« Как добиться оптимальной скорости чтения?»
статья по чтению (1 класс) на тему

Дармилова Анжела Айтековна
Как воспитать у детей интерес к чтению?
1. Ежеурочные пятиминутные чтения, жужжащее чтение – чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.
У каждого ребенка на парте лежит книга, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книги и дальше идет обычный урок.
2. Чтение перед сном – дает хорошие результаты. Дело в том, что полученные события  дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением (хорошо учить наизусть, правила и т.д.).
3. Режим щадящего чтения  - это такой режим, когда ребенок прочитает  1-2 строчки и после этого получает кратковременный отдых (просмотр диафильмов – приобщение к чтению, 2 строчки – ребенок, 2 строчки  - мама или папа), когда появляются первые признаки усталости, подключаются родители. 
4. Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти, ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова, забыв первое слово. Не может уловить смысл предложения. Для развития оперативной памяти ежедневно нужно писать зрительные диктанты.  Обычно  уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МБОУ – СОШ № 14

Учитель начальных классов: Дармилова Анжела Айтековна.  

      « Как добиться оптимальной скорости чтения?»

Одна из актуальных проблем современного российского общества  в   настоящее время является то, что современные дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм , да многое можно посмотреть по телевизору, воспользоваться чужим воображением не напрягая своего и не развивая его, а также детей не оторвать от компьютера, ничего им не интересно, книг не читают и не желают, не любознательны .Если смотреть в будущее, то ценится высоко именно умение творить, способность создавать что-то новое и мыслить креативно, пользоваться собственным воображением, а не плодами чужого. Чтение – одно из основных способов развивать эту способность. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения детей, и, как следствие, снижение уровня грамотности подрастающего поколения.  Чтение – это сложный скоростной процесс, хорошее овладение чтением в начальных классах – основа для дальнейшей успешной учебы.

Уроки чтения для детей – своевременное окно в мир, в область человеческих отношений. Главная задача школы состоит в том, чтобы дать каждому ученику прочные и глубокие знания основных наук. Решить эту задачу сегодня невозможно без выработки у школьников оптимального чтения. Очевидно, что ни  школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников.

Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читая медленно? Почему они с трудом понимают и запоминают условия математической задачи, грамматического правила и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения становятся для них скучными? Почему окончив начальную школу, у учащихся среднего звена подает качество успеваемости?

Существует ряд причин, в том числе и социальных – общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения. Но главной  причиной такого явления – несовершенство обучения чтению, отсутствие целенаправленного формирования деятельности школьников.  Понятие читательной деятельности относительно новое, оно возникло среди психологов, библиотековедов и методистов, которые рассматривают чтение как коммуникативную речевую познавательную деятельность, направленную на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение читаемого.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением  и у него развиты учебно-воспитательные мотивы  чтения.

Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, овладение определёнными умениями и навыками.

Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.

Чтение требует определенных знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельности и вместе с тем развивает у читателей навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его  жизненный опыт. Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие функции, оно формирует отношение ребенка к жизни, к людям, к своей Родине, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

Для того чтобы представить себе планируемый результат обучения чтению в начальной школе, необходимо четко знать требования, которые предъявляются к умениям и навыкам в этой области, у ее выпускников.

Выпускник начальной школы должен владеть изучающим чтением – осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целями словами вслух (90 слов  в минуту) и «про себя» на 50 слов и более быстрее, чем при чтении вслух. Это минимальный уровень, без которого невозможно  дальнейшее полноценное учение.

При обследовании одной из школ психологами нашли ученика 8-го класса, который имел скорость чтения всего 38 слов в минуту. В 8 классе домашнее задание на один день в среднем составляет восемь страниц учебника, получается около трех часов необходимо ученику, чтобы один раз прочитать текст домашних заданий. Но при такой низкой скорости  чтения, естественно, ученик за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты – это уже 9 часов, еще прибавим шесть часов, которые он пробыл в школе – получается 15 часовой рабочий день. Да, при этом еще не все учли: ведь есть еще письменные задания. Если еще прибавить затраты времени на письменные работы, то станет ясно, что 24 часов в сутки не хватит ученику, чтобы выполнить домашнее задание ученик этот таким образом, обречен на неуспеваемость… Быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память  и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

Исследования в школах показали, что в средних классах успешными в учёбе становятся те дети, которые имеют скорость чтения 130 -170 слов в минуту. В среднем это приметно 150 слов в минуту, хорошистами стали те, которые имели в конце третьего класса скорость чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это примерно 120 слов в минуту. Троечники имели чтение 80-90 слов в минуту. Такова закономерность

«5» - 150 слов;

«4» - 120 слов;

«3» - 90 слов.

Эта закономерность, которой нельзя пренебрегать, которую надо учитывать в нашей работе.

Наша задача стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 150 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать?

