Учебно-методическое пособие «Формирование навыков беглого, осознанного и выразительного чтения у младших школьников и пути их совершенствования».
учебно-методическое пособие по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
В доступной для учителей форме даны яркие красочные упражнения для формирования беглого чтения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовила:
учитель начальных классов
Гайворон Елена Борисовна.
Учебно-методическое пособие
«Формирование навыков беглого, осознанного и выразительногочтения у младших школьникови пути их совершенствования».
Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная. А.С. Пушкин.
Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты. Д.И. Писарев.
Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От грамотного и занимательногоматериала при обучении детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.
Формирование навыков беглого и осознанного чтения у младших школьников не должно прекращаться на протяжении всего обучения в начальной школе.
Под беглым чтением подразумевается не ускоренное чтение, а чтение в нормальном темпе с правильной расстановкой фразового и логического ударения, с соблюдением ритма и интонации. Другими словами, задача заключается в том, чтобы научиться читать осмысленно и естественно.
Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: беглость, правильность, выразительность, осознанность.
Рекомендации для учителя
Все упражнения, для беглого и осознанного чтениядолжны быть разделены на четыре группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения.
Упражнения могут быть использованы на различных этапах урока литературного чтения. Выбор упражнения обуславливается целями, задачами, содержанием и этапом урока. Задания можно использовать как на уроках, так и при выполнении домашних заданий, во внеурочной деятельности.
Необходимо применять комплексный подход. Нужно тренировать не только внимание и логику или речь и зрительно-пространственное восприятие, а все навыки в комплексе.
Развитие навыков техники чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:
- увеличить частоту чтения;
- подобрать систему упражнений, которые активизируют интерес к чтению, внимание школьников, помогут с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха).
- расширять угол периферического зрения;
- повышать устойчивость внимания;
- улучшать зрительную, слуховую память;
- совершенствовать артикуляционный аппарат.
- в системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.
- работать над развитием поля зрения и оперативной памяти.
- учитывать индивидуальные особенности детей.
Есть несколько причин, тормозящих скорость чтения:
1) природный темп деятельности (темперамент ребёнка);
2) регрессия (Регрессия - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного);
3) отсутствие антиципации(Антиципация - прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией или смысловой догадкой);
4) артикуляция;
5) малое поле зрения;
6) уровень организации внимания;
7) уровень развития памяти.
Чтобы убрать факторы, тормозящие скорость чтения, можно использовать
разнообразные приёмы и упражнения. Урок чтения должен начинаться с дыхательной гимнастики.
1. Дыхательная гимнастика.
На выдохе произносится скороговорка-считалка. Например,«Как у дома на дорожке стоят 23 Антошки: раз Антошка, два Антошка…»
«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка и т.д.Можно взять другое имя: Маришка,Аришка, Андрейка и т.д.
Чтение согласных или гласных.
На выдохе прочитать 15 согласных или 10 гласных, любой набор. Например, бпвфгкдтзсжшлмн; аяоёуюэуыи, жшчщ
2. Артикуляционная гимнастика.
Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.
Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока в течение 2 - 3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. На каждый урок можно брать 3-5 упражнений.(Примечание 1).
Пропевание гласных:АОУЫЭ, ЯЁЮИЕ, АЯОЁУЮЭЕЫИАО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ…
Пропевание согласных: З-С-Ж, Б-В-Г-Д-Ж-З, П-Ф-К-Т-Ш-С…
Фонетическая зарядка.
Отрабатывается 1 звук или несколько.
Спросил смело соловей у сороки:
«Сколько стоит сорок сарделек?»
Сорока сказала: «Сто семечек, семь смешинок и сорок сладких сухариков»
Соловей согласился и сказал: «Спасибо».
Сорока, собака, соловей, скворец, сумка, сороконожка, сердце(+ разделить на группы, доказать)
Собака рычит - р рррр.
Пчёлка жужжит - ж жжжж.
Комар пищит - с сссс.э
Мышка шуршит – ш шшшш
Паровоз гудит – у уууу.
