«Внеклассное чтение в начальной школе как средство творческого взаимодействия школьника – читателя с текстом литературного произведения»
методическая разработка по чтению на тему
Работа содержит методические рекомендации по организации системы уроков внеклассного чтения в 1-4 классах. Разработан план совместных мероприятий с городской библиотекой. Разработана программа кружка "В мире книг", основная цель которого - пробуждение у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_grigorevoy_t.v.doc | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Внеклассное чтение в начальной школе как средство творческого взаимодействия школьника – читателя с текстом литературного произведения»
Из опыта работы
учителя начальных классов
МАОУ СОШ № 9 г. Боровичи
Новгородской области
Григорьевой Т.В.
высшая квалификационная категория
Опыт работы: 28 лет
г. Боровичи
2014
Одним из важнейших источников знаний для человека является книга. Подсчитано, что в раннем детстве человек задает окружающим до пятисот вопросов в день. С годами их число значительно снижается. Это происходит не потому, что ребенок получил ответы на все свои вопросы, а потому, что он привык слишком часто не получать их.
В современной начальной школе детская книга (художественная, научно-популярная) является предметом специального изучения в системе уроков чтения. Усилить воздействие книги, как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков внеклассного чтения. Именно эти уроки могут способствовать развитию личности учащегося.
Не секрет, что в современном обществе существует противоречие между значением самостоятельного знакомства с художественной книгой и тем влиянием, которое приобретают другие средства информации (телевидение, видео, кино). Сегодня именно они, а также компьютерные программы заменяют под час хорошую книгу. Как прямое следствие этого происходят:
1. Недооценка книги, как средства познания окружающего мира;
2. Снижение интереса к самостоятельному чтению.
В сложившихся условиях целью уроков внеклассного чтения должно стать формирование активного читателя, владеющего точными навыками чтения, подготовленного к самостоятельному использованию книги в дальнейшем обучении и обладающего высоким уровнем интереса к чтению. Уроки внеклассного чтения должны помочь ученику выработать умение ориентироваться в мире детских книг (в мире научно-популярных книг в том числе).
Мотивационный компонент является исходным при самостоятельном чтении, а ведущим мотивом-целью читательской самостоятельности школьника является познавательный интерес.
Большая роль в стимулировании познавательного интереса учащихся принадлежит урокам внеклассного чтения, построенным на материале научно-популярных детских книг.
Опрос учителей, индивидуальные беседы со школьниками, изучение библиотечных формуляров подтверждают необходимость активного вовлечения младших школьников в работу с научно-популярной книгой, начиная с первого класса. Так с работниками нашей городской библиотекой мы составили программу « Я познаю мир», начиная с первого класса. И раз в месяц ходим по составленному плану в городскую библиотеку (читальный зал).
При отборе учебного материала я руководствуюсь следующими критериями:
- литературное произведение должно по своей ёмкости отвечать программным требованиям;
- содержание текста строится на точном научном материале;
- познавательный материал произведения должен быть доступен детскому возрасту, восприятию, занимательный;
- новые познания должны опираться на жизненный опыт ребёнка, на его предыдущие знания.
Считаю, что введение таких мероприятий, начиная с подготовительного этапа, приносит детям неоценимую пользу. Они с удовольствием воспринимают предлагаемый им материал и с охотой стараются почитать по данной теме больше книг. После таких мероприятий у них пробуждается желание как можно больше узнать о реальном окружающем мире.
Ребят привлекают яркие иллюстрации и фотографии, наличие игровых элементов и это позволяет сделать знакомство с познавательным содержанием научно-познавательных книг увлекательным и интересным. Возможность рассматривать, читать, играть, выполнять различные задания и упражнения в книгах по предложенным темам создает хорошую эмоциональную атмосферу на данных мероприятиях. Выстраивая работу с научно-популярными книгами, мы моделировали такие педагогические ситуации, когда учителю и ученику совместно приходится прибегать к помощи разнообразных справочников и толковых словарей. На подготовительном этапе мы не ставили задачу научить работать со «взрослыми книгами», но стремились познакомить с ними и убедить детей в их необходимости.
