Технологическая карта урока по литературному чтению
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему
Технологическая карта урока по литературному чтению (пример), краткое содержание плана-конспекта урока, основные этапы урока, УУД по ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Технологическая карта урока (как один из вариантов) составляется в виде таблицы, в которой прописываются:
По вертикали этапы урока: | По горизонтали: |
Организационный момент. | Задачи каждого этапа. |
Подготовка к активной познавательной деятельности. | Методы. |
Установка познавательной задачи. | Формы. |
Усвоение новых знаний. | Виды деятельности учащихся. |
Первичная проверка понимания. | |
Закрепление знаний. | |
Самопроверка знаний. | |
Итог. | |
Домашнее задание. |
Единых требований к составлению технологических карт не существует; педагог выбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема.
Вариант 1
Технология проведения | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа |
1 этап Цель – актуализировать знания о… | ||
Вариант 2
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Осуществляемые действия | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | ||
Вариант 3
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Вариант 4
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Пример технологической карты урока
- Ф.И.О. учителя
- Класс: 2
- Предмет: Литературное чтение
- Тема урока: «Нет милее дружка, чем родная матушка».
- Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
- Цель урока: стимулировать интерес к чтению произведений, посвящённых маме.
Задачи
- Образовательные: научить определять значение слов и обосновывать своё мнение, определять тему и главную мысль лирического произведения, определять отличительные признаки лирического произведения, сравнивать произведения;
- Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;
- Воспитательные: воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку, стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
8. Дидактические средства:
для учителя – учебник, презентация.
для учащихся – учебник, тетрадь.
Название этапа | Содержание этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Литературная разминка | Прочитайте стихотворение, обратите внимание на знаки в конце каждого предложения. Сколько звезд на ясном небе! Сколько колосков в полях! Сколько песенок y птицы! Сколько листьев на ветвях! Только солнце – одно на свете. Только мама – одна на свете. Кому посвящено это стихотворение? С чем сравнивается мама? Почему мы начали со стихотворения о маме? О ком мы говорили на предыдущем уроке? | Выразительно читают стихотворение (2-3 человека) Стихотворение посвящено маме. Мама сравнивается с солнцем. Мы говорили о близких людях, а мама – самый близкий человек. | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |||||||||||||||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: пробное учебное действие; фиксация затруднения. | Беседа. Определение темы. Проверка д.з. (чтение стихотворений 1) Р. Рождественский «…На земле хороших людей не мало…» 2) Ю. Энтин Песня о маме 3) Б. Заходер «…С папой мы давно решили…» наизусть по выбору). | А не так давно мы отмечали праздник, посвященный мамам. Какой? Как вы поздравляли своих мам? Кто из вас уже догадался, кому будет посвящён наш сегодняшний урок? Верно. А тема урока звучит так: « Нет милее дружка, чем родная матушка». Как вы понимаете это предложение? Дома вы должны были выучить наизусть любое стихотворение с.70-71. Кто из вас выучил стихотворение о маме? | -8 марта Дарили открытки, читали им стихотворения. Мамам То, что мама – это лучший друг. Дети читают наизусть. | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений. | |||||||||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения. | Работа с учебником. Чтение стихотворения А. Барто «Перед сном», с.72 Беседа о прочитанном стихотворении, выявление темы, характера героя. | Кто из вас знаком с произведениями Агнии Барто? Прочитайте название стихотворения А. Барто. Можно ли по названию сказать, что в нём будет говориться о маме? Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Перед сном». Это стихотворение о маме? Какие слова помогают понять, кто является героями этого стихотворения? Можно ли сказать, что это ребенок и его мама? Как ребенок относится к маме? Из каких слов мальчика можно сделать вывод, что он очень любит свою маму? Считаете ли вы маму своим другом? Делитесь ли вы с ней своими проблемами? Если нет, то почему? Как вы общаетесь со своими мамами? Как вы понимаете значение выражения: «не стоять над душой»? Как вы думаете, какие слова помогают нам определить характер героя этого произведения? Какой этот мальчик? Можно ли считать произведение А. Барто лирическим? Почему? Можно ли считать, что мальчик огорчён поведением своей мамы? Где, в тексте это видно? Давайте расставим ударения и паузы, чтобы вам было легче читать стихотворение. Читает стихотворение повторно, указывает на паузы и ударения. Прочитайте выразительно стихотворение А. Барто «Перед сном», выразив любовь мальчика к маме с помощью соответствующей интонации. (Следит за правильностью прочтения слов) | Нет. Слушают учителя. Да. Сядь со мной; не стою над душой; жду, молчу; целый вечер ты со мной не была. Да. Всегда. Радостно, весело, долго, с удовольствием, часто, редко. Не надоедать. Я всё жду, всё молчу. Как большой… Да, потому, что здесь описываются чувства и переживания. Да. Целый вечер ты со мной не была. У тебя всё дела, да дела. Слушают учителя, следят за текстом, делают пометки карандашом в учебнике. Четыре ученика, по цепочке читают стихотворение, по абзацу. | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы. | |||||||||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | Работа с учебником. Чтение стихотворения Р. Сефа «Если ты ужасно гордый…» Беседо о прочитанном стихотворении, выявление темы, характера героя. | Перейдём к странице 73. Я читаю, вы следите. Выразительно читает стихотворение. Расскажите, приходилось ли вам просить прощение у мамы и за что. Объясните значение слов: «гордый» «независимый» А как вы понимаете выражение: «Оставаясь очень твёрдым…» А теперь давайте попробуем определить тему стихотворения. О чём оно? Вы конечно же правы. Прощения нужно просить у всех. А у мамы в особенности. А давайте определим характер героя этого стихотворения. Какой он? Как вы думаете, можно ли утверждать, что в этом стихотворении автор призывает читателей быть гордыми и твёрдыми? А к чему он призывает? Давайте расставим ударения и паузы, что бы вам было легче читать стихотворение. Читает стихотворение повторно, указывает на паузы и ударения. (Особенно в последних 2-х строчках) Хорошо. Кто попробует прочитать выразительно это стихотворение? | Слушают. Рассказывают случаи из жизни. С чувством собственного достоинства, сознающий свое превосходство Тот, кто ни от кого не зависит. Оставаясь таким же гордым. Это стихотворение говорит о том, что маму обижать нельзя, а если обидел, то нужно попросить прощения. Гордый, твёрдый, независимый. Нет. Автор призывает, оставаясь таким же твёрдым, тихо попросить прощения у мамы, если ты её обидел. Слушают учителя, следят за текстом, делают пометки карандашом в учебнике. Один ученик выразительно читает стихотворение. Остальные следят. | Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | |||||||||||||||||||||
Физминутка | Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. | Дети выполняют подражательные движения по тексту | |||||||||||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта. Цель этапа: построение и фиксация нового знания. | Беседа о прочитанных стихотворениях. Выражение мнения с приведением аргументов. | Скажите, какое стихотворение вам понравилось больше? Почему? Поясните. Слушает учащихся, задаёт наводящие вопросы. | Первое / Второе Потому, что оно... ( доброе, красивое... и т. д.) Оно говорит о … В нём раскрывается… Характер героя в этом стихотворении… | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | |||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: применение нового знания. | Выразительное чтение стихотворений по выбору | Давайте послушаем стихотворения, о которых мы с вами сегодня говорили. К доске идёт… и читает понравившееся стихотворение, с учётом пауз, ударений и интонации. Все внимательно слушают. Я буду задавать вопросы. Слушает 2-4 учеников, задаёт вопросы при необходимости исправляет. | Слушают. 2-4 ученика по очереди читают стихотворения, пользуясь партитурой. | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | |||||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. | Ребята. Сегодня мы с вами познакомились со стихотворениями «Перед сном» А. Барто и «Если ты ужасно гордый…» Р. Сефа. Они разные или чем – то похожи? Давайте откроем тетради и заполним таблицу. Первая строка. Жанр. Конечно же это… Потому, что… Вторая строка. Оба ли стихотворения лирические? Как можно записать тему? Кто является главным героем? Следующая строка: Чувства и мысли героя. Её вы заполняете самостоятельно. И последнюю строчку вы заполняете самостоятельно. Все знают, что такое главная мысль?
