Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)
Цели:
- продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина.
Задачи:
1. прививать детям любовь к поэзии
- развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения
- учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя
- учить самооценке
- учить умение работать с учебником, понимать задания , ставить задачи
- слушать одноклассников, давать оценку ответов, принимать критику , адекватно на нее реагировать.
Оборудование:
- портрет А.С.Пушкина . Художник В. А Тропинин
- портрет Арины Родионовны Я.П.Серяков
- картина художника Н.В.Ильина.
- рисунки ребят.
- толковые словари.
- музыкальное сопровождение для физминутки
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель.
Солнышко лучистое
Заглянуло в класс.
Весело ребяткам стало всем сейчас.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь!
II. Проверка домашнего задания.
Речевая разминка.
Упражнения на дыхание, чтение чистоговорки.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
1. За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома.
- Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.
2.Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение «Зимнее утро», которые они выучили дома.
3.Оценка.
Класс оценивает аплодисментами выступления одноклассников.
III. Изучение нового материала.
- Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина. Называется оно «Зимний вечер». Когда вы с ним познакомитесь, скажите , какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?
- Его А.С.Пушкин написал в ссылке, в селе Михайловском, где находился 2 года, не имея права выезжать(1824-1826гг,)
Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа- Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».
Учитель выразительно читает стихотворение.
Задание: послушайте и подчеркните непонятные вам слова.
3. Выявление первоначального восприятия стихотворения:
-Понравилось вам стихотворение?
-Какие чувства вызвало у вас?
-Какую картину вы представили?
-Какие слова вам не понятны?
4. Словарно- лексическая работа: Какие слова были непонятны в тексте?
Веретено- ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
Кроет- покрывает.
Лачужка- небольшая, старенькая избушка.
Обветшалая кровля- старая разрушающаяся крыша.
IV. Физкультминутка.Музыкальная.
5. Беседа по содержанию стихотворения.
1) Какое настроение у героя-рассказчика?
2) В этом стихотворении нашли отражение обстоятельства жизни самого поэта. В таких случаях говорят, что стихотворение носит автобиографический характер. О каком своем герое говорит поэт?
3) Что усугубляет печаль героя стихотворения?
6. Обучение выразительному чтению.
- Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.
7. Продолжение беседы по содержанию стихотворения.
4) Перечитайте стихотворение выразительно самостоятельно, и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра:
Буря мглОЮ небо крОет,
Вихри снежные крутя,
ТО, как зверь она завОЕт,
ТО заплАчет , как дитЯ.
Как уныло и страшно в этих строчках звуки У,ОЙУ,ОЙЕ,О,А! Создается образ бушующей вьюги, бури.
То по кровле обветШалой
Вдруг Соломой ЗаШумит,
То, как путник ЗапоЗдалый,
К нам в окоШко поСтуЧит.
Эти строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.
5) Кто понимает и утешает одинокого поэта?
6) Какими словами он называет ее?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя, где же кружка?
Сердцу будем веселей.
Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.
С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства. Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.
7) Какие строки в стихотворении напоминают народную песню?
8) Как вам кажется , для чего он это сделал?
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Работа в парах.
Прочитайте по очереди в паре друг другу отрывок из стихотворения, подскажи напарнику, где с какой интонацией надо читать.
Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню, в которой « по улице мостовой шла девица за водой». Видимо, эту или подобную песню певала Арина Родионовна, няня Пушкина, воспетая поэтом в стихотворении «Зимний вечер». Нянино пение делало жизнь более уютной даже тогда, когда за окном выла и плакала буря. Хочется сказать спасибо русской крестьянке Арине Родионовне за то , что она умела понять и утешить опального Пушкина.
5. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
V. Итог урока.
Учитель. В стихотворении « Зимний вечер» поэт подчеркивает поэзию обычной жизни. Для него поэтична обычная северная природа, поэтичен крестьянский быт, его привлекают народное творчество, речь простого народа. Поэтому и в стихотворении «Зимний вечер» поэт употребляет простонародные слова и выражения.
-Сравнить два стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер»(тему, идею, настроение, героев)
-Определите, из какого из двух стихотворений эти слова:
- Вчр (вечор и вечер - оба стихотворения)
- Кблк (кобылка - первое стихотворение)
- Крвл (кровля - второе стихотворение)
- Бр (буря, бурая - оба стихотворения)
- Птнк (путник - второе стихотворение)
- Птн (пятно- первое стихотворение)
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Сегодня на уроке хорошо работали…
VI. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер».
Выучить стихотворение по желанию.
Спасибо! Урок закончен!
ГБОУ СОШ № 603 города Санкт- Петербурга
Учитель начальных классов:
Корнеева Виктория Адольфовна
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе
А.С. Пушкин "Зимний вечер"
(УМК «Школа России»)
2012/2013 учебный год
Урок по литературному чтению
А.С. Пушкин "Зимний вечер"
проведён 17 октября 2012 года
учителем начальных классов
Корнеевой Викторией Адольфовной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-124497-1538480451.jpg)
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер"
Конспект урока по литературному чтению....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/07/picture-1098930-1546867841.jpg)
Конспект урока по литературному чтению: Б.В.Шергин "Собирай по ягодке наберёшь кузовок" (УМК "Школа России) 3 класс
УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-544256-1417724381.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема "Обобщение по разделу "Делу время, потехе час"" УМК "Школа России" 4 класс
Урок проводится в форме квест-игры. Учащиеся делятся на команды, каждая команда получает свой маршрутный лист и проходит испытания....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-1305176-1611260639.jpg)
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые р...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/30/picture-1382371-1643558453.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению «Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». УМК "Школа России" (3 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: создание условия для формирования читательской компетенции в процессе изучения рассказа Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – н...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/30/picture-1450006-1675112011.jpg)
Конспект урока по литературному чтению. Тема: А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Планируемые результатыПредметные:- читать осознанно, выразительно и без ошибок- работать с ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1453918-1675020706.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению "А. В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с биографией автора А. В. Жигулина, содержанием стихотворен...