Очень важно для нас, проводя такие мероприятия, включать каждого школьника в активный, самостоятельный, познавательный процесс. Привлечение читательского опыта школьников, использование возможностей научно-популярных книг являются важной особенностью организации обучения и формированию основ читательской самостоятельности. Это поддерживает интерес учащихся к деятельности с книгой и развивает читательскую эрудицию. Кроме того, организуя познавательную деятельность учащихся, мы способствуем расширению их кругозора, обогащению личности.
Одна из целей учителя начальных классов в идеале состоит в том, чтобы каждый ученик к концу 4-го класса мог свободно, с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную ему тему. И тут неизбежен поиск наиболее эффективных способов достижения этой цели.
Благодарным будет труд учителя, избравшего себе в союзники ученика. Ведь личность ребёнка формируется в реальных отношениях и поступках, в той атмосфере, которая царит вокруг него. И развитию творческих начал личности будет способствовать сотрудничество учителя и ученика. Ведь особенности ребенка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия, необычная и богатая детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Уроки внеклассного чтения позволяют учить детей доказывать, спорить, иметь своё мнение и отстаивать его, находить аргументы, т.е. думать в слух, говорить. Именно работа над речью, вводит нас в мир прекрасного русского слова. Знакомство со словом происходит во время поэтических минут. Дети узнают известных писателей, поэтов, которыми богата Россия. Это произведения А.Пушкина, С.Есенина, В.Бианки, К.Паустовского, К.Чуковского и многих других. Красота слова воспринимается детьми лучше при эмоциональном настроении, тонусе. Уроки внеклассного чтения должны не только давать знания, но и заинтересовать ребят, чтобы им хотелось получать эти знания. Уроки обсуждения книг, конференции, устные журналы, концерты, конкурсы проводить необходимо. Подбор материала – одна из самых главных задач подготовки. Книги должны быть в достаточном количестве. Сама всё прочитываю заранее, перечитываю: достаточно ли познавательный, воспитывающий, увлекательный материал. На каждом уроке внеклассного чтения всегда оформляю выставку книг, делаю обзор. На выставке представлена и справочная литература. Элементы театра, изобразительного искусства, музыки, выразительное чтение детей и учителя на уроке обязательно.
И всё это, несомненно, способствует достижению основных целей урока: повышению у ребят интереса к книге, к знаниям, эстетическому и нравственному воспитанию.
Так мною составлен список книг, для внеклассного чтения в первом классе, во втором классе, в третьем классе и для четвертого класса «Кружок в мире книг».
«Есть два рода читателей, - говорил Жуковский: один закрывая книгу, остаётся с тёмным и весьма беспорядочным о нём понятием; другие читают - мыслят, чувствуют, замечают прекрасное, видят погрешности, и в их голове остаётся порядочное, полное понятие о том, что они читали». Если применить это суждение к современным младшим школьникам, то они относятся к первому роду читателей. Детей необходимо специально обучать чтению как серьёзной самостоятельной беседе с книгой. Традиционная технология подготовки читателя в начальной школе особое внимание уделяет пока только одной стороне чтения – технической. Для преодоления недостатков в обучении младших школьников чтению детских книг я веду работу по формированию у детей умения читать творчески, квалифицированно, т.е. владеть чтением - обобщением. При этом я опираюсь на теорию формирования типа правильной читательской деятельности у начинающего читателя, разработанную профессором Н.Н.Светловской.
Работу с классом строю по двум направлениям:
- техническое (т. е. отработка у учащихся читательских навыков),
- собственное содержание (т.е. формирование читательской самостоятельности).
Условно класс можно разделить на две группы.
Первая отличается повышенным интересом к обучению, достаточно высоким уровнем познавательной деятельности, продуктивным способом чтения, повышенной скоростью чтения.
Вторая группа учащихся характеризуется средним уровнем познавательной деятельности, непродуктивным способом чтения, невысокой техникой чтения. У пятерых учащихся слабая интеллектуальная деятельность, и как следствие этого – рассеянность внимания, небольшой объём памяти, несформированность интеллектуальных умений, узкий кругозор, непонимание прочитанного, низкий темп деятельности.
