодриться, вспомнить былое. Потом предлагает спеть песню, которую он знает с детства.
– Найдите слова, отражающие настроения автора.
(“Бедной юности моей”; “Выпьем с горя”; “Сердцу будет веселей”.)
Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.
– Грустно им обоим. Вот и предлагает поэт своей няне выпить с горя, спеть песню и -забыть на некоторое время обо всем, что их гнетет.
Что мы можем сказать о лирическом герое: сломлен его дух или он противостоит буре?
Чтение четвертой строфы. Сердцу будет веселей
– Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность? (Повторяются строчки.)
– Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним. (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы.)
– Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? (Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину.)
– Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению? (Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что “сердцу будет веселей”, и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые.)
Работа в парах.
ЦИТАТНЫЙ ПЛАН
- _______________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________
– Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения. (В парах.)
Мы составили цитатный план.
1. Буря.
2. Ветхая лачужка.
3. Спой мне песню.
4. Сердцу будет веселей.
Работа в группах.
1 группа: подобрать синонимы к слову “буря”.
( Метель, буран, вьюга, пурга. )
2 группа : найдите примеры олицетворения
(Со зверем: “То, как зверь она завоет…”;С ребёнком: “То заплачет, как дитя…”;
С путником: “То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит”.)
3 группа : с кем или с чем автор сравнивает бурю?
Озвучивание результатов.
В литературе такой приём называется сравнением. Его описание в книгочее с 114
Запишите примеры сравнения в тетрадь. Работа в тетради с 61 № 1
Итог урока
Заполните таблицу . ФИО ______________________________________________________
обращение | Сопоставление людей, животных, предметов и явлений по внешнему виду или внутреннему сходству. |
сравнение | Наделение животных, предметов, растений, явлений природы человеческими качествами. |
олицетворение | Слово или несколько слов, называющих того , к кому обращаются с речью. |
7. Рефлексия Проанализируйте свою работу на уроке.
- Я познакомился с новым стихотворением А С Пушкина
- Узнал, кто такая Арина Родионовна
- Я узнал, что такое восьмистишье
- Я узнал, что такое обращение
8. Итог урока.
Какая работа на уроке произвела на каждого из вас наибольшее впечатление?
– Какими знаниями вы хотели бы поделиться со своими родителями?
– Кого бы хотели поблагодарить за работу в парах? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.)
Молодцы! Вы все старались сегодня на уроке быть настоящими читателями.
Пожмите друг другу руки, если вам понравилось работать в паре.
– Удалось решить поставленную задачу? -Что на уроке у вас получилось?
9. Дифференцированное домашнее задание.
Выберите свой вариант д/з.
1в. Выразительное чтение стихотворения
2в. Выучить отрывок из стихотворения наизусть.
3в. Выучите всё стихотворение наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"
Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер"
Конспект урока по литературному чтению....
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)
На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" 3 класс, Программа "Перспектива", авт. Климанова Л.Ф.
Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве...
Конспект урока по литературному чтению "И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…", УМК "Перспектива", 4 класс
Предметные:формировать представление об основной идее произведения;уметь: задавать вопросы по содержанию текста. Личностные:принимать и осваивать социальную роль обучающегося;п...
Конспект урока по литературному чтению "И.С. Никитин «Вечер ясен и тих…", УМК "Перспектива", 4 класс
Предметные:формировать представление об основной идее произведения;уметь: находить в тексте художественные средства языка. Личностные:принимать и осваивать...