Как добиться оптимального чтения
статья по чтению (1 класс)

Бекулова Юлия Сергеевна

Как добиться оптимального чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_dobitsya_optim-nogo_chteniya.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

⁉Как добиться оптимального чтения? 

✳Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. 
Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения. Мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой. 
Что же зачастую наблюдается в семьях? Папа или мама усаживают первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднения, и говорит: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». Папа или мама допускают здесь серьёзную ошибку, подавляя у ребёнка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает. Через час ещё одна порция. Перед сном ещё одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течение часа-полутора за один приём. 
✳ Хорошие результаты даёт чтение перед сном. 
Последние впечатления дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под этим впечатлением. 
✳ Если ребёнок не любит читать, ему необходим режим щадящего чтения. 
Это такой режим, при котором ребёнок прочитает 1-2 строчки и получит кратковременный отдых. Такой режим получается автоматически, если ребёнок просматривает диафильм: две строчки прочитал, посмотрел картинку, ещё две строчки прочитал, посмотрел картинку… Можно читать поочерёдно: несколько строчек читает ребёнок, потом – несколько строчек взрослый. 
✳Очень полезны три упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть. 
Многократное чтение проводится в течение одной минуты. По истечении минуты ребёнок замечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение того же отрывка. При этом ребёнок снова замечает, до какого слова он дочитал на этот раз, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, он прочитал на несколько слов больше во второй раз. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребёнка, им хочется читать ещё. Однако более 3 раз не следует читать один и тот же отрывок. 
Далее предлагается этот же отрывок прочитать в темпе скороговорки. При таком чтении не следует уделять внимание выразительности чтения. Зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится 30 секунд. 
Затем ребёнку предлагается прочитать выразительно знакомую часть текста, а взрослый его не останавливает. Ребёнок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит чудо: ребёнок, прочитавший несколько раз один и тот же отрывок текста, выработавший повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать её в том же, повышенном темпе. Его возможностей хватает ненадолго, но если проводить такие упражнения ежедневно, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение оптимальному чтению. Технология В.Н. Зайцева

Обучение оптимальному чтению детей младшего школьного возраста по технологии В. Н. Зайцева.Применение зрительных диктантов, таблиц Шульте, упражнение Федоренко-Пальченко......

Формирование навыков оптимального чтения как основы успешного учения младших школьников.

Ты ищешь знаний, мудрости земной,Ты ищешь смысла жизни во вселенной?Найди на полке книгу и раскрой,Источник мысли чистый, вдохновенный...                  ...

Родительское собрание "Овладение навыками оптимального чтения-залог успешного обучения"

В презентации даны рекомендации о том, как повысить технику чтения....

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

« Как добиться оптимальной скорости чтения?»

Как воспитать у детей интерес к чтению?1. Ежеурочные пятиминутные чтения, жужжащее чтение – чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей ...

Как добиться оптимальной скорости чтения

Из опыта работы.Как научить детей читать быстро и выразительно...

Совершенствование навыков чтения младших школьников посредством использования технологии оптимального чтения.

Совершенствованиенавыков чтения младших школьников посредствомиспользования технологии оптимального чтения....