1. Организационный момент урока
2. Речевая зарядка
3. Проверка домашнего задания.
- фронтальный опрос
- чтение наизусть
4. Подготовительная работа к восприятию нового материала
- Объявление темы урока.
- Знакомство с биографией писателя.
- Выставка книг
- Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.
5. Первичный синтез (чтение текста учителем и учениками).
- физкультминутка
- Словарная работа.
6. Анализ.
7. Вторичный синтез ( прочитывание вслух, беседа)
- обобщение
8.Итог урока.
9. Домашнее задание
| - Здравствуйте, ребята!!! Садитесь! Долгожданный дан звонок, (СЛАЙД 2) Начинается урок. – Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении. Мы умные, мы дружные Мы - внимательные, мы- старательные Мы вовтором классе учимся Всё у нас получится!
-Как обычно, начинаем наш урок с речевой зарядки. Прочитайте чистоговорку, только про себя («внутренним голосом»). А теперь читаем вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие - четко произносите звуки. Готовы? (чистоговорка написана на доске). (СЛАЙД 3). Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Ясно, четко, говорим, Потому что не спешим. Паузы мы соблюдаем, Звук ударный выделяем, Хорошо мы говорим, Потому что не спешим.
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с большой темой. Скажите, как она называется? (СЛАЙД №4)
- С произведениями кого автора мы познакомились на прошлом уроке?
- Ребята, а что мы узнали об этом писателе?
- Какие же стихотворения писал Б.ВЗаходер?
– Ребята, а теперь, посмотрите на следующий слайд и отгадайте загадку: (СЛАЙДЫ №5-№6) Он и весел, и не злобен, Пухлый, милый чудачок. Вместе с ним хозяин Робин И приятель Пятачок. Для него прогулка-праздник, А на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник- Медвежонок…(Винни-Пух).
- Ребята, а кто же сочинил песенки для Винни-Пуха? - Молодцы! - А кто же научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Б. Заходер)
- Давайте теперь расскажем песенки выразительно, с хорошим настроением у доски. - Ребята, все рассказали ярко, выразительно, весело. Молодцы!
- Сегодня мы продолжим изучение темы «И в шутку, и всерьез». Познакомимся с творчеством не менее известного автора и героями его книг. - Ребята, мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:(СЛАЙДЫ №7-№8) - Смотрим на слайд «Этот милый, странный душка Безымянною игрушкой Был когда - то в магазине, Сказки ждал он на витрине. И дождался. Стал известным Своей сказкою чудесной. Ты меня, малыш, послушай, У него большие уши, Он коричневого цвета, Его любят все на свете, Знает каждая дворняжка Друга Гены - ….(ЧЕБУРАШКУ).
- Правильно, ребята - это Чебурашка, послушайте его песенку (Звучит «Песенка Чебурашки»)
- Ребята, а как музыка передает настроение героя?
- Да, правильно,
- Ребята, а кто же написал это произведение? (СЛАЙД №9). - Ребята, а теперь попробуйте, сформулировать тему нашего урока. (СЛАЙД №10)
- Хорошо, а теперь каждый из васпоставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока.
- Ребята, ученица нашего класса, Коваль Мария, подготовила для нас небольшое сообщение, о биографии Эдуард Успенского, давайте ее послушаем. (СЛАЙД №11 - 12).
- Маша, ты молодец, очень хорошо подготовила, свое сообщение, садись.
- Ребята, посмотрите на выставку книг (СЛАЙД №13) ЭдуардаУспенского, здесь представлены самые известные и любимые его произведения «Крокодил Гена и его друзья»,«Дядя Федор, пес и кот»,«Тетя дяди Федора», «Любимая девочка дяди Федора», «Про Веру и Анфису», «Разноцветная семейка» и др.
- Ребята, посмотрите на (СЛАЙД № 14) – «Испокон века – книга растит человека». - Как вы понимаете смысл этого высказывания?
– Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их.
- Дети, а кто помнит, как Чебурашка появился в городе?
- Давайте еще раз прочитаем, как он попал в город. Но сначала Чебурашка просит нас выполнить некоторые задания: (СЛАЙД № 15-16)
а)Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами: Тро-пи-чес-ком---------тропическом Гип-по-по-там----------гиппопотам От-пра-вил-ся-----------отправился А-пель-си-на-ми--------апельсинами Пе-ре-дви-гать-ся--------передвигаться Соб-ствен-но-го----------собственного
б) Читайте целыми словами Груз-----погрузили Фрукт---фруктовый Брак------бракованную Зверь-----зверёк Город----городской
- Ребята, какие слова вам не понятны, выясним их значение.
- Ну, а теперь вы слушаете, как я буду читать произведение Э. Успенского «Чебурашка»,следите за чтением и будьте готовы продолжить.
- Ребята, давайте немного отдохнем. Под мелодию, давайте выполним комплекс общеразвивающих упражнений. (СЛАЙД №17)
- Ребята, какие слова в тексте вам были не понятны, давайте их найдем и объясним? -крупное, в основном травоядное, млекопитающее. (СЛАЙД №18).
- Это - лес в жарком поясе земного шара. (СЛАЙД №20)
- Давайте, это слово посмотрим в толковом словаре Ожегова.
- Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом. - Ну, вот теперь вы знаете значение этих слов, запомните их.
– Ребята, а теперь работаем с текстом (учитель задает вопросы, обсуждение по ответам детей). - Кто является главным героем? - Почему у него такое странное имя? - Где жил Чебурашка? - Как он попал в ящик с апельсинами? - Как он оказался в магазине? - Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы? - Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? - Куда директор магазина отнёс Чебурашку? - Кем предложил работать директор №2 Чебурашке? - Где он стал жить? - Назовите основные качества Чебурашки. - К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)? Докажите!
- Ребята, рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 143. Какой эпизод изображен на ней? (СЛАЙД №21)
- Какой рисунок сделали бы вы карандашами или красками? Опишите егословами.
- Ребята, давайте найдем фрагмент в тексте учебника, который иллюстрирует эту картинку в учебнике
- прочитаем этот отрывок по ролям (4 часть): автор, директор магазинауцененных товаров, Чебурашка.
- Молодцы.
- Ребята, а почему Чебурашке некому было звонить?
- А вот как вы думаете, как живется без друзей?
- Почему?
- Давайте, подумаем, нашел ли друзей Чебурашка?
- Дома вы искали пословицы о дружбе, что вы нашли, какие же есть пословицы о дружбе?
- Вы просто молодцы, столько пословиц, и все очень с глубоким смыслом.
- Давайте, подумаем какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.
- У меня к вам еще задание, дополните пословицы, которые вы видите на слайде. (СЛАЙДЫ №22)
- Не имей 100 рублей, а имей …
- Нет друга – ищи, а нашёл …
- Хочешь дружить – сам будь …
- Доброе братство – лучше …
- Ребята,дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одногозамечательного героя кота Леопольда. (СЛАЙД №23) - Только у добрых людей бывает много друзей.
-Ребята, на сегодняшнем уроке, мы познакомились с вами с отрывком из произведения. Как оно называется?
- Кто его автор?
- Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский?
- Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте еедома.
- Вы сегодня все работали очень хорошо,
- Читать отрывок «Чебурашка» ст.139-142. Нарисовать иллюстрацию к отрывку «Чебурашка».
-Урок окончен, всем спасибо за работу.
| Дети сидят и слушают учителя.
-
Дети смотрят на доску и читают.
Дети читают вслух.
Дети отвечают: - Большая тема, с которой мы познакомились на прошлом уроке «И в шутку, и всерьез».
- Мы читали произведения Б.В. Заходера
- Б.В. Заходер, поэт, писатель, переводчик.
- Б.В. Заходер, писал весёлые, забавные, смешные и поучительные стихотворения.
- Ребята смотрят на слайд.
Дети хором отвечают: - «Винни - Пух»
- Песенки для Винни-Пуха сочинил Алан Милн.
- Разговаривать по-русски их научил Б.Заходер.
Дети, у доски рассказывают песенки наизусть.
Дети слушают учителя
- ЧЕБУРАШКУ.
Дети слушают песенку
- Песенка немного грустная, но в ней Чебурашка, рассказывает, о том что он нашел друзей
- Это произведение написал Э. Успенский
- Сегодня мы будем изучать отрывок « Чебурашка» из сказки« Крокодил Гена и его друзья», который написал Э.Успенский.
- Учиться быстро, читать, внимательно слушать, получить хорошую отметку и т. п.
- Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. Но, еще учась в вузе, Успенский начал печататься. Он писал стихи и прозу. Его первый поэтический сборник “Смешной слоненок” увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом.
Дети смотрят выставку книг на слайде.
- Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить.
- Чебурашка в городе, появился в ящике с апельсинами, который погрузили на отплывающий корабль.
Дети читают сначала слова по слогам, потом целым словом.
Дети читают сначала слова по слогам, потом целым словом.
Дети работают со словами.
Дети читают по «цепочке».
Дети выполняют упражнения.
-Гиппопотам, или обыкновенный бегемот.
- Тропический лес.
- Каюта – помещение на корабле.
-Уценённые товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости.
- Телефонная будка-будка с телефоном автоматом.
- Чебурахнуться
Дети отвечают.
- Это повествование, события сменяют друг друга.
- Встреча Чебурашки и директора №2 Дети отвечают.
Работа с текстом.
Чтение по ролям.
- У него не было друзей.
- Плохо.
- Ответы детей.
- Друг за друга держаться – ничего не бояться. - Друг познается в беде. - Человек без друзей, что дерево без корней. - Без друга в жизни туго. - Без друга на сердце вьюга. - Человек без друга – что земля без воды.
Дети отвечают.
- а имей сто друзей
- береги
- другом
- богатства
Дети слушают.
- Отрывок «Чебурашка» из сказки «Крокодил Гена и его друзья»,
- Э. Н Успенский
- Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.
Дети записывают задание в дневник. |