Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс по ОС "школа 2100".Русская сказка "Кот и Лиса"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Данная методическая разработка полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Может быть использована как на уроках литературного чтения, так и на уроках внеклассного чтения в любом УМК. Конспект урока представлен в технологической карте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 37.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Форма проведения: урок - сказка.
Тип урока: ОНЗ
Дата проведения урока:
Технологическая карта урока по литературному чтению
Тема урока | «Сказка-ложь, да в ней намёк…»(Русская народная сказка «Кот и Лиса») |
Цель | Познакомить детей с жанром устного народного творчества - русской народной сказкой «Кот и лиса»; формирование первичных исследовательских умений младших школьников при работе с литературным чтением.. |
Задачи | Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста, учить наблюдать за развитием сюжета, формировать навыки чтения, слушания, рассказывания. Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности. Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем, воспитывать уважительное, бережное отношение к природе. |
Планируемые результаты | Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом; основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность). Формируемые УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Основные понятия | Зачин; сказочные герои, приметы; троекратный повтор; борьба добра и зла, победа добра; архаизмы, сказочные выражения; концовка; идея сказки. |
Оборудование | Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; карточки с заданиями; блокнот (для самооценки) Электронные физкультминутки Презентация к уроку |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа |
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя, задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время | |
Предметные | УУД | ||||
I. Организация класса на работу | |||||
Задачи: Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. | Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам, ведь от улыбки день становится светлей и ярче. - Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку. - Садитесь.
На доске открывается запись: УРОК: Интересный
На доске открывается запись: УЧЕНИКИ: Активные Упражнения для артикуляции. «Песенка для губ» Са-са-са – бродит по лесу лиса Су-су-су – хорошо лисе в лесу От-от-от – кто ещё в лесу живёт? Жи-жи-жи – волки, зайцы и ежи! Работа со скороговоркой. Крошка кошка на окошке Кашу кушала по крошке. - Скороговорка – относится к какому жанру? (устное народное творчество) Загадки. Ростом с комод, усищи- с аршин, Глазищи- с кувшин. ( Кот) За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя, Промелькнуло, пробежало… Нет ни дыма, ни пожара. ( Лиса) - А загадки – относится к какому жанру? (устное народное творчество) - А какие вы еще знаете жанры устного народного творчества? (сказки) - Какой раздел мы начали изучать? («И кот учёный свои мне сказки говорил… | Слушают учителя, улыбаются друг другу. | Сформировать мотивацию к обучению (личностные УУД) | 2 мин | |
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. | |||||
Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | Как вы думаете, какая будет цель нашего урока? Продолжить знакомство с жанром устного народного творчества - русской народной сказки «Кот и Лиса». Задачи: Формировать навык грамотного, внимательного чтения, развивать умение анализировать художественное произведение Развивать речь, словарный запас, творческое мышление учащихся Воспитание взаимоуважения и бережного отношения друг к другу. | Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая загадку. Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи. | Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу. | Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД); Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | 2 мин |
III. Изучение нового материала 1.Подготовка к восприятию нового материала. | |||||
Задачи: Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста. | Чтение разговора Насти с папой – стр.194 в учебнике Р.Н. Бунеева «В одном счастливом детстве» (часть 1) • Сказка – это жанр устного народного творчества. Они появились много веков назад, когда люди еще не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их начали только в 19 веке. • Оказалось, что очень многие сказки, рассказанные в разных местах, похожи друг на друга. Более того, когда стали сравнивать сказки разных стран и народов, оказалось, что и они похожи. • Но здесь нет никакой тайны. Просто главная тема сказок – это борьба добра со злом. Сказки сочиняли простые люди, в них они выразили свою мечту, и оказалось, что слабый и бедный мог стать сильным и богатым, потому что он умен, добр и справедлив. • Люди хотели быстрее передвигаться, научиться летать – и их фантазия создавала ковры – самолеты и сапоги – скороходы. Животные в сказках заговорили, как люди, и очень напоминали людей. Вопросы после чтения: • Что такое сказка? (жанр устного народного творчества) По авторской принадлежности сказки бывают …(авторские и народные) • Какие виды сказок по содержанию вы знаете? (волшебные, богатырские, о животных, бытовые) • Кто умело рассказывал сказки? (сказители) • Назовите сказочные приметы (троекратный повтор, волшебные предметы, заклинания) • Что объединяет сказки разных народов? (главная тема - борьба добра со злом) - Вспомните начало урока. О ком загадки были? (про кота и лису) - Вы, наверное, уже догадались о ком сказка сегодня будет? - Сегодня мы познакомимся со сказкой «Кот и Лиса» и в конце урока вы мне сами скажете, какая это сказка по содержанию. Волшебная сказка В волшебных сказках волшебные животные, которые могут разговаривать и помогать главному герою, их называют помощниками. Иногда такими животными оказываются заколдованные люди, которых необходимо освободить от власти злых чар. Бытовая сказка Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников. Сказка о животных Один из древнейших жанров фольклора (анималистические). В них переплелись рассказы о происхождении зверей и птиц, мифы о тотемных животных. Эти отголоски первобытных верований соединяются с живыми наблюдениями над повадками зверей и птиц. Пространственный мир ограничен обстановкой русской деревни. Число действующих лиц ограничено, т.к в сказке поднимаются проблемы и тут же предлагается ее решение. Все события происходят на земле, в реальном мире, а поэтому и проблемы земные, понятные для начальной школы. Животные в сказках думают и говорят | Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре. | Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) | 3 - 5 мин |
2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. | |||||
Задача: Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке. | После выполнения упражнения дети читают слова: кот, лиса, волк, медведь. • Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла сегодня в таблицы? (они встретятся нам в сказке, это ключевые слова). • Как вы думаете, почему сказка так называется? (Кот и лиса) • Знаете ли вы какие-нибудь сказки, где главный герой – кот? Какой он в сказках? (защитник, спаситель, иногда хитрец) • А лиса? (хитрая, обманщица, льстивая) • А как вы думаете, в этой сказке наши герои будут такими же? (прогнозирование) Детям!! Кошка — самое популярное домашнее животное-компаньон, то есть друг, помощник в делах и на отдыхе, товарищ в игре и верный хранитель всех наших тайн. Казалось бы, в чем может помочь маленькое существо? Кошки часто даже мешают! Но на самом деле — они помогают, поднимают настроение своим присутствием, успокаивают и помогают сосредоточиться. Так же кошек первыми запускают в новый дом. Кошки даже лечить умеют. Болезненные люди точно знают, что коты всегда придут к больному человеку, посочувствуют, утешат, полежат на больном месте — и все пройдет. Такая маленькая, живая и пушистая грелка. Лисы – одни из самых привлекательных хищников: рыжая шерсть, длинный и пушистый хвост, узкая и длинная мордочка, а также хитрые и умные глазки. По своим размерам лисица подобна небольшой собаке. Тон лисьей шубки меняется от серой до огненно-рыжей. Лисы – замечательные добытчики, которые обладают острым слухом, отличным обонянием, замечательной памятью, а также очень сообразительные и весьма наблюдательные.
Итак, ребята, сейчас мы послушаем сказку «Кот и Лиса», а вам нужно внимательно слушать и представить все происходящее. - Вам понравилась сказка? - Кто главный герой сказки? - Что запомнилось из сказки? - Какие звери есть в сказке? - Каким показался вам кот на первый взгляд, из прочитанной сказки? ФИЗМИНУТКА для глаз | Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. | Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности. | Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД) Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД); Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД). | 10 мин. |
3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. | |||||
Задача: Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. | Сейчас мы начнем читать сказку, а вам нужно быть очень внимательными, потому что по каждому абзацу будут задаваться вопросы. - Как вы думаете, почему мужик решил избавиться от кота? (Унес в лес. Кот доставлял неприятности своему хозяину). - Как вы думаете, почему лиса никогда не видела котов? (Лиса – дикое животное, она живет в лесу) - Какие устаревшие слова вам встретились? (воевода-Предводитель войска, военачальник) - Какой вывод вы можете сделать? ( - Подумайте, что можете сказать про кота, какой он? (хитрый и находчивый). Раз слова есть устаревшие – значит, сказка старая). - В чем проявились находчивость и хитрость? (Быстро сообразил, как ответить лисе.) Учитель: Что можете сказать про лису? (сообразительная, хитрая). - В чем это проявилось? Вспомните, как отреагировала сначала лиса на заявление кота о том, что он воевода? (Дети инсценируют этот эпизод) - Как вы думаете, а потом меняется ли интонация? Почему? Что задумала лиса? (Лиса сразу сообразила, какую пользу может ей принести кот. Ведь она во всех сказках хитрая) - Можем ли мы сейчас еще сказать, что объединяет этих животных? -Чем они похожи друг на друга? (Возможно, эти два зверя очень похожи по своим чертам: оба хитрые и ловкие. Может, именно поэтому народная традиция соединяет их вместе). -Найдите подтверждение из текста, как представился кот лисе? (По имени и отчеству) - А лиса? Почему? Подумайте над этим вопросом в паре. (Животные говорят и действуют, как люди, поэтому мы встречаем в сказках такие обращения). -Как изменилась жизнь кота и сам кот? -Почему лиса заботилась о нем? (Он стал жить припеваючи. Лиса заботилась о нем, как будто не замечая его трусливости) - Как теперь кота зовут? Сравните имя Котофей с другими именами: Тимофей, Еремей. Эти имена сейчас встречаются очень редко. И этот факт тоже говорит о том, что сказке много лет. -Какие повадки все-таки у Котофея Ивановича такие же, как и у настоящих домашних котов? (Он любит рыбу, гоняется за мышами) - Какие припасы отправилась добывать лиса? (Еду, птицу) - Что можно сказать о лисе? (верная жена, хлопотливая, заботливая хозяйка, находчива и изобретательна) - Кто повстречался лисе? Что она им говорила? - Сколько зверей встретила лиса? (троих). - Один из признаков сказок: троекратный повтор – 3 раза повторяется похожая ситуация, лиса им говорит одно и то же. Как вы думаете, догадаются ли волк и медведь, что Котофей Иванович – обыкновенный кот? - Проверим свои предположения по ходу чтения Чтение сказки хорошо читающими учениками - Подтвердились ли наши предположения по содержанию сказки? - Почему это сказка, а не рассказ? - Кто автор этой сказки? (народ) - Понравилось вам это произведение? Были ли моменты, когда вы волновались, переживали? Что бы вы хотели изменить в этой сказке . - Подумайте и скажите, каким качеством обладал этот кот в сказке (Шкодливый, озорной, вредный, трусливый, находчивый, предприимчивый, хитрый). - Кто оказался смелее: волк, медведь или заяц? Расскажите, как кот напугал волка и медведя? Почему кот оказался победителем? Кто оказался хитрее всех? - Во всех сказках этот персонаж ловок, удачлив, предприимчив, находчив - качества, которыми слушатель не может не восхищаться. И в то же время лиса - притворщица, воровка, расчетливая, злопамятная, жестокая. Отношение к ней рассказчика и слушателей двойственное. Чаще умной бывает лиса, особенно в тех случаях, когда противник сильнее. При другом сочетании: лиса и рак, лиса и дрозд, лиса и дрозд, лиса и кот, лиса и петух - выигрывает слабый, а лиса осмеивается. - Что можно сказать о лисе? (Лиса хитрая, умная, сообразительная). - А какими предстают перед нами волк и медведь? (трусливые, глупые). - Как заканчивается сказка? - В каком месте вы бы захотели изменить сказку? - Как вы думаете, зачем народ придумал эту сказку?) | Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием чувств и переживаний лирического героя; анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста; | Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства; Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. | Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД); Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД); | 15мин. |
4. Работа учащихся в микрогруппах | |||||
Задача: Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности. | Учитель разрабатывает для работы учащихся в микрогруппах индивидуально – групповые задания творческого характера с учётом дифференцированного подхода к процессу обучения, реализуя все виды совместной, совместно – разделённой и самостоятельной работы учащихся и учителя, позволяющие ученикам продолжить размышлять над содержанием произведения, делит класс на микро-группы, объясняет суть задания. Правила написания синквейна. 1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное; 2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; 3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна; 4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме; 5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы (синоним; ассоциация с темой синквейна – пункт №1) Составление СИНКВЕЙНА: Группа 1: Лиса; Группа 2: Кот; Группа 3: Медведь; Группа 4: Волк; Группа 5: Заяц; Группа 6: Сказка
| Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты. | Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике. | Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД); Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД); | 5 – 10 мин. |
IV. Подведение итога урока. | |||||
V. Домашнее задание: В учебнике стр. 195 – 198 выразительное чтение сказки по ролям. | |||||
Задача: Обобщить полученные школьниками знания и закрепить. | Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников. - Возвращаемся к началу урока. Получился ли у вас урок таким, каким мы его хотели видеть? - Что нового вы сегодня узнали? - Чему сегодня учились? - Что вынесено в заголовок: тема, герои, главная мысль, жанр? - Какой эпизод проиллюстрировал художник? Прочитайте эти строки. - Определите главную мысль сказки. (Побеждают не силой, а умом, находчивостью, хитростью) - Как можно сказку озаглавить по-другому? | Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. | Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения. | Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД) | 5 мин |
VI. Рефлексия | |||||
Задача: Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. | -У каждого на парте лежат сигнальные блокноты: Красный – У меня не получилось, но я буду стараться Жёлтый - Я хорошо справился, но были ошибки Зеленый - Я старался, у меня все отлично получилось - Ребята, с каким настроением мы заканчиваем урок? -Всем спасибо, мне было приятно с вами работать. | Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний. | Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования. | Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе (УМК "Школа России") по теме: "Поэтическое изображение осенних листьев в творчестве русских поэтов"
В данном материале представлен интегрированный урок литературного чтения (Литература, ИЗО, природоведение)...
Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме "Русские народные сказки"
Данная разработка содержит конспект урока по теме "Русские народные сказки" (литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"). Тип урока - урок-закрепление. Форма проведения - соревнование кома...
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Методическая разработка урока с приложениями и презентация урока....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").
В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме «Стихи о войне" ОС "Школа 2100"
Файл содержит методическую разработку урока литературного чтения по теме «Стихи о войне (В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины.....
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".
Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить сведения учащихся о писателях, изученных в разделе; совершенствовать навыки выразительного чте...