Методические приёмы формирования читательских навыков и повышения мотивации к чтению у младших школьников
олимпиадные задания по чтению на тему

Лищенко Венера Таштимировна

В публикации представлены методические приёмы повышения мотивации сознательного чтения, формирования читательских навыков, упражения, способствующие беглому чтению учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приёмы формирования читательских навыков и повышения мотивации к чтению у младших школьников

Лищенко Венера Таштимировна

учитель начальных классов МАОУ ООШ № 52 г.Тюмени

     В рамках обновления современного образования и перехода на новые образовательные стандарты приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.  Показателем литературного развития младших школьников является уровень восприятия прочитанного произведения. У учащихся начальной школы наблюдается 4 уровня восприятия текста:

  • констатирующий уровень (учащиеся способны отвечать на вопросы, где ответы есть в тексте);
  • фрагментарный уровень (внимание учащегося приковывается к одному отрывку);
  • уровень героя (вопросы к одному герою произведения);
  • уровень идеи (учащиеся способны понять позицию автора, героя, уровень абстрактности, о языке, о стиле писателя, сравнить с другим писателем).

         На мой взгляд, от того какой уровень восприятия прочитанного сформирован у ребенка, зависит уровень его мотивации к чтению. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Авторский курс Н.А.Чураковой по литературному чтению (проект «Перспективная начальная школа»), по которому я работаю третий год построен на интеграции литературы, музыки и живописи, что позволяет развивать образное мышление и воображение, воспитывать эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, музыке, учит видеть красоту окружающего мира и создавать свое литературное творчество.

         Хочу поделиться некоторыми методическими приемами, применяемыми мною на уроках литературного чтения, которые по-моему мнению, способствуют формированию читательских навыков и способствуют повышению мотивации младших школьников к чтению, помогают воспроизводить текст раскованно и выразительно, бегло и осознанно.

          Известно, что на быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле зрения, постановка дыхания, характер текста, образ слова (шрифт, четкость печати), развитость антиципации (умение предвидеть следующую часть или последующее слово). Если уделять внимание всем этим факторам, то, по мнению ученых, темп чтения увеличивается на 50 - 100 %. Однако не следует забывать, что быстроту темпа обеспечивает прежде всего развитость речедвигательного аппарата и его возможности. Поэтому урок чтения в 1 классе я начинаю с подготовки речевого аппарата ребёнка.

 Приём «Разминка» в 1 классе

         Во время разминки включаю упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шёпотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками (чистоговорками), загадками, считалками, пословицами, игры со словами «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Угадай, какая буква пропущена».

 Для того чтобы повысить технику и сознательность чтения, можно использовать метод динамического чтения, когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки. Это чтение только про себя. Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания и развития поля ясного видения (или «поле зрения»). Очень хорошо развивают поле зрения таблицы с буквами, слогами. В классе, где есть одновременно хорошо читающие и плохо читающие дети, можно выполнять следующие упражнения.

Приём «Чтение «эхо» (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. Сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, так как он уже услышал слово.

Приём  «Разминка» в 3 – 4 классе

В 3 – 4 классах традиционно на уроке литературного чтения – речевая разминка, способствует формированию навыков выразительного чтения. Можно подобрать материал, соответствующий теме урока. Например, скороговорка. В скороговорке надо сначала выяснить её смысл, затем преодолеть трудные звукосочетания. Проговорить скороговорку можно сначала беззвучно (но шевеля губами), затем шепотом и только потом вслух медленно, потом быстро. Сначала отрабатывается чистота звука, а затем только интонация:

  - прочитать с повествовательной интонацией

 - прочитать с восклицательной интонацией

 - прочитать, выражая мимикой, голосом (например, возмущение), жестами.

Приём «Минутка эрудиции», где учитель может сообщить интересные факты, сведения из жизни писателя, поэта или изучаемого произведения. Так, например, на уроках в 4 классе по первой главе «Постигаем законы волшебной сказки. Как люди представляли себе окружающий мир» сообщаю ребятам следующие интересные факты, дошедшие до наших дней.  

       «У древнего человека было свое языческое представление о мире, которые находили воплощение в сказках, а некоторые  из них до сих пор находят отголоски и в наше время! Например, древний человек верил, что часть сохраняет целое: был обычай вешать над входом в дом голову медведя или лося, считалось, что он охраняет дом. Все в мире древний человек делил на свой мир  и чужой мир: день-ночь, свет-тьма, право-лево. Обычай - поплевать через левое плечо актуален у некоторых из нас до сих пор, то есть «поплевать в тот мир»… и злые духи отойдут. Тотемизм - вера в то, что племя произошло от какого-то животного. Считалось, что если человек пройдет через тотемное животное, он станет непобедим. Даже сегодняшним малышам в кроватку ложат плюшевого медвежонка, считается, что он охраняет малыша, делает его сильнее. То же самое и с тотемным растением (деревом): до наших дней дошел языческий обычай ставить новогоднюю ёлку в доме и водить вокруг неё хоровод, то есть «заворачивать» год.