Чтение скороговорки разными способами: шепотом и медленно, громко и уверенно. Чтение пословиц и поговорок, чистоговорок.
Чистоговорки.(Интонационное ударение на выделенных словах).
Од-од-од — поливаем огород.
Од-од-од — поливаемогород.
Ед-ед-ед — на диванележит плед.
Ед-ед-ед — на диване лежитплед.
Ед-ед-ед — на диване лежит плед.
Ду-ду-ду — яблоки растут в саду.
Ду-ду-ду— яблокирастут в саду.
Ду-ду-ду — яблоки растут в саду.
Да-да-да — в кране разве естьвода?
Да-да-да — в кране разве есть вода?
Скороговорки.
Дед Данила делил дыню:
Дольку Диме, дольку Дине.
Вкусная халва — мастеру хвала.
Брат Борис на базаре брал ирис.
Палку толкал лапкой Полкан.
Загадки
Шея длинная такая,
Хвост крючком. И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А ее лентяи - нет! (Двойка).
Необходимо избегать регрессий.
Причины регрессий в следующем:
- сила привычки.
Ребёнок плохо читает, не уверен в себе и неосознанно замедляет темп чтения, возвращаясь к прочитанному; В этом случае нужно предложить прочитать ребёнку текст без повторов, даже если отдельные места текста непонятны. Часто дальнейшее чтение снимает возможные вопросы и делает возвраты не нужными.
-отсутствие внимания.
Если причина регрессий в слабой концентрации внимания, то необходимо прервать чтение. Дать ребенку время на отдых или использовать упражнения для концентрации внимания.
3. Антиципация или смысловая догадка- прием, используемый для дальнейшего осмысления текста.
Антиципация букв.
Упражнение 1.
Упражнение 2. «Шторка».
Верхняя или нижняя часть всей строки закрывается полоской бумаги.
Чтение только по верхней части или по нижней части букв (часть прикрыта листом бумаги или линейкой). Если ребенок засомневался- не подсказывайте ему, он сам должен догадаться какая буква скрывается за преградой.
Упражнение 3. Хороший способ тренировать антиципацию букв – заполнить буквенные пропуски, догадываясь о значении слов.
У Маш. и .ети жив.. кроли. Сен. иё..кФе.я.
Упражнение 4. «Перевёртыши».Прочитай слова наоборот. Занимательные модели. _ е _ (мел, сел- лес,насос – сосна, атлас – салат; карета – ракета, шпала – лапша, липа – пила).
Упражнение 5. «Решетки».Вырежьте «решетку» из картона или плотной бумаги, которая при наложении на текст будет закрывать, например, каждую четвертую букву или две буквы из пяти.
Тренировка чтения с решёткой продолжается не более 5 минут и сменяется чтением без решётки в течение 2–3 минут. Общее время тренировки — не более 10–15 минут.
«Спрятанные буквы»
Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:
- слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта;
- слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
Антиципация слов и словосочетаний.
Упражнение 1. Восстановление в тексте слов и словосочетаний. Например,
Над домами и ______ низко плывут тяжёлые _________. С утра льёт_________. Холодный ветер воет как ___________ дикий _________. На тонкой__________ берёзы сидят_____ _____ и _____ ______.
Упражнение 2. Предугадать недостающее слово. Для него можно использовать пословицы, поговорки,крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.
Например,
1. Старый друг лучше…
2. Под лежачий камень вода …
3. Молчит как… Голодный как… Злой как…
Упражнение 3. Чтение слов, написанных разными шрифтами, где буквы могут быть разного цвета и разной высоты.
1 уровень (стандарт)
В деревне Добройтечётдлинная р _чка. На реч_е МОСТ из дер_ва. У стоитдеревянн… . Его дедушкапостроилдля .Удомарастёт.Егопоса…Данила. В дереве естьдупло для дятла. Дед ж.в.т один.
2 уровень (продвинутый)
В деревне Добройтечётдлинная р _чка. На реч_е МОСТ из дер_ва. У стоитдеревянн… . Егодедушкапостроилдля .Удомарастёт.Егопоса…Данила. В дереве есть дуплодля дятла. Дед ж.в.т один. У деда Деньрождения. Ему 99лет. К нему пришлидрузьяДимаи Данил и детиДаша и Денис. Напилилидров. Принесли в_ды.П_дарилип_дарки.
Упражнение 4. В словах с пропущенными буквами (можно попустить все гласные или согласные) или слогами, дописать или устно добавить буквы.
«Шифровка»(Добавь гласные или согласные).
Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово или слово из текста.
Например: КПСТ (КАПУСТА).
Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например:
Живые существа:
СРК (СОРОКА)
ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)
СЛВЙ (СОЛОВЕЙ)
СБК (СОБАКА)
ВРН (ВОРОНА)
_О_О_А (СОРОКА)
_О_О_Е_ (воробей)
Антиципация текста.
Упражнение 1. Предопределение сюжета по картинке, заголовку, началу текста или вопросам.
Упражнение 2. По концовке текста предугадать сюжет.
Упражнение 3. Предложить ребёнку самому составить текст по данной картинке, заголовку, началу текста или вопросам.
4.Расширение поля зрения.
При слоговом чтении необходимо увеличивать поле зрения до слова, при переходе на чтение целыми словами – до словосочетания и предложения.
«Пирамидка».
Ребенку необходимо читать пирамидки слов в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, быстро. Также можно предлагать прочитать пирамидки за определенное время и назвать все слова по памяти.
Можно увеличивать количество слов (чаще родственных).Каждая последующая строка может увеличиваться на 1 слово. Слова в строчках могутбытькак одинаковыми, так и разными.
Лиса конь бег
лисазаяц коньки побег
лиса лесзаяцконяшкибежит
лиса ловит лесзайкаконькобежец пробежит
лисонька лесочекзайчонок конный завод перебегаешь
Таблицы Шульте. (Для расширения угла периферического зрения).
Алгоритм работы с таблицами.
1. Расположить таблицу на расстоянии 30-40 см от глаз ребёнка.
2. Ребёнок находит центр таблицы и фиксирует взгляд.
3. Не совершая движений глазами, ребёнок находит и показывает все числа или буквы по порядку за 30-60 секунд.
4. Периодически меняйте таблицу.
Работая с детьми с ОВЗ таблицы можно использовать для устранения недостатков произношения звуков.
5.Упражнения на концентрацию внимания.
«Мишень».
При чтении текста по команде «остановись» закрыть глаза, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.
«Вредные слова».
В текст через два-три слова вставляются слова и нарушают целостность текста, заставляют читающего концентрировать внимание на содержании.
Например:В некотором царстве, в некотором букашка государстве жил-был веселье царь. У него было старт три сына (и т.д.).
«Близнецы»(Чтение слов,которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв:
кони-кино, сон-нос, липа-пила;
или буквенным составом: слон-стон, рак-мак, раки-руки,бочка-дочка-точка-мочка-кочка-ночка-почка, рот-крот, мойка-дойка-койка-сойка, Маша-Паша-Даша-Саша-каша-наша-ваша, кот – кит, кот – рот-дот, лес – вес.
Вызванный ученик читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось по сравнению с первым. «Строитель»Какие буквы надо дописать к словам, чтобы получилось новое слово?
..лесень, ..вёкла, .. лакат, ..калка, .. ровод, ..колько, ..рятки, ..мелость)
Е_ _ (еда, ели, ела, ель)
_О_ _ (поле, нога, дома, рога, соки, вода)
Упражнение «Следопыт».
Вариант1. На листе бумаги в произвольном порядке написаны несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать слова, которые будет называть учитель.
Можно разнообразить задание: найти слово, обозначающее домашнее животное, птицу, которая умеет бегать по дну речки и т.д.