К сожалению, все эти группы объединяет незнание детьми широкого круга книг, среди которых каждый из них мог бы выбрать нужную ему книгу; неумение читать – общаться с книгой – собеседником и как результат – нежелание читать детские книги вообще.
Учащиеся моего класса уже освоили определённый уровень владения читательской деятельностью, накопили некоторый читательский кругозор, научились действовать с книгой. И среди книг им стало интересно. Конечно, возникают сложности со слабоуспевающими учениками, которым в силу их интеллектуального развития требуется больше времени для полного освоения читательских действий и труднее удаются рассуждения о прочитанном.
ПРИЛОЖЕНИЕ
План мероприятий
1 класс (по программе « Школа России»)
Срок проведения | Тема | Форма проведения |
сентябрь | Меж двух столиц мой городок. | Час краеведения |
октябрь | Реки, вода, снег, лёд. | Игра-викторина |
ноябрь | Что у нас под ногами. | Познавательный час |
декабрь | Там, на небе голубом. | Познавательная игра |
январь | Листики и хвоинки. | Игра-путешествие |
февраль | Сад на подоконнике. | Беседа с элементами викторины |
март | Ох уж эти кошки. | Конкурсная программа |
апрель | Мошки, птички и слоны: все на свете нам нужны. | Игра-путешествие |
май | Что растет на клумбе. | Познавательно-развлекательная беседа |
2 класс (по программе « Школа России»)
Срок проведения | Тема | Форма проведения |
сентябрь | У природы нет плохой погоды. | Познавательный час |
октябрь | Правила поведения и их возникновения. | Урок вежливости |
ноябрь | Стены Древнего Кремля. | Час истории |
декабрь | Наступили холода, это к нам пришла зима. | Игра-путешествие |
январь | Синеокая Ока. | Игра-путешествие |
февраль | Домашний друг- он самый лучший. | Беседа с элементами викторины |
март | Знать обязан гражданин, важный номер 01. | Беседа |
апрель | Космос таинственный и загадочный. | Познавательный час |
май | Лесные опасности. | Экологический час |
3 класс (по программе « Школа России»)
Срок проведения | Тема | Форма проведения |
сентябрь | Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке | Беседа с элементами викторины |
октябрь | Не болейте никогда | Познавательный час |
ноябрь | Вода - наша спутница всегда | Познавательный час |
декабрь | «Потомство моё прошу брать мой пример» (А.В. Суворов) | Час истории |
январь | Игры выстроились в ряд все они на зимний лад | Игра по станциям |
февраль | По знаменитым странам мира | Игра - путешествие |
март | Таинственный дар земли | Час интересного сообщения |
апрель | Что такое деньги | Час истории |
май | Не шалите на дороге, берегите руки, ноги | Игра по станциям |
4 класс (по программе « Школа России»)
Срок проведения | Тема | Форма проведения |
сентябрь | Екатерина Великая | Час истории |
октябрь | Славные символы России | Час истории |
ноябрь | Книгопечатное чудо | Час истории |
декабрь | Наша Новгородская земля | Игра по станциям |
январь | Отечества умножить славу | Час истории |
февраль | Путешествие в эпоху средневековья | Рыцарский турнир |
март | Нас так много на земле, но мало во вселенной | Экологический час |
апрель | Страна, открывшая путь в космос | Беседа с элементами викторины |
май | Войны священные страницы навеки в памяти людской | Обзор книг |
Список книг для I класса
Сентябрь
- Я.Аким « по дороге в первый класс»
А.Барто « Я на уроке первый раз»
- Э. Мошковская « Не пора ли на урок», «Мы играем в школу»
Е. Благинина «Научусь – ка я читать»
- Я Аким « Где ты ходишь осень?
Октябрь
- К. Чуковский « Мойдодыр»
- К. Чуковский « Муха - цокотуха»
- К. Чуковский « Телефон»
- Маяковский « Что такое хорошо и что такое плохо»
Ноябрь
- Маяковский « Что ни страница, то слон, то львица»
- Маяковский « Это книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?»