Оптимальное чтение  - что чтение в темпе разговорной речи, это темп 120- 150 слов в минуту. Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения в учебе. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому-то читать книги при низкой скорости чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.  

Успеваемость в средних классах резко падает по сравнению с начальными классами.

Как же добиться оптимальной скорость чтения?

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Родители часто допускают очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать.

«Прочти сказку, пока не прочтешь из-за стола не выйдешь» - если низкая техника чтения  - 1,5 часа читает. Гораздо эффективнее домашняя тренировка проводится несколькими порциями по 5-10 минут.

 

Системность работы, самозамеры, опора на помощь родителей, постоянный учет скорости чтения, состязательность, установка на достижение скорости чтения до 120 слов - залог успешной работы.

Изучив опыт работы лучших передовых учителей начальных классов, и прочитав книгу В.Н. Зайцевой «Резервы обучения чтению» я заинтересовалась этой проблемой, стала подбирать материал для выработки оптимального чтения.

В своей педагогической работе я использую рекомендации В.Н. Зайцева и  С.Н. Лысенковой по данной проблеме и добиваюсь хороших результатов. Мои ученики 4 «А» класса показали, что практически уже решена проблема обучения навыками беглого чтения. Большинство учащихся четверных классов прочитали в соответствии с установленными программой нормами и выше. Если следовать программным требованиям 90 слов в минуту, то учащиеся с моего класса выше нормы читают 39%, по норме 57%, ниже нормы 4%.

Учащиеся этого же класса, обучаясь в 5 классе, в сентябре месяце прочитали незнакомый текст на «отлично» - 56%, усвоив обязательный минимум содержания обучения

Результаты скорости чтения

Класс

Кол-во учащихся которые читают

Прочитали

более 140 слов

120-140

90-119

80-89

60-79

40-59

4 «А»

30

3

5

10

5

5

2

5

32

4

5

8

8

7

-

Как воспитать у детей интерес к чтению?

  1. Ежеурочные пятиминутные чтения, жужжащее чтение – чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.

У каждого ребенка на парте лежит книга, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книги и дальше идет обычный урок.

  1. Чтение перед сном – дает хорошие результаты. Дело в том, что полученные события  дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением (хорошо учить наизусть, правила и т.д.).
  2. Режим щадящего чтения  - это такой режим, когда ребенок прочитает  1-2 строчки и после этого получает кратковременный отдых (просмотр диафильмов – приобщение к чтению, 2 строчки – ребенок, 2 строчки  - мама или папа), когда появляются первые признаки усталости, подключаются родители.
  3. Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти, ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова, забыв первое слово. Не может уловить смысл предложения. Для развития оперативной памяти ежедневно нужно писать зрительные диктанты.  Обычно  уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

 Например:  набор № 1

1. Тает снег       4сек.

2. Идёт дождь.        4 сек.

3. Небо хмурое.        5 сек.

4. Коля заболел.        5 сек.

5. Запели птицы.        5 сек.

6. Поле опустело.        6 сек.

На доске выписываются эти  6 предложений печатными буквами и завешиваются листом бумаги. После того как одно из предложений высвечено, т. е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определенного времени (для каждого предложения оно указано) читают молча и стараются запомнить. Время экспозиции от 4 до 7 секунд. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его на бумаге. Уточняем, что писать нужно именно на листочках, так в тетрадях эту работу проводить не целесообразно. Листочки проверяются, но не оцениваются. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. На 6 предложений одного набора обычно уходит 5—8 минут на уроке чтения. Подчеркнем, что лучше проводить диктанты именно на уроках чтения, а не на уроках русского языка.

Зрительные диктанты требуют кропотливой работы, но ее результаты

вы оцените уже в конце первого месяца по увеличению скорости чтения, по

лучшему осознанию текста. Зрительные диктанты по текстам И. Т. Федо-

ренко наиболее эффективны, если их проводить ежедневно. Они способ-

ствуют ускоренному развитию внимания и оперативной памяти, совер-

шенствуют восприятие и осознание текста.

В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И. Т. Федорен-

ко, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если

первое предложение содержит всего два слова «тает снег» — 8 букв, то

последнее предложение 18 набора состоит уже из 46 букв. Наращивание

длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы. Время

работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом,

за 2 месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок мо-

жет запомнить уже предложение, состоящее из 46 букв, т. е. из 8—9 слов.

Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

  1. Скороговорки – развивают чтение. Часто дети проглатывают окончания слов. Они должны чётко проговаривать( чтение медленное, темп увеличивается). Родители могут соревноваться в скорости проговаривания скороговорки. Например : « Шел грека через реку, видит грека в реке рак».

6. Самозамер скорости чтения.

Часто нужно говорить ребенку не «Давай позанимаемся, а давай посоревнуемся». Если ребенку интересно, то и нагрузке нет речи.

Одним из стимулов является ведение совместно с ребенком дневниковых записей («Давай запишем, что у нас сегодня интересного»).

Завести «Читательский дневник»:

Число

Что прочитал

Количество страниц

Скорость чтения

Самозамер скорости чтения – в течении одной минуты читают текст, отмечают, до какого слова дочитал, затем перечитывают прочитанные слова и записывают результат в дневник.

Через неделю, или месяц повторить и сравнить результат.

Перед детьми стоит цель: достичь скорости чтения 1 класс – 60 слов, 2 класс – 90 - 100 слов, 3 класс – 150 слов. Надо чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели – для этого необходим самозамер скорости чтения.

7.Совместное чтение вслух.

Возобновить традицию семейного чтения вслух. К сожалению, детям в семье чаще всего приходить наблюдать в семье ругань.

Совместное чтение вслух сближает родителей и детей, помогает родителям, лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.

Как читать вместе?

Выбирается интересная занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. Чтение – не больше 45 минут. Хорошо, когда родители и дети делятся  впечатлениями о прочитанном.

И, конечно, невозможно воспитывать любовь к книге без навыков культурного обращения к ней. Надо приучать детей беречь книгу.

Сухомлинский сказал: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот кому, недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда».

Повышению скорости чтения способствует и домашняя тренировочная работа. И здесь важная роль отводиться родителям. Без совместного сотрудничества  мы не добьемся высоких результатов.

Если ребенок на первом году обучения не научиться нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. А вот, конечно в этом каждый из родителей не заинтересован.

                  Система работы включает в себя:

  1. Упражнения для развития техники чтения.

  1. Чтение вслух.
  2. Чтение при себя.
  3. Чтение жужжащее.
  4. Чтение хором.
  5. Чтение в темпе скороговорки.
  6. Чтение «Цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
  7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
  8. Бинарное  чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
  9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
  10. «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

12. «Прыжки» чтение через слово.

13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.

14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого или последнего слова в строчке, первого и последнего слова предложения.

15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву «А»; состоит  из двух слогов; с ударением на конце и др.).

16. Круговой чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

17. «Кто быстрее?». На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

18. «Фотоглаз».На доске столбик слов, которые ученики  читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

19. «Угадай». Чтение текста через решетку.

20. «Найди меня». На листках написаны  строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.

21. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.

22. «Сканирование». За 20-30 секунд «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

         2. Упражнения для понимания смысла текста

  1. Словарная работа. Чтение слов объяснение их лексического значения.
  2. Озаглавливание текста.
  3. Деление текста на части, составление плана.
  4. Опереление темы текста, главной мысли.
  5. Определение типа текста.
  6. Подбор иллюстрации к тексту.
  7. По иллюстрации определить содержание текста.
  8. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет по нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом используются для краткого пересказа.
  9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
  10.  Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
  11. Чтение для подготовки к пересказу.
  12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
  13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи их журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
  14. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами и на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст

Например:   1. Прочитай правильно.

             Сжала         подле        близко

   2. Прочитай текст.

Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитра.

3.Прочитай выделенное предложение. Из предложенных слов выбери и запиши такие,  которыми  можно заменить подле.

возле , далекого около , рядом

         4.Какой совет даёт автор птичке? Найди и подчеркни в тексе.

         5. Из группы слов составь и запиши вопросительное предложение.

Поймала, хитрая, птичка, кошка

  1. Из последнего предложения выпиши слова , в которых ударение падает на первый слог.
  2.  Выбери заголовок , который наиболее соответствует содержанию текста.

Кошка на крыше.

Птичка.

                 Птичка в опасности.

Каждая полноценная в художественном отношении книга – это кусок жизни, она зовет ребёнка из ограниченной рамками собственной жизни к новому, ещё не испытанному опыту. Она открывает возможность пережить не пережитое, занять собственную позицию, сделать выбор, принять решение. Чтение формирует шкалу ценностей, помогает читателю идентифицировать себя с определённой личностью, создаёт установку на определённый тип человеческих отношений.

Таким образом, прививая любовь к чтению с раннего детства, закладываются основы духовного и нравственного развития ребёнка, способствующие его лучшей социализации в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Виды работ над оптимальной скоростью чтения учащихся"

«Развить технику чтения учащихся начальных классов»,  т. к. от техники чтения зависит успеваемость по таким предметам, как русский язык, решение задач по математике, чтение произведений на уроках...

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

Технологическая карта урока литературного чтения1 класс (обучение грамоте) по теме "Звуки [м] — [м`], буква М м"

Технологическая карта урока в период обучения грамоте по ознакомлению с согласными звуками....

Как добиться оптимальной скорости чтения

Из опыта работы.Как научить детей читать быстро и выразительно...

Как добиться оптимального чтения

Как добиться оптимального чтения...

Урок литературного чтения1 класс "Гласный звук и буквы О, о."

Урок литературного чтения  по программе "Школа России" Раздел "Добукварный период" Тема   Гласный звук [o], буквы О, о. https://yadi.sk/d/XaSZhZ-fjvVtVw ...