Урок обучения грамоте
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Орлова Алла Анатольевна

конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обучение грамоте1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

Программа  «Школа России»

Учебник: Горецкий В.Г. Азбука. Учебник: 1 класс: В 2 ч.

Тема:  Звуки [м], [м']. Буквы М, м.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель урока: познакомить с  буквой, обозначающей согласные звуки [м], [м'];

Задачи урока:

  • упражнять в выделении звуков [м], [м'] на слух, в чтении слогов, слов с новой буквой;
  • продолжать работу по звуковому анализу слова;
  • развивать память, мышление, монологическую речь, фонематический слух;
  •  воспитывать положительное отношение к учебной деятельности и интерес к уроку чтения;
  •  формировать навык работы в парах.

Оборудование: 

  • у детей - «звуковые» карточки,
  • индивидуальные карточки с заданием и карточки для нахождения новой буквы,
  • презентация  к уроку.
  • интерактивная доска.
  • ноутбук.

Методы и приёмы:  наглядный, практический, частично-поисковый, создание эмоциональных ситуаций, индивидуальный, фронтальный опрос и взаимопроверка, дифференцированный подход, метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Универсальные учебные действия: (метапредметные).

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать  результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Личностные: проявлять познавательный интерес,  целеустремленность  и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.

План урока

1. Актуализация знаний.

2. Формулирование учащимися темы урока.

3. Знакомство с новыми звуками (упражнение в подборе слов с новыми звуками).

4. Физкультминутка.

5. Знакомство с новой буквой.

6. Чтение слогов, слов, текстов с новой буквой.

7. Подведение итогов урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой на урок.

  1. Актуализация знаний.

СЛАЙД 2 - Ребята, вам надо из озера «поймать» буквы, обозначающие согласные звуки. Соединить между собой заглавную и строчную буквы и дать букве характеристику.

Игровой приём «Рыбак» - на воспроизведение пройденного материала.

С

Н

А

а

р

Р

н

с

Из множества букв дети выбирают буквы по определённому правилу, соединяют заглавную и строчную, дают характеристику.

Они слушают ответ своего одноклассника, т.к. должны будут дополнить ответ его, если что-то не будет сказано.

Этот этап урока составляет упражнение, цель которого совершенствовать речевые способности, наглядно-действенное мышление и одновременно развивать внимание, память, наблюдательность – это упражнения на повторение изученного материала.

Регулятивные УУД (высказывать своё предположение)

Личностные УУД (дети выбирают ту буквы, о которой могут и хотят рассказать).

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: игровая деятельность и создание эмоционально-нравственной ситуации)

  1. Формулирование учащимися темы и целей урока.

СЛАЙД 3 1) Прочтите загадку,отгадайте.

1) На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. 

(ENTER) - картинка

Учитель даёт краткое описание сома

« Сом – это крупная пресноводная бесчешуйчатая рыба, длиной до 5 метров,

а вес – до 300кг – примерно, вес десяти

 первоклассников вместе взятых.

Обитает в реках и озёрах  - в пресной воде.

В основном - падальщик, но может питаться и довольно крупной рыбой».

2)  Составляется звуковая схема слова.

- Дайте характеристику каждому звуку,

- Определите количество слогов.

- Определите ударный слог.

СЛАЙД 4   3)Аналогично ведётся работа со второй загадкой.

                 

Зверь мохнатый, косолапый,

Он сосёт в берлоге лапу.

(ENTER) – картинка бурого медведя

 - Что вы знаете о медведе?

      Медведь  относится к семейству
крупных млекопитающих отряда хищных.
Медведи всеядны, хорошо лазают и плавают,
быстро бегают, могут стоять и проходить
короткие расстояния на задних лапах. Имеют
короткий хвост, мощные клыки и когти,
длинную и густую шерсть, а также отличное
обоняние и слух. Охотятся вечером или на
рассвете. Невосприимчивы к пчелиным укусам.
Зимой укрываются в берлоге и уходят в спячку.
В природе естественных врагов почти не имеют.

(ENTER) Белый медведь — один из самых крупных наземных представителей млекопитающих отряда хищных. Обитает в приполярных областях в северном полушарии Земли

- Произнесите слова ещё раз, произнесите только те звуки, которые выделены на схеме.