- Н.Носов «4 желания»,
Потешки, песенки, считалки.
Декабрь
- Сказки:
- «Лиса и заяц»
- « Лиса и журавль»
- «Маша и медведь»
- « Колобок»
- « Теремок»
Л.Н.Толстой « Три медведя»
- В.И.Даль « Лиса - лапотница», « Девочка – Снегурочка»
- В.Ф.Одоевский « Мороз Иванович»
- Русская народная сказка « Снегурочка»
- Новый год: стихи, рассказы (любые)
Январь
- П.П.Бажов « Серебряное копытце»
- Д.Н.Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»
Февраль
- Г.Х.Андерсен « Дюймовочка»
- В.П.Катаев « Цветик – Семицветик»
- С.П. Баруздин «Сложное поручение»
- Стихи о Советской Армии (стих. наизусть)
Март
- Стихи о весне, о маме, о бабушке (стих. наизусть)
- Е.Благинина «Вот какая мама»
- В.А. Осеева « Волшебное слово»
- Л.Н.Толстой «Рассказы для маленьких» (сборник)
Апрель
- Л.Ф.Воронкова «Грушевое яблоко», « Бабушкины дела», «Живой фонарик», « Маша - растеряша», « Танин пирожок»
- Н.А.Некрасов « Дед Мазай и зайцы»
- О.Дриз «Новость в узелке», « вишенка», « Мальчик и дерево»
- С. Маршак « Почта»
Май
- В.В.Бианки « Лесные домишки», « Чей нос лучше», « Теремок», « Сова»
- В. Ю.Драгунский « Друг детства»
- Д. Родари « Чем пахнут ремёсла»
- Р.Киплинг «Слонёнок»
Список книг для II класса
Сентябрь
- Что читали летом!
- Г.Граубин «Почему осенью листопад?»
- «Лесные хоромы»
- Детям на потеху (русские народные песни – 1 наизусть), пословицы, загадки
Октябрь Кто они рыцари?
- Рассказы и сказки русских писателей (сборник).
- Добрыня Никитич (былинный рассказ)
- Илья Муромец (былинный рассказ)
- В.Муравьёв «На ладьях в тридевятое царство»
- Л.Н.Толстой «Как гуси спасли Рим» (сборник)
Ноябрь Почемучкины книжки
- Бр.Гримм «Бременские музыканты», « Госпожа Метелица», «Храбрый портняжка», « Семеро храбрецов»
- Читательский дневник с иллюстрациями и отрывками понравившейся сказки Бр.Гримм.
- К. Арон «Бежит по рельсам поезд», «Человек поднялся в небо», «Еду, еду я по снегу» (прочитать любую из книг)
- Как делают книгу? Б.В.Шернен «Одно дело делать, другое не порть» (пословицы в рассказах)
Декабрь Вот пришли морозы и зима настала.
- И.З.Топелиус « Скандинавские сказки» - 4 шт.
- И.З. Топелиус « Зимняя сказка»
- С.Я. Маршак « 12 месяцев»
- В.И.Даль « Девочка Снегурочка», «Война грибов с ягодами», медведь – половинщик», «Журавль и цапля», «Лиса и медведь»
- Басни И.А.Крылова
Январь Я и мои друзья!
- А.Платонов « Умная внучка»
- « Как мужик гусей делил» (русская народная сказка)
- « Охотник до сказок» (русская народная сказка)
- Н.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»
- О.Перовская « Тигрёнок Васька» (2 рассказа)
Февраль Бороться, искать, найти и не сдаваться!
- С.Я.Маршак « Рассказ о неизвестном герое» (отрывок наизусть)
- А. П. Гайдар « Горячий камень»
- Л. Пантелеев « Честное слово»
- С.П. Алексеев «рассказы о Суворове»
Март Полюбуйся, весна наступает!
- Л.Ф.Воронкова « Что сказала бы мама?» (3 рассказа)
- И.Акимушкин « По следам», « природа чудесница», « Жила – была « Жила – была белка», белка», « Жила – была лисица», « Жил – был ёж», « Жил – был бобр»
- Н. Сладков « В степи», « В лесах», « В горах», « Во льдах»,
Апрель
- В.Флинт « Птицы наших лугов и полей», «Птицы в нашем лесу»
- З.Топелиус « Дважды два четыре»
- З.Топелиус « Три ржаных колоса»
- В. Бианки « Приключения муравьишки».
