Инновационные образовательные технологии как средство повышения мотивации и развития личности младших школьников
опыты и эксперименты

Новый ФГОС ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально- экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения  урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо  применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Как сделать урок интересным, увлекательным? Как привить ученикам  разумное отношение к предмету? Как выполнить социальный заказ, где  доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта является интеллектуальное развитие учащихся?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx75.97 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные образовательные технологии как средство повышения мотивации и развития личности младших школьников

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ Володарской СОШ

Егорова Т.В.

Новый ФГОС ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально- экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения  урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо  применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Как сделать урок интересным, увлекательным? Как привить ученикам  разумное отношение к предмету? Как выполнить социальный заказ, где  доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта является интеллектуальное развитие учащихся? Результатом школьного образования должно быть опережающее  развитие: учащиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и  осознавать возможности. Продиктовано  это тем, что обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли.

Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Важно было найти способ, который помог бы мне научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы и обобщения

Проблема выбора необходимого метода возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы и новые методы, позволяющие по-новому организовывать процесс обучения, взаимоотношений между учителем и учеником. Объяснительно-иллюстративный метод уже не годится. Так как самостоятельная деятельность учащихся ограничена, снижена мотивация и замечается некоторая пассивность детей, нет возможности нащупать творческую “жилку” ребёнка.

Решить часть задач, которые сегодня стоят перед школой могут и должны современные образовательные технологии.

Классификация образовательных технологий.

Технология- это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий, гарантирующих получение заданного результата.

Педагогические технологии появились в 50-х годах 20 века. Это были так называемые «жесткие» или «строгие» технологии, в которых цель и результат были жестко взаимосвязаны, при этом результат должен быть диагностирован. В 90-х годах они стали называться  образовательными технологиями или еще «личностно ориентированными образовательными технологиями». Эти технологии направлены на развитие самостоятельности, субъективности ученика, формирование творческих способностей ученика, развитие критического мышления.

Педагогическая технология- это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на заданную цель.

В перечень Приоритетного национального проекта «Образование» включены следующие технологии:

Развивающее обучение

Коллективная система обучения

Технология исследовательских задач

Исследовательские и проектные методы

Технология модульного и блочно- модульного обучения

Технология «дебаты»

Технология развития критического мышления

Лекционно - семинарская система обучения

Технология использования игровых методов

Обучение в сотрудничестве

Информационно- коммуникативные технологии

Здоровьесберегающие технологии

Система инновационной оценки «портфолио»

Технологии интерактивного и дистанционного обучения.

Образовательная технология - развитие критическое мышление.

Рассмотрим одну из них подробнее.

Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. 

Цель применения этой технологии в учебном процессе - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Известно, что при обучении усваивается 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 90% того, что он сделал сам. Так что «плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

Эта технология учит современного школьника:

  • критически мыслить,
  • проявлять активность в познании окружающего мира.
  • владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения,
  • аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.

Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации,

  • может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы
  • взаимодействовать с информационными пространствами,
  • добывать информацию из различных источников,
  • определять причины возникновения проблем,
  • разрешать конфликты,
  • вести переговоры,
  • взвешивать альтернативные суждения,
  • принимать решения на основе анализа информации

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Технология дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Стадии критического мышления.

Первая стадия называется вызов. На этой стадии учащиеся путем мозговой атаки составляют список того, что они знают или думают, что знают. Во время этой фазы важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Принципы стадии вызова:

  • желание;
  • использование собственного багажа знаний;
  • безоценочное суждение;
  • создание ситуации, где можно делиться мнениями;

В долговременную память легче записывается то, что ложится на имеющиеся знания.

Используемые приемы: мозговой штурм, кластер (пучок, созвездие), карты познания, перепутанные логические цепочки.

«Мозговой штурм» Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»

- Мы сегодня говорим о технологии развития критического мышления.

- Уважаемые коллеги, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

- Я предлагаю называть ваши предположения через прием «Корзина идей».

Например, творческое мышление, нестандартное мышление, любознательность, умение самостоятельно думать, новая точка зрения, рефлексия)

    Мы собрали корзину идей, связанных с понятием «критическое мышление».

(Этот приём используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний. Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает. (Мы на уроках делаем это устно))

- На данном этапе можно применить и такие приемы, как ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ. 

Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»

- Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

  • Верите ли вы, что ветер может разрушить горы?
  • Верите ли вы, что опавшие осенью листья вредят почве?
  • Верите ли вы, что 1см почвы образуется за 300 лет?
  • Верите ли вы, что норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  • Верите ли вы, что растения участвуют в образовании почвы?
  • Верите ли вы, что почва и камень родственники?
  • Верите ли вы, что почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7

  • Эти вопросы мы рассматриваем на протяжении урока, а на заключительном этапе подводим итоги.

Вторая стадия называется осмысление. На ней обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступления или выполнения опытов. Именно во время этой второй фазы обучаемый должен научиться самостоятельно и активно работать. Задачей учителя является поддержание активности учащихся, которая была достигнута на стадии вызова.

Принципы стадии осмысления:

  • каждый сам отслеживает свое понимание текста, информации;
  • появляются вопросы – начинается процесс обучения;
  • информация должна стать понятной, тогда становится интересно и хочется учиться дальше;
  • принимается любая точка зрения;
  • происходит увязывание нового с известным.

Во время этой фазы урока учащиеся работают самостоятельно. 

Используемые приемы: изучение текста или его отдельных частей, рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала.

Я на своих уроках использую прием «Инсёрт» (Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления): Читая текст, пометьте соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

V «галочка» (то, что уже известно)

знак «-» (то, что противоречит представлению)

+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

После работы с текстом учащиеся активно проговаривают материал. Читают или воспроизводят по памяти сначала то, что они уже знают (где у них в тексте стоит «V»), затем что им было интересно (в тексте «+») и т.д.

Проверим, что получилось.

- Что обозначили, как известное?

- Что выделили неизвестным?

  • Этот прием способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.

  • А еще на этапе осмысления можно применять приемы «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ», «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ», «СВОДНАЯ ТАБЛИЦА».

Третьей стадией является рефлексия. В этот период учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают свои представления, включая в них все новые понятия. На этой фазе для учащихся эти новые знания обретают качество своих. Часто на детальную рефлексию (так называемый этап закрепление) практически не остается времени. Школьники не привыкли к тому, что после этого этапа им могут быть заданы вопросы типа: «Какая информация привлекла Ваше внимание?», «Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста?» и тому подобные. Надо учить детей выражать свои мысли и идеи, новую информацию собственными словами. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. В этом случае и происходит формирование новых знаний, становление опыта и развитие личности.

Прием «СИНКВЕЙН»

  • Систематизацию полученных знаний о ТРКМ проведем с помощью приема «Синквейн». В переводе с французского, синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

  • А я вам предлагаю составить синквейн, посвященный нашей встрече. Итак, тема «Критическое мышление».

(Проверка синквейнов, составленных учителями)

Критическое мышление.

Знакомое и незнакомое.

Сомневается, активизирует, анализирует.

Учит добывать знания самостоятельно Творчество

Критическое мышление.

Интерактивное, творческое.

Понимать, осознавать, мыслить.

Умение строить логические выводы

Открытие

На этапе рефлексии используются также такие приемы, как ШЕСТЬ ШЛЯП, РОМАШКА ВОПРОСОВ составление схемы, таблицы, обсуждение, дискуссия, краткое сочинение, кластер, карты познания, разработка мини-проекта, взаимоопрос и контроль, рисунок и др.

Обобщение

  • Давайте подведем итог нашей работы.

  • Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем занятии и о технологии развития критического мышления.

(Технология критического мышления…

Применение ТРКМ предполагает проведение урока в четкой последовательности.. Каждому этапу (фазе) урока соответствуют свои приемы работы. Многие из них универсальны, т.к. применимы на разных этапах…).

  • На основе высказываний можно составить КЛАСТЕР

Заключение.

Успешное использование современных образовательных технологий подтверждается позитивной динамикой учебных достижений учащихся, развитием личности младшего школьника, положительными результатами учащихся в урочной и внеурочной деятельности (результаты конференций и олимпиад).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Предметная неделя как средство повышения мотивации и развития познавательных интересов младших школьников»

Данная предметная неделя даёт возможность для дальнейшего изучения космоса, вселенной. Тема вызывает интерес, способствует повышению мотивации и развитию познавательных интересов  младших школьни...

Игра как средство воспитания, обучения и развития личности младшего школьника.

Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. " Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она – их школа жизни и "практика развит...

«Дистанционные образовательные технологии как средство повышения мотивации к учебной деятельности»

использование дистанционных образовательных технологий в образовании...

Методическая мастерская "Игровые технологии как способ повышения мотивации к учению у младших школьников"

Методическая мастерская "Игровые технологии как способ повышения мотивации к учению у младших школьников"...