 Игра «Третий лишний». Например: исключи лишнее

                       - рассказ                                          - герой                               - завязка

                      - сказка                                             - персонаж                        - кульминация                          

                      - стихотворение                              - автор                               - развязка

 Игра «Доскажи фамилию (имя) писателя». Учитель называет имя, отчество писателя, а учащиеся договаривают его фамилию, и наоборот.

       Очень важным моментом на уроке чтения является целостность первичного восприятия литературного текста детьми. Поэтому, чтобы сохранить целостность восприятия, лучше впервые читать текст учителю самому или очень хорошо читающим ученикам. Не стоит забывать, что стихи всегда читает впервые учитель.

       Развитию важного читательского умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и началу текста способствует прием «антиципации». Учащимся предлагается подумать, что может произойти с героями дальше, как бы вы поступили в этом случае и т. д.

 Приём «Игра в редактора»

      Детям предлагается дополнить отрывок текста прилагательными (глаголами). Перечитать отредактированный текст и сравнить с авторским вариантом. Получилось лучше или хуже? Делается вывод, что не всегда текст поддается редактированию, «сопротивляется». Например, прилагательные придают тексту лиричность, а глаголы – динамику, скорость, действие.

         На уроках литературного чтения уместно включать классические музыкальные произведения (скрипичные концерты А.Вивальди, инструментальную музыку Ф.Гойи, симфоническую музыку П.И.Чайковского и т.д.). Главное – соединить музыку и литературу умело и гармонично, чтобы музыкальное сопровождение помогло детям проникнуться идеей и настроением авторов, вызвать эмоциональный накал. Это очень необходимо при организации детского литературного творчества. Поток чувств окрыляет детей, возникает творческий порыв и могут родиться сказки, стихи, миниатюры. Так, например, мои бывшие четвероклассники выпустили целый сборник стихов о зимней природе.

        Очень любят дети младшего школьного возраста театрализацию фрагментов литературных произведений или чтение по ролям. Эти виды работ способствуют развитию речи, памяти, творческого воображения. Здесь важно обязательно организовать этап рефлексии. Например, в виде выступления театральных критиков, которые выбираются заранее, или в виде интервью у зрителей. Это один из приемов работы,  при котором дети не просто наблюдают, но и анализируют выступление актеров: как поработали над образом, выразительна ли была речь, как передали характер героев и т.п.

        Основной целью является достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста, «чтение между строк»). Целесообразно проводить линии между прочитанными произведениями.

        Существует масса вариантов домашнего задания на уроках литературного чтения:

  • подобрать пословицы к тексту,  эпизоду, к герою рассказа;
  • нарисовать иллюстрацию;
  • прочитать другой рассказ (стихотворение) этого писателя (поэта), провести аналогию;
  • написать мини – сочинение на тему, над которой заставило задуматься произведение. Например, «Что такое духовная пища?», «Какая бывает любовь», «Красота мимолетна» и т.д.
  • сочинить сказку по принципу цепочки
  • составить перечень советов (пожеланий) главному герою;
  • подготовить вопросы для литературной викторины по прочитанным произведениям (прием незаметного втягивания детей в чтение).

Здесь важно подходить дифференцированно, учитывая индивидуальные способности учащихся, а также давать возможность выбора домашнего задания по желанию.

Упражнения, способствующие развитию беглости и осознанности чтения

 учащихся 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов.

        За годы обучения в начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение, которое существует в двух формах: чтение вслух и чтение про себя (глазами). Чтение вслух предназначено для слушателей и должно быть четким, внятным, безошибочным, достаточно выразительным. Чтение молча – это чтение без внешних речедвижений. Две эти формы изучающего чтения взаимно дополняют  и обогащают друг друга, поэтому надо обучать и чтению вслух и чтению про себя. Считается, что совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух.  Поэтому чтению про себя тоже необходимо уделять достаточно внимания.

       Ниже я привожу  комплекс методических приёмов и упражнений для совершенствования навыков чтения. Такие упражнения целесообразно проводить во 2–4 классах.  Лучше всего занятия проводить с группой из 3-4 детей, испытывающих трудности в чтении, в форме веселых соревнований: кто правильнее и успешнее выполнит задание? Желательно проводить их ежедневно, допустимы также варианты через день и два раза в день. Максимальная продолжительность занятия - 30 мин, минимальная - 5-10 мин.

