Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Arinoy_Rodionovnoy....doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению в 3 классе.

Тема урока: «Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой…» (А.С.Пушкин «Зимний вечер»)

                      Эпиграф: Так вот кто первая вдохновительница,

                                        первая муза первого истинно русского

                                        поэта, это – няня…

                                        Да будет же ей, этой няне, от лица

                                        русского общества вечная благодарность.

                                                                                               И.С.Аксаков.

Цели: ввести учащихся в мир пушкинского слова; обратить внимание детей на народность, образность языка поэта, развивать чувство поэтического слова, умение размышлять над стихотворным произведением; воспитывать у детей чувство любви к родной земле и русскому слову; расширить и углубить знания учащихся о творчестве Пушкина, показать огромное влияние Арины Родионовны на развитие его поэтического таланта, донести до учеников суть взаимоотношений Александра Сергеевича и няни, женщины с истинно русской душой.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

    II.    Cообщение темы урока.

  1. Сегодня мы вновь обратимся к творчеству Александра Сергеевича Пушкина. И посвящен наш урок будет няне поэта Арине Родионовне. Посмотрите, какие слова сказал о ней Аксаков. (Читается эпиграф к уроку)
  2. Кто такая муза? (В греческой мифологии богиня – покровительница искусств и наук. В данном случае – это источник поэтического вдохновения, или само вдохновение, творчество.)
  3. Почему Аксаков назвал няню музой и вдохновительницей поэта?
  4. А за что он благодарит няню?

  III.   Вступительное слово учителя.

  1. Действительно: Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки;
  2. для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой сказочницей;
  3. она знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к ним поэту;
  4. няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа;
  5. от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок.

В одном из стихотворений Пушкин писал:

                               Мастерица ведь была,

                              И откуда что брала!

                               А куда разумны шутки,

                              Приговоры, прибаутки.

                              Небылицы, былины

                              Православной старины!

                              Слушать, так душе отрадно.

                              И не пил бы, и не ел,

                              Все бы слушал да сидел.

  1. Кто же она эта русская женщина, с истинно русской душой?

IV. Рассказ об Арине Родионовне.

(Рассказывает учитель или заранее подготовленные дети)

  1. Александр Сергеевич Пушкин жил в то время, когда в России было крепостное право. Крестьяне назывались крепостными, потому что принадлежали помещикам и являлись их собственностью. Крепостных можно было продавать и покупать. Все мечтали стать вольными, но мало кому это удавалось. Вот такой крепостной крестьянкой и была няня Пушкина – Арина Родионовна Яковлева. Родители Пушкина предложили Арине Родионовне вольную, но она отказалась и навсегда осталась крепостной Пушкиных.
  2. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была женщиной с характером. Все её приемы воспитания никакого влияния на детей не имели. А маленького Сашу в семье не слишком любили. Но если не было тепла со стороны родителей, то Пушкин всегда добром вспоминал двух женщин своего раннего детства – бабушку Марию Алексеевну и няню Арину Родионовну.
  3. Став взрослым, Пушкин писал о няне:

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

  1. Жизнь Пушкина складывалась нелегко. Он написал несколько стихотворений, в которых осуждал крепостное право и царскую власть. Царь за эти стихи не раз высылал поэта из Петербурга. В очередной ссылке Пушкину прик4азано было жить в имении его предков в селе Михайловском в Псковской губернии. Царь запретил навещать ссыльного. Единственной радостью для Пушкина стала встреча с Ариной Родионовной, с которой он давно был разлучен. Она жила в Михайловском и очень тепло приняла своего воспитанника. Не один вечер провел Александр Сергеевич в обществе Арины Родионовны, восхищаясь ее рассказами и пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней, слушая ее песни и сказки. Один из таких зимних вечеров 1825 года описан в его стихотворении «Зимний вечер».

V. Работа над стихотворением.

  1. Чтение стихотворения учителем.

  1. Проверка первичного восприятия стихотворения.
  1. Понравилось ли вам стихотворение?
  2. Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
  3. От чьего имени ведется рассказ?
  4. Какое настроение у рассказчика?
  5. Сегодня мы попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам выразительно читать стихотворение. Но мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, определить ритм, рассмотреть рифму.

  1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
  1. На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? ( На две)
  2. Какие? ( Описание погоды и беседа с няней)

  1. Чтение первой строфы.
  1. Что такое кровля?
  2. Что значит обветшалая?
  3. Как мы понимаем, что был вечер?
  4. Что такое мгла?
  5. Какая погода была в тот вечер?
  6. С чем сравнивает поэт завывание ветра?
  7. Поэт не только употребляет эти сравнения. Он использует прием, который в литературе называется аллитерация или звукопись, т.е. сочетание в словах таких звуков, которые передают определенный звук.

За,зв – завывание ветра.

Бу,ою,ое – вой вьюги.

Ш – шуршание соломы.

П,т,д,к – стук.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крут
я;
То, как
зверь, она завоет,
То запл
ачет, как дитя,
То по кровле обвет
шалой
Вдруг соломой за
шумит,
То,
как путник запоздалый,
К нам в о
кошко застучит.

  1. Чтение второй строфы.
  1. Что такое лачужка?
  2. Как выглядит комната?
  3. Может ли комната быть печальной?
  4. Как называется такой прием? (Олицетворение)
  5. К кому обращается автор?
  6. Как он ее называет?
  7. Что беспокоит поэта?
  8. О чем он просит няню?
  9. Обращение поэта к старушке, тихо сидящей с веретеном в темной комнате, позволяет представить отношения, связывающие этих людей. Она для него близкий человек. В каких словах это выражено? (Мой друг, моя старушка, добрая подружка). Подчеркните эти слова, чтобы выделить при чтении.

  1. Чтение третьей строфы.
  1. Грустно им обоим. Вот и предлагает поэт своей няне выпить с горя, спеть песню и забыть на некоторое время обо всем, что их гнетет.
  2. Что поэт просит няню спеть?
  3. Это шуточные народные песни, которые слышал Пушкин от Арины Родионовны. «За морем синица не пышно жила, не пышно жила, пиво варивала», и «По улице мостовой, по широкой столбовой, шла девица за водой, за ней парень молодой».
  4. Как вы думаете, для чего автор использует слова из песен? (Песня делает жизнь веселей, и ритм стихотворения становится напевным, как песня).

  1. Чтение четвертой строфы.
  1. Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность? ( Повторяются строчки)
  2. Как вы думаете, зачем Пушкин это сделал? (Повтором он усиливает настроение от злой бури, хочет избавиться от печального чувства).
  3. Как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Спокойным, напевным, с чувством грусти)

VI.Выразительное чтение стихотворения учениками.

VII. Слушание романса «Зимний вечер»

-Лицейский друг Пушкина Яковлев написал музыку к этому стихотворению. Получился красивый романс.

(Звучит запись романса)

  1. Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта?

VIII. Подведение итогов урока.

  1. Что же нового мы сегодня узнали о жизни и творчестве Пушкина?
  2. С каким произведением поэта познакомились?

Заключительное слово учителя.

  1. Два года прожил Пушкин в Михайловском. Очень тяжело переживали Пушкин и Арина Родионовна расставанье. В последний раз видел Пушкин свою няню через год после ссылки, а еще через год Арина Родионовна умерла. Было это  в 1828 году, было ей 70 лет.
  2. Россия не поставила памятник Великой Няне поэта. А в Михайловском в домике няни всегда многолюдно. В любое время года на маленьком крылечке, всего в одну ступеньку, лежат цветы…

А поэт Н.Доризо написал:

Когда я в бронзе вижу Пушкина,

Стоящего в плаще крылатом,

Живое личико старушкино

Всегда мне видится с ним рядом.

Но без неё, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух – лишь Александр Сергеевич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово «родина»

Так с вашим именем созвучно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин  «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Тема: « Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха» УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по литературному чтениюТема: « Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с песенками «Винни- Пуха» и умение характери...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Тема: «Б. Заходер. Что красивей всего?» УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтениюТема: «Б. Заходер. Что красивей всего?» Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством Бориса Владимировича Заходера; развитие мышл...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Тема: «Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья») УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по литературному чтениюТема: «Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья») Цели деятельности учителя: ознакомление ...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Тема: « Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой» УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по литературному чтениюТема: « Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой» Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с авторо...

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Анализ стихотворения И.С. Никитина "Русь". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для анализа пройденного материала по стихотворению «Русь» Ивана Саввича Никитина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род...

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: С.Д. Дрожжин "Родине". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с стихотворением «Родине» Спиридона Дмитриевича Дрожжина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род...