сорока | мышь | тигр | волк | лошадь | соБака |
воробей | соловей | медведь | рысь | лиса | верБлюд |
китёнок | ворона | свиристель | корова | львицы | заяц |
пингвин | тюлень | снегири | зимородок | белка | пантера |
чайка | киты | нерпа | синички | оляпка | Ёжики |
Вариант2.Как можно быстрее отыскивать слова,которые будет называть учитель, в только что прочитанном тексте.
Вариант3. Чтениетекста с пометками непонятных слов.
«Молния»
Детям на 2-5 секунд показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.
Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не только прочитать слово, а и написать его после того, как оно исчезнет.
«Шпион»
Вариант1. В ряд гласных букв вставлены согласные. Найти лишнюю букву: а е я л о ю и ё у.
Вариант 2. Найти лишний слог: БА БА БЯ БА БА БУ БА БА
Вариант 3. Найти лишнее слово: лошади верблюды олени сани собаки
В ряд согласных букв вставлены гласные. Найти лишнюю букву: в п р и д б у к ч.
«Домино» (Складывание слов из двух половинок).
2-х, 3-хсложное слово, пишется на двух карточках, (заготовить 10 слов на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово). Карточки постоянно менять.
«Шахматы»
Филворды
«Считайка»
Сосчитай все слоги «ЛЮ».
Найди спрятанные слова.
люБа вапеву ка пенего ши щука люся
тюфолю яклюдижича ща до люкижи
люБе то ми та сычи чу фыва та ки но ги
ши любовька перори га ши де во дадь
ка пе ль ка няраке та ракисамо ре ка ть
тяшарыко жицалюпо Бе да сашача до
ры бакиро ща тьлюко ни ка расалю ты
6.Упражнения на увеличение скорости чтения.
Есть большое количество упражнений для развитиянавыков техники чтения
«Весёлыехвостики»
Чтение столбиков слов, имеющих одинаковую концовку, - эффективное упражнение для обучения навыку чтения. Оно рекомендуется всем первоклассникам и ученикам второго класса, у которых есть сложности в прочтении и понимании слов.
Некоторые методические рекомендации к упражнению:
- Читать слова следует несколько раз: медленно, постепенно убыстряя темп, громко, тихо и т. д.. При этом можно работать над интонационной выразительностью (читать с улыбкой, ровным голосом, голосами героев сказок и т. д.).
- После чтения выяснить у ребёнка, значения каких слов ему непонятны.
- «Сфотографировать» слова одного из столбиков, закрыть глаза и по памяти назвать как можно больше слов. Слова следует произносить согласно написанию, чётко проговаривая все звуки.
- Учитель (ученик) называет слово (прилагательное или глагол), а дети из столбиков выбирают подходящее по смыслу к данному.
- Прочитать столбики как можно быстрее и без ошибок.
- Перепечатать (переписать) в тетрадь несколько слов каждого столбика по памяти.
-ка | -ки | -ка | -ки | -ка | -ки | -мка |
доска | палки | мочка | кочки | шляпка | угольки | рамка |
галка | Брюки | ласка | мошки | Банька | конь | сумка |
кепка | мышки | шапка | пушка | строка | уголки | дымка |
пешка | ранки | точка | пески | фиалка | пеньки | лакомка |
Булка | дочки | лодка | рачки | крышка | деньки | соломка |
кашка | мишки | щучка | шутки | ягодка | станки | выдумка |
Бочка | горки | мишка | ложки | Блузка | дружки | поломка |
кружки | котомка |
Жужжащее чтение
Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения не только на каждом уроке по всем предметам (кроме математики), но и в течение всего дня.
Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения (все дети читают одновременно, тихо,в своем темпе в течение5 минут).
«Фантастические»стихотворения
Это очень эффективный вид работы. Он избавит детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Дети не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Очень важно, что при этом отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата. «Марсианское» стихотворение первым всегда читает взрослый, а ребенок следит и слушает.
Чтобы оживить этот вид работы, можно предложить детям придумать, о чём же говорят нам «инопланетяне» в этом стихотворении. Если о радостном, то и прочитать следует радостно. А может, «стихотворение» грустное?
Необходимо называть порядковый номер планеты по удалению от Солнца и дети непроизвольно запомнят порядок планет.По порядку все планеты. Назовёт любой из нас: Раз — Меркурий, Два — Венера, Три — ЗЕМЛЯ, Четыре — МАРС. Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — УРАН, За ним — Нептун. Он восьмым идёт по счёту.
«Меркурианские»
ТУФ ЛОК МАС ЧУХ ТУХ РАР
ЩУР ПОК ТАРТАЦ БАЦ ВАР
ХОМ ЧОК ФАС ФОШ МОШ ТУР
ЦОР ТОМ ДАР ВЕТ БЕТ ЧУР
«Венерианские»
ЧУХИТУХИВЕРИРАФУ ЛОКИТАШИ
ТАЦУБАЦУФЕРИ ЩУРИ ПОКИФАШИ
ФОШАМУША ТУР ХОМЯ ЧОКИ ФАС
МЮТЯ БЕТЯЧУР ЦЕРЯ ТОМИБАС
«Марсианские»
РАРИ МОРИ СТАШИКшир фтош фрарили
ЩУРИ ПОКИ ФРАШИБушонфупжмарики
БОМЯ ЧУКИ МАРФИКатафкикафорали
ЦАРЯ ТОПИ КАРТИТумофсижуморали
«Верёвочка» или«Повторное чтение»
Данный прием предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Ставится отметка на месте остановки. После этого такое задание выполняется еще пару раз.
Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.
В таком случае надо поработать над плавностью чтения. Для этого можно использовать таблицы следующего вида. Таблица представляет собой набор существительных. Ученику предлагают прочитать строчку, повторяя после каждого следующего слова все предыдущие слова. Например:вода-земля,вода-земля - вид,вода-земля - вид -стена,вода-земля - вид –стена –красота и т.д.
вода | земля | вид | стена | красота | водопад | люди | радость | смех | дорога |
машина | колесо | мотор | стекло | крыша | зеркало | сидение | руль | педаль | пассажир |
Рекомендуется читать предыдущие слова как можно быстрее, но при этом осмысливать каждое слово, прочитать ещё раз эту строчку «по кругу», замеряя время.
«Фотоглаз».Заранее педагогом записываются 4 слова (начиная с простых - дом, рак, …) и закрываются листом. Затем лишь на мгновение открываются эти слова, чтобы «сфотографировать». Слова подбираются из изучаемых или предыдущих произведений. Нужно запомнить и объяснить, какие из этих слов встречались в тексте. Иногда все вместе выстраивают логическую цепочку из слов по ходу событий. И этот этап является связующим звеном («мостиком») к следующему заданию. Такие упражнения не только расширяют поле зрения, но и развивают память, внимание, сообразительность, связную речь.
«Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать капитан(учитель или ученик с высокой техникой чтения). Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.
Чтобы контролировать процесс чтения у учениковкапитан может делать внезапные остановки и просить показать в тексте последнее прочитанное слово.
Еще один способ —капитан делает во время чтения ошибки. «Пассажиры на буксире» должны их замечать и исправлять.
Чтение в паре «Паровозик»
Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительновлияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.
Упражнение «Эхо».
Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова.
Чтение с музыкальным сопровождением - когда играет музыка.
Простукивание ритма.
Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.
«Шахматы»
Чтение на максимальной скорости молча небольшого абзаца, следующий абзац - читать вслух, затем опять про себя.
«Актёр»
Предложите читать с разной интонацией: медведь – грубо, мышь – звонко.
«Русские горки»
При проговаривании вслух скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча. После команды учителя «Молча!» - чтение «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать и читать вслух.
7.Упражнения на развитие выразительности и осознанности чтения.
Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что скорость чтения зависит и от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов. Поэтому, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и осознанности чтения, приучать детей читать правильно, без ошибок.
«Четвёртый лишний»
Вариант1.
