Урок обучения грамоте
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте
Программа «Школа России»
Учебник: Горецкий В.Г. Азбука. Учебник: 1 класс: В 2 ч.
Тема: Звуки [м], [м']. Буквы М, м.
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель урока: познакомить с буквой, обозначающей согласные звуки [м], [м'];
Задачи урока:
- упражнять в выделении звуков [м], [м'] на слух, в чтении слогов, слов с новой буквой;
- продолжать работу по звуковому анализу слова;
- развивать память, мышление, монологическую речь, фонематический слух;
- воспитывать положительное отношение к учебной деятельности и интерес к уроку чтения;
- формировать навык работы в парах.
Оборудование:
- у детей - «звуковые» карточки,
- индивидуальные карточки с заданием и карточки для нахождения новой буквы,
- презентация к уроку.
- интерактивная доска.
- ноутбук.
Методы и приёмы: наглядный, практический, частично-поисковый, создание эмоциональных ситуаций, индивидуальный, фронтальный опрос и взаимопроверка, дифференцированный подход, метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Универсальные учебные действия: (метапредметные).
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Личностные: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.
План урока
1. Актуализация знаний.
2. Формулирование учащимися темы урока.
3. Знакомство с новыми звуками (упражнение в подборе слов с новыми звуками).
4. Физкультминутка.
5. Знакомство с новой буквой.
6. Чтение слогов, слов, текстов с новой буквой.
7. Подведение итогов урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование | ||||||||||||||||
1.Организационный момент. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. | Психологический настрой на урок. | |||||||||||||||||
| СЛАЙД 2 - Ребята, вам надо из озера «поймать» буквы, обозначающие согласные звуки. Соединить между собой заглавную и строчную буквы и дать букве характеристику. Игровой приём «Рыбак» - на воспроизведение пройденного материала.
| Из множества букв дети выбирают буквы по определённому правилу, соединяют заглавную и строчную, дают характеристику. Они слушают ответ своего одноклассника, т.к. должны будут дополнить ответ его, если что-то не будет сказано. | Этот этап урока составляет упражнение, цель которого совершенствовать речевые способности, наглядно-действенное мышление и одновременно развивать внимание, память, наблюдательность – это упражнения на повторение изученного материала. Регулятивные УУД (высказывать своё предположение) Личностные УУД (дети выбирают ту буквы, о которой могут и хотят рассказать). Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: игровая деятельность и создание эмоционально-нравственной ситуации) | ||||||||||||||||
| СЛАЙД 3 1) Прочтите загадку,отгадайте. 1) На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (ENTER) - картинка Учитель даёт краткое описание сома « Сом – это крупная пресноводная бесчешуйчатая рыба, длиной до 5 метров, а вес – до 300кг – примерно, вес десяти первоклассников вместе взятых. Обитает в реках и озёрах - в пресной воде. В основном - падальщик, но может питаться и довольно крупной рыбой». 2) Составляется звуковая схема слова. - Дайте характеристику каждому звуку, - Определите количество слогов. - Определите ударный слог. СЛАЙД 4 3)Аналогично ведётся работа со второй загадкой.
Зверь мохнатый, косолапый, Он сосёт в берлоге лапу. (ENTER) – картинка бурого медведя - Что вы знаете о медведе? Медведь относится к семейству (ENTER) Белый медведь — один из самых крупных наземных представителей млекопитающих отряда хищных. Обитает в приполярных областях в северном полушарии Земли - Произнесите слова ещё раз, произнесите только те звуки, которые выделены на схеме. - Как вы думаете, какой будет тема урока? | Её озвучивают читающие дети. (инд. задание для хорошо читающих детей) - сом Один ученик работает у доски (вызываются дети, которые допускают ошибки при анализе слова), а остальные работают за партами, раскладывая карточки на столе. Для этого используется приём «Эхо» - дети зовут слово, будто потерялись в лесу: «С-о-о-о-м», устанавливают, что слово состоит из одного слога. Используется приём «Докажи мне». Произносятся слова: «Да это же …сом». В этом случае в сильной (ударной) позиции оказывается ударный слог. Самопроверка: сравнение своего анализа с анализом на доске. Определяют количество Слогов, звуков, дают хар-ку звукам, выделяют ударный слог. - Живёт в лесу, дикий зверь. Зимой спит в берлоге Белый медведь живёт на Севере. -Мы познакомимся со звуками [м] и [м'] и будем учиться различать их. Познакомимся с новой буквой, будем УЧИТЬСЯ читать слоги и слова с новой буквой. | Коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других) Познавательные УУД (анализ объектов с целью выделения существенных признаков, делать выводы в результате совместной и индивидуальной работы) Личностные УУД (понимание ответственности за результативную работу) | ||||||||||||||||
| - Дайте характеристику звуку [м]. - Расскажите, как располагаются ваши органы речи, когда произносите этот звук? (Анализируется расположение органов речи.) - Дайте характеристику звуку [м'] (идёт аналогичная работа) СЛАЙД 5 - Создание игровой ситуации «Позовём гостей на новоселье». - Ребята, кто помнит и может рассказать сказку «Теремок»? (учитель открывает клавишей (ENTER) каждую последующую иллюстрацию к сказке - как подтверждение правильного рассказа её сюжета) - Действительно, теремок у друзей получился лучше прежнего. - А на новоселье к зверюшкам пришли друзья, в названии которых есть новые звуки. Угадайте, кто это мог быть? | -Он согласный, твёрдый. Губы плотно сжаты – преграда Зубы не касаются Язык лежит спокойно. Дети рассказывают сказку с опорой на слайды , дополняя друг друга. Дети подбирают названия животных, выделяют голосом новый звук и дают ему характеристику – мягкий/твёрдый, место расположения звука в слове)
| Коммуникативные УУД (высказывание своего мнения, слушать ответ одноклассника) Регулятивные УУД (пооперационный контроль, анализ выполненной работы и соотнесение с образцом) | ||||||||||||||||
5.Физкультминутка | СЛАЙД 6 - Но гости пришли с подарками – цветами. Вы сами сможете догадаться с какими?