| Эти два стихотворения похожи тем, что они о маме. Но в остальном они разные. Открывают рабочие тетради. Стихотворение Здесь есть рифма Да, потому что раскрываются чувства в двух стихотворениях Вечер с любимой мамой, трудно просить прощения. Маленький мальчик Заполняют таблицу. Да. Выполняют задание. | |||||||||||||||||||||||
8.Включение в систему знаний и повторение. Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление при выполнении заданий практического характера. | Рассказ о мамах, составление пословиц, дополнительное прослушивание стихотворений из домашнего задания. Д.З. | Хорошо. А теперь давайте расскажем друг другу, какие у нас мамы. На доске пословицы, но они рассыпались. Соберите их: При солнышке тепло, при матушке добро. Нет лучше дружка, чем родная матушка. Как понимаете эти пословицы? Задаёт домашнее задание. (Выразительное чтение стихотворений) | Несколько учеников рассказывают о своих мамах. Остальные слушают, задают вопросы. Собирают пословицы. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | |||||||||||||||||||||
9. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке | Подведение итогов урока, определение темы и задач. Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | С какими стихотворениями мы сегодня познакомились? Какова была тема сегодняшнего урока. Как мы её раскрыли? С помощью чего? У каждого на столе лежат два разноцветных листочка. Оцените свою деятельность, выбрав один из листочков «розовый» - вы очень довольны своей работой, «голубой» - вы работали хорошо, но могли бы ещё лучше. | «Перед сном» А. Барто и «Если ты ужасно гордый…» Р. Сефа «Нет милее дружка, чем родная матушка» С помощью чтения стихотворений, рассказов о маме. Выбирают нужный листик. Поднимают. |
Литература
1. Бойкина М. В. Уроки чтения. 2 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2009.
2. Технологические карты для работы по комплекту для начальной школы «ПЕРСПЕКТИВА» ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 класс I полугодие – http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО.2007
Фрагмент урока: работа с тестами с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных
Формы и методы применения данных заданий
Тесты можно применять на разных этапах урока, например на этапе проверки домашнего задания, этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний, этапе закрепления новых знаний и способов действий, этапе обобщения и систематизации знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Этап закрепления новых знаний | Выводит на экран вопросы теста, зачитывает каждый вопрос, выслушивает и выводит на экран ответы учащихся, комментирует результат | Слушают вопрос, читают его сами, обдумывают и дают ответ, анализируют результат | Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов | Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Обобщение и систематизация знаний | Дает задание для индивидуальной работы в рабочих тетрадях, затем организует взаимопроверку в парах при помощи экрана | Выполняют тесты в рабочих тетрадях, меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу партнера, затем контролируют правильность проверки при помощи экрана | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным образцом | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов | Планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера |
Фрагмент урока: работа с заданиями на установление соответствия или закономерности
Формы и методы применения данных заданий
Задания на установление соответствия или закономерности можно использовать на: этапе проверки домашнего задания, этапе первичного закрепления знаний, этапе контроля и самоконтроля знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Проверка домашнего задания | Выводит на экран задание, вызывает учеников к доске для выполнения задания, сам комментирует результат или просит прокомментировать кого-то из учащихся | Выполняют задание, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Первичное закрепление полученных знаний | Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у экрана | Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу | Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов | Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера |
Фрагмент урока: работа с заданиями на выявление общих признаков (найди «лишнее»)
Формы и методы применения данных заданий
Задания типа «Найди лишнее» целесообразно использовать на этапе первичного закрепления полученных знаний, этапе применения знаний, этапе коррекции знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Первичное закрепление полученных знаний | Организует индивидуальную работу учащихся в рабочих тетрадях, затем самопроверку с использованием экрана | Выполняют задания в тетрадях, выполняют самопроверку с экрана, комментируют результат | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Применение полученных знаний | Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у экрана | Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу | Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов, подведение под понятие | Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера, умение строить речевое высказывание |
Фрагмент урока: работа с заданиями на восстановление текста («Заполни пропуски»)
Формы и методы применения данных заданий
Логические задания на восстановление текста («Заполни пропуски») направлены на формирование у школьников логического мышления, умения проводить операции синтеза, восстанавливая целое из частей. Эти задания можно применять на этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний (для создания проблемной ситуации), этапе обобщения и систематизации, этапе контроля и самоконтроля.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний | Создает проблемную ситуацию, когда выполнение задания невозможно из-за недостатка знаний | У экрана выполняют задание. Пытаются исправить возникшие ошибки | Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить | Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Обобщение и систематизация | Организует фронтальную устную работу у экрана | По цепочке выполняют задания с подробным комментированием | Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы | Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс
Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"
Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...