- Как вы думаете, какой будет тема урока?

Её  озвучивают читающие дети. (инд. задание  для хорошо читающих детей)

- сом  

Один ученик работает у доски (вызываются дети, которые допускают ошибки при анализе слова), а остальные работают за партами, раскладывая карточки на столе.

Для этого используется приём «Эхо» - дети зовут слово, будто потерялись  в лесу: «С-о-о-о-м», устанавливают, что слово состоит из одного слога.

Используется приём «Докажи мне». Произносятся слова: «Да это же …сом». В этом случае в сильной (ударной) позиции оказывается ударный слог.

Самопроверка: сравнение своего анализа с анализом на доске.

Определяют количество Слогов, звуков, дают хар-ку звукам, выделяют ударный слог.

- Живёт в лесу, дикий зверь.  Зимой спит в берлоге

Белый медведь живёт на Севере.

-Мы познакомимся со звуками [м] и [м'] и будем учиться различать  их. Познакомимся с новой буквой, будем УЧИТЬСЯ читать слоги и слова с новой буквой.

Коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других)

Познавательные УУД  (анализ объектов с целью выделения существенных признаков, делать выводы в результате совместной и индивидуальной работы)

Личностные УУД (понимание ответственности за результативную работу)

  1. Знакомство с новыми звуками (упражнение в подборе слов с новыми звуками).

- Дайте  характеристику звуку [м].

- Расскажите, как располагаются ваши  органы речи, когда произносите этот звук? (Анализируется расположение органов речи.)

- Дайте характеристику звуку [м'] (идёт аналогичная работа)

СЛАЙД 5 - Создание игровой ситуации «Позовём гостей на новоселье».

- Ребята, кто помнит и может рассказать сказку  «Теремок»?

(учитель открывает клавишей (ENTER) каждую последующую иллюстрацию к сказке  - как подтверждение правильного рассказа её сюжета)

- Действительно,  теремок у друзей получился лучше прежнего.

-  А на новоселье к зверюшкам пришли друзья, в названии которых есть новые звуки. Угадайте, кто это мог быть?

-Он согласный, твёрдый.

Губы плотно сжаты – преграда

Зубы не касаются

Язык лежит спокойно.

Дети рассказывают сказку с опорой на слайды , дополняя друг друга.

Дети подбирают названия животных, выделяют голосом новый звук и дают ему характеристику – мягкий/твёрдый, место  расположения звука в слове)

  • Мошка, [м] – твёрдый согласный.
  • Муравей, [м] – твёрдый согласный.
  • Комар, [м] – твёрдый согласный.
  • Шмель, [м'] – мягкий согласный.
  • Хомяк,  [м'] – мягкий согласный.
  • и т.д.

Коммуникативные УУД (высказывание своего мнения, слушать ответ одноклассника)

Регулятивные УУД (пооперационный контроль, анализ выполненной работы и соотнесение с образцом)

5.Физкультминутка

 СЛАЙД 6    - Но гости пришли с подарками – цветами. Вы сами сможете догадаться с какими?

  • Да. В их названии должны быть новые звуки.

- Верно. Услышите в названии цветка новые звуки – руки поднимите вверх – этот цветок «выйдет» на экран, а не услышите – присядьте, сожмитесь в комочек.

Хризантемы ENTER), маки ENTER), васильки, маргаритки ENTER),

розы, астры, ромашки ENTER), ландыш, мимоза ENTER), монстера ENTER),.

- Почему только эти цветы в букете, каких нет? Почему?

- В этих словах тоже должны быть звуки [м] [м']

- В названии этих цветов есть «наши звуки»

- В букете нет васильков, роз, астр, ландыша. В их названиях нет звуков [м] [м']

Коммуникативные УУД (высказывание своего мнения)

Регулятивные УУД (пооперационный контроль, анализ выполненной работы и соотнесение с образцом)

Познавательные УУД (оформление своих мыслей в устной форме)

Эмоциональная разрядка, смена видов деятельности, упражнение в слышании  новых звуков.

6.Знакомство с новой буквой.

