Методическая мастерская "Игровые технологии как способ повышения мотивации к учению у младших школьников"
методическая разработка
Методическая мастерская "Игровые технологии как способ повышения мотивации к учению у младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lozhkina_metodicheskaya_masterskaya.pdf | 1.38 МБ |
lozhkina_metodicheskaya_masterskaya.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Ложкина Ирина Александровна
учитель начальных классов
Средней школы № 15
2 слайд Игровые технологии как способ повышения мотивации
к учению у младших школьников
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)
3 слайд В рамках реализации ФГОС, приоритетной целью современного школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Таким образом, происходит формирование умения учиться. Это становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Инновационный подход к организации обучения — одно из приоритетных направлений усовершенствования предметной методики. Он предполагает создание условий для ценностно-ориентированного воспитания и развития основных сфер личности ученика. Основой для этого является внедрение в практику современных образовательных технологий, активизирующих познавательную деятельность и творческую самостоятельность учащихся.
4 слайд Классификация педагогических игр:
1. по области деятельности | Физические Интеллектуальные Трудовые Социальные Психологические |
2. по характеру педагогического процесса | Обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие Познавательные, воспитательные, развивающие Репродуктивные, продуктивные, творческие Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические |
3. по игровой методике | Предметные Сюжетные Ролевые Деловые Имитационные Драматизации |
4. по предметной области | Математические, химические, биологические, физические, экологические Музыкальные, театральные, литературные Трудовые, технические, производственные Физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные Обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие |
5. по игровой среде | Без предметов – с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности Компьютерные, телевизионные, ТСО Технические, со средствами передвижения |
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.
5 слайд В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий или как элемент более обширной технологии; в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
6 слайд Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам.
7, 8 слайды На своих уроках я часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие.
9 слайд Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь помогают яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк.
10 слайд Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!”. Поэтому, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить. И ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Планируя урок, я тщательно продумываю цель, место и способ использования ИКТ.
11 слайд Подводя итог, хочется сказать, что актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
12 слайд В любом возрасте дети любят играть. Правильно подбирая игру или игровой момент, я повышаю у детей мотивацию к учению, а, следовательно, повышается успеваемость. Также, игра помогает детям проявить свои лучшие личностные качества. Всё это влияет на формирование благоприятного микроклимата класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.
В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...
Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.
В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...
Методические приёмы формирования читательских навыков и повышения мотивации к чтению у младших школьников
В публикации представлены методические приёмы повышения мотивации сознательного чтения, формирования читательских навыков, упражения, способствующие беглому чтению учащихся начальной школы....
Инновационные образовательные технологии как средство повышения мотивации и развития личности младших школьников
Новый ФГОС ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально- экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди кот...
Доклад по теме: «Игровые технологии как способ повышения мотивации к изучению предмета на уроках и во внеурочное время»
В материале дается определение понятию "мотивация" и её уровни. Дается определение понятию "педагогисеские игры" и их классификация....
Доклад по теме: «Игровые технологии как способ повышения мотивации к изучению предмета на уроках и во внеурочное время»
В материале дается определение понятию "мотивация" и ее уровни. Также раскрывается понятие "педагогические игры" и их классификация....
Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны...