«Всестороннее развитие и воспитание школьников средствами внеклассного чтения» в начальной школе.
статья по чтению (3 класс)

Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников родному языку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Всестороннее развитие и воспитание школьников средствами внеклассного чтения»  в начальной школе.

«Чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни»
В.А.Сухомлинский

Сегодня никого не надо убеждать в том, какую огромную роль в приобщении детей к духовно-нравственным ценностям играет литературное образование. Ни для кого не секрет, что компьютер и телевизор отняли у детей время на чтение, «замусорили» его сознание. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Рыночная литература испортила вкусы детей. Мальчишки и девчонки потеряли интерес к чтению. 

Однако не стоит забывать, что и сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умения и навыков чтения зависит, насколько успешно читатель сможет жить в информационном обществе. Для полноценного развития навыка чтения, духовно-ценностного формирования личности младшего школьника необходимы три вещи: учебник, книга по внеклассному чтению и “книга для души”, которую ребенок выбирает сам и читает в свободное время. 

К сожалению, у современных детей все реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать их читательский кругозор и постепенно сделать их настоящими читателями помогают уроки внеклассного чтения.

Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников родному языку. На уроках внеклассного чтения дети не просто читают, а «овладевают приёмами самостоятельности при выборе и чтении доступных книг». Цель этих занятий состоит в том, чтобы сформировать у учащихся интерес к детским книгам как источнику знаний, желание и привычку читать книги. 

Достижение этой цели зависит от решения следующих взаимосвязанных задач:
систематически знакомить детей с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы и её видами;

формировать у них умение ориентироваться в книге и среди книг;

учить предугадывать примерное содержание детской книги ещё до чтения;

формировать умение различать книги по существенным признакам (тематике, автору, назначению и т. д.);

учить выбирать нужную книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;

воспитывать стремление читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;

использовать детскую литературу для воспитания ребёнка.



Все эти задачи учитель решает с учащимися в течение четырёх лет на уроках внеклассного чтения и во внеурочное время. Внеклассное чтение в отличие от обыкновенного урока предполагает немного большую свободу творческой мысли учителя. На уроке внеклассного чтения учитель может уделить больше внимания подготовке и осуществлению процесса творческого восприятия и осмысления прочитанного. Этому способствуют многие формы работ и деятельности учеников: 

 БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЧАС

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это приносит ощутимые результаты. 

Понимая значимость воспитания книголюба, налажено сотрудничество с экологической, центральной детской библиотекой и школьной. Детская библиотека – самое подходящее место для того, чтобы помочь ребёнку стать творцом. В библиотеке выделены специальные места для реализации творческих порывов:

- уголок юного художника-иллюстратора;

- уголок читательского творчества;

На занятиях рождаются стихи, чистоговорки, загадки, сказки, маленькие спектакли. Дети становятся юными художниками, сочинителями, артистами. 

 ЧАС ОБЩЕНИЯ С КНИГОЙ В ПРИРОДЕ
Во время занятий ребята вспоминают обитателей леса, которые живут в книгах, рассказывают об их повадках и характерах. Знакомятся с новыми книгами о животных, рассказывают весёлые истории.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО СОЗДАНИЮ КНИЖЕК – МАЛЫШЕК
Нравится детям работать в мастерской по созданию книжек-малышек. Создавая мини-книги, ребята получают основы библиотечно-библиографических знаний.

ЧАС ИНТЕРЕСНЫХ ИДЕЙ
Говоря о творчестве детей на литературном материале, нельзя обойти и прикладное искусство. С помощью техники оригами, плетения, аппликаций дети воссоздают сказочные сюжеты, по следам прочитанных книг рождаются книжные закладки, поделки, плакаты.

На занятиях внеклассным чтением реализуется принцип наглядности через непосредственное восприятие детской книги. Поэтому основным видом наглядности является книжная иллюстрация. Ребята с удовольствием создают новые иллюстрации для своих любимых книг. 
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Для расширения круга чтения, для формирования монологической речи один раз в четверть в 4 классе проводится читательская конференция по прочитанным книгам. На конференции учащиеся представляют книги, которые они прочитали и рекомендуют их для чтения другим, слушают выступления других участников, записывают авторов и названия заинтересовавших книг. Успешным считается выступление, если другие учащиеся выбирают предлагаемую книгу. Результат конференции – составление списка книг для чтения на следующую четверть.

Для формирования интереса к чтению в арсенале есть разнообразные формы занятий: занятие-спектакль, литературный ринг, конкурсы на декламацию стихов, урок – кроссворд, урок – викторина.
 УРОК – СПЕКТАКЛЬ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РИНГ
КОНКУРС НА ДЕКЛАМАЦИЮ СТИХОВ
УРОК – КРОССВОРД
УРОК – ВИКТОРИНА
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА
Целесообразно использование на уроках внеклассного чтения литературных игр. Например: «Парад литературных героев», «Дежурная буква», «Представь и вспомни знакомые строки», «Узнай стихотворение», «Литературные мнения»», «Литературные шарады»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Уроки внеклассного чтения благодатная почва для реализации различных видов и форм проектов. Результатом проекта может стать выставка детских книг, индивидуальная презентация лучших работ.
Уроки внеклассного чтения позволяют учащимся активно овладевать богатствами речи, развивать эстетический вкус, закладывать основы литературного образования младших школьников. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ею заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями. Это и гарантия возрождения духовности нового поколения, достойного великой литературы и великой страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки внеклассного чтения в начальной школе

Уроки внеклассного чтения должны проходить интересно и увлекательно. В своей статье я предлагаю некоторые методы проведения данного урока, а так же конспект урока по внеклассному чтению в 3- м классе ...

«Внеклассное чтение в начальной школе как средство творческого взаимодействия школьника-читателя с текстом литературного произведения»

Одним из важнейших источников знаний для человека является книга. Подсчитано, что в раннем детстве человек задает окружающим до 500 вопросов в день. С годами их число значительно снижается. Это происх...

«Внеклассное чтение в начальной школе как средство творческого взаимодействия школьника – читателя с текстом литературного произведения»

Работа содержит методические рекомендации по организации системы уроков внеклассного чтения в 1-4 классах. Разработан план совместных мероприятий с городской библиотекой. Разработана программа кружка...

Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребенка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.Групповая...

Развитие коммуникативных навыков межпредметными средствами по УМК «Перспективная начальная школа» у учащихся начальных классов

Развитие коммуникативных навыков межпредметными средствами по УМК «Перспективная начальная школа» у учащихся начальных классов...

Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД  на уроках литературного чтения  в начальной школе...

Статья. Из опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся с ОВЗ в начальной школе».

В нравственном воспитании учащихся начальных классов с ОВЗ оченьактуальным является формирование гуманных отношений между детьми.становятся непосредственными участниками учебного процесса.Проект &nda...