Конспект урока по чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: В. Распутин.
«Мама куда-то ушла».
Цель: продолжить работать по развитию беглого и выразительного
чтения;
на примере произведений А.Платонова и В.Распутина дать
учащимся возможность почувствовать глубину чувств героев к
матери, учителю, родной земле;
развивать устную речь учащихся;
учить умению высказывать свои мысли, разрешать проблемные
ситуации.
Оборудование: портреты писателей;
сборники произведений этих авторов;
рисунки учащихся на тему «Моя мама»,
«Моя учительница».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Рассказ Платонова «Ещё мама».
- Беседа о жизни и творчестве Платонова.
– Произведения какого писателя мы изучали на предыдущих уроках?
– Что вы знаете об этом писателе?
– Когда он родился? Когда умер?
– Какая его настоящая фамилия?
– Что такое псевдоним?
– Давайте подумаем, почему Андрей Платонов взял себе такой псевдоним?
– Чем занимался Платонов в годы войны?
– Какие вы знаете детские произведения Платонова?
– Мы уже читали с вами рассказ под каким названием? Какая его главная мысль?
Вывод: главная мысль рассказов Платонова – это жизнь на земле, порой трудная, безрадостная, но все равно дорогая для любого живого существа.
– Какой рассказ Платонова вы читали к сегодняшнему уроку?
(Рассказ «Ещё мама»)
– Почему он так назван?
- Опрос по произведению Платонова «Ещё мама».
а) Чтение по ролям начала рассказа.
– Почему Артём не хотел идти в школу?
– О чём он просил мать пере уходом?
– Какой наказ дала мать сыну?
б) Пересказ отрывка к иллюстрации в учебнике на с. 149.
(близко к тексту)
– Какое желание возникло и у Артёма, и у матери?
– Почему они не вернулись?
в) Выборочное чтение по заданию учителя.
– Прочитайте отрывок текста, который показывает, что Артём в свои семь лет чувствовал ответственность за мать.
– Прочитайте описание внешности учительницы Апол. Николаевны. Почему Артём чувствовал в ней близкого человека?
г) Беглое чтение отрывка «В школе».
– Почему Артём не слушал учительницу?
– Как реагировала Апол. Николаевна на его невнимание?
– Как сумела учительница пробудить у Артёма желание учиться?
– С каких слов учительница начала учить Артёма грамоте?
– Вспомните пословицу, в которой есть оба этих слова.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
- Обобщающая беседа.
– Какова тема этого произведения?
– Прочитайте плакат:
«От любви к матери рождается всё прекрасное на земле».
III. Работа над новыми произведением.
1. Слово учителя.
– Мы продолжаем сегодня тему «Любовь к матери» и познакомимся с новым произведением, но уже другого автора.
Прочитайте название рассказа и фамилию автора.
Валентин Распутин «Мама куда – то ушла»
Учитель вывешивает портрет В.Распутина.
– Имя В.Г.Распутина мы встречаем впервые. Прочитайте в книге, в каком году он родился?
– Сколько ему сейчас лет? Значит, это писатель современный, он жив и продолжает писать новые произведения.
2. Рассказ о жизни и творчестве писателя.
3. Комбинированное чтение всего рассказа.
(учитель + ученики)
4. Беседа о прочитанном.
– Как вы думаете, куда могла уйти мать мальчика?
– Вернётся ли она?
– Но почему её отсутствие стало таким горем для мальчика?
– Какое страшное чувство испытал мальчик впервые в жизни?
– С какой целью Распутин написал этот рассказ?
– А вот вам для чего нужна близость матери?
Только ли для того, чтобы приготовить обед, убрать, проверить ваши уроки?
- Чтение стихотворения «Письмо солдата».
Люблю тебя, тоскую и скучаю…
Поверь, мне очень трудно без тебя.
Я по ночам нередко вспоминаю
Ту песню, что ты пела для меня.
Сказать спасибо? Это очень мало.
Но знай, на свете ты одна.
Которую люблю.
Родная мама…
- Работа с текстом рассказа В.Распутина «Мама куда – то ушла».
а) Чтение вполголоса всеми учащимися отрывка до слов «… и заплакал ещё громче».
– Прочитать только слова мальчика с интонацией.
«Мама, я проснулся!» (радостно)
«… я проснулся, а тебя нет!» (отчаянно)
б) Чтение «цепочкой» следующего отрывка до слов «… пришла блестящая мысль».
– Что делал мальчик, пока искал маму по всей квартире?
– Почему он принял решение не плакать?
в) Выделить отрывок, которому можно было бы дать название «Сцена с зайкой»
Чтение «в лицах» этого отрывка.
(автор и мальчик)
– Какое чувство овладело мальчиком, когда он бил зайку?
Выбрать ответ из ряда данных слов:
злость, грубость, отчаяние, невоспитанность, невежество.
г) Выразительное чтение учителем последнего абзаца.
– Выделить предложения, в которых заключается главная мысль.
(Что такое боль, он уже знал. С одиночеством он встретился впервые.)
– Как вы думаете, что оказалось для мальчика страшнее: боль или одиночество?
IV. Обобщающая беседа.
– Была ли когда–нибудь с вами подобная история?
– Что вы чувствовали?
V. Домашнее задание.
– Прочитать рассказ взрослым.
– Попробовать придумать его продолжение: как вернулась мама и что
рассказал ей сын.
МОУ «Вырубовская средняя
общеобразовательная школа»
Конспект урока по
литературному чтению в
3 классе
Учитель
Трошина Т.Н.
Вырубово 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект урока литературного чтения «Произведения Л.Н. Толстого для детей. Сказка, описание, рассказ (из опыта работы с текстом по технологии продуктивного чтения)»
Урок литературного чтения в 4 классе по произведениям Л.Н. Толстого.Технология продуктивного чтения....
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом» (из опыта работы по технологии продуктивного чтения)
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом»...
Конспект урока по чтению "Чтение русской народной сказки "Зимовье зверей"
конспект урока по чтению для детей с ОВЗ...
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Чтение слов, предложений с изученными буквами"
Цель данного урока: тренироваться в правильном чтении слов и предложений с изученными буквами. Урок проводиться с примененим ЦОР (Г.О. Аствацатуров, Л.Е.Шевченко «Развитие речи»...