- З. Топелиус « Сампо – лопарёнок»
Май
- Е.Чарушин « Большие и маленькие»
- Е.Чарушин « Волчишко»
- Художники детям
- Н. Дурова «Невкусная отметка»
Список книг для 3 класса.
СЕНТЯБРЬ «Вот и осень, дождь в окно стучится».
Что читали летом. ( читательский дневник).
Юрмин «Про тетрадь и карту, карандаш и парту».
А.Блок «Полный месяц встал над лугом» (стихи).
«Детство» (стихи) –отдельная книга про разные времена года.
А.Барто «История на просеке» (стихи).
А.Блок «Зайчик» (стихи).
А.Барто «Есть такие мальчишки», «Если вы ему нужны».
ОКТЯБРЬ «Из истории и для истории».
Былины «Садко».
Тихомиров «На поле Куликовом».
Тихомиров «Александр Невский».
П. Алешковский «Как Новгородцы на Юру ходили».
НОЯБРЬ Классика.
Шолохов «Федотка», «Нахалёнок».
С.Михалков «Дядя Стёпа и Егор», «Дядя Стёпа ветеран», «36 и 5»,
«Бездельник светофор».
С.Маршак «Вот какой рассеянный», «Детки в клетке», « Багаж».
К.Чуковский «Краденое солнце», «Каляка», «Бармалей».
ДЕКАБРЬ «Сказки под Новый год».
Андерсен «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик».
Ш. Перро «Мальчик с пальчик», «Спящая красавица».
Д.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (3 сказки, сборник).
Сборник «Иван Крестьянский сын».
Стихи, рассказы, сказки про Новый год (сочинить свою сказку).
ЯНВАРЬ «Читая, посмеёмся».
Н.Носов «Дружок», «Телефон», «Огородники», «Замазка», «Фантазёры»,
«Саша», «Ступеньки», «Я помогаю».
Е.Термяк «Торопливый ножик» (отдельная книга, сборник 8 рассказов).
К. Паустовский «Кот ворюга», «Потрёпанный воробей».
Э.Шим «Кто копыто потерял?» (отдельная книга).
ФЕВРАЛЬ «Вьюги да метели под февраль налетели».
Э.Шим «Жук на ниточке» (отдельная книга, рассказы).
В.Гаршин «Лягушка путешественница».
А.Чехов «Белолобый».
К.Паустовский «Похождение жука носорога».
МАРТ «Весна в окно стучится, и гонит зиму прочь».
Квушанцев «О чём рассказал телескоп».
Львин, Раднова «Астрономия в картинках».
В.А. Дуров «Мои звери».
Н.Ю. Дурова «Ваш номер». (одну из книжек прочитать).
В.А. Дурова «Театр зверей»
Ю. Сотник «Дрессировщики» (одну из книжек прочитать).
Техника чтения.
АПРЕЛЬ «Природа – друг человека».
Г. Скребицкий «Лесной голосок» (отдельная книга 6 рассказов).
Е. Чарушин «Томкина сны» (отдельная книга, рассказы).
Е. Чарушин «Никитка и его друзья (отдельная книга, сборник).
В.Бианки «Мышонок пик» (отдельная книга, 16 рассказов).
МАЙ «О разном».
Обухов «Как мальчик стал космонавтом», «Звёздный сын земли»
(одну из книг прочитать).
Синицын «Первый космонавт»,
Леонов «Выход в космос»,
Черненко «Звёзды планеты телескопа» (одну из книг прочитать).
Алексеев «Они защищали Москву»,
«Последний штурм».
Сборник про Ленинград, Новороссийск, Одессу, Севастополь, Кавказ (одну из книг любую прочитать).
Пояснительная записка.
Кружок призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства. Кружок пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Важной особенностью кружка является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяет ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора – музыканта; как, почему за, казалось бы, обычным и словами возникает целый мир( реальный и фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.