      Приём «Чтение «спринт»: такое чтение учитель может проводить с группой детей примерно с одинаковой беглостью чтения. Вызываются 4-5 учеников, им раздаются небольшие тексты, которые по команде учителя начинают читать одновременно на скорость только глазами.  После прочтения отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Затем текст прочитывается вслух выразительно и безошибочно.

        Приём «Чтение со счетом слов» – учащиеся на максимальной скорости, подсчитывая про себя слова текста, одновременно должны уяснить его содержание. Затем предлагается ответить на вопросы к тексту.

        Приём «Чтение «разведка». Дети быстро просматривают незнакомый текст и находят в нём,  например, знакомые словарные слова, выученные на уроках русского языка или слова на какое-нибудь правило. Затем текст прочитывается вслух, ведется работа над выразительностью, содержанием и т.д.

         Приём «Чтение с речевыми помехами» – рядом сидящие дети читают разные тексты вслух. Аналогичен приём «Чтение со звуковыми помехами» (при звучании музыки).

        Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова (прогнозирование при этом полностью исключается), создает в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит "всплывание" привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения достаточно распространенных ошибок "зеркального" чтения.

Очень часто в моей практике встречаются ошибки чтения школьников, связанные с игнорированием окончания, в этих случаях то предлагаю следующее упражнение.

        «Чтение только второй половины слов». При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя; для данного названия: - ние - лько - рой - вины - ов; мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна. Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало, и формирует навык побуквенного его анализа. Она приводит к резкому уменьшению исключительно распространенных ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.

        «Чтение пунктирно написанных слов». Предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность их прочтения. Ребенку говорится, что на древнем папирусе были написаны важные для всех сведения, однако со временем папирус обветшал и написанные слова частично разрушились; необходимо наперекор этому нарушению все-таки извлечь из них смысл. Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается. Это упражнение закрепляет в памяти ребенка целостные зрительные образы букв и их сочетаний.

      «Чтение строчек с прикрытой верхней половиной». Чистый лист накладывается на текст так, чтоб верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо только по нижним частям букв. После того как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая верхнюю половину второй строчки, и т.д. Это упражнение формирует сильную игровую мотивацию, требующую быстрого прочтения, беглого схватывания сразу нескольких слов (успеть прочитать нижнюю строку во что бы то ни стало, пока она открыта), а также чтения не вслух, а про себя (так как это надо скрыть), а в случае неудачи задает внешние опоры (видимые нижние части букв), по которым можно уточнить не полностью увиденное или исправить неверно прочтенное слово. Это упражнение также важно для формирования словесно-логической памяти.

        Приём поиска в тексте заданных слов. Задаются одно-три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по нескольку раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть или обвести кружком. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память и улучшает ее устойчивость к интерференции.

       «Чтение текста через слово». Читать следует не как обычно, а перескакивая через каждое второе слово. Это упражнение, во-первых, вносит разнообразие, оживление в ставший для ребенка скучным процесс чтения, во-вторых, создает у него ощущение быстроты, возросшей скорости чтения, что очень важно для укрепления его веры в себя, в-третьих, усиливает произвольное внимание в процессе чтения из-за необходимости дополнительно к чтению регулировать выбор читаемых слов и, в-четвертых, способствует развитию глазодвигательной активности ребенка благодаря постоянному чередованию быстрых и медленных движений глаз.

        Эти и многие другие упражнения формируют читательскую компетентность младших школьников и способствуют повышению их мотивации к чтению, побуждают к самостоятельному литературному творчеству. Мною ведётся мониторинг навыков чтения каждую четверть и по годам обучения (смотри ниже таблицу), полученные результаты свидетельствуют об эффективности работы по формированию читательских навыков и компетенций учащихся начальной школы.

Показатели формирования читательской компетенции учащихся (в %)

п/п

Класс

Учебный год

Беглость чтения

Правильность  чтения

Сознательность

чтения

Выразительность

чтения

1.

2 класс

2011-2012

62 % (выше нормы)

51%

68%

74%

2.

3 класс

2012-2013

3.

4 класс

2013-2014

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование первичных навыков работы с информацией средствами таблиц у младших школьников на уроках математики в свете реализации ФГОС

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включе...

Формирование навыка правильного, беглого и выразительного чтения у младших школьников

В статье описывается система упражнений для формирования техники чтения у младших школьников...

Инновационные образовательные технологии как средство повышения мотивации и развития личности младших школьников

Новый ФГОС ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально- экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди кот...

Методическая мастерская "Игровые технологии как способ повышения мотивации к учению у младших школьников"

Методическая мастерская "Игровые технологии как способ повышения мотивации к учению у младших школьников"...

Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны...