Конспект урока И.А.Крылов "Чиж и голубь"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Сахалтуева Оксана Валерьевна

конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_krylov_chizh_i_golub.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: И.А.Крылов «Чиж  и  голубь».

Цели  урока: формирование навыка выразительного, сознательного чтения; развитие монологической речи учащихся, мышления, умения работать в парах; воспитание чувства сопереживания, интереса к предмету.

Система: УМК «Школа России»

Оборудование: выставка книг И.А.Крылова, учебник для чтения.

Ход  урока:

Орг. момент:    

-   Долгожданный дан звонок, начинается урок!

Речевая разминка

Работа над скороговоркой.

Чижиха говорит чижу:          
"Слетай с чижатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера."

Актуализация знаний

 - Какие литературные жанры знаете

                                      Литературные жанры:

Знакомство  с новым материалом  

 -  Чтобы узнать, с произведением, какого автора мы познакомимся на сегодняшнем уроке, выполните задание, которое я для вас приготовила. На карточках, которые лежат перед вами, нужно зачеркнуть повторяющиеся буквы и прочитать получившееся слово из оставшихся букв. 

ПЕТКПЕТРПЕТЫПЕТЛПЕТОПЕТВПЕТ

Самопроверка  

КРЫЛОВ

- Кто нибудь из вас уже знаком с  произведением  этого автора?  

- А что он писал?

Что такое БАСНЯ?    

Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. (Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)

- Зачем пишут басни?

– Всякая басня содержит мораль. Что это такое?  

Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.

Рассказ учителя

Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости. Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры

Первым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в уста.

У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин сказал, что человек не может выпить море.

Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если ты это сделаешь.”

Вся толпа двинулась к морю.

- Ну что же пей.

- Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все источники, которые впадают в него.

Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.

Дарит ему за ум свободу. Эзоп не принял её, потому что свобода была добыта хитростью.

- Многие басни Эзопа стали известны благодаря И. Крылову. Он их переводил с греческого языка.

Закрепление знаний о баснях

- Многие выражения из басен стали «крылатыми выражениями», превратились в пословицы и поговорки. Помогите мне их досказать

"Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!"
("Стрекоза и Муравей").

"Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона"
("Слон и Моська"). 

"А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!"
("Квартет"). 

Кто виноват из них, кто прав, судить не нам

Да только воз и ныне там ("Лебедь, Щука и Рак").

За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он кукушку!  
(«Кукушка и Петух»

   Знакомство с биографией И.А.Крылова

(Ученик читает сообщение. Иван Андреевич Крылов  (1768-1844) – русский поэт-баснописец. Родился в Москве, в семье военнослужащего. Когда мальчику исполнилось 11 лет, умер отец, и ребёнку пришлось идти работать писцом. От отца в наследство остался сундук с книгами – и всё свободное время мальчик проводил за чтением, а в 14 лет сам написал оперу «Кофейница». Переехав в Петербург, Крылов стал работать журналистом, изучил типографское дело, издавал журнал «Зритель» – и всё время усиленно занимался самообразованием.  В  результате он спокойно мог читать на французском,  немецком языках,  выучил итальянский,  научился  рисовать и играть на скрипке.  К  37 годам он нашёл своё призвание в написании басен, которых у него  около  200.  За свой  труд  Крылов был награждён золотой медалью.)

- Какие произведения писал Иван Андреевич?  О чем они?  

- Ребята, а сейчас посмотрите на иллюстрации и скажите, кого вы видите на картинках? Кто из вас знает, что это за птицы? (Чиж, голубь.)         

(Чиж – маленькая птичка семейства вьюрковых желтовато-зелёного цвета, длиной 12 см. Встречается в плодовых садах и парках.

Голубь – птица плотного сложения, с короткими ногами и маленькой головой.  Обладает способностью находить дорогу домой. Часто можно  встретить в городе.)

- Как вы думаете, почему я вам показала иллюстрации этих птиц? (Сегодня на уроке мы будем читать о них.)          

- Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Чиж и голубь». Научимся ее читать выразительно.

- Но прежде, чем ее прочитать, поработаем над значением слов, которые встретятся в басне.  

                            Западня – ловушка для ловли птиц и животных.

                            Силок - петля для ловли птиц и мелких животных.

                            Ручаюсь - отвечаю за свои слова

- А сейчас сделайте предположение, о чем говорится в басне?

Прослушивание басни:        

- Правильно ли вы спрогнозировали, о  чём эта басня?

- Какова главная мысль этой басни? (Не радуйся чужой беде, не злорадствуй.)

- А у нас бывают такие случаи в классе, когда кто-то из вас смеется над неудачей друзей?

Чтение басни учащимися:  

- А сейчас прочитайте басню про себя и подумайте, какой вопрос вы бы задали своим товарищам по этому тексту?

Физминутка

- Ребята, подумайте и скажите,  почему западня названа злодейкой?

Подбор  пословиц:    

- Работая в парах, подберите пословицы, которые подходят к басне, с которой мы сегодня познакомились.

«Отольются кошке мышкины слёзы»

«Ворон за море летал, умней не стал»

«Глупой птице свой дом не мил»

«Над другим посмеялся, над собою поплачешь»

«От ворон отстала, а к павам не пристала»

Подготовка к выразительному чтению басни:

 - Вспомните, что, значит, читать выразительно?

- Поработайте в группах, расставьте логическое ударение, паузы и подготовьтесь к конкурсу «Лучший чтец».

Конкурс «Лучший чтец».    

- Оценивать чтение ребят вы будете   сами.

Д/З. по желанию: выучить наизусть, выполнить иллюстрации к басне, прочитать выразительно.

 Рефлексия:  

Сегодня  на  уроке

я  узнал (а)...

я  понял (а)...

я  научился (ась)...

 мне  было.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Голубь мира"

Урок был дан в рамках семинара по внеурочной деятельности...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

Конспект урока И.А.Крылов "Чиж и голубь"

конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе на тему «Голубая планета Земля».

Тема Тема урока: "ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ"  Педагогические цели: способствовать формированию представления о Земле как планете;создать условия для развития умений сравнивать, обобщать, делать ...

Конспект урока окружающего мира "Голубая планета Земля"

Конспект урока окружающего мира "Голубая планета Земля" (2 класс, УМК "Планета знаний")...