Найти в каждой строчке или группе изображений лишнее слово или картинку и доказать свою точку зрения.
Коза, конь, олень, овца (лось — не домашнее животное).
Воробей, скворец, ворона. голубь (скворец — перелётная птица).
Марс, Уран, Солнце, Сатурн (Солнце — звезда, а не планета).
Дельфин, касатка, акула, кит (акула — рыба, остальные — млекопитающие).
Нева, Дон, Амазонка. Лена (Амазонка — река Южной Америки, а не России).
Вариант2.
Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой).
Шляпа шляпа шляпы шляпа
Столбстолбстолб стол
Дом домдом ком
Дочка кочка дочка дочка
Лапа лапалапа липа
Попал пропал попал попал
Машка Машка Маска Машка
Чтение цепочек слов, близких графическому облику.
вслух – глух – слух
вьют – вьюн – вьюга
Чтение цепочек родственных слов с добавлением своих примеров.
вода – водный – подводный
лес – лесной – лесник - подлесок
Чтение слов, в которых есть парные по твердости – мягкости фонемы.
Банка-банька
ест – есть
галка – галька
угол – уголь
Чтение по слогам и словарная работа перед чтением всего текста.
Раз – ви – ва – лись развивались
Де-мон-стри-ро–вать демонстрировать
Под-ныр-ну-ли поднырнули
«Кочки» (Чтение текста через слово).
Читать нужно не каждое слово, а перескакивая через 1 слово. Затем возвращаются и читают те слова, которые не прочитали в 1 раз. Затем мысленно объединяют слова и пересказывают весь текст.Кто не может- читает весь текст, а потом пересказывает.
«Перевёртыши»Перевернутый текст.
Лист с текстом переворачивается и так читается. Это способствует запоминанию букв и быстрому их прочтению, помогает сочетать буквенный анализ со смысловым окончанием слова.
«Путаница»Набор деформированных предложений.
зверям, и, холодно, зимой.
добрые, и, подкармливают, зверей, люди,птиц.
«Наоборот» Подбор антонимов и синонимов к словам.
Надо заменить слово на противоположное по смыслу, но с буквой т. Какие первые звуки в новых словах?
Худой -толстый (твёрдый звук [т]) Но! О человеке-полный.
Громко - тихо (мягкий звук [т′])
Находить - терять (мягкий звук [т′])
Храбрец – трус (твёрдый звук [т])
Мягкий - твёрдый (твёрдый звук [т])
Светлый – тёмный (мягкий звук [т′])
Холодно – тепло (мягкий звук [т′])
Теперь наоборот-надо заменить слово с буквой т на противоположное по смыслу.
Тихо-громко, шумно.
Тоска – радость, веселье.
Товарищ – враг, недруг, противник, соперник.
«Шерлок Холмс».
Вариант 1.(Поиск заданного слова).
Ученик говорит любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдет-побеждает. Это игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.
Вариант 1.« 1, 2, 3, 4, 5-я иду тебя искать»
Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов из текста.
«Шифровальщик».
Заранее вызывается 1 ученик, он зашифровывает слово из текста, остальные- отгадывают.
Например:
Приставка в нашем слове, как у слова ПЕРЕБОЛЕЛ.
Корень – как у слова ДУМАЮЩИЙ.
Суффикс – как у слова ИГРАЕТ.
Окончание – как у слова РИСУЕШЬ.
В итоге получается слово ПЕРЕДУМАЕШЬ .
«Угадайка»
Один из детей, не называя слова, объясняет его лексическое значение или даёт синоним или антоним к слову, дети угадывают и находят слово в тексте. Если текст большой-указать страницу или абзац.
«Молчанка»
Учитель или ученик молча, но очень четко двигая губами проговаривает слово из текста. Дети угадывают и находят слово в тексте. Если текст большой-указать страницу или абзац.
«Художник» (Угадывание слов по картинкам).
К уроку подбираются картинки и показывая их, дети угадывают инаходят слово в тексте. Если текст большой-указать страницу или абзац. Можно усложнить – учитель называет слово, а дети делают небольшую зарисовку этого слова
«Запоминалка»
На доске записано 10 – 15 слов из текста. Дается время 1 минута для запоминания слов. Затем слова закрываются и дети вспоминают и находят как можно больше слов.Если текст большой-указать страницу или абзац.
«Рисование двумя руками» - одно из самых распространённых упражнений на развитие межполушарных связей — это. Кроме рисования, есть еще и двигательные упражнения, направленные на улучшение межполушарных связей. Здесь смысл заключается в том, чтобы одномоментно совершать разные действиями левыми и правыми конечностями, языком, глазами. «Чтение двумя руками»-вести 2 руками по 2 столбикам слов одновременно и читать все слова.
Выборочное чтение.
Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
Нахождение опорных слов к тексту или пункту плана.
Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
Нахождение самого длинного слова в тексте.
Приемы работы с текстом.
- Первичное чтение текста
- Самостоятельное чтение (дома или в классе).
- Чтение с остановками.
- Различные виды словарной работы.
- Выявление первичного восприятия с помощью беседы.
- Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Перечитывание текста.
- Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.
- Постановка вопросов к тексту и к автору.
- Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
- Обращение к отдельным фрагментам текста.
- Беседа по содержанию в целом.
- Обобщение прочитанного.
- Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту.
- Постановка к тексту обобщающих вопросов.
∙Работа над планом прочитанного произведения.
∙Творческий пересказ.
∙Работа с деформированными текстами и неоконченными рассказами.
∙Сопоставить разные варианты прочтения одного произведения, разных мелодий к лирическому стихотворению.
∙Сравнить разные иллюстрации к одному тексту.
∙Выявить особенности жанра (например, почему «Серебряное копытце» П.П.Бажова называется «сказ», а не «сказка»?).
∙Рассмотреть, чем различаются описания природы в научном и художественном тексте. Что важно увидеть в природе учёному, а что - художнику?
∙Поставить проблемный вопрос, создать проблемную ситуацию в тексте.
∙Викторина по прочитанному произведению.
Знакомство с писателем.
В учебниках обычно даётся несколько произведений автора. Детям предлагается список произведений. К домашнему заданию добавляется прочтение 1-2 рассказов автора (в зависимости от объёма) с последующим обсуждением и анализом на следующем уроке.
Чтобы улучшить технику чтения необходимы:
- систематичность и позитивный настрой, тесная связь с родителями,
- чтение перед сном,
- ведение читательских дневников,
- контроль техники чтения - раз в месяц.
Если систематически заниматься повышением техники чтения, то результат не замедлит появиться.
Успешный ребенок - счастливый ребёнок.
Примечание 1
Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.
«Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
«Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.
«Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.
«Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.
«Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.
«Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.
«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
«Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.
«Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).
«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.
«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.
«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.
«Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты.
«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).
«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.
«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.
«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.
«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.
«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.
«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.
«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.
«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.
«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.
«Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.
«Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».
Литература
1. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000.
2. Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А. А., 3. Новлянская Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М., 1988.
3. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994
4. Зайцев, В. Н. Резервы обучения чтению: книга для учителя, В. Н. Зайцев. – М.: Просвещение, 2001
5. Неборская, Т. А. Учимся читать вслух и молча. Т. А. Неборская. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005.
6. Источники интернет-ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/21/picture-241717-1495351908.jpg)
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
Реферат и презентация по теме "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372470-1387827748.jpg)
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/15/picture-633963-1431700110.jpg)
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
На основе анализа результатов чтения учащихся, автором определены наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения.В докладе дан историк...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/06/picture-640688-1433584254.jpg)
«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»
Чтение – сложный психофизиологический процесс.В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное уме...
Исследовательская работа. Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования.
Исследовательская Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-671309-1443348315.jpg)
Тема: «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»
Доклад для педчтения: «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/13/picture-1304428-1610561729.jpg)
«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»
Выступление на РМО учителей начальных классов....
- Мне нравится (1)