Конспект урока по литературному чтению "И.С. Никитин «Вечер ясен и тих…", УМК "Перспектива", 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Михайленко Яна Викторовна

      Предметные:

  • формировать представление об основной идее произведения;
  • уметь: находить в тексте художественные средства языка.

     Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 17.04.2020

Школа: МБОУ "Беловская сош"

Класс: 4

Кабинет:

                                ФИО учителя: Черных Н.Н.

                                 ФИ студента: Михайленко Яна

                                      ФИО методиста: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «И.С. Никитин «Вечер ясен и тих…»

      Цели деятельности учителя: знакомство с новым литературным произведением "Вечер ясен и тих…".

      Предметные:

  • формировать представление об основной идее произведения;
  • уметь: находить в тексте художественные средства языка.

     Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

      Тип урока: урок открытия нового знания.

      Оборудование: презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал, учебник по литературному чтению 4 класс 2 часть УМК "Перспектива"

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1 мин

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Начинаем наш урок.

В школе ты не одинок

Сели прямо, повернулись

И друг другу улыбнулись.

-Я надеюсь, что с такой же улыбкой на лице пройдет наш урок литературного чтения.

-Хорошо. Можем начинать наш урок.

Здороваются

Садятся на места

Настраиваются на урок

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с экраном

Словесный: учебный диалог

5-7 мин

-Прежде чем мы приступим к изучению нового произведения, сделаем небольшую речевую разминку.

-Перед вами стихотворение, которое нужно прочитать с различной интонацией, давайте все вместе с интонацией удивления (с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, весело, выразительно)

Прочитайте самостоятельно.

-Чье это стихотворение? Кто автор?

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

-Молодцы. Чтобы понять с творчеством какого автора мы познакомимся, разгадайте шифр, оставив только русский буквы

SHИWGKHLIИTSИHV ИVLBISAHWL CSAWIBBLVSИЧNG

-Молодцы. Посмотрите на иллюстрацию к стихотворению, которое мы будем с вами изучать

-Какие ощущения, чувства вы испытываете, глядя на эту иллюстрацию?

-Что представлено на иллюстрации?

-Скажите, автор этой иллюстрации пытался донести до нас ясный или хмурый, темный вечер?

-Какая погода представлена: тихая, спокойная или же буйная, шторм?

-Теперь попытайтесь соотнести то, что мы сейчас сделали с вами с автором этого произведения

Лермонтов.

Выполняют речевую разминку

Разгадывают шифр

Никитин Иван Саввич

Высказывают свое мнение

Спокойный тихий вечер

Ясный

Тихая погода

Высказывают мнение

Р: формировать умение выполнять учебное задание; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Наглядный: работа с экраном

4 мин

 -Кто-то догадался, как будет звучать тема нашего урока?

-Какие цели перед сбой поставим?

И. С.Никитин «Вечер ясен и тих…»

-познакомиться с новым произведением И.С.Никитина «Вечер ясен и тих…»;

-найти в тексте художественные средства языка

 Р: ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания.

IV. Открытие детьми нового знания

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с учебником

Словесный: учебный диалог

 15 мин

-Итак, давайте откроем учебники на странице 121. Верно мы определили тему урока?

-Давайте послушаем, как и с какой интонацией нужно читать данное произведение.

-Какие картины вы представили себе, когда диктор читал это стихотворение? Опишите

-Давайте поразмышляем. В тексте встретились таки выражения:

Задумчивый плеск, сонмы светлых духов, гимны неба.

-Попробуйте объяснить значения этих выражений.

-Сколько строф в этом стихотворении?

-Какая рифмовка?

-Хорошо. Скажите, какова главная мысль этого стихотворения?

-Я вижу, что вы устали, давайте немного отдохнем

Видеофрагмент

Да

Слушают аудио- документ

Высказывают свое мнение

"Задумчивый плеск"- это значит "Резко Задумался" или "Резкая Задумчивость"
"Сонмы светлых духов"- это значит "Слова Великих Духов"
"Гимны неба"- это значит "Божественные слова" или "Слова Бога"

5

Перекрестная

Чудесен вечер в родных краях, и прекрасна родная природа.

К: участвовать в обсуждениях

П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тестовой форме

К: участвовать в обсуждениях

Р: выполнять действия в устной и письменной форме.

V. Первичное закрепление

Практический: работа с учебником

Словесный: учебный диалог

7мин

 -Я предлагаю вам прочитать это стихотворение по цепочке, ..., читай первую строфу

...., читай вторую строфу и тд (спросить 4-6 человек)

-Не забывайте показывать интонацией настроение стихотворения.

-Исходя из главной мысли, чему учит нас это стихотворение?

-Правильно.

-Взгляните на это стихотворение и скажите, какие средства выразительности использует автор? Подтвердите примером из текста.

-Молодцы, правильно

 Читают стихотворение по цепочке

Стихотворение учит любить природу, любить родную землю. Учит мечтать и развивает воображение. Учит образному мышлению.

Эпитеты: вечер ясен и тих, голубых небесах, золотых облаков, разноцветный узор, волшебный ковер, чудная ночь, задумчивый плеск, дивных миров.
Метафоры: пышет заря, узор накрывает, пахнул ветерок, гимны неба.
Сравнения: как волшебный ковер.
Олицетворения: спят поля, ветерок зашептал, месяц взошел и глядится, говорит плеск.

К: участвовать в обсуждениях, работая в группе; стремиться договариваться, приходить к общему решению

Р: выполнять действия в устной и письменной форме.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с учебником

5-6 мин

 -Итак, вы сейчас еще раз самостоятельно, про себя прочитаете стихотворение и ответите на вопрос "какие слова помогают выбрать правильную интонацию для чтения?" На работу даю 1 минуту.

-Итак, какие же слова помогают выбрать правильную интонацию для чтения?

Читают стихотворение самостоятельно

Что за чудная ночь!

Что за тени и блеск!

Может быть, дивных, пышет, и тд

Все средства выразительности

П: ориентироваться в своей системе знаний

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с раздаточным материалом, работа в группах

5 мин

-Давайте выполним задание в группах.

-Я раздала пословицы, подходящие к данной теме.

Проблема в том, что они перепутались, их нужно собрать и объяснить смысл. На работу даю 2 минуты. Приступайте.

1.Красота не от моды, а от природы.
2.Не видав вечера и хвалиться нечего.
3.Нет солнца и месяц светел.
4.Думают думу без шуму.
5.Как ни долог день, а вечер настанет.

-Давайте проверим. Первая группа читает первую пословицу и объясняет ее. Хорошо. Теперь вторая группа читает пословицу и объясняет ее смысл и тд

Работают в группах

Соединяют пословицы

1.все самое прекрасное дается нам природой.

2. Чтобы чем-то похвалиться, нужно сделать это до конца, не бросать слова на ветер

3. лучше хоть что-то, чем ничего = лучше синица в руках, чем журавль в небе

4.эта пословица про ум и глупость

5. у всего есть итог

П: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

 III. Рефлексия деятельности  

Словесный: учебный диалог

Практический: работа в парах

 3 мин

-Наш урок подошел к концу, вы большие молодцы, мы сделали большую работу.

-Скажите, как звучала тема нашего урока?

-Какие цели перед собой ставили?

-Достигли поставленных целей?

-Ребята, посовещайтесь в парах и поставьте друг другу оценку за урок.

-Какую отметку вы поставили своему однокласснику, объясните. Спасибо за урок.

И. С.Никитин «Вечер ясен и тих…»

-познакомиться с новым произведением И.С.Никитина «Вечер ясен и тих…»;

-найти в тексте художественные средства языка

Да

Оценивают вою деятельность.

Высказывают свое мнение

Л: ориентация на понимание предложений и оценок учителем; понимания причин успеха в учёбе

Р: научиться осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс

конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по литературному чтению "Оценка достижений" по разделу "Русские писатели" - 2 класс

Конспект урока по литературному чтению по теме "Оценка достижений" по разделу "Русские писатели" - 2 класс Школа России ФГОС. Показана групповая работа и работа в парах. Итогом является тест по раздел...

Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин. Ребята и утята. 2 класс.

Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин.   Ребята и утята.   2 класс....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Как хорошо уметь читать" 1 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Как хорошо уметь читать" 1 класс...