- Верно. Услышите в названии цветка новые звуки – руки поднимите вверх – этот цветок «выйдет» на экран, а не услышите – присядьте, сожмитесь в комочек. Хризантемы ENTER), маки ENTER), васильки, маргаритки ENTER), розы, астры, ромашки ENTER), ландыш, мимоза ENTER), монстера ENTER),. - Почему только эти цветы в букете, каких нет? Почему? | - В этих словах тоже должны быть звуки [м] [м'] - В названии этих цветов есть «наши звуки» - В букете нет васильков, роз, астр, ландыша. В их названиях нет звуков [м] [м'] | Коммуникативные УУД (высказывание своего мнения) Регулятивные УУД (пооперационный контроль, анализ выполненной работы и соотнесение с образцом) Познавательные УУД (оформление своих мыслей в устной форме) Эмоциональная разрядка, смена видов деятельности, упражнение в слышании новых звуков. | ||||||||||||||||
6.Знакомство с новой буквой. | СЛАЙД 7 1) - Эти 2 звука мы будем обозначать буквой «ЭМ» - На что похожа буква? (ENTER) - В названии каких предметов есть буква ЭМ? 2) Упражнение на закрепление образа печатной буквы. Раздаются листочки с текстом скороговорки, в котором предлагается найти и подчеркнуть букву «эм», подсчитать количество подчёркнутых букв. Мёд в лесу медведь нашёл,- Мало мёду, много пчёл. - Сколько букв в тексте? -Давайте проверим. СЛАЙД 8 - Кто не пропустил ни одной буквы и подчеркнул все? - Кто поможет прочитать текст? О ком он? (далее идёт работа с скороговоркой) - Повторите за мной медленно, чётко проговаривая каждое слово ….. - А теперь проговорите её друг другу | (выслушиваются ответы всех детей). Дети с опорой на иллюстрацию называют слова Дети подчёркивают букву ЭМ, определяют количество букв ЭМ. - Дают ответ о количестве букв ЭМ в тексте. Сравнивают с образцом на слайде. Сидящие за одной партой дети, должны повернуться друг к другу и произнести скороговорку друг для друга. | Познавательные УУД (оформление своих мыслей в устной форме) Личностные УУД (формирование учебной мотивации, способность к волевому усилию) Регулятивные УУД (высказывать своё предположение, самооценка, взаимооценка) Коммуникативные УУД (работа в парах) Далее детям предлагается проверить друг у друга правильность выполнения задания (взаимопроверка). Регулятивные УУД (пооперационный контроль, анализ выполненной работы и соотнесение с образцом) Коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других, смена положения, эмоциональная разрядка). | ||||||||||||||||
7. Чтение слогов, слов, текста с новой буквой. | Упражнение «Сквозная буква». - Необходимо подобрать слова, в которых новая буква будет находиться в разных позициях
Варианты ответов: море, смак, Рома, гном. СЛАЙД 9 1) Чтение слогов. ма мо му мы ми мэ А потом чтение слогов с добавлением изученных согласных букв. с - ма - р - с л - мы - н - р т - мо - л - н н - ми - с - м к - му - к - т п - мэ - т - н 2) Добавление слога (с опорой на таблицу) и чтение полученных слов. - задание написано на доске, поэтому дети выходят для его выполнения к магнитной доске . _ _ РЕ РЕ _ _ НТ РО _ _ _ _ ЛА КО _ _ _ _ ХА _ _ ЛО КАР _ _ Н ГАР _ _ ШКА СЛАЙД 10 3) Чтение текста с новой буквой. Медведица ласково сына качает, Малыш веселится, Малыш не скучает. Он думает: это смешная игра, Не зная, что спать Медвежатам пора. 2) Задания по тексту - Что или кто вызвал у вас улыбку в стихотворении? - О ком стихотворение? Какой мишка? Опиши его? - Как автор называет медвежонка? - Почему он так его называет? 3) Установка на запоминание стихотворения | Для этого задания детям необходимо выйти к доске и вписать буквы в таблицу. (море) (ремонт) (Рома) (Мила) (комар) (муха) (мыло) (карман) (гармошка) Сначала орфографически, плавно, по слогам, а потом орфоэпически | Познавательные УУД (построение высказываний на основе ранее полученных знаний на понимание прочитанного, обогащение словаря, делают выводы на основе работы класса и учителя) Происходит смена деятельности. Регулятивные УУД (высказывать своё предположение) | ||||||||||||||||
8. Подведение итогов урока. | - С какими звуками познакомились? - Какой буквой они обозначаются на письме? - Найдите слова с буквой «эм» в тексте. Определите, какой звук она обозначает. | Дети по одному выходят к доске и подчёркивают изученные буквы «М,м», объясняя, какие звуки они обозначают.) | Познавательные УУД. (делают выводы на основе работы класса и учителя). Регулятивные УУД (высказывать своё предположение) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....