СЛАЙД 7      1) - Эти 2 звука мы будем обозначать буквой «ЭМ»

- На что похожа буква? (ENTER)

- В названии каких предметов есть буква ЭМ?

2) Упражнение на закрепление образа печатной буквы. Раздаются листочки с текстом скороговорки, в котором предлагается найти и подчеркнуть букву «эм», подсчитать количество подчёркнутых букв. 

Мёд в лесу медведь нашёл,-

Мало мёду, много пчёл.

- Сколько букв в тексте?

-Давайте проверим.

СЛАЙД 8

- Кто не пропустил ни одной буквы и подчеркнул все?

- Кто поможет прочитать текст? О ком он?        

(далее идёт работа с скороговоркой)

- Повторите за мной медленно, чётко проговаривая каждое слово …..

- А теперь проговорите её друг другу

(выслушиваются ответы всех детей).

Дети с опорой на иллюстрацию называют слова

Дети подчёркивают букву ЭМ, определяют количество букв ЭМ.

- Дают ответ о количестве букв ЭМ в тексте.

Сравнивают с образцом на слайде.

Сидящие за одной партой дети, должны повернуться друг к другу и произнести скороговорку друг для друга.

Познавательные УУД (оформление своих мыслей в устной форме)

Личностные УУД (формирование учебной мотивации, способность к волевому усилию)

Регулятивные УУД (высказывать своё предположение, самооценка, взаимооценка)

Коммуникативные УУД (работа в парах)

Далее детям предлагается проверить друг у друга правильность выполнения задания (взаимопроверка). Регулятивные УУД (пооперационный контроль, анализ выполненной работы и соотнесение с образцом)

Коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других, смена положения, эмоциональная разрядка).

7. Чтение слогов, слов, текста с новой буквой.

Упражнение «Сквозная буква».

- Необходимо подобрать слова, в которых новая буква будет находиться в разных позициях

м

м

м

м

Варианты ответов: море, смак, Рома, гном.

СЛАЙД 9       1) Чтение слогов.

ма   мо му  мы   ми   мэ

А потом чтение слогов с добавлением изученных согласных букв.

с  -  ма  -  р  -  с                   л  -  мы  -  н  -  р

т  -  мо  -  л  -  н                  н  -  ми   -  с   -  м

к  -  му  -  к  -  т                  п  -  мэ   -   т  -  н

2) Добавление слога (с опорой на таблицу) и чтение полученных слов. - задание написано на доске, поэтому дети выходят для его выполнения к магнитной доске .

_  _  РЕ            РЕ  _  _  НТ

РО  _  _              _  _  ЛА

КО  _  _              _  _  ХА

_  _  ЛО           КАР  _  _  Н

ГАР  _  _  ШКА

СЛАЙД 10  3) Чтение текста с новой буквой.

Медведица ласково сына качает,

Малыш веселится,

Малыш не скучает.

Он думает: это смешная игра,

Не зная, что спать

Медвежатам пора.

2) Задания по тексту

- Что или кто вызвал у вас улыбку  в стихотворении?

- О ком стихотворение? Какой мишка? Опиши его?

- Как автор называет медвежонка?

- Почему он так его называет?

3) Установка на запоминание стихотворения

Для этого задания детям необходимо выйти к доске и вписать буквы в таблицу.

(море)           (ремонт)                  

(Рома)  (Мила)              

(комар)       (муха)        

(мыло)       (карман)                    

(гармошка)

Сначала орфографически, плавно, по слогам, а потом орфоэпически

Познавательные УУД (построение высказываний на основе  ранее полученных знаний на понимание прочитанного, обогащение словаря, делают выводы на основе работы класса и учителя)

Происходит смена деятельности.

Регулятивные УУД (высказывать своё предположение)

8. Подведение итогов урока.

- С какими звуками познакомились?

- Какой буквой они обозначаются на письме?

- Найдите слова с буквой «эм» в тексте. Определите, какой звук она обозначает.

Дети по одному выходят к доске и подчёркивают изученные буквы «М,м», объясняя, какие звуки они обозначают.)

Познавательные УУД. (делают выводы на основе работы класса и учителя).

Регулятивные УУД (высказывать своё предположение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....