Внимание читателя должно быть обращено на словесно – образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Кружок предполагает круг книг, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно – эстетического, литературоведческого, коммуникативно-речевого.
Основные задачи кружка.
- Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественные произведения, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- Формировать потребность в постоянном чтении книги;
- Развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведения словесного искусства;
- Формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- Работать с различными типами текстов;
- Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений,
- Формировать « читательскую самостоятельность»
Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Продолжительность занятия | Количество часов в год |
2 часа | 2 часа | 1час | 72ч |
№ п /п | Количество часов | дата | Тема раздела | Тема занятия | Виды работы | |
1 | 5ч | Здравствуй, школа! | Короткие стихи и рассказы о школе. | Просмотр книг, выбор произведения для чтения | ||
2 | Когда на сердце легко и весело? | Составление выставки книг и журналов. Летнее чтение. | ||||
3 | Почему осенью листопад? | Оформление выставки « Здравствуй школа!» | ||||
4 | Про тетрадь и карту, карандаш и парту. | Оформление первых иллюстраций по прочитанному | ||||
5 | Где ты ходишь осень? | Коллективное чтение заинтересовавших детей книг | ||||
6 | 7ч | Кто они рыцари? | Илья Муромец | Перечитывание, пересказ, обсуждение страниц и эпизодов из книг. Оформление рассказов – загадок по страницам книг для раздела «Узнай героя по описанию» | ||
7 | Добрыня Никитич | |||||
8 | Садко | |||||
9 | На поле Куликовом | |||||
10 | Александр Невский | |||||
11 | На ладьях в тридевятое царство | |||||
12 | Как новгородцы на Югру ходили | |||||
13 | 4ч | Дело было давно, но потому о нём и стоит рассказать | Сказки Андерсена | Чтение книг, которые у каждого есть на примете, по указанной теме. Иллюстрирование понравившихся отрывков. Оформление выставки « Мой Андерсен» | ||
14 | Мой Андерсен | |||||
15 | Герои его сказок | |||||
16 | Сказки и истории | |||||
17 | 5ч | О чём рассказывают журналы? | Что нам читать? | Отбор и чтение новых журналов. Краткий пересказ. Составление классного журнала. | ||
18 | Журналы рассказывают | |||||
19 | Мой любимый журнал | |||||
20 | Мир журналов | |||||
21 | По страницам журналов | |||||
22 | 5ч | Мы учимся друг у друга | Из рассказов дрессировщиков Дуровых | Чтение, иллюстрирование книг, лепка поделок – героев книг, обсуждение вопроса «Дрессировщик – лёгкая ли эта профессия» | ||
23 | Мои звери | |||||
24 | Ваш номер | |||||
25 | Театр зверей | |||||
26 | Большой театр | |||||
27 | 14ч | От кота до кита! | Жила – была белка | Составление рекомендательного списка; составление выставки книг о животных – настоящих и вымышленных; выделение эпизодов из книг, воспитывающих чувство юмора, любознательность; составление рассказов или инсценировок от имени животных «Моя биография»; оформление иллюстрированных карточек по прочитанному | ||
28 | Жил – был ёжик | |||||
29 | Жил – был бобр | |||||
30 | Жила – была лисица | |||||
31 | Как животных цвет защищает | |||||
32 | Кто больше живёт | |||||
33 | Животные леса | |||||
34 | Кто видит ушами | |||||
35 | Сколько глаз у стрекозы | |||||
36 | Где живёт белый журавль | |||||
37 | Под шапкой – невидимкой | |||||
38 | Азбука леса | |||||
39 | Зелёная саванна | |||||
40 | Лесные домики | |||||
41 | 12ч | Бороться и искать, найти и не сдаваться! | Звёзды, планеты, телескопы | Организация выставки лучших книг приключенческого жанра; составление выставки книг « В помощь юному читателю»; оформление панно « Мир космоса»; пересказ понравившегося отрывка. | ||
42 | О чём рассказывает телескоп | |||||
43 | Астрономия в картинках | |||||
44 | Как мальчик стал космонавтом | |||||
45 | Звёздный сын Земли | |||||
46 | Первый космонавт | |||||
47 | Выход в космос | |||||
48 | Мальчик из Шоршелы | |||||
49 | Погода в картинках | |||||
50 | Дождь, ветер, снег | |||||
51 | Какая завтра погода | |||||
52 | Как человек научился летать | |||||
53 | 7ч | Почемучкины книжки | Из чего все машины сделаны | Чтение и перечитывание детьми книг по теме; обмен мнениями о книгах, составление рекомендательного списка « Что читать»; обдумывание вопроса «О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать?» | ||
54 | Еду, еду я по свету | |||||
55 | Бежит по рельсам поезд | |||||
56 | Плывут по морям корабли | |||||
57 | Как делают книги | |||||
58 | Сколько братьев у нашего дома | |||||
59 | Как ткани ткут и нити прядут | |||||
60 | 5ч | Спасибо Вам! | В мире сказок | Чтение и перечитывание детьми сказок; литературная игра « Кто это?»; составление своей сказки; инсценировки сказок | ||
61 | Моя любимая сказка | |||||
62 | Герои сказок | |||||
63 | Сказка – сказочка | |||||
64 | Какие вопросы задают сказки? | |||||
65 | 3ч | Огород раньше и теперь. | Во саду ли в огороде | Подготовка и проведение викторины «Лук от семи недуг»; заучивание стихов, загадок | ||
66 | Где, как, что и почему | |||||
67 | Рассказы, загадки об овощах | |||||
68 | 1ч | Парад литературных героев | Изготовление маски на конкурс | |||
69 | 3ч | Литературные игры | Представь и вспомни знакомые строки; узнай стихотворение; литературные шарады | Выставка за страницами ваших учебников | ||
70 | ||||||
71 | ||||||
72 | 1ч | Подведение итогов года | Экскурсия в библиотеку |
Список использованной литературы
1. Оморокова М.И., Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. 2-е изд. испр. и доп., М: АРКТИ – 2001.
2. Яковлева Е.Л., Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. Под ред. В.И. Панова, 1997.
3. Ясвин В.А., Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. Под ред. В.И. Панова, 1997.
4. Учителю об одаренных детях: пособие для учителя. / Под. Ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова, 1997.
5. Кудина Г.И., Новлянская З.И., Литература как предмет эстетического цикла. Метод. разработки, 1990.
6. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса: сост. М. Муравьев, Центр «Пед. поиск», 2000.
7. Проблемы детского чтения глазами теоретиков, // Начальная школа № 9 1998г.
8. Методические возможности урока внеклассного чтения, // Начальная школа № 9 2001 г.
9. Уроки внеклассного чтения, // Начальная школа № 6 2005г.
10. Обучение чтению и законы формирования читателя, // Начальная школа № 1 2003г.
11. Проект «Начальная школа XXI века глазами родителей», // Начальная школа № 12 2003г.
12. Элементы лингвистического анализа художественного текста на уроках литературного чтения// Начальная школа № 12, 2005г.
13. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественных произведений// Начальная школа № 3, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Внеклассное чтение в начальной школе как средство творческого взаимодействия школьника-читателя с текстом литературного произведения»
Одним из важнейших источников знаний для человека является книга. Подсчитано, что в раннем детстве человек задает окружающим до 500 вопросов в день. С годами их число значительно снижается. Это происх...
«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»
В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....
Использование Элементов техники скорочтения на уроках литературного чтения в начальной школе как средства формирования навыка осмысленного чтения.
Данные упражнения позволят сформировать навык осмысленного чтения...
«Всестороннее развитие и воспитание школьников средствами внеклассного чтения» в начальной школе.
Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников родному языку....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Технология продуктивного чтения в начальной школе, как средство реализации требований в ФГОС НОО на примере урока литературного чтения в 4 классе по теме «К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»
Данная разработка включает в себя краткое теоретическое изложение материала по теме «Технология продуктивного чтения» и развернутую технологическую карту урока литературного чтения в 4 кла...
«Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, как средство формирования коммуникативных умений»
Обобщение педагогического опыта по развитию речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе....