Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме «Стихи о войне" ОС "Школа 2100"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Файл содержит методическую разработку урока литературного чтения по теме «Стихи о войне (В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)» в 3 классе, ОС "Школа 2100", отражающую опыт применения проблемно-диалогической технологии, технологии оценивания образовательных достижений, ИК-технологии в обучении младших школьников на уроках литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_3_kl_stikhi_o_voyne_trishina.odt | 381.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 «Успех»
г. о. Самара
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока литературного чтения по теме
«Стихи о войне (В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)»
в 3 классе,
отражающая опыт применения проблемно-диалогической технологии,
технологии оценивания образовательных достижений, ИК-технологии
в обучении младших школьников на уроках литературного чтения
Выполнила:
Тришина Алевтина Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 10 «Успех»
Самара 2014
Тема | «Стихи о войне (В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)» |
Класс | 3 |
Образовательная система | «Школа 2100» |
Тип урока | Комбинированный |
Форма урока | Парная, групповая, фронтальная |
Цели предметные |
|
Цели метапредметные |
|
Цели личностные | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Планируемые результаты предметные |
|
Планируемые результаты метапредметные |
|
Планируемые результаты личностные |
|
Методы обучения |
|
Современные образовательные технологии (средства формирования УУД) |
|
Основные понятия |
|
Междупредметные связи |
|
Оборудование (ресурсы) |
Соедини название раздела с тем, о чем стихи и кто их автор. 1) «Священная война», 2) «Поэзия моя, ты — из окопа», 3) «Мы очевидцы», 4) «В пятидесятых рождены»; «Авторы стихов — свидетели войны, те, кто пережил блокаду, оккупацию, испытал голод, холод, гибель близких», «Стихи тех, чье детство прошло в суровых условиях», «Стихи поэтов послевоенного поколения, которые знают войну лишь по книгам и фильмам», «Все лучшее, что создано на войне и о войне», «Стихи, написанные непрофессиональными поэтами, но участниками войны, — среди них были и пулеметчики, и летчики, и партизаны, и радисты». |
Этап урока | Технологические приемы, методы, средства обучения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Орг. момент | Психологический настрой | Приветствует детей, создает положительный настрой на работу. Каждое выполненное задание оцениваете, раскрашивая «батарейку»: без ошибок — зеленый, с неточностями — желтый, ошибки — красный. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Регулятивные:
Коммуникативные:
|
Актуализация знаний | Слайды о Великой Отечественной войне | Организовывает показ эпизодов ВОВ — о чем пойдет речь на уроке. | Восприятие информации о ВОВ, высказывают свое мнение. | Регулятивные УУД:
|
Листы с заданием | Классификация (интерактивная доска) Проверка | В сборнике «Лицом к Победе» 4 раздела. Определите по названиям разделов, о чем стихи и кто их авторы. Просит сверить свою работу с выполнением на интерактивной доске, затем с эталоном. | Классифицируют, определяют. У каждого лист с заданием. Один учащийся работает на интерактивной доске. Сверяют свои работы с эталоном, исправляют ошибки, высказывают свое мнение. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
Оценка работы (задание 1) | Оценивание своей работы на листочках («батарейка») | Оцените свою работу: без ошибок — зеленый цвет, 1-2 ошибки — желтый, больше 2 — красный. | Оценивают свою работу и закрашивают условный знак. | Регулятивные:
|
Мотивация | Диалог |
| Отвечают на вопросы. Выдвигают гипотезы. | Коммуникативные:
Логические УУД:
|
Формулирование темы и целей урока | Предлагает сформулировать тему урока и помогает определить цели. | Формулируют тему и цели урока. | Регулятивные:
| |
Знакомство с новым материалом | Слово учителя | Ребята, мы говорим с вами сейчас о войне. Это трудная тема. Война была огромным горем, она оставила свой след в душе каждого — и пережившего ее, и родившегося после. Прошло уже столько лет, как война закончилась, а о ней продолжают писать, переживать все заново. | Восприятие информации. | Регулятивные:
|
Портрет Высоцкого | На слайде — портрет В. Высоцкого | Первое стихотворение, с которым вы сейчас познакомитесь, написал В.С. Высоцкий. Он не был на войне: в 1945 году, когда она закончилась, ему было 7 лет. В жизни Высоцкий был актером, играл в театре и в кино. А еще он писал стихи, придумывал к ним мелодии, подбирал их на гитаре, и стихи становились песнями. Эти песни полюбились очень многим, потому что Высоцкий умел выразить простыми словами то, что чувствовали люди. И, знаете, фронтовики, слушая его песни о войне, не верили, что сам поэт на войне не был. | Восприятие информации. | Регулятивные:
|
Работа со стихотворением Высоцкого «Он не вернулся из боя» | Чтение про себя, затем вслух. Беседа-размышление по ходу чтения | Задает вопросы. 1 строфа:
2 строфа:
3 строфа:
4 строфа:
После чтения до конца:
| Читают про себя, затем по четверостишию вслух. По ходу чтения вслух отвечают на вопросы (Трудно пока ответить на эти вопросы.) Ищут слова в тексте. Чувства глубокой утраты, одиночества, скорби. Герой не может поверить тому, что его друг погиб. О дружбе, о войне, о памяти, которую должны сохранить живые. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
Работа со стих. Высоцкого «Он не вернулся из боя» | Выразительное чтение | Обращает внимание детей на знаки препинания, почему часто предложение заканчивается многоточием. | Выразительно читают стихотворение. | Регулятивные:
|
Песня Высоцкого «Он не вернулся из боя» | Прослушивание песни в исполнении автора | Создает настрой на прослушивание песни. Что вы представляли, слушая песню? | Настраиваются на прослушивание. Высказывают свои представления. | Регулятивные:
Коммуникативные:
|
Дополнительная информация о Высоцком | Рассказ учителя об авторе | В. Высоцкий создал много песен о войне. В одном из выступлений он сказал: «Для меня война — особое потрясение, поэтому я так много пишу о ней». «Высоцкий, конечно, не мог воевать, - пишет о нем Р. Рождественский, - он был слишком маленьким. Но он рос, дышал и жил, дополняя детскую память взрослой памятью обожженной земли: памятью своих родных, вернувшихся с фронта, общей памятью победившего народа.» Песни В. Высоцкого всегда заметны, всегда слышимы. На его песни можно опереться, как на плечо, потому что в них звучит надежда и правда. | Восприятие информации. | Регулятивные:
|
Песня Высоцкого «На братских могилах» | Прослушивание песни «На братских могилах...» | Создает настрой. О чем песня? | Благодарность живых, скорбь о погибших. | Коммуникативные:
|
Оценка работы (задание 2) | Самооценка | Оцените свою работу. | Оценивают свою работу и закрашивают условный знак. | Регулятивные:
|
Слово учителя | Следующее стихотворение, с которым мы познакомимся, называется «Король» и написал его Б. Окуджава. | Восприятие информации. | ||
Портрет Б. Окуджавы | Портрет Окуджавы | Б. Окуджава был немного старше Высоцкого. Он ушел на войну совсем молодым и воевал до Победы. В его стихотворениях нет описаний боев, подвигов, но есть чувство, ощущение того, что война разрушила весь привычный мир, в котором жили люди. | Восприятие информации. | Регулятивные:
|
Работа со стихотворением Окуджавы «Король» | Работа с текстом до чтения |
| Отвечают на вопросы. | Коммуникативные:
|
Работа со стихотворением Окуджавы «Король» | Первое чтение про себя | Читают стихотворение. | Регулятивные:
| |
Работа со стихотворением Окуджавы «Король» | Вопросы после чтения |
| Отвечают на вопросы. | Познавательные:
|
Работа со стихотворением Окуджавы «Король» | Работа с толковым словарем Слайды — радиола, «мессершмитты», «солнце в зените» | Организовывает работу с толковым словарем. | Осуществляют поиск информации: Радиола — аппарат, соединяющий в себе радиоприемник и проигрыватель, на котором слушали пластинки. до войны, в 30-е годы ХХ века, и после войны молодежь прямо во дворах часто танцевала под радиолу. «Мессершмитты» - фашистские самолеты. «Солнце в зените» - высоко в небе, то есть снова ясный, солнечный день. | Познавательные:
|
Работа со стихотворением Окуджавы «Король» | Повторное чтение с комментариями | Задает вопросы. После 1 строфы:
2 строфа:
3 строфа:
4 строфа:
| Отвечают на вопросы учителя. Все мог. Мог спасти друга в трудную минуту (вот, за что его все уважали). Т.е. когда началась война. А иначе он не мог, людям, стране была нужна его помощь в трудную минуту. Кончилась война, снова мирная жизнь — и радиола играет, и солнце светит... Значит, Ленька не вернулся, погиб на войне. Нет близких, может быть, тоже погибли на войне. Погиб совсем молодым, не успел полюбить девушку и жениться. Память о Леньке жива, как жива память обо всех, кто погиб на войне. | Коммуникативные:
|
Работа со стихотворением Окуджавы «Король» | Беседа после чтения |
| Отвечают на вопросы. Ощущение того мира, в котором жили люди до и после войны. | Коммуникативные:
|
Работа со стихотворением Окуджавы «Король» | Выразительное чтение стихотворения | Организовывает | Выразительно читают стихотворение. | Регулятивные:
|
Песня Окуджавы | Прослушивание песни в исполнении Б. Окуджавы | Организовывает | Слушают исполнение песни. Делятся своими впечатлениями. | Регулятивные:
|
Оценка работы (задание 3) | Самооценка | Оцените свою работу с этим стихотворением. | Оценивают свою работу и закрашивают условный знак. | Регулятивные:
|
Работа со стихотворением Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...» | Портрет Твардовского | А.Т. Твардовский был участником ВОВ и перед вами его стихотворение «Я знаю, никакой моей вины...» | Восприятие информации | Регулятивные:
|
Работа со стихотворением Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...» | Первое чтение | Читает стихотворение «Я знаю, никакой моей вины...» | Восприятие информации | Регулятивные:
|
Работа со стихотворением Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...» | Беседа |
| Высказывают свое мнение.
| Коммуникативные:
|
Работа со стих. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...» | Выразительное чтение | Организовывает | Выразительно читают стихотворение. | Регулятивные:
|
Оценка работы (задание 4) | Самооценка | Оцените свою работу с этим стихотворением. | Оценивают свою работу и закрашивают условный знак. | Регулятивные:
|
Итог | В какой же раздел сборника можно поместить эти стихи? Обоснуйте. | В 3-й, т.к. детство Высоцкого пришлось на военные годы, Окуджава и Твардовский (1910-1971) — участники войны. | Коммуникативные:
Познавательные:
| |
Заключительное слово учителя | Читает «Реквием». | Восприятие информации. | Регулятивные:
| |
Рефлексия | Нарисовать плакат «Пусть всегда будет мир» | Предлагаю вам нарисовать плакат... Организовывает работу в парах или группах. | Принимают учебную задачу. | Регулятивные:
Коммуникативные:
|
Оценка работы (задание 5) | Самооценка | Оцените свою работу с этим стихотворением. | Оценивают свою работу и закрашивают условный знак. | Регулятивные:
|
Звучит песня «Солнечный круг». | Организовывает и настраивает на исполнение песни. | Исполняют песню. | Коммуникативные:
| |
Домашнее задание | Дифференциация | 1) Выразительно читать эти стихи. Или: 2) Принести в класс книги со стихами о войне и подготовить их выразительное чтение. Или: 3) Рассказать о каком-либо эпизоде ВОВ, услышанном от своих родственников. | Принимают учебную задачу. Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания. | Регулятивные:
|
Рефлексия | Самооценка учащегося деятельности на уроке |
| Оценивают свою работу на уроке. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. | Личностные:
Регулятивные:
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Листы с заданием:
В сборнике «Лицом к Победе» 4 раздела. Определите по названиям разделов, о чем стихи и кто их авторы.
- Соедини название раздела с тем, о чем стихи и кто их авторы.
- 1) «Священная война»
2) «Поэзия моя, ты — из окопа»
3) «Мы очевидцы»
4) «В пятидесятых рождены»
«Авторы стихов — свидетели войны, те, кто пережил блокаду, оккупацию, испытал голод, холод, гибель близких»
«Стихи тех, чье детство прошло в суровых условиях»
«Стихи поэтов послевоенного поколения, которые знают войну лишь по книгам и фильмам»
«Стихи, написанные непрофессиональными поэтами, но участниками войны, — среди них были и пулеметчики, и летчики, и партизаны, и радисты».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Иллюстрации: Портреты Высоцкого, Окуджавы, Твардовского; изображения радиолы, «мессершмитта», солнца в зените.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Лист самооценки
Оцени выполнение заданий, раскрашивая «батарейку»:
без ошибок — зеленый, 1-2 ошибки — желтый, больше 2 ошибок — красный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по литературному чтению 2 класс на тему "Секрет счастья" Дж. Родари "Солнце и туча"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе с использованием технологии развития критического мышления(приём "Зигзаг")...
Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс. Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг;
Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг; ...
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс УМК Перспектива по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза к, короткий хвост"
Технологическая карта урока в соответствии ФГОС, презентация, материал к уроку....
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""
В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...
Методическая разработка урока литературного чтения. 2 класс. Исследуем законы волшебных сказок. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» Урок- путешествие.
Урок- путешествие....
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс по ОС "школа 2100".Русская сказка "Кот и Лиса"
Данная методическая разработка полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Может быть использована как на уроках литературного чтения, так и на уроках внеклассного чтения в любом УМК. Конспект урока...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».
Литературное чтение, 3